Жилищный кодекс россии 2021
Содержание:
- В чем целесообразность знания
- Комментарий к Статье 20 ЖК РФ
- Основы понятий жилищного права и законодательства
- Особенности взаимодействия международного и отечественного жилищного права
- Комментарий к Статье 147 ЖК РФ
- Жилищное право и Конституция
- Другой комментарий к Ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации
- Изменения ЖК РФ от 01.01.2019
- Общая система жилищного законодательства
- Федеральные правовые акты жилищной сферы
В чем целесообразность знания
Известная истина, что знание – это оружие, которое может пригодиться, полностью относится и к положениям нового Жилищного Кодекса. При наступлении факта вступления в те или иные правовые взаимоотношения гражданин становится перед проблемой знания всех подробностей и своих возможностей в наступившей ситуации.
Несмотря на то, что знать и комментировать нюансы возникшего прецедента, как и другие подробности в отношении жилищного права может только профессиональный юрист, человеку пригодится знание особенностей покупки, наследования или продажи жилья, оплаты коммунальных платежей за услуги, как осуществить капитальный или текущий ремонт. Необходимость владеть определенным комплексом знаний появляется для того, чтобы избежать мошеннических действий в следующих случаях:
- Сдача квартиры или дома в аренду или лизинг.
- Наем жилого помещения.
- Процессы вывода объекта из жилого фонда.
- Изменение внутреннего расположения – перепланировка.
- Покупка или продажа части или целостного жилого комплекса.
- Правильное или неправильное вступление в права наследования, что чревато признание операции недействительной.
Руководствуясь положениями и статьями ЖК РФ 2019, являющегося крайне важным документом, регулирующим процессы правового характера с жильем, наш рядовой соотечественник реализует в полном объеме права, закрепленные Конституцией, сможет защитить эти позиции и упорядочить нормы оборота жилого фонда. Параллельно с этим знание Кодекса позволит избежать огромных финансовых потерь, утраты только приобретенного или уже имеющегося дома или квартиры, различных действий со стороны криминальных элементов, проводящих уголовно наказуемые действия в нормативной области. Зная даже элементарные основы жилищного и гражданского права, вы сможете в той или иной степени владеть ситуацией, определенно и эффективно влиять не нее.
Комментарий к Статье 20 ЖК РФ
1 — 2. Статья 20 Кодекса устанавливает обязательность государственного контроля в области жилищных отношений со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти в отношении всех жилых помещений, входящих в жилищный фонд, независимо от видов жилищного фонда.
Значительная часть контрольных полномочий относится к компетенции государственной жилищной инспекции, которая действует в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566; 1995. N 10. Ст. 894; 1997. N 42. Ст. 4788; 2006. N 7. Ст. 786.
Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции РФ права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации;
давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к административной ответственности;
участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
Кроме того, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 — 7.23 КоАП РФ.
В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 <1> разъяснено, что под установленным ст. 20 Кодекса государственным контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме следует понимать контроль за исполнением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 <2>. Указанный контроль осуществляется в условиях изменения федеральным жилищным законодательством роли и места собственников помещений и привлекаемых ими управляющих и подрядных организаций, что исключает возможность использования старых подходов к оценке их обязательств и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Складывающаяся правоприменительная и судебная практика в ряде случаев не учитывает изменения жилищного законодательства.
———————————
<1> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. N 1.
<2> СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.
Государственный контроль за соблюдением указанных Правил содержания следует отличать от государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям (ч. ч. 2 — 4 ст. 17 Кодекса, Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.
Основы понятий жилищного права и законодательства
Необходимо понимать, что в основе любого законодательного акта лежат не предметы, объекты или явления (например, движимое, недвижимое имущество, различные ресурсы, порядок их пользования или распоряжения). Целью законов является регулирования прежде всего человеческой жизнедеятельности, различных взаимоотношений людей, их действий или бездействия по отношению к определенным объектам. Понятия права и законодательства отличаются, но в совокупности определяют отношения между гражданами, организациями и государственными структурами в различных сферах деятельности, включая жилищную проблематику.
Если понятие законодательства охватывает все юридические документы, регулирующие аспекты жилищных отношений, то определение права в данной области представляет собой развернутые описания правовых возможностей, предоставленных гражданам Конституцией и законами.
Базовой единицей жилищного законодательства является жилище
Основные термины, определения, нормативы жилищной сферы содержатся в профильном Кодексе. Этот свод правил из 12 разделов и 21 главы обязателен к применению на всей территории российского государства. Кодекс призван реализовывать и защищать гражданские права на жилье посредством следующих возможностей:
- совместных или индивидуальных имущественных прав собственности на недвижимость жилого назначения;
- переводов помещения по разным группам категорий;
- капитального ремонта, переоборудования помещений;
- социального найма или аренды;
- создания специализированного фонда;
- организации различных форм объединений собственников жилья;
- оплаты коммунально-хозяйственных услуг;
- управления многоквартирными жилыми сооружениями.
В Кодексе установлены нормы оплаты коммунальных услуг, проведения капремонта и проч.
Наиболее актуальны при этом вопросы оформления и распоряжения собственностью, качественного функционирования многоквартирных зданий, прилегающей инфраструктуры.
Права на жилье позволяют реализовывать такие принципы, определенные статьей 1 профильного Кодекса:
- все участники этого вида отношений несут одинаковую ответственность перед законом, равны в своих правах;
- на государственную власть возложены обязанности по созданию условий, необходимы для реализации гражданских прав на жилище;
- возможность оспаривать нарушения прав, восстанавливать их в надлежащем объеме;
- необходимость пользования помещениями исключительно по назначению.
Статья 1 ЖК РФ
Особенности взаимодействия международного и отечественного жилищного права
В соответствии с общепринятыми международными принципами права Россия самостоятельно устанавливает внутригосударственные нормы, правила социально-экономической, культурной политики, если они не наносят ущерб мировой безопасности. Это также относится к сфере жилищных правоотношений, которые относятся к ведению РФ и регулируются отечественным законодательством.
РФ имеет право самостоятельно устанавливать внутригосударственные нормы относительно жилищных отношений
При этом данная сфера жизнедеятельности отвечает всем международным соглашениям и принципам, среди которых можно назвать следующие постулаты, утвержденные в Конституции РФ.
- Не допускается безосновательное лишение граждан жилья. Этот принцип утверждается 40-й статьей, закрепляющей право каждого на жилище и запрет на его лишение жилья без законного обоснования.
- Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилищ и государственную защиту от противоправных посягательств на права собственности.
- Гарантия демократического равенства пред законом всех владельцев и нанимателей жилья.
Все это в полной мере соответствует международным принципам уважения и защиты гражданских свобод, равенства всех лиц в своих правах и обязанностях.
Граждане не могут быть лишены жилья безосновательно
Среди международных договоров, затрагивающих проблемы жилищных отношений и признанных Россией, можно назвать такие соглашения.
Соглашение | Описание |
---|---|
«Всеобщая декларация прав человека» | Рекомендованна ООН к выполнению всеми странами. В Декларации провозглашается неприкосновенность жилища, право каждого человека на достойный уровень жизни, включая жилье, обязанность каждого государства обеспечивать своим гражданам необходимые для жилищных правоотношений условий. |
«Пакт о гражданских и политических правах» | Утверждает право на неприкосновенность жилищ. Принят к обязательному исполнению каждым членом ООН. |
«Пакт об экономических, социальных и культурных правах» | Предусматривает право каждого на достойный уровень жизни. |
«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» | Принятая Советом Европы и одобренная Россией Конвенция, в которой устанавливается право людей на мирное пользование собственностью и провозглашается принцип уважения к жилищу каждого человека. |
Существуют определенные международные договоры, в которых оговариваются нюансы жилищных отношений
Согласно 15 статьи Конституции РФ, международные договора и соглашения являются одним из элементов отечественной правовой системы. К ней также относятся общепризнанные международные принципы права. В соответствии с этой нормой основного закона Российская Федерация обязана соблюдать правовые положения о жилищных отношениях, гарантиях социального обеспечения граждан жильем, защите собственности, которые относятся международным правом к обязательным для исполнения.
Жилищным кодексом РФ подтверждается верховенство международного права на территории России. Это означает, что в случае противоречия российских жилищных законов международным договорам данной сферы граждане имеют право действовать согласно международным правилам. Такая норма также позволяет оспаривать в соответствующих судебных инстанциях отдельные положения отечественного законодательства, отстаивать свои жилищные права при различных нарушениях и противоправных действиях со стороны государственных органов власти.
Следует учесть, что, несмотря на приоритетное значение признанных Россией международных договоров, представители компетентных государственных органов не имеют права заключать соглашения, изначально вступающие в противоречие с положениями отечественной Конституции. Подобные договора несут потенциальную угрозу суверенитету и безопасности Российской Федерации. В то же время конституционные положения, российские законы не должны содержать нормы, которые явно противоречат международным правовым и демократическим принципам.
Комментарий к Статье 147 ЖК РФ
1. Правление товарищества собственников жилья — это коллегиальный исполнительный орган управления товарищества, подотчетный общему собранию членов товарищества, который осуществляет руководство текущей деятельностью товарищества. Поскольку указанная деятельность весьма многогранна, постольку правление вправе принимать решения по всем вопросам, за исключением тех из них, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч. 2 ст. 44) и компетенции общего собрания членов товарищества (см. ч. 2 ст. 145 Кодекса).
Ряд конкретных вопросов, решение которых входит в обязанности правления товарищества, определен в ст. 148 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).
Следует также учитывать, что собственной компетенцией, установленной в ст. 149 Кодекса, обладает также председатель правления товарищества. Правление как коллегиальный орган не вправе осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа.
Таким образом, компетенция правления товарищества собственников жилья определяется по остаточному принципу: данный орган вправе решать любые вопросы деятельности такого товарищества, не отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества и председателя правления товарищества. С учетом этого обстоятельства и должны определяться в уставе товарищества полномочия правления.
2. Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья об избрании состава правления принимается простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
В состав правления не могут быть избраны, например, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья. Кроме того, членами правления не могут быть лица, являющиеся членами ревизионной комиссии данного товарищества (см. ч. 1 ст. 150 Кодекса).
3. В ч. 3 ст. 147 Кодекса речь идет не о председателе товарищества, а о председателе правления товарищества, статус которого как единоличного исполнительного органа определен в ст. 149 Кодекса. Целесообразно, чтобы законодатель исправил допущенную в рассматриваемой норме терминологическую неточность.
В связи с тем, что председатель правления избирается из состава правления, авторитетные юристы справедливо указывают на то, что данные положения Кодекса противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более, что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает необходимость его избрания собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества — см. ч. 2 ст. 145 Кодекса) <1>. Поэтому представляется, что в ст. ст. 145 и 147 Кодекса необходимо внести изменения, относящие избрание председателя правления товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества.
———————————
<1> См.: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 — 2007. С. 333.
4. В уставе товарищества собственников жилья можно установить порядок, в соответствии с которым при рассмотрении на ежегодном общем собрании членов товарищества отчета о выполнении годового плана о финансовой деятельности товарищества (см. п. 8 ч. 2 ст. 145 Кодекса) общее собрание рассматривало также отчет правления о других его действиях.
При составлении финансовых планов и соответствующих отчетов целесообразно учитывать Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 N 17-45 <1>.
———————————
<1> Финансовая газета. 1997. N 45, 46.
5 — 6. Порядок деятельности правления целесообразно детально регламентировать в уставе товарищества или в специальном локальном акте типа положения о правлении. Такой акт может быть утвержден на общем собрании членов товарищества.
Жилищное право и Конституция
Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.
В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.
Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории РФ
Среди установленных российской Конституцией прав и норм, непосредственно регулирующих отношения жилищного характера, можно выделить следующие статьи:
- 40-я статья – провозглашает защиту прав каждого человека на жилье, гарантирует реализацию данного права;
- 27-я статья – гарантирует право на свободный выбор гражданином своего места жительства;
- 25-я статья – закрепляет нормы о неприкосновенности и защите жилищ.
Статьей 71 регулирование гражданских правоотношений, к которым по своей сути относится жилищная сфера (право каждого на жилье, владение жилой недвижимостью, возможность ею распоряжаться, условия договоров по найму помещений, порядок организации объединений собственников жилья, правил их деятельности), закреплено исключительно за Российской Федерацией.
В Конституции указаны права граждан на жилье, выбор места жительства и проч.
Вместе с тем в 72-й статье предусматривается совместное ведение законодательства в области жилищных отношений как федеративными субъектами, так и РФ. При этом законы федерального значения имеют приоритет над региональными правовыми актами. Если законы или нормативные документы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству, необходимо руководствоваться положениями соответствующего федерального закона. Это правило в полной мере действует по отношению к жилищному праву.
Конституцией утверждена неприкосновенность частной собственности
Другой комментарий к Ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Согласно комментируемой статье в качестве специализированных используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Назначение этих помещений — целевое, поэтому законодатель установил пределы его использования. Статьей 92 предусмотрено, что специализированное жилье нельзя отчуждать, передавать в аренду, внаем, за исключением передачи по договору найма (см. комментарии к ст. 104 — 108).
2. Использовать жилье в качестве специализированного допустимо только после его отнесения к таковому. Правительством РФ принято Постановление от 26.01.2006 N 42 <1>, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697.
Вместе с тем, исходя из законодательных норм о предоставлении жилья из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также жилья в домах системы социального обслуживания, вопрос о принадлежности таких помещений к определенному виду специализированного жилья не требует дополнительной регламентации.
Уже в процессе создания указанных фондов, а также домов системы социального обслуживания определено их целевое назначение. Так, фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, создаются за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов миграционной службы <1>.
———————————
<1> Статья 11 Закона РФ от 19.02.93 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости РФ. 1993. N 12. Ст. 427; ст. 11 Федерального закона «О беженцах», в ред. Федерального закона от 28.06.97 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.
Жилые помещения этих фондов подлежат учету в реестре федерального имущества. Используются указанные фонды на основе Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 <1>, и Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 <2>. Таким образом, вопросы использования (целевого назначения) указанных жилых помещений решены органом, который управляет жилищным фондом (согласно ст. 114 Конституции РФ федеральной собственностью управляет Правительство РФ).
——————————-
<1> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562.
<2> СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1604.
Что касается жилых помещений в домах системы социального обслуживания, то их назначение и использование определены специальными актами о социальном обслуживании населения в Российской Федерации. Государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания. Они являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, к полномочиям которых отнесены: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 4, 21 Закона об основах социального обслуживания).
Статья 17 Закона об основах социального обслуживания к стационарным учреждениям социального обслуживания относит: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, дома-интернаты для умственно отсталых детей и проч. Их создание подчинено целевому назначению и осуществляется органами, которые и управляют этим жильем.
То есть относительно жилья для проживания беженцев и переселенцев, а также жилых помещений в домах системы социального обслуживания решение «о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд» фактически принято.
3. К специализированным жилым помещениям отнесены:
служебные жилые помещения;
жилые помещения маневренного фонда;
жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев;
жилые помещения для временного поселения беженцев;
жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Всем специализированным жилым помещениям присуще то, что они (в основном) предназначены для временного проживания. О специфике назначения каждого вида специализированных жилых помещений см. комментарии к ст. 93 — 98.
Изменения ЖК РФ от 01.01.2019
Изменения, вступающие в силу в январе:
- уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так,
предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться
поводом для прекращения его прав на улучшение жилья; - дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей,
находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с
бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав; - расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на
капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).
Общая система жилищного законодательства
Конституцией РФ создание и ведение законодательной базы жилищной сферы закрепляется за Российской Федерацией совместно с ее субъектами. В то же время гражданское законодательство находится исключительно в ведении РФ, а жилищная сфера относится к гражданско-правовым отношениям. Соответственно, правоотношения жилищного характера, помимо профильного Кодекса, регулируются нормами гражданского законодательства.
Систему правовых источников жилищного законодательства от гражданского отличает то, что она основывается не исключительно на законах, но и на различных нормативных документах, подзаконных актах. К данной области относится совокупность федеральных, региональных законов, президентских указов, правительственных постановлений, решений и документов, утвержденных исполнительной властью, местным самоуправлением. Среди основных международных соглашений, закрепляющих права граждан на жилище, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года, а также Пакт об экономических, социальных и культурных правах граждан от 1966 года.
К такому законодательству относится не только Жилищный кодекс, но и различные нормативные документы, подзаконные акты
Внутригосударственное региональное законодательство дает возможность субъектам РФ следующим образом реализовывать свои полномочные обязательства в жилищной сфере:
- предоставлять жилье различным категориям граждан;
- определять порядок, размер оплаты жилья, стоимости коммунальных услуг;
- проводить ремонт объектов недвижимости жилого фонда;
- определять круг прав и обязанностей органов управления ЖКХ, осуществлять контроль их деятельности.
Субъекты РФ имеют право на установление стоимости коммунальных услуг, выделение жилья гражданам и проч.
Федеральные правовые акты жилищной сферы
К основным правовым источникам, регламентирующим различные аспекты области жилищных отношений, относятся следующие законы и нормативные акты федерального значения.
- Жилищный кодекс от 2004 года (в ред. 2019 г.).
- Положения Гражданского кодекса, регулирующие имущественные права собственности граждан на жилье, порядок оформления сделок по купле, продаже, получение в дар или наследство жилых помещений, условия договорных отношений по аренде жилья. Статьи ГК, определяющие понятие квартиры в качестве объекта собственности, а также регламентируют права на владение помещениями многоквартирных жилых домов, деятельность различных объединений собственников жилой недвижимости.
-
Различные нормы Земельного кодекса о земельных участках, используемых или предназначенных к застройке объектами жилищного фонда.
- Правила и нормы Градостроительного кодекса, обеспечивающие реализацию прав граждан на качественное жилье, инфраструктуру, благоприятную среду места жительства, другие аспекты, связанные со строительством объектов жилой недвижимости.
- Статьи КоАП, устанавливающие виды и меру ответственности за совершение различных нарушений правил использования жилья или охраны жилой недвижимости.
- Положения закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 1991 года, определяющие принципы, порядок осуществления приватизации жилой недвижимости государственного или муниципального фонда, права граждан при проведении приватизации.
- Нормы закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года, закрепляющие процедуру проведения обязательной регистрации прав собственности на жилую недвижимость.
В различных законах можно узнать аспекты жилищных отношений
Помимо этого, различные федеральные законы могут прямо или косвенно регулировать отдельные моменты правоотношений жилищного характера.