Контролирующие органы в сфере жкх

Особенности проверки

В зависимости от направления или субъекта, проводящего контроль, можно выделить несколько форм аудита:

  • обязательная;
  • инициативная.

Наибольшей популярностью пользуется второй вид. Одна из главных особенностей аудиторского контроля: заказчиком может выступать как само руководство управляющей компании (в целях повышения доверия, получения возможности отчитаться на общем собрании и т. д.), так и сомневающиеся в ее честности жильцы многоквартирного дома.

Сбор необходимых документов

Для проведения аудиторской проверки управляющая компания должна подготовить некоторые документы. Среди основных можно выделить:

  • устав;
  • договор между учредителями;
  • перечень акционеров;
  • свидетельство, подтверждающее статистические коды;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
  • регистрационные документы.

В ходе проверки могут потребоваться: кассовые лимиты, бумаги о собственности, сведения о размере уставного капитала, результаты предшествующего финансового контроля и т. д.

Проверка расчетов и выполненных работ

Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей

Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок

Аудитор может запросить смету и проверить полноту проведенных работ, а также их соответствие заявленной стоимости. Контролю может быть подвергнуто штатное расписание, тарификация, порядок предоставления заработка и т. д. Инспектор имеет право запросить любой документ, касающийся расхода денежных средств.

Заключительный этап проверки

По окончании аудиторского контроля специалист должен систематизировать результаты, провести анализ и подготовить отчет. При составлении акта инспектор оценивает как выявленные нарушения могут повлиять на бухгалтерскую деятельность, сопоставляет соответствие методов учета и действующего законодательства. Выявление серьезных нарушений может обернуться наложением штрафа или даже судебными разбирательствами.

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулированиеНормативно–техническое регулированиеСаморегулирование в сфере строительстваЭкономически эффективная проектная документация повторного использованияЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕДеятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельностиПромышленность строительных материаловПодтверждение пригодности новой продукции для применения в строительствеГосударственный контрольАнкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской ФедерацииСпециальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыРеестр документов

Кто проверяет сферу ЖКХ?

Государство

Основной контроль работы УК осуществляют государственные и муниципальные надзорные органы.

‒ Сфера ЖКХ с учётом её роли в повседневной жизни граждан всегда будет под пристальным вниманием государства в лице её надзорных органов и общественности в целом, ‒ прокомментировал Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов. Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:. Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:

Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:

исследует питьевую воду на предмет химического, биологического и вирусологического загрязнения;
измеряет уровни шума и вибрации от тепловых узлов дома, лифта и вентиляции;
контролирует выполнение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
контролирует содержание контейнерных площадок и мусоропроводов.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и питьевой воде УК привлекают по статьям 6.4 и 6.5 КоАП РФ, штраф по которым составляет до 20 тысяч рублей и до 30 тысяч рублей соответственно.

Роспотребнадзор привлекает также к административной ответственности УК за оказание услуг ненадлежащего качества по статье 14.4 КоАП РФ (штраф – до 30 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 50 тысяч рублей), нарушение порядка ценообразования по статье 14.6 КоАП РФ. При завышении тарифов УК выплачивает штраф в двукратном размере излишне полученной выручки, при занижении – штраф составит 100 тысяч рублей.

Государственная жилищная инспекция РФ и её территориальные органы ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда. ГЖИ проводит инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов, даёт предписания об устранении выявленных нарушений. При обнаружении нарушения жилищного законодательства ГЖИ даёт представление об аннулировании или приостановлении лицензии юридических лиц.

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании письменного обращения ГЖИ в суд о нарушении УК лицензионных требований. Письменное обращение в суд ГЖИ составляет по решению лицензионной комиссии. Лицензионная комиссия опирается на статью 199 ЖК РФ: причиной обращения в суд об аннулировании лицензии выступает исключение МКД площадью от 15% общей площади МКД, находящихся в управлении УК.

Процедура аннулирования лицензии:

  1. ГЖИ в течение года от двух и более раз выдаёт УК предписание по устранению нарушений лицензионных требований.
  2. При неисполнении этих предписаний или исполнении их недолжным образом от двух и более раз суд назначает УК административное наказание.
  3. В этом случае ГЖИ вправе исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых УК нарушила лицензионные требования.
  4. Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об аннулировании лицензии, если из реестра ушло 15% от общей площади домов, находящихся в управлении УК.
  5. На основании решения лицензионной комиссии ГЖИ обращается в суд с требованием аннулировать лицензию УК.

После аннулирования лицензии УК продолжает управлять МКД, пока собственники не выберут новую компанию.

Муниципальный жилищный контроль ведут региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ЖКХ проводят плановые и внеплановые проверки на соответствие деятельности УК нормам и требованиям муниципальных и федеральных нормативных актов.

Основанием плановых проверок выступает истечение одного года:

  • с начала деятельности по управлению МКД;
  • с окончания проведения последней плановой проверки.

Кто контролирует и проверяет деятельность управляющих компаний?

УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура — осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства.

Роспотребнадзор и ГЖИ осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Контролируют УК так же и органы самоуправления.

На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией, которая проверяет такие нюансы:

  • как используется и содержится жилье и общедомовое имущество;

  • как переводятся нежилые помещения в жилые и наоборот;
  • как жилье признается негодным для проживания, аварийным, под снос, реконструкцию, соответствие подобных признаний действующему законодательству;
  • как ведется учет жилья;
  • как проводятся перепланировки и переустройства;
  • как определяется общее имущество владельцев жилья в доме, его состав и содержание;
  • как проводится управление домом или домами;
  • как предоставляются услуги по ремонту и содержанию, соответствуют ли они требованиям закона;
  • как устанавливается плата за обслуживание (ремонт и содержание), ее размер;
  • как раскрывается информация УК, соответствует ли она установленным стандартам;
  • как предоставляются коммунальные услуги и каким способом определяется их величина и стоимость;
  • как устанавливается энергоэффективность, приборы учета, как они эксплуатируются, как учитываются ресурсы;
  • как составляются, заключаются и выполняются договора на предоставление услуг, обслуживание, ремонт и т.д., как они выполняются;
  • как формируются фонды на ремонт, в частности, капитальный и каким образом они расходуются;
  • как соблюдаются обязательные требования в отношении сохранности жилья, его использования.
  • как выполняются лицензионные требования.

Контроль ГЖИ над деятельностью осуществляется путем проверок. Проверка может быть или документальная или с выездом на место.

Работа Госжилнадзора (жилинспекции) регламентируется:

Иногда она санкционируется органами местного самоуправления или же проводится по инициативе прокурора.

Согласно ст. 22 ФЗ 2202-1, сотрудники прокуратуры имеют право:

  • просматривать любую документацию, а также анализировать ее;
  • свободно входить на территорию УК после предъявления удостоверения;
  • привлекать к участию в процедуре проверки госслужащих.

Проверка проводится без предварительного предупреждения. После обращения на нее дается месяц, в течение которого прокуратура должна известить о результатах заявителя.

В случае угрозы жизни и здоровью граждан в связи с деятельностью организации сроки могут сократиться вплоть до 1 суток.

Еще один контролирующий орган управляющих компаний – комитет по тарифам. Выполнять его функции могут и некоторые министерства, например, министерство энергетики региона.

Контроль осуществляется над коммунальными услугами, их предоставлением и качеством. Исследуются вода на наличие примесей и микроорганизмов, микроклимат в жилье, уборка мусора, состояние вентиляций, ценообразование на предоставляемые услуги и тому подобное.

На местах, работу управляющих компаний ЖКХ контролируют муниципалитеты и органы самоуправления в лице жилищной инспекции. В основном, они дублируют функции регионального Госжилнадзора.

В своей деятельности они руководствуются собственными постановлениями, законодательными актами, Постановлением Правительства России №493 от 2013 года и статьей 20 ЖК РФ.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Контроль собственниками жилья

Не стоит забывать, что сами собственники жилья имеют весомую силу. От них в бюджет поступают средства. Поэтому их удовлетворение в первую очередь должно интересовать управляющую компанию. Жильцы многоквартирного дома имеют отношения с УК согласно двустороннему договору, в котором прописаны права и обязанности обеих сторон, а значит, собственники жилья вправе требовать от второй стороны добросовестного исполнения условий договора. Как проверить управляющую компанию ЖКХ самостоятельно? При наличии нарушений, они вправе потребовать проведение внеплановой проверки. Для этого, необходимо направить заявку в ГЖИ с соответственным требованиям. Стоит отметить, что заявки, поданные коллективно, рассматриваются и исполняются быстрее. В своём обращении жильцы обозначают контактную информацию и могут запросить у управляющей компании перечень согласованных тарифов. Заявление необходимо написать в двух экземплярах.
Информация, полученная от представителей Упр. Компании подвергается анализу и сравнивается с фактическим качеством оказываем услуг. Для более профессионального анализа можно прибегнуть к помощи специалистов. Они помогут решить именно вашу проблему. После этого проходит проверка УК на соответствии указанных данных и фактически выполненных работ. Проверяющие могут попросить предоставить смету расходов бухгалтерию УК. Отчёты по финансовым документам вправе потребоваться не только за настоящий финансовый год, но и за предыдущие несколько лет из архивов организации.

При обнаружении завышенных тарифов или раздут смет на проведение работ, жильцы дома могут обратиться в прокуратуру. Они получают достаточные основания, чтобы составить иск и довести дело до суда. Получить бесплатную консультацию, можно обратившись в центр помощи потребителей услуг. Там помогут составить коллективную жалобу на виновника и довести её контролирующей организации сверху

Неважно, какой будет выбран путь действий: УК будет проверена, нарушения устранены, а жильцам компенсируются их потери и прекратятся неправомерные изъятия средств

Куда подавать жалобу


Не во всех случаях дело доходит до судебной инстанции, ведь процесс начинают при серьезных нарушениях. Начинать нужно с направления жалобы в саму управляющую компанию. Возможно, она самостоятельно урегулирует проблему или хотя бы объяснит ситуацию. Если ответа не последовало или он не удовлетворил, тогда стоит добиваться справедливости в других органах.

Сначала можно обратиться в жилищную инспекцию, потому как ее цель – защищать права владельцев квартир, следить за сохранностью недвижимости. Данный орган проведет проверку деятельности УК и выявит проблемы при их наличии. В итоге их устранят в течение месяца. Также у инспекции будет право привлечь управленцев к административному наказанию.

Можно обратиться в Роспотребнадзор, если нужно проверить отчеты бухгалтеров, установить обоснованность изменения тарифов, определить несоответствие договора общепринятым нормам. В него можно подать жалобу, если компания отказалась предоставить полные и правдивые сведения о коммунальных услугах. Если люди уже куда-то писали, следует перечислить инстанции.

Нужно идти в прокуратуру, когда управленцы потратили денежные средства на нецелевую трату

Неважно, сделали они это умышленно или непреднамеренно. Речь зайдет об экономических преступлениях – о растрате, грабеже, присвоении и мошенничестве

Прокуратура поможет и в том случае, если органы надзора бездействуют или действуют неправомерно. Уполномоченные работники проведут проверку и учтут существующие обстоятельства. По итогам можно будет привлечь к уголовной ответственности.

В случае выявления нарушений со стороны управленцев допускается обратиться в суд. Если речь идет о деньгах, надо уточнять размер компенсации за нанесенный ущерб имуществу или гражданам. В исковом заявлении стоит подробно разъяснить существующую ситуацию, изъявить требования. Следует приложить доказательства к делу, которые помогут добиться положительного решения. Иск в течение пяти дней после подачи могут принять в производство или вернуть с обоснованием причин. В первом случае дело будет рассмотрено, после чего примут решение. Его исполнение спустя месяц произойдет в добровольном порядке или при участии судебных приставов.

В едином реестре проверок приведены открытые данные

Согласно п. 12 ПП РФ № 415, орган ГЖН и иные надзорные ведомства, имеющие право проводить государственный и муниципальный контроль за деятельностью организаций, назначают ответственных должностных лиц, которые вносят информацию по проведённых проверках в единый реестр. Назначенные сотрудники ведомств несут ответственность за достоверность и полноту размещённой информации.

Ряд сведений, занесённых в единый реестр проверок, должен быть доступен неограниченному кругу лиц сразу после их публикации на интернет-сайте https://proverki.gov.ru (п. 25 ПП РФ № 415). Список информации о проверках, которые размещаются в открытом доступе, приведён в ч. 3 ст. 13.3 № 294-ФЗ:

1. Номер, присвоенный проверке.

2. Информация согласно п.п. 1–6, 9 ч. 2 ст. 14 № 294-ФЗ:

  • наименование органа контроля и вид контроля;
  • ФИО, должности лиц, проводивших проверку;
  • название, адрес проверяемых ЮЛ или ИП;
  • цели и задачи проверки, сроки и правовые основания её проведения;
  • список подлежащих проверке требований;
  • перечень входящих в проверку мероприятий, даты начала и окончания проверки.

3. Информация, указываемая в акте проверки согласно п.п. 1–6 ч. 2 ст. 16 № 294-ФЗ:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа контроля (надзора), проводившего проверку;
  • дата и номер приказа или распоряжения, согласно которому проводилась проверка;
  • ФИО и должности лиц, проводивших проверку;
  • сведения о проверяемом ЮЛ или ИП, в том числе данные о руководителе организации или уполномоченном лице, присутствовавшем при проверке;
  • дата, время и место проведения проверки.

4. Результаты проверки с указанием, были ли выявлены нарушения лицензионных требований.

5. Данные о принятых мерах для устранения нарушений: о выданных предписаниях, о привлечении к административной ответственности, о приостановлении или аннулировании ранее выданных лицензий, об обжаловании перечисленных мер и результате обжалования.

В зависимости от оснований проведения плановой или внеплановой проверки и её вида данные заносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа о проведении проверки либо в течение 5 рабочих дней со дня её начала (п.п. 16–17 ПП РФ № 415). Затем, при поступлении новой информации, должностное лицо дополняет сведения в реестре в соответствии с установленными в п.п. 18–21 ПП РФ № 415 сроками.

Кто контролирует работу управляющих компаний в ЖКХ, как проверить УК, провести аудит

На основании пункта 161 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре. 2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор. 3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. 5. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566); постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894); пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788); пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

Рекомендуем прочесть: Мат капитал на возмещение затрат на строительство

Как написать жалобу в — государственную жилищную инспекцию (образец и — примеры)

Не менее острой является также проблема управления многоквартирными домами, поскольку в настоящее время активно создаются ТСЖ. В этой сфере часто возникают случаи мошенничества, что также заставляет владельцев квартир обращаться в жилищную инспекцию.

  • Во вступительной части жалобы указываются сведения об управляющей компании и информация о заявителе. В случае коллективной жалобы нужно указывать данные о каждом заявителе.
  • В описательной части высказываются претензии и требования к управляющей организации, а также приводятся доказательства нарушения прав жильцов. При этом можно привлекать фотографии и видеоматериалы, которые впоследствии используются в суде. После изложения претензий заявитель должен потребовать устранения имеющихся нарушений.
  • В заключении нужно указать дату подачи жалобы и поставить подпись.

Что делать, если управляющая компания не выполняет свою работу?

Собственники квартир могут направить свои претензии к качеству оказываемых услуг по телефону объединённой диспетчерской службы (ОДС) или напрямую в управляющую многоквартирным домом компанию. Информацию о ней можно найти на портале «Дома Москвы». В разделе «Узнать о доме» по адресу дома опубликованы все данные о нём и его обслуживании. Здесь можно узнать название управляющей компании, её телефон, график работы, часы приёма и другую полезную информацию.

Если обращение не принесло никаких результатов, можно оставить сообщение на портале «Наш город» или обратиться в Мосжилинспекцию.

Стоит помнить, что, заключая договор, управляющая организация должна выполнять определённый перечень работ.

Управляющая организация обязана:

— следить за исправностью конструктивных элементов подъезда и своевременно их ремонтировать;

— ежедневно проводить влажное подметание лестничных клеток первых двух этажей, площадок перед мусоропроводами, вывозить отходы из мусороприёмной камеры и проводить её уборку; мыть пол лифта;

— два раза в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах без лифта;

— один раз в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролётов в домах, оборудованных лифтом;

— один раз в месяц мыть, чистить и дезинфицировать все элементы мусоропровода;

— содержать и ремонтировать стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации;

— следить за работоспособностью систем вентиляции;

— регулярно проверять безопасность работы газового оборудования, установленного в квартире;

— обеспечивать бесперебойную работу системы отопления, ремонтировать оборудование при необходимости;

— следить за состоянием стен дома, проводить ремонт, включая капитальный, если повреждения произошли по вине управляющей организации;

— содержать и ремонтировать системы водоснабжения и канализации;

— следить за работоспособностью систем противопожарной автоматики и дымоудаления;

— регулярно проверять безопасность системы газоснабжения;

— обеспечивать бесперебойную работу системы отопления.

Сколько можно не платить без санкций

Возможные меры воздействия на неплательщика описаны в пунктах статьи 155 ЖК. Из их теста следует, что никаких значимых законных санкций коммунальщики не могут применять к нанимателям и собственникам квартир в течение трех месяцев. В это время задолженность накапливается. А гражданин получает счета, в которых указываются отдельно следующие суммы начислений:

  • за текущий месяц;
  • совокупный долг за предшествующие.

При этом управляющим компаниям закон дает право начислять пени за нарушение сроков внесения средств. Правила их расчета таковы:

  1. Начало применения — с 31-го дня, следующего за датой граничного срока платежа (10-го числа). Например, пени за август 2020 года начинают начислять с 11.10.19;
  2. Размер составляет 1/300 часть ставки рефинансирования ЦБ;
  3. Срок исчисления пени в указанном размере — от 31 дня до 90-го с даты наступления срока очередного платежа;
  4. С 91-го дня размер повышается и составляет 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.

Важно: законодатель запретил вносить изменения в размер пеней по усмотрению управляющих предприятий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector