Что такое сервитут земельного участка, причины регистрации частных сервитутов, образец договора

Содержание:

Наложение сервитута в судебном порядке

Если заинтересованный гражданин хочет воспользоваться чужим участком, а владелец отказывает ему в этом, он может обратиться в суд с просьбой об принудительном оформлении. Если владелец земли не даёт согласие на регистрацию сервитута, даже в тех случаях, когда заинтересованное лицо по факту уже использует землю, необходимо получить официальное разрешение на ограниченное использование надела.

Говоря о публичном обременении, на основании вынесенного судом решения, он устанавливается следующим образом:

  • Заинтересованный гражданин подает иск в суд;
  • Далее необходимо предоставить доказательства того, что у него есть веские причины на использование чужой территории;
  • Если суд согласиться с приведёнными доказательствами, он выдаст положительное решение в пользу заинтересованного гражданина;
  • На следующем этапе можно обращаться в Росреестр для регистрации.

В дальнейшем, владелец будет иметь возможность назначить компенсацию за использование его надела. Опираясь на решение суда, заинтересованный гражданин может беспрепятственно использовать чужую землю. Если разрешающего это документа не окажется, собственник надела может воспользоваться правом за запрет пребывания других лиц на его земле.

В своём решении суд опирается на отсутствие других вариантов, которые позволят заинтересованному лицу решить свои проблемы без использования соседнего участка. Например, если рядом находится природный источник, суд, скорее всего, разрешит его использование с проходом через чужую территорию, но только если другого источника воды рядом нет.

Если вблизи будут расположены другие общедоступные природные объекты, на разрешение можно не рассчитывать. В качестве доказательств, в своём иске заявителю следует предоставить как минимум 5 фактов, а именно:

  • Отсутствие других возможностей для проведения строительных работ или других целей, затрагивающих соседний надел;
  • Наличие спора об ограничениях между соседями;
  • Обоснованность использования чужой земли;
  • Собственник должен дать свое согласие на получение компенсации в разумном размере;
  • Период ограничения.

Перед обращением в суд, следует выполнить следующие условия:

  • Оформить соглашение об ограничениях и отправить ответчику;
  • Произвести оценку стоимости использования чужой территории;
  • Провести исследования, которые помогут обосновать обременение.

В большинстве случаев, судебное разбирательство будет сопровождаться препятствием со стороны ответчика в использовании его участка. Он может установить высокий забор или посадить деревья в месте, где необходимо проложить дорогу или произвести строительные работы. Истец должен понимать, что сервитут не должен создавать какие-либо неудобства собственнику участка.

Учитывая все эти факторы, суд установит условия ограниченного использования, опираясь на принципы сбалансированных прав собственности и целей сторон. К примеру, в случае необходимости в подведении трубопровода, заявитель сможет рассчитывать только на конкретную небольшую часть земли.

После работ, он должен будет восстановить его до первоначального вида. Задача судьи – это выбор наиболее оптимальных условий для накладки ограничений. Например, для этого потребуется голосовать маршрут проезда и определить размер компенсационных выплат. Если судья затрудняется принять правильное решение, по инициативе заявителя или ответчика он может назначить дату проведения специальной экспертизы, чтобы решить один из спорных моментов.

Заключение

Если в процессе использования части надела его владелец сменился, условия останутся неизменными. В момент покупки земли, в договоре купли-продажи прописываются отдельный пункт об обременении. Получить разрешение на использование всего участка не получится, так как это запрещено законом.

С чего начать, чтобы оформить проход через чужой участок

И так, прежде чем официально оформить право прохода по чужому участку, первое, что нужно сделать, это переговорить с собственником земельного участка, на котором планируется установить сервитут и определить все условия такого обременения. Какие вопросы подлежат уточнению:

  • возможность сервитута (подпишет ли он с вами соглашение о сервитуте в принципе);
  • срок сервитута;
  • стоимость сервитута (да, сервитут – услуга платная, как и аренда) и условия оплаты (единовременно или ежемесячно);
  • условия сервитута – а этот пункт требует пояснения, поэтому остановимся и разберем его более детально.

Условия сервитута

Для обеих сторон очень важно обсудить и предусмотреть (а впоследствии и прописать в соглашении) все условия ограниченного права пользования земельным участком, через который будет организован проход/проезд, например:

  • цели, в которых планируется использовать земельный участок или его часть (например: «проход на участок с кад.номером…»);
  • границы сервитута (весь участок или только его часть);
  • особые условия использования (например, возможность продления и оказание содействия в оформлении сервитута и т.д.).

Также в соглашении могут быть прописаны иные индивидуальные условия об установлении частного сервитута, которые не противоречат действующему законодательству.

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке. После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Нужно ли за него платить

Собственник обремененной территории имеет право требовать от заинтересованного лица соразмерной денежной компенсации. Между сторонами возникают своеобразные арендные отношения. В них хозяин земли выступает арендодателем, а держатель сервитута – арендатором. Арендодатель, предоставляющий в частичное пользование свою собственность, вправе рассчитывать на материальное вознаграждение. Арендатор, в свою очередь, не может отказать в предоставлении такой платы.

Если сервитут частный, предъявлять требования оплаты следует к собственнику объекта (например, колодца или скважины), из-за которого на участке установлено обременение. При публичном сервитуте платить должна государственная организация, в интересах которой создан сервитут.

Вознаграждение может вноситься единовременным платежом или частями, в течение всего срока действия обременения. Порядок оплаты определяется в соглашении или нормативном акте государственного органа.

Если между сторонами возникает спор относительно суммы вознаграждения, они могут передать его на рассмотрение в суд.

Что такое частный и публичный сервитуты?

Значение термина «частный сервитут» раскрывается в ст. 274-277 ГК РФ. Он означает положение, при котором Ваш сосед по земельному участку получает возможность требовать от Вас создания условий для ограниченного пользования Вашим участком. К примеру, через Вашу дачу может проходить пешеходная дорожка единственно возможный путь для Ваших соседей попасть на свою дачу.

Такое положение и именуется частным сервитутом. Обременение земли создается органами государственной власти для:

  • Проезда граждан или их пешего прохода по данной территории;
  • Прокладки линий инженерных коммуникаций;
  • Обеспечения мелиорации;
  • Обеспечения иных нужд собственника земли, которые нельзя реализовать как-то по-другому, кроме как посредством частного сервитута.

Чтобы частный сервитут стал возможным, приходится достигать соглашения между владельцами смежных участков земли. Если же взаимопонимание остается недостижимым, тогда спор разрешается уже в судебном порядке, когда истцом выступает лицо, требующее установления частного сервитута.

Частный лесной сервитут создается по договорам или актам уполномоченных государственных органов, местной администрации, решению суда, равно как и частные водные сервитуты. Обременение участка ни в малейшей степени не ущемляет владельца данного участка земли правами владения ею, распоряжения, пользования.

Собственник обремененного участка с момента подписания соответствующих бумаг и их регистрации в Росреестре, получает возможность потребовать компенсацию с обладателей сервитута. С того времени, когда причины для учреждения данного обременения отпадают, по требованию собственника недвижимости сервитут в установленном порядке прекращается.

Не откладывайте решение Ваших проблем!
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41
Москва и область
8 (915) 418-20-00
Москва, улица Земляной Вал, д.64 стр.2, офис 420

Чтобы публичный сервитут был создан, потребуется издание соответствующего нормативного акта субъекта РФ или органа местного самоуправления. Обременение при таких обстоятельствах учреждается в интересах всех граждан и государства для:

  • Проезда или пешего прохода по данной территории;
  • Эксплуатации участка земли;
  • Реализации дренажных работ;
  • Выпаса скота;
  • Покоса;
  • Охоты и рыболовства;
  • Изыскательских мероприятий;
  • Доступа к прибрежной зоне.

Созданный в соответствии с открывшейся необходимостью публичный сервитут позволяет всем жителям данной местности без каких бы то ни было ограничений эксплуатировать эту недвижимость в целях, указанных в учредительном документе.

Чем может помочь Вам юрист?

Юристы «Юридического центра СИАН»готовы оказать Вам
необходимую помощь, а именно:

  • Проконсультируют Вас по Вашей проблеме;
  • Изучат Ваши документы;
  • Подготовят правовую экспертизу,необходимые жалобы, претензии, иски;
  • Защитят Ваши интересы в суде.

8 (921) 917-90-91 – Санкт-Петербург
8 (915) 418-20-00 – Москва и область

В подавляющем большинстве реальных ситуаций публичный сервитут учреждается без уточнения сроков его прекращения, но могут встречаться и временные публичные сервитуты. Земля, лес, прибрежная зона при разных обстоятельствах могут являться собственностью частного владельца либо государства, муниципалитета.

Вопросы создания частного сервитута для владельцев участка, на который направлено обременение, зачастую весьма болезненны. И тем не менее, коль скоро такой вопрос поднимается владельцами смежных участков дело, как правило, требует того или иного решения. Зачастую спор переходит в зал судебного заседания.

Помочь в заключении выгодного владельцу земли соглашения или добиться щадящего решения суда — задача для очень опытного земельного юриста.

Специалисты «Юридического центра Сиан» готовы ответить на Ваши вопросы и помочь заключить соглашение, а также оспорить неправомерное обременение участка.

Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

Сервитут в целях размещения и эксплуатации линейных объектов устанавливается в специальном порядке. Для этого заинтересованное лицо подает ходатайство в государственный орган с указанием причин и целей сервитута, срока действия и границ.

С ходатайством могут обратиться:

1. Субъекты естественных монополий. К ним относятся юридические лица,, производящие товары, которые не могут быть заменены аналогами. Данные предприятия работают в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Примерами естественных монополий выступают предприятия связи, водоснабжения, ТЭК, захоронения отходов и другие. Информация о субъектах естественных монополий содержится в реестре ФАС РФ.

Целью установления сервитута является необходимость возведения инженерных сооружений, их реконструкция и эксплуатация, проведения изысканий. Такие сооружений должны быть необходимы для осуществления основной деятельности компании и размещение их на других участках невозможно в силу технических и технологических причин.

Еще одним основание для подачи ходатайства выступает перенос инженерного сооружения естественной монополии в связи с изъятием земельного участка.

2. Владельцы объектов транспортной инфраструктуры для:

  • Складирования материалов и размещения специализированной техники на время ремонта, реконструкции и строительства;
  • Обустройства переездов и других объектов в местах пересечения автомобильных и железнодорожных путей;
  • Строительства автомобильных и железнодорожных дорого в туннелях;
  • Проведения изысканий.

3. Организации, которые на основании закона или заключенного с органами государственной власти договора осуществляют деятельность, для которой можно установить сервитут. 

Порядок введения прав

Публичное и частное обременения имеют разные методы их установления. Оформление частного ограничения на земельный участок проходит в несколько этапов:

  1. Заинтересованное лицо должно направить предложение об установлении обременения с указанием границ и целей собственнику участка.
  2. При согласии собственника происходит заключение соглашения между сторонами. Оно должно быть оформлено в письменном виде с указанием сторон, срока и суммы оплаты за введение ограничения, условий, при которых может быть оно снято. Данный документ можно составить самостоятельно, можно за определенную плату предоставить его оформление юристу. Нотариального заверения в любом случае не требуется.

    При несогласии инициатор дела направляет заявление в муниципалитет. В документе указываются следующие пункты в обязательном порядке:

    границы обременения и описание территории;

  3. срок ограничения;
  4. сведения о владельце;
  5. сведения о заявителе.

После рассмотрения заявления органом местной власти принимается решение. Если оно положительное, то далее заявитель с данным решением направляется в судебные органы. Там также рассматривается это дело.

Суд принимает окончательный вердикт. При разрешении установления сервитута выдается постановление суда.

На основании судебного решения следует пройти официальную регистрацию в Росреестре.

Сбор необходимой документации для предоставления в Росреестр:
соглашение в трех экземплярах или постановление суда при принудительном установлении сервитута;
заявление об установлении обременения;
кадастровый паспорт земельной территории;
квитанция об уплате госпошлины: для граждан согласно статье 333.33 НК она составляет 1500 рублей, для организаций – 6000 рублей.

Данные документы подаются для государственной регистрации обременения.

Выдача документа с указанием в кадастровом паспорте границы обременения земельного участка. Это означает, что с этого момента сервитут считается введенным на земельной территории.

Предстоит процедура установления сервитута на ваш земельный участок? Или может это вы являетесь инициатором такого ограничения?

Тогда узнайте все о правах и обязанностях сторон такой сделки!

Для публичного сервитута способ его установления несколько отличается:

  1. Необходимо согласовать введение обременения с местными органами власти, для этого составляется заявление. К нему прилагается кадастровый план с указанием на нем границ сервитута.
  2. После рассмотрения местной властью данного обращения назначаются общественные слушания. Решение принимается по результатам общественного мнения.
  3. Формируется постановление о введение сервитута. В нем требуется указать:
    • границы обременения;
  4. кадастровый номер, площадь участка;
  5. вид использования и категорию земли;
  6. информацию о собственнике;
  7. цель введения ограничений.
  8. Госрегистрацию на основании выданного постановления проводит заинтересованное лицо.

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Структура договора (соглашения) о частном сервитуте:

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.

Образец договора об установлении сервитута можно скачать здесь.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

По такому виду сервитута собственника обременяемого участка в судебном порядке можно обязать:

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута. Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности. К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector