Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Законодательное обоснования заключения обременения на надел

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Законодательные база, обеспечивающая выполнение процедуры

  1. Порядок установления частных сервитутов регулируется статьей 39.26 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заявления от заинтересованного лица в уполномоченные органы власти, устанавливает сроки и порядок выполнения поставленной задачи.
  2. Статья 39.24 ЗК РФ оговаривает особенности при заключении договора между сторонами и указывает участвующим в нем лицам на особые требования к процедуре.
  3. На требования к содержанию соглашения указывает статья 39.25 ЗК РФ. Во втором пункте статьи регулируется порядок установления оплаты по заключаемому между сторонами договору.
  4. Статья 23 ЗК РФ перечисляет основания и причины, которые предшествуют процедуре установления частного сервитута, эту же функцию выполняет статья 274 ГК РФ.

Интересы сторон

Сервитут предоставляет гражданину право воспользоваться установленной законодательством возможностью для решения возникающих проблем. Согласно статье 274, п. 2 ГК РФ, собственник обремененного земельного надела не лишается своих прав в отношении используемой им территории. Руководствуясь пунктом 5, статьи 274 ГК РФ владелец земли приобретает право требовать от граждан, в чьих интересах был установлен предусмотренный законом сервитут соответствующей соразмерной платы.

Заключаемое между сторонами соглашение предполагающее установление частного сервитута может носить самостоятельный характер и указывать на одно определенное основание предшествующее созданию такого документа.

Например, договор о праве прохождения через территорию. В некоторых случаях предусматривается использование соглашения в договорах аренды, где уже существуют положения оговаривающие условия проезда к зданию, проведение коммуникаций через территории других собственников.

Собственник территории, который для решения вопросов жизнеобеспечения вынужден обратиться к установлению сервитута, является только пользователем оформленного документа, а обремененная сторона имеет право распоряжаться им и в случае прекращения оснований для его действия или нарушения условий пользования своей территорией подать заявление на остановку процесса предусмотренного соглашением.

Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся (п. п. 5, 6 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):

  • проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ;
  • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).

Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.

В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).

Обратите внимание: в случае установления публичного сервитута на земельный участок запись об ограничении (обременении) – госрегистрации сервитута – в реестр прав на недвижимость ЕГРН не вносится. Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН

Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН. Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута.

Если публичный сервитут распространяется на часть земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав осуществляет действия по образованию данной части и вносит эти сведения в записи кадастра недвижимости об этом участке в установленном порядке и объеме.

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Методика оценки сервитута

Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.

В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:

  • Размер реального ущерба;
  • Размер упущенной выгоды;
  • Размер убытков.

На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:

  • Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
  • Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
  • Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.

Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.

На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».

Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:

Наименование подхода Сравнительный Затратный Доходный
Общая идея Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута. Стоимость сервитута определяется на основе:

· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора.

· Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок.

· Платы за ограничение использования собственником земельного участка.

Реализуемость на практике В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено. Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами.

Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода

Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

  • установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
  • возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
  • использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
  • применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).

Если хотя бы одна из вышеперечисленных целей имеет место, но сервитут устанавливается вопреки требованиям закона, заинтересованное лицо имеет право на обжалование неправомерных действий органов государственной власти и управления.

Определение

Это ограниченная возможность использования недвижимого имущества стороннего человека. В юридической базе разных стран прописаны виды его утверждения — правовые обычаи, договора, завещание или дарственная.


Сервитут причисляется к вещным правамстатьей 23 земельного кодекса РФ

Сервитут определяется общегосударственным официальным документом, правовым документом другого субъекта федерации или постановлением местного правления. Все права участников, которые используют участок согласно утвержденному законодательно порядку, регулируются определенной нормативной базой.

Земельный кодекс, другие государственные официальные правовые документы не устанавливают схему получения согласия о предоставлении публичного права обладания со стороны другого лица.

Бывает, что право на ограниченное владение недвижимыми благами переходит к другому человеку. Сервитут в такой ситуации не снимается. Само же право неполного распоряжения не бывает предметом соглашения, а также не распространяется на третьих лиц.

Зачем необходим

Согласно с существующими нормами узко специализованной официальной нормативной базы, все сервитуты нужны для реализации следующих прав:

  • осуществления прохода, входа, выхода или проезда конкретным участком;
  • прокладывания магистралей ЛЭП, водных или газовых сообщений, средств коммуникаций;
  • обеспечения бесперебойной мелиорации, круглосуточной доставки воды;
  • для гарантирования всех потребностей, что не может происходить без документирования неполного права собственности;
  • реализации подземных работ;
  • пропуска животных;
  • проведения разного рода сантехнических работ;
  • заготовки сена;
  • выпаса;
  • пользования участками в прибрежной зоне;
  • получения выгоды земель для осуществления исследовательских и подобных работ;
  • добычи воды.

Виды

Сервитут на землю согласно настоящим законам бывает частным или публичным.


предоставить ему возможность неполного его использования.

Основание установления обременения — договор между лицом, которому необходимо ограниченное использование и держателем того участка, на территории которого требуется проведение тех или иных работы.

Если между участниками имущественного спора имеется разногласие, то все спорные нюансы согласовываются в порядке судового разбирательства по иску того собственника, которому нужен частный сервитут.

Такой же лесной сервитут может накладываться на часть земли по предписаниям договоров, указаний высших госорганов власти, учреждений самоуправления на местах. Нередко право в отношении лесного участка определяется согласно того же решения судебной власти.

Наконец, может предоставляться сервитут на реки, озера и прочие природные ресурсы. Для этого вполне достаточно решения установленного органа местной или центральной власти или же вынесения решения правоохранительного органа. Держатель определенного обстоятельствами участка может пользоваться им согласно нормативным предписаниям.

Публичный договор о сервитуте накладывается любым постановлением, документом компетентного представителя власти в государстве. Он может разрешаться в общественных интересах, если такое нужно для реализации потребностей власти, органов местного управления или людей, проживающих в регионе, где располагается необходимый участок.

Согласно регуляторным нормам сервитута, все физлица имеют установленную бесплатную возможность без ограничений пребывать на территории лесных угодий. То же относится к водным участкам: все могут свободно пользоваться ими, если иное не устанавливается принятым законодательством.

Зависимо от времени действительности, сервитуты бывают срочными или без срока. В первом случае дается точный период и время завершения действия. В другом случае срок утраты неполного владения не определяется. Как правило, рассматриваемое право носит бессрочный характер, то есть, оно может прекратиться, если надобность в нем отпадает.

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2018 года).

С 1 сентября 2018 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Установление сервитута через суд

Если стороны не могут договориться, сервитут на земельный участок в государственной или частной собственности может быть установлен через суд. В первую очередь необходимо определить, в какой орган нужно обращаться.

Когда нужно установить сервитут между юридическими лицами и спор имеет экономический подтекст (например, одна организация не может осуществить выгрузку товара, так как другая фирма не дает подъехать к зоне выгрузки по своей территории), обращаться нужно в арбитражный суд. Если спорная ситуация возникла между физическими лицами, обращаться нужно в районный или городской суд общей юрисдикции.

Решение суда по сервитуту на земельный участок зависит от ряда факторов. Так, например, если требуется обеспечить проход к самовольно возведенному зданию, в установлении будет отказано. А вот требование оформить сервитут для эксплуатации линейных объектов скорее всего суд удовлетворит.

Судебная практика по установлению сервитута на земельный участок говорит о том, что положительное решение принимается только в том случае, когда оформление обременения является единственным способом решить проблему. Инициатору установления сервитута потребуется доказать, что иным образом обеспечить выполнение целевого действия невозможно.

В иске обязательно следует прописать:

·         личные данные истца и ответчика;

·         наименование судебного органа;

·         требования истца (прописать, как конкретно нарушаются его права);

·         доказательства нарушения прав;

·         обоснование для установления сервитута;

·         доказательство, что истец предпринимал попытки договориться с ответчиком мирным путем;

·         отчет об оценке, если дело требует проведения расчетов.

Грамотно составленное исковое заявление и обоснование его законности – залог принятия положительного решения по оформлению сервитута в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Только профессиональный юрист сможет подготовить правильный иск с точки зрения права и поможет выиграть дело.

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст. 23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования. При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Практика

На консультацию обратился клиент, которому в наследство достался участок, огороженный другими с четырех сторон, так как ранее это был единый участок, поделенный на 5 разных. Ввиду конфликтных отношений с собственниками смежных земельных участков, у клиента отсутствовал доступ на проезд к своему участку. В связи с чем ему потребовалась помощь в суде.

  • Адвокат составил иск, где описал все обстоятельства дела.
  • На суде заявили о проведении судебной экспертизы.
  • Эксперт подготовил заключение, в котором описал возможный вариант проезда к участку клиента, путем обременения сервитутом части участка расположенного с северной стороны, так как в других случаях это сделать было невозможно.
  • Суд требования удовлетворил и установил сервитут на проезд к участку клиента по варианту экспертизы.

Виды разрешенного использования земельных участков

Вид разрешенного использования земельного участка это указание правительства о том, что разрешено делать на каждом конкретном земельном участке, закрепленное в документе.

Например, на одном участке можно строить дом, но не выше 3 этажей в высоту. 

А на другом земельном участке разрешена постройка дома высотой в 17 этажей, но запрещена постройка низкого трехэтажного дома. 

На третьем земельном участке разрешено огородничество, а это значит, что на нем запрещено строительство любых капитальных построек.

То есть от вида разрешенного использования земельного участка, напрямую зависит его дальнейшее использование. 

И чем вид разрешенного использования больше позволяет проводить на участке работ, тем выше ценность самого участка. И выше его ликвидность на рынке недвижимости при продаже.

Бывает, что на вид разрешенного участка давит сверху закон, который не позволяет использовать земельный участок по его прямому назначению. 

Тому назначению, которое прописано в строке «вид разрешенного использования земельного участка».

То есть не всегда на участке с разрешенным видом использования земли «для строительства жилого дома» можно действительно строить дом. 

Например, это может случиться если земельный надел был нарезан в зоне действия запрета очистных сооружений (это по 300 метров от очистных сооружений во все четыре стороны). 

Или в зоне действия линии электропередач (сокращенно ЛЭП). 

Ведь при покупке земельного участка вам никто не будет говорить, что на участке имеется запрет на строительство. 

А по выписке из Единого государственного реестра недвижимости (сокращенно «выписка из ЕГРН»), участок будет иметь подходящий метраж для строительства жилого дома. 

И отступы до соседних построек будут соответствовать строительным нормам и правилам (сокращенно СНиП).

Чтобы продать землю подороже, вам будут показывать красующийся в выписке вид разрешенного использования земли «Для личного подсобного хозяйства» (сокращенно ЛПХ). 

Который предполагает строительство жилого дома на данном участке с правом регистрации в нем.

А по факту вы и сарай там построить не сможете. 

Вас попросту заставят его снести или судебные приставы снесут незаконную постройку сами. 

Воспользовавшись силами нанятой строительной фирмы, а вам выставят счет за услуги по сносу строения и вывозу строительного мусора.

Для того чтобы этого не случилось, перед покупкой нужно посетить районную администрацию. 

И узнать в администрации о том, нет ли каких-то ограничений на данном земельном участке. 

А перед самим строительством, заказать генеральный план земельного участка (сокращенно ГПЗУ), на котором будет с точностью до сантиметров, обозначено пятно застройки, разрешенное на вашем участке. 

Пятно застройки — это то место в котором можно строить дом со всеми отступами и запретами. Которые тоже будут указаны в этом документе. 

Получив ГПЗУ, может выясниться, что на участке в 1500 м2, или 15 соток, построить можно только дом с размерами 6 на 6 метров. 

А остальную часть участка съедает охранная зона ЛЭП и кабель связи, идущий под землей по участку на глубине 2,5 метра. Который тоже имеет свою охранную зону, где запрещено строительство.

Вот такие встречаются участки и хитрые продавцы, которые скрывают от покупателя все эти нюансы.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector