Частный сервитут: как установить, зарегистрировать

Содержание:

Законодательное обоснования заключения обременения на надел

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Законодательные база, обеспечивающая выполнение процедуры

  1. Порядок установления частных сервитутов регулируется статьей 39.26 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заявления от заинтересованного лица в уполномоченные органы власти, устанавливает сроки и порядок выполнения поставленной задачи.
  2. Статья 39.24 ЗК РФ оговаривает особенности при заключении договора между сторонами и указывает участвующим в нем лицам на особые требования к процедуре.
  3. На требования к содержанию соглашения указывает статья 39.25 ЗК РФ. Во втором пункте статьи регулируется порядок установления оплаты по заключаемому между сторонами договору.
  4. Статья 23 ЗК РФ перечисляет основания и причины, которые предшествуют процедуре установления частного сервитута, эту же функцию выполняет статья 274 ГК РФ.

Интересы сторон

Сервитут предоставляет гражданину право воспользоваться установленной законодательством возможностью для решения возникающих проблем. Согласно статье 274, п. 2 ГК РФ, собственник обремененного земельного надела не лишается своих прав в отношении используемой им территории. Руководствуясь пунктом 5, статьи 274 ГК РФ владелец земли приобретает право требовать от граждан, в чьих интересах был установлен предусмотренный законом сервитут соответствующей соразмерной платы.

Заключаемое между сторонами соглашение предполагающее установление частного сервитута может носить самостоятельный характер и указывать на одно определенное основание предшествующее созданию такого документа.

Например, договор о праве прохождения через территорию. В некоторых случаях предусматривается использование соглашения в договорах аренды, где уже существуют положения оговаривающие условия проезда к зданию, проведение коммуникаций через территории других собственников.

Собственник территории, который для решения вопросов жизнеобеспечения вынужден обратиться к установлению сервитута, является только пользователем оформленного документа, а обремененная сторона имеет право распоряжаться им и в случае прекращения оснований для его действия или нарушения условий пользования своей территорией подать заявление на остановку процесса предусмотренного соглашением.

Для чего нужен

Установление сервитута может возникать по разным причинам. Например, на соседнем чужом земельном участке находится природный источник воды, или в случае строительных работ необходимо провести водопровод через соседний надел.

Для незначительных целевых назначений сервитут требовать нельзя. Например, если есть возможность укоротить дорогу к земельному участку через соседний. В данном случае требовать право на проезд через соседнюю территорию недопустимо.

В целом, сервитут имеет сходство с арендой, только данная процедура является вынужденным действием для обеих сторон.

Наложение земельных сервитутов может осуществляться как по соглашению сторон, так и в принудительном порядке. Однако требовать регистрацию можно только в том случае, если больше нет других вариантов реализовывать свои права без получения возможности ограниченно использовать чужую землю.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Публичный сервитут

Основания его возникновения — законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Виды

Выделяют несколько его классификаций. По времени землепользования различают:

  • Срочный.
  • Постоянный.

Срочный сервитут характеризуется точным сроком его действия. Необходимость в нем возникает в том случае, если необходимо провести коммуникации или выполнить некоторые работы, по завершению которых обременение заканчивается.

Необходимость в постоянном сервитуте возникает в том случае, когда фактическое пользование требуется только в определенные моменты на протяжении бессрочного периода. Исходя из правовых оснований сервитуты делятся на частные и публичные.

Частный

При данном виде оформление обременения происходит между физическими лицами, то есть один гражданин или несколько лиц получают возможность эксплуатировать чужой участок. Все условия заранее оговариваются. При этом все необходимые документы должны быть зарегистрированы в Росреестре. Если владелец чужой земли отказывается предоставлять свой участок в чужое временное пользование, то данное разрешение можно получить через судебный орган.

Основными причинами частного вида сервитута могут быть:

  1. Проезд автотранспортного средства.
  2. Прохода людей.
  3. Необходимость в установке каких-либо объектов.
  4. Для обслуживания и ремонта газопровода, электромагистралей или фасада домов и др.

Публичный

Данный вид сервитута устанавливается в ином порядке. В данном случае право может быть закреплено как специальным законом, так и нормативно-правовыми документами, составленными органами власти.

Основное их значение — это решение как государственных, так и муниципальных проблем без временного или постоянного занятия частных участков земли. Сюда может относиться ремонт коммунальных сетей, установка специальных знаков или проход строительной техники.

Публичный сервитут можно оспорить, если нарушаются законные права владельца земли. В этом случае судом он может быть отменен.

Основные различия

  • Публичный сервитут накладывается для ограниченного пользования чужой землей государством или муниципалитетом. Частный необходим для решения потребностей одного или нескольких граждан.
  • Частный сервитут, как правило, оформляется на возмездной основе, а публичный на безвозмездной. Владелец земельного надела имеет право предоставлять обременение на свою землю на платных условиях.
  • Разные основания возникновения. Порядок установления публичных ограничений основывается на нормативно-правовых актах, в то время как частные — на основании требований физического лица или организации.

Газификация земельного участка, или обещанного можно всю жизнь ждать

Особенно сильно дурят голову неопытным покупателям насчет скорой газификации покупаемого земельного участка.

До 80 % объявлений о продаже земельных участков, содержат фразу «газификация поселка планируется в таком-то году». 

Но за этой фразой скрывается миллион различных вариантов развития событий.

И большинство из них будут неутешительными для нового собственника земельного участка.

Рассмотрим на какие неприятности можно нарваться на примере стандартной ситуации.

Застройщик, занимающийся строительством малоэтажных загородных домов, рассчитанных на проживание одной семьи. Имеющий связи в администрации поселения. 

Покупает земельный участок площадью в 0,5 ГА (пол гектара или 50 соток) и делит его методом межевания на 10 участков по 5 соток (10 небольших участков по 500 м2). 

Дальше возводит на всех 10 участках одноэтажные дома, и подводит к каждому из них газопровод низкого давления. То есть происходит процесс газификации этих домов. 

В итоге, дома становятся газифицированными и успешно раскупаются людьми под проживание.

Внимание! О том, как выглядит земельный участок площадью 1 ГА в реальной жизни, почему его ненужно покупать без просмотра и что на таком учаске может поместиться, вы можете узнать здесь

А владельцы близлежащих земельных участков, воспользовавшись удачным моментом. Тут же поднимают на свои участки цены и пытаются продать землю втридорога. 

В связи с тем, что газ проходит всего в нескольких метрах от продаваемой ими земли. 

И возможность газификации выглядит реальной со 100 % долей вероятности.

На их участки, разумеется находятся покупатели. Поверившие в возможность подведения газа к покупаемым земельным участкам. 

Но после покупки они сталкиваются с отсутствием технической возможности газификации их земельных участков. 

Так как мощность газопровода низкого давления при подведении, была изначально рассчитана на газификацию только первых десяти домов от застройщика. И все.

Никакие дополнительные дома подключить к данной ветке газопровода низкого давления не получится. Так как газа в нем лишнего нет и не будет.

Вот так вот можно купить землю дороже рыночной цены и газ вроде вот он, а подключиться к нему возможности нет.

Так что выбирайте участки тщательнее и не верьте продавцам, обещающим газификацию поселка в ближайшее время. Так как именно на ваш дом, газа может и не хватить.

Чаще читайте наш портал, и учитесь на чужих ошибках. 

Наверняка теперь вы хотите узнать что же такое недвижимость в целом и простыми словами. Узнайте это здесь

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2018 года).

С 1 сентября 2018 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Судебный порядок установления сервитута

ГК РФ в ст.274 устанавливает, что частный сервитут на земельный участок обязательно должен пройти досудебный этап. Гражданин, требующий предоставления ему права частичного пользования соседской собственностью, обязан обратиться к собственнику земельного надела с соответствующим предложением.

Если соглашение не достигнуто, и владелец участка по своим соображениям (ввиду ценности использования и высокой значимости его территории) отказывается от введения ограничения, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд. При этом ему необходимо доказать в суде, что факт обращения к собственнику и полученного отказа имел место.

Для подачи искового заявления об установлении сервитута потребуется:

  • правоустанавливающие документы на землю для обеих сторон;
  • заключения и обоснования экспертов, свидетельствующие о необходимости установления обременения на соседский земельный участок;
  • доказательства соразмерности заявленного ограничения целям, во исполнение которых будет установлен сервитут.

Все бремя выполнения технических экспертиз и сбора доказательств лежит на управомоченном лице. Для вынесения судебного решения в пользу заинтересованного лица потребуется четкое обоснование своих требований и приложение актов, доказывающих, что другое техническое решение, кроме затрагивающего соседскую землю, не существует.

Собственник земельного участка, в соответствии с Гражданским кодексом, вправе установить стоимость пользования его собственность. Поскольку Закон говорит о «соразмерности» взимаемой платы, то, при отсутствии соглашения между сторонами, она определяется судом. В качестве экспертов по определению стоимости ограничения могут выступать независимые оценщики, а на основании их отчета будет выявлена реальная цена пользования чужой территорией.

Если в качестве собственника выступает не физическое лицо, а муниципалитет или федеральные органы, то алгоритм действий по установлению ограничения не меняется. Частный сервитут на земельный участок, принадлежащий администрации города, может быть оформлен на основании заключении соответствующего соглашения или в судебном порядке

Важное отличие сервитута, установленного на муниципальный участок земли – его безвозмездность

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка, это письменный документ, который заключается между сторонами, определяет объект сервитута и условия его обременения. В документе должны содержать следующие данные:

  • кадастровый номер участка или его части, подлежащие обременению;
  • сведения о сторонах соглашения (ФИО или наименование юр.лица, паспортные данные, место жительства/регистрации, реквизиты и т.д.);
  • цели и основания установления обременения;
  • срок обременения (сервитута);
  • размер и условия платы;
  • права и обязанности лица (в том числе и после прекращения сервитута), в интересах которого устанавливается сервитут.

Такое соглашение составляется в трех идентичных экземплярах, по одному для каждой из сторон и один для Росреестра, т.к. сервитут подлежит обязательной регистрации, а с этим связан еще один нюанс.

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Регионы.

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.>На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок? Сервитут считается сделкой между владельцем участка земли и стороной, которой нужно получить в пользование небольшую часть территории этого участка. Любая сделка должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только при этом условии она будет считаться действительной.

Сервитуты подразделяются на два основных вида:

  1. Публичный.
  2. Частный.

Различаются они по целям, участникам, основаниям и порядке введения обременения. Публичное ограничение преследует интересы неограниченного круга людей. Его инициатором считается государство или муниципалитет. Основанием для госрегистрации является правовой акт. Согласия земельных собственников на обременение их участков не требуется.

Частное ограничение вводится только в интересах небольшого конкретного числа людей. В роли сервитуария может выступать как частное лицо (собственник соседнего участка), так и юридическое лицо (организация).

В такой ситуации следует заручиться согласием хозяина земли. Договор о введение сервитута (соглашение) с указанием зон ограничения пользования участком подписывается двумя сторонами. Этот договор будет также основным документом для регистрации.

Если хозяин территории, на которую вводится сервитут, не согласен, то сервитуарий подает исковое заявление в судебную инстанцию. При доказательстве обязательности ввода обременения именно на этом участке суд выдает разрешение, являющееся документом для госрегистрации.

Установление земельного сервитута

Закон регулирует применение земельного обременения, он может устанавливаться на основании:

  • письменных договоренностей между двумя и более лицами, собственника земельного участка с одной стороны, заинтересованных в его использовании и инициирующих наложение сервитута — с другой;
  • принятого путем публичных слушаний решения органа государства или муниципального образования;
  • решения судьи.

Частный сервитут может устанавливаться при добровольном согласовании обеих сторон. Заинтересованное в ограниченном использовании чужого участка лицо и желающее иметь на то законные основания, обращается к владельцу земли с таким предложением.

Если удается договориться, обязательно нужно закрепить все устные договоренности письменно в соглашении, где указать:

  • цели, для каких будет использоваться участок, обременяемый сервитутом;
  • перечислить все права и обязанности участников договора;
  • установить определенную плату за пользование территорией земельного участка.

Затем право сервитута обязательно регистрируется в органе Росреестра. Только по завершении всей процедуры соглашение становится законным и действует с даты оформления обременения. С этого момента оговоренный в соглашении участок земельного надела может быть использован заинтересованным лицом, а владелец участка сможет затребовать за это соответствующую плату.

При невозможности договориться обычным путем, инициатор наложения сервитута может обратиться в суд, который поможет разрешить спорный вопрос. Такой вариант решения требуется и для документального подтверждения права пользования частью земли, когда ее хозяин позволяет это делать, но отказывается оформлять официально. Зачастую в случае любого конфликта собственник может пресечь использование и ограничить доступ к территории, на которую имеет законные права. Чтобы такого не случилось, заинтересованному лицу лучше получить гарантии того, что он сможет и в дальнейшем эксплуатировать часть чужой земли.

На решение суда может повлиять только доказательство того, что иной вариант, чем наложение сервитута на чужой участок, у истца отсутствует. Поэтому заинтересованное лицо должно доказать судье:

  1. Его личные права без наложения обременения на участок соседской земли будут ущемлены. Например, проложить водопроводную трубу к своему дому, не касаясь чужого участка, невозможно.
  2. Стороны не сумели придти к соглашению мирным путем и заключить договор. Возможно, владелец земли требует завышенную плату или выдвигает иные условия, на которые истец не согласен.

В ходе рассмотрения представленных материалов суд будет руководствоваться принципом прав каждой из сторон и разумного баланса их интересов. Применяемые к земле ограничительные меры должны доставлять неудобства собственнику земли наименьшим образом. Права истца также не должны быть ущемлены и реализованы лишь необходимые его потребности.

Например: Истец добивается возможности провести коммуникации до своего дома по территории земельного участка соседа или осуществить проход/проезд через него. Судья рассматривает материалы дела и решает, какую часть участка для этого можно задействовать, установить маршрут прохода или проезда, а также установить сроки обременения, тариф и условия внесения платы, которая потребуется в виде компенсации за сервитут.

Срок действия

Сервитут может быть срочным и бессрочным. Определенные условия снятия обременения должны быть изложены в договоре. Сервитут может быть снят по следующим причинам:

  • наступление оговоренной даты, указанной в соглашении сторон;
  • наступление события, снимающего действие обременения.

Следует учесть, что обременение касается участка земли и никуда не исчезает при смене собственника. Согласно статье 278 Гражданского кодекса оно переходит к новому владельцу.

Образец

Бланки соглашений об установлении сервитута на участок земли:

  • срочного, возмездного —
  • бессрочного, безвозмездного —
  • постоянного, возмездного —

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector