Чем отличается тбо от тко
Содержание:
Какие отходы являются коммунальными?
На сегодняшний день является актуальным вопрос – какие из отходов являются коммунальными и должны быть переданы исключительно региональному оператору по обращению с отходами, а какие – нет? Давайте разбираться, как обстоят дела на бумаге и на практике. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) твёрдые коммунальные отходы (далее — ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, из Закона № 89-ФЗ следует, что принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями: — образование происходит в жилых помещениях; — образование происходит в процессе потребления физическими лицами; — к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; — к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Если с первыми двумя критериями всё достаточно понятно, то с последними двумя возникает ряд вопросов. В частности – какие отходы и при каких ситуациях можно отнести к ТКО, а какие будут относится к промышленным? Для упрощения этой задачи работники контролирующих органов руководствуются информационным письмом Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733, в котором ссылаются на Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, состоит из блоков, типов, подтипов и т. д. По их названиям можно отнести отход к ТКО, либо наоборот, исключить его из списка ТКО. Например, в блок 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» входит тип 7 3 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», состоящий, в свою очередь, из подтипов, в том числе 7 31 «Отходы коммунальные твердые», 7 33 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» которые принято относить к ТКО. Однако, в том же подтипе 7 33 находится группа 7 33 3 «Смет и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций, не относящийся к твердым коммунальным отходам», все отходы которой, как следует из названия, уже не будут относится к коммунальным. Здесь же можно найти яркий пример того, что в приоритете в отнесении отхода к ТКО отдается его место в ФККО. В частности, в вышеупомянутой группе отходов находится отход 7 33 390 01 71 4 «Смет с территории предприятия малоопасный», который категорически отказываются расценивать как ТКО, несмотря на схожесть его состава с отходом 7 31 200 01 72 4 «Мусор и смет уличный» относящийся к ТКО. Данная позиция достаточно проста для понимания и использования, но есть ряд моментов, требующих отдельного рассмотрения. Так, к примеру, необходимо разделять понятия «строительство» и «ремонт». Отходы строительства не относятся к ТКО, в то время как те же самые отходы, образующиеся во время текущего ремонта, принято относить к коммунальным отходам. Разъяснения, которые мы получаем на всех уровнях, сводятся к одному – «Вы можете отнести свои промышленные отходы, схожие по составу с коммунальными, к ТКО. Но будьте готовы к тому, что Вам придется отстаивать свою позицию в суде». Однако спектр отходов, отнесенных к ТКО на основании классификатора отходов достаточно широк, хоть и не всеобъемлющ и охватывает основные запросы граждан на сегодняшний день. Ниже приводим информационное письмо Росприроднадзора и список отходов, относящихся ТКО, согласно ему.
Письмо РПН
Расшифровка ТКО в квитанции за электроэнергию: в чём отличия от вывоза мусора?
Для тех, кто оплачивает эту услугу, разницы практически никакой нет. Единственное различие – в организации, которая берет на себя данную услугу. До недавнего времени все бытовые отходы утилизировались на полигонах – эти полномочия были возложены на коммунальные учреждения.
С 2018 года появилась компания, которая стала ответственной за вывоз мусора. Это региональный оператор. В его компетенцию входит:
- вывод отходов;
- сортировка;
- обеззараживание;
- обработка;
- утилизация мусора;
- захоронение отходов.
За указанный перечень работ берется плата. Она идет отдельной строкой в расчетной квитанции. В каждом конкретном субъекте федерации действуют свои тарифы на данную услугу.
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Твердые бытовые отходы согласно 89 ФЗ
Федеральный закон нашей страны устанавливает правила обращения с мусором, дабы по возможности снизить отрицательное воздействие отходов на физическое состояние людей и в целом на экологию. Так же он препятствует неправильному использованию их в производстве, что точно не скажется положительно со состоянии природы, которую нужно беречь.
Основные понятия
Сюда входят определения и термины, связанные с утилизацией отходов. Вот некоторые, наиболее важные:
- Хранение отходов – это временное хранение мусора в специально отведенных под это местах сроком более одиннадцати месяцев. Целью этого является обезвреживание отходов и захоронение их.
- Захоронение отходов – это изолирование мусора, который не подлежит дальнейшей переработке или подобных процедур. Обычно выполняется в специальных хранилищах, чтобы вредные вещества не отравляли окружающий мир.
- Норматив образования отходов – это установленное количество мусора конкретного вида при производстве единицы товара.
- Утилизация отходов – это переработка отходов, использование переработанного мусора для производства новых товаров.
- Трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории одной страны (государства) в другую страну (государство).
- Паспорт отходов – это документ, в котором указана степень опасность данного вида мусора.
- Транспортирование отходов – это перемещение мусора с помощью транспортных средств между, к примеру, земельными участками.
- Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – человек, который занимается обработкой, утилизацией, обезвреживанием мусора.
Правовое регулирование в области обращения с отходами
Оно приводится в действие существующим в настоящее время Федеральным законом и нормативными актами РФ и подразумевает собой правильное обращение с отходами медикаментозного, радиоактивного характера и различными веществами, разрушающими природную среду.
Направления государственной политики в области обращения с отходами
Основными принципами и направления государственной политики в роде деятельности, о котором идет речь являются охрана здоровья, поддержание окружающей среды в более-менее хорошем состоянии, сохранение биологического разнообразия; использование наилучших видов утилизации отходов, использование доступных технологий по переработке отходов, с целью дать им вторую жизнь и многое другое.
Отходы как объект права собственности
Сюда входит классификация отходов по степени их опасности. Классов опасности всего 5, от чрезвычайно опасных до практически неопасных.
Полномочия РФ в области обращения с отходами
Здесь все, пожалуй, понятно. Государство разрабатывает законы по утилизации мусора, проводит политику в данной области, следит за тем, чтобы с мусором обращались правильно и грамотно, выдает лицензии по размещению и обработке отходов и т. д.
Все эти пункты следует разобрать подробнее, если вы сомневаетесь в том, что ваш мусор никому не навредит и включает в себя исключительно бытовой мусор.
Что входит в новый вид услуги
Если говорить в двух словах, то раньше мы платили только за процедуру вывоза мусора, а теперь будем платить еще и за его переработку. Каждая региональная управляющая организация должна выбрать оператора по обращению с твердыми отходами и утвердить единый тариф. В обязанности управляющей компании входит:
- заключение договора с оператором;
- установка контейнеров и содержание в чистоте их площадок;
- предоставление перечня отходов, которые распределять по разным контейнерам.
Региональный оператор ответственен за:
- вывоз мусора по графику;
- весь процесс переработки отходов.
Рис. 1. Действия регионального оператора
Если речь идет о частном доме, то договор с оператором должны заключать непосредственно жильцы. Законом «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» установлена типовая форма договора.
Ранее выбор оператора по вывозу мусора делала управляющая компания (или товарищество собственников жилья). С новыми нормами в законодательстве (Постановление № 232 Правительства РФ) все изменилось. Теперь оператора по вывозу мусора будет выбирать сам регион с помощью конкурса.
После выбора заключается соответствующий договор сроком на 10 лет. В соответствии с условиями договора, оператор будет осуществлять вывоз мусора с мусорных площадок в соответствии с графиком (к примеру, ежедневный вывоз мусора летом и раз в трое суток зимой). Также на него будет положена функция сортировки мусора, его обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение в соответствии с имеющимися нормами и инструкциями.
На ЖКО возложены функции оборудования соответствующих площадок, установка на них мусорных контейнеров, содержание данного места в порядке и чистоте. Для частных домов эта ответственность возложена на жильцов.
Материал в тему! Пенсионеры имеют льготы по коммунальным платежам. Распространяются они и на обращение с ТКО.
ТКО в квитанции тариф
Государственное регулирование тарифов обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Тарифы ТКО, по мнению законодателя,
До начала мусорной реформы вопрос о цене вывоза ТБО решался предоставляющей эту услугу организацией в соответствии с договором, заключенным с УК, ТСЖ или ЖСК (плата составляла в среднем 60-80 рублей с квартиры). Теперь же Тарифы на вывоз ТКО устанавливаются региональными властями единые для всех собственников жилых помещений и по количеству прописанных в квартире граждан (удорожание происходит в 1,5-2 раза).
Связано это на сегодняшний день с:
- переходом на новую систему обращения ТКО;
- необходимостью финансирования процессов переработки мусора и строительства новых специализированных заводов по переработке мусора;
- минимизацией захоронения и мусора;
- и ликвидацией существующих полигонов.
В то время как раньше мусор из придомовых контейнеров просто забирался и вывозился на полигон. То есть, усложнение процесса очевидно.
Вместе с тем региональные власти большого количества субъектов пересматривают вопрос формирования тарифа и склоняются оставить для жителей многоквартирных домов существовавшую до 2019 года схему – из расчета за квадратный метр жилья.
Тариф ТКО 2019
2019 год – фактически первый год перехода на новое регулирование процессов, связанных с обращением отходов, и установлением тарифов.
Именно с 2019 года стал скорректирован порядок учета в тарифах обращения с ТКО расходов самих региональных операторов ТКО:
Так, например:
- устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расчетной предпринимательской прибыли для ряда предприятий;
- определен порядок установления предельных тарифов на захоронение ТКО с учетом расходов на обработку ТКО в случае, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании;
- устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расходов на капитальные вложения (инвестиции) и расходов на возврат займов и кредитов, включая проценты по ним, произведенные до начала осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой;
- устанавливаются особенности расчета размера расчетной предпринимательской прибыли для регионального оператора по обращению с ТКО;
- устанавливается ограничение необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО прогнозной необходимой валовой выручкой регионального оператора по обращению с ТКО, содержащейся в заявке победителя конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на каждый год действия соглашения.
Единый тариф ТКО
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включается в плату за коммунальные услуги.
При этом обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии одновременного соблюдения 2-х условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО;
- и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
В состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО включены расходы на обработку ТКО.
При этом установление единого тарифа на услугу регионального оператора не предполагает учета его затрат на утилизацию твердых коммунальных отходов. Единый тариф ТКО формировался на основании предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации – в орган местного самоуправления.
Тариф ТКО по областям
Сравнить между собой и ознакомиться с утвержденными для каждого региона тарифами ТКО вы можете по на страницы, посвященные деятельности конкретных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбранных по конкурсам в каждом субъекте РФ.
Утилизация ТКО
Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.
Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.
Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.
Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.
Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.
Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.
Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.
Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.
Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.
Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.
Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.
Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.
Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.
Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.
Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).
Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.
Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео
Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.
Обращение с ТКО в квитанции – тарифы
Показатель, используемый в качестве базового при расчете размера оплаты за обращение с ТКО, определяется региональными властями. Разберемся, как рассчитывают обращение с ТКО и сколько придется заплатить.
Выделяют два основных способа исчисления суммы платежа:
- Исходя из количества людей, проживающих в жилом помещении. В этом случае расчет ведется по формуле 9.1, приведенной в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ “О предоставлении…” от 06.05.2011 № 354, имеющей следующий вид:
Пу = Ж × Но / 12 × Т,
где Пу – размер платы за услугу;
Ж – число жильцов, проживающих в квартире (доме, комнате);
Но – норматив накопления отходов;
Т – размер тарифа, устанавливаемый региональным оператором.
2. Исходя из площади жилого помещения. В этом случае для расчета используется формула 9.2 из приложения № 2 к постановлению № 354, которая имеет следующий вид:
Пу = Пп × Но / 12 × Т,
где Пп – площадь жилого помещения.
Одни субъекты Федерации применяют первый способ расчета, другие – второй. В среднем сумма составляет около 100 руб. на человека, но конкретные показатели в регионах порой сильно разнятся, что вызвало волну возмущений граждан в начале 2019 года.
Размер устанавливаемого региональным оператором тарифа может изменяться в зависимости от категории потребителей (граждане или организации), а также корректироваться с течением времени. Основанием для применения определенного порядка расчетов, а также установления и изменения тарифов являются приказы, издаваемые региональными министерствами тарифной политики. Кроме того, регионы самостоятельно определяют норматив накопления отходов, подлежащих утилизации.
Плата за ТКО, если никто не прописан
Положения п. 148(36) постановления Правительства РФ “О предоставлении…” от 06.05.2011 № 354 устанавливают, что если в квартире (доме, комнате) никто не живет, то расчет размера обязательного платежа ведется на основании количества собственников жилья.
ВАЖНО! Уклониться от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО на том основании, что жильцы не зарегистрированы (постоянно или временно) по месту своего проживания, не получится. Согласно п. 148(35) того же постановления, региональный оператор, который занимается сбором и утилизацией отходов, может составить акт, содержащий сведения о количестве лиц, фактически проживающих в помещении
На основании этого документа он вправе ежемесячно начислять плату за услугу по обращению с ТКО и включать ее в платежную квитанцию, представляемую собственнику жилья.
Перерасчет при временном отсутствии жильцов
Перерасчет за ТКО при временном отсутствии жильцов возможен. Согласно п. 148(44) постановления № 354, потребитель, отсутствовавший в жилом помещении на протяжении 5 и более дней подряд, вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о перерасчете размера оплаты, взимаемой с него за вывоз и утилизацию ТКО. Порядок такого перерасчета определен разделом VIII Правил, установленных тем же постановлением.
Основанием для проведения перерасчета является письменное заявление потребителя (п. 91 постановления № 354). К нему должны быть приложены документы, подтверждающие факт отсутствия в жилье в течение определенного периода времени (билеты, путевки, копия командировочного удостоверения, выписка из карты пациента стационара и пр. – полный их перечень приведен в п. 93 постановления).
При отсутствии таких документов региональный оператор вправе отказать заявителю в перерасчете и продолжить расчет и начисление обязательных платежей в общем порядке. Если потребитель не будет оплачивать выставленные счета в заданные сроки, оператор может применить штрафные санкции и начислить пени, предусмотренные жилищным законодательством (абз. 3 п. 91 постановления № 354).
Если заявление о перерасчете подается до начала поездки, оператор применяет льготу в течение 5 дней с момента его получения. При этом новая сумма будет отражена уже в текущих платежных документах.
Если же заявление подается жильцом после приезда, перерасчет производится в течение 30 дней с момента окончания поездки (абз. 1 п. 91 постановления № 354). В этом случае платежки, формируемые во время отсутствия жильцов, будут содержать стандартный расчет, а результаты проведенного впоследствии перерасчета будут отражены в первом же документе, сформированном после получения заявления (п. 97 постановления № 354).