Красные ворота на алтае
Содержание:
- Как добраться
- Как добраться
- Что посмотреть рядом
- Турбазы по дороге
- Архитектура и оформление
- База отдыха «Красные ворота»
- История
- Общественный транспорт
- История площади
- Архитектура
- Почему площадь так называется?
- История высотки на Красных Воротах
- Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
- Сохранившиеся элементы ворот[ | ]
- Список литературы[ | ]
Как добраться
Путь к Красным воротам лежит по Чуйскому тракту от Бийска до села Усть-Сема. Здесь на развилке нужно повернуть направо к селу Ташанта. Проехав мост через Катунь, нужно двигаться к Семинскому перевалу и перевалу Чике-Таман вдоль реки. У села Иня начинается дорога по побережью реки Чуи по направлению к селу Акташ мимо поселений Акбом и Чибит. В Акташе необходимо двигаться по указателю к Усть-Улагану. Проехав около 8 км вдоль Чибитки, покажется участок дороги между красными скалами.
До села Акташ из Бийска можно добраться на автобусе. Время в пути — около 9 часов. Из Горно-Алтайска до Акташа также можно доехать на автобусе. Отправление — один раз в сутки. К достопримечательности из поселка можно добраться попуткой или арендовать местный транспорт с водителем.
Расписание автобусов Бийск — Акташ и Горно-Алтайск — Акташ
Красные ворота на панораме Яндекс. Карты
На видео Красные ворота на Алтае зимой
Как добраться
Адрес высотного здания на Красных Воротах: улица Садовая-Спасская, 21/1. Достопримечательность находится всего в 9 минутах ходьбы от площади трех вокзалов. Прогулка до Красной площади займет около 40 минут.
Самый быстрый способ добраться до высотки — воспользоваться метрополитеном. Станция «Красные Ворота» (Сокольническая линия/красная ветка № 1) располагается прямо в доме.
Схема метрополитена Москвы
Выбирая наземный транспорт, следует выйти на остановке «Метро Красные Ворота». Их несколько: у Лермонтовского сквера останавливаются автобусы № 122, А, н3, т24; напротив высотки — № Б.
Единый транспортный портал Москвы
Что посмотреть рядом
Район Красных ворот находится поблизости от других удивительных природных достопримечательностей. Так, сразу за воротами начинается подъем на Улаганский перевал. Справа по дороге, в 4-х километрах, будет озеро Чейбеккель (или Мертвое озеро), а чуть дальше слева — озеро Узункель, расположившееся почти на вершине перевала.
Узкий проезд между скалами, Светлана Лейзаренко
Часть территории Улаганского района частично занята Телецким озером, Алтайским заповедником. Широкую известность получили Урочище Пазырык с живописными курганами, природный парк «Ак-Чолушпа», Чулышманский ландшафтный участок, а также урочище Аккурум со знаменитыми Каменными грибами, Мажойский каскад на реке Чуя и многое другое.
Турбазы по дороге
На протяжении всего пути Бийск – Красные Ворота (Алтай; как доехать, описано выше), можно прекрасно отдохнуть и задержаться для осмотра достопримечательностей. Для остановки можно выбрать одну из турбаз. Наиболее популярны базы отдыха, расположенные в селе Акташ.
В комплексе «Кочевник», например, можно пожить в настоящей юрте, но вообще он состоит из 4 юрт, десяти двухэтажных домов и такого же количества двуместных одноэтажных домиков.
Он подойдет для людей активных или семейных пар с детьми. К услугам гостей здесь есть:
- 3 бани;
- ресторан в юрте с национальной кухней;
- конференц-зал;
- 14 веранд для летнего отдыха;
- две душевые и 6 туалетов;
- площадка для волейбола;
- автостоянка;
- места для палаток;
- костровища и мангалы.
Проживание здесь обойдется от 1400 руб./номер. Место это достаточно популярное, особенно у тех, кто путешествует по Алтаю своим транспортом.
На территории базы можно останавливаться с палатками (на четырех человек стоит 200 руб./сутки), есть кухня в беседке. Ее чаще всего посещают те, кто отправляется или возвращается к леднику Актру или Северо-Чуйскому хребту.
Архитектура и оформление
Станция
Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша. Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам. В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты чёрным с ультрамариновыми вкраплениями украинским лабрадоритом. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз. Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников. Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой — квадратной метлахской плиткой красного цвета и шестиугольной кремовой).
Искусствовед Игорь Грабарь писал о станции:
Уже в проекте замысел автора поражал своей внушительной простотой, найденной лаконичностью архитектурного языка, классического по внутреннему смыслу, по логической оправданности, но осовремененного, приближенного к нашим дням. Фомин совершенно обошёлся без колонн, загружающих большинство подземных станций, и мощными низкими гранитными пилонами охарактеризовал подземность пространства. С большим вкусом он придал им нарядность при помощи остроумно и уместно применённых тяг и ниш. Дань классицизму, принесённая в кессонах свода, здесь очень уместна, как противовес грузному низу. Фоминская станция, бесспорно, самая удачная из всех подземных станций первой очереди. |
Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Театральная».
Южный вестибюль
Южный вход Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину. Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём. Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница. Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору типа ЭТ-3М. Он имеет высоту 28,4 м и был установлен в 1994 году взамен старого.
Северный вестибюль
Северный вход Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля 1954 года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. До реконструкции 2016—2017 годов из вестибюля с кассовым залом в круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, вёл трёхленточный эскалатор ЭМ-1М высотой 11,5 м. Стены зала отделаны красным мрамором, на них установлены двухрожковые светильники-бра. Из круглого зала вниз к станции вёл эскалатор типа ЭМ-4 высотой 18,9 м.
Со 2 января 2020 года по 1 июня 2020 года северный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. В ходе неё все эскалаторы были заменены на современные, также были заменены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновлены системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Кассовый зал был отремонтирован, установлены современные турникеты.
База отдыха «Красные ворота»
В малонаселенном Улаганском районе туристическая инфраструктура развита меньше, чем в некоторых других районах края. И тем не менее здесь всегда есть возможность разместиться на ночлег. В 4 км от знаменитого памятника природы Алтая находится одноименная база отдыха. Туристам предлагаются благоустроенные номера с видом на горы, а также бюджетные кедровые дома. Здесь же можно заказать экскурсии по популярным достопримечательностям горного Алтая. Эти и другие подробности размещения обозначены на официальном сайте турбазы.
Отправляться на Алтай в горы лучше всего летом. Зимой дорогу в узком месте Красных ворот иногда сильно заметает снегом. Нередко случаются сходы лавин. В этом случае трасса становится непроходимой, и на ее расчистку требуется не менее 6 часов.
Каменные глыбы красного цвета, Galina Gorshenina
История
Проходящий через Айгулакский хребет участок трассы на Акташ, где находятся Красные ворота, считался небезопасным для путешественников. Очень узкая дорога, петляющая по гребню, была доступна только для конного или пешего маршрута. Чтобы через ворота могли проезжать автомобили, в 30-е гг. XX века пришлось расширить дорогу с помощью взрывных работ. На расширенном участке было сделано шоссе по побережью Чибитки, а также проложен мост через реку. Чтобы увидеть все неповторимое величие горного потока, преодолевающего каскад порогов, нужно взобраться на один из валунов у Красных ворот.
Считается, что рядом с Красными воротами появляется угнетенное настроение, чувство тревоги и подавленность. Некоторые путешественники полагают, что такие состояния провоцируют соединения ртути в скалах. Но на практике шансы получить отравление ртутными парами, находясь вблизи Красных ворот, равны нулю.
К настоящему моменту трасса находится в плачевном состоянии и считается одной из самых проблемных на Алтае, поэтому власти края выделили средства на ее расширение и асфальтирование. Работы запланированы на 2021—2023 гг.
Наскальная надпись, Ярослава Заболотная
Надписи на скалах
Как и многие туристические объекты, Красные ворота периодически подвергаются нападкам со стороны вандалов, уродующих скалы Красных ворот пошлыми надписями. Местные жители и волонтеры регулярно проводят акции по очищению камней. Но есть одна надпись, которую не просто не стирают, а трепетно охраняют и ежегодно обновляют. Она датирована 1946 годом и оставлена солдатом, возвратившимся с войны: «С Богом возвращаюсь на Родину! 16 мая 1946 года. С. Д. Куюков». Сын этого солдата — И. С. Куюков — много лет был главой администрации Улаганского района.
Общественный транспорт
Список маршрутов наземного общественного транспорта | ||
Номер | Маршрут | Пересадки на метро и МЦК |
Регулярные автобусные маршруты | ||
А |
Стадион «Лужники» (южн.)
Комсомольская
Фрунзенская, Парк культуры, Кропоткинская, Арбатская, Арбатская, Пушкинская Тверская, Чеховская, Трубная, Цветной бульвар, Сухаревская, Комсомольская
Б
Садовое кольцо
Кольцевой
Павелецкая, Таганская, Курская, Сухаревская, Смоленская, Смоленская, Парк культуры, Октябрьская, Добрынинская, Маяковская
122
Сокольники
Лубянка
Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Чистые пруды, Лубянка, Китай-город
Н3
Уссурийская улица
Китай-город
Щёлковская, Первомайская, Партизанская, Измайлово, Семёновская, Электрозаводская, Бауманская, Красносельская, Комсомольская, Лубянка, Китай-город
Регулярные троллейбусные маршруты
24
Авиамоторная улица
Красные Ворота
Авиамоторная
История площади
В прошлом, вплоть до начала 18 века, в окрестностях современной площади внутри и снаружи Земляного вала располагались огородные слободы: внутри — дворцовая, на внешней стороне — принадлежащая Вознесенскому монастырю. Однако, сообщения между ними не было — ближайшими воротами были Покровские в районе современной площади Земляной Вал и Басманной улицы.
Отсутствие ворот доставляло местным жителям неудобства, поэтому в валу появились проломные ворота, а в 1709 году на их месте воздвигли деревянную Триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в Северной войне. В конце 18 века, когда Земляной вал потерял актуальность и был окончательно срыт по приказу главнокомандующего Москвы графа Захария Чернышёва, вокруг арки фактически образовалась обширная площадь. Кроме самих ворот, довольно значительной постройкой на площади была церковь Трёх Святителей (в Огородниках).
Деревянные ворота не отличались надёжностью и часто горели, после чего их приходилось перестраивать. В 1742 году они были возведены ещё раз — по проекту архитектора Михаила Земцова, однако, спустя несколько лет они вновь сгорели, и в 1757 году императрица Елизавета Петровна повелела построить их из камня в стиле барокко по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. Высота новых ворот составила 26 метров — гораздо выше, чем предыдущие; их украсили лепниной и росписями, а сверху установили 8 скульптур, изображающих благодетели, и бронзовую статую Фамы (богиня молвы) с пальмовой ветвью и трубой. Впоследствии декоративное оформление ворот неоднократно претерпевало изменения, хотя капитально их больше не перестраивали.
Красные ворота и церковь Трёх Святителей в 1890-х годах
В начале 20 века, когда в Москве развивалась трамвайная сеть, одна из линий прошла прямо через арку Красных ворот.
К сожалению, в 1927 году ворота и расположенная вблизи них церковь Трёх Святителей были снесены, поскольку они, по мнению городских властей, мешали проезду городского транспорта. Однако, память о них частично сохранилась: в 1935 году на площади открылась станция метро «Красные Ворота», южный вестибюль которой, построенный по проекту архитектора Николая Ладовского, был выполнен в виде арки Триумфальных ворот.
В 1925 году площадь получила официальное название — Красноворотская, но в 1941 году её вновь переименовали: теперь она стала Лермонтовской — к 100-летию со дня смерти поэта Михаила Лермонтова, который родился в доме генерал-майора Карла фон Толля напротив Красных ворот и был крещён в церкви Трёх Святителей. К сожалению до наших дней дом Лермонтова не сохранился — как и Красные ворота, и церковь, он был снесён в 1927 году.
После распада СССР площади решили вернуть историческое название, но при этом оставить на карте города и Лермонтовскую площадь тоже. Для этого большую площадь разделили на две поменьше: в 1993 году та её часть, что расположена внутри Садового кольца, стала площадью Красные Ворота, а та, что за его пределами — осталась Лермонтовской площадью.
Долгое время площадь представляла собой асфальтовое поле с парковкой, но в 2017 году её реконструировали и благоустроили: у станции метро организовали пешеходную зону, насыпали небольшие искусственные холмы, высадили деревья и кустарники.
Архитектура
«Сталинские высотки» строились в рамках одного проекта, но над ними работали разные архитекторы. Все здания различаются планировками, отделкой, площадью и высотой. Административно-жилой комплекс возле «Красных Ворот» можно назвать компактным по сравнению с Главным зданием МГУ, гостиницей «Украина» и домом на Котельнической набережной. Высота центрального корпуса составляет 24 этажа (138 метров), боковых — 11–15 этажей.
Скромнее здание и в плане отделки. Хотя высотка соответствует стилю «сталинский ампир», ее декор лаконичен. Для облицовки вместо терракотовой плитки использовали натуральный известняк, отказались от дорогих материалов, витражей. Неизменными элементами остались красный гранит на первых этажах и шпиль со звездой.
Если декор архитекторы решили упростить, то на коммуникациях и удобствах не экономили. Во всех «сталинских высотках» провели централизованное кондиционирование, систему пылеудаления, на кухнях установили мусоропроводы и холодильники, кухонные мойки с дробилками, встроенную мебель. В жилых корпусах работал детский сад, были организованы бомбоубежища, подземная парковка, в некоторых квартирах предусмотрели комнаты для домработниц.
Почему площадь так называется?
Площадь Красные Ворота получила своё название по старинной Триумфальной арке в честь Полтавской битвы, что стояла на ней в 1709-1927 годах (с несколькими перестройками).
Полное название сооружения — Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города, но в народе их стали называть Красными воротами. Почему — не вполне понятно; согласно одной из версий, «красные» означает «красивые», другая говорит, что они буквально были выкрашены в красный цвет (но ставится под сомнение, поскольку ворота известны в белом цвете), третья же гласит, что проходящая через них дорога вела в подмосковное Красное село, потому и ворота «красные».
К сожалению, ни одну из трёх существующих версий нельзя рассматривать как более убедительную.
В советские годы площадь носила другие имена: Красноворотская площадь (1925-1941) и Лермонтовская площадь (1941-1993). Современное (и отвечающее истории местности) название она носит с 1993 года.
История высотки на Красных Воротах
Строительство высотки на Красных Воротах началось в 1947 году. 13 января было принято Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже в сентябре прошла церемония закладки первого камня. Поклонники мистики уверяют, что дату и точное время (7 сентября в 13:00) И. В. Сталин выбрал не случайно, якобы генсек консультировался с немецким астрологом, и тот предсказал наиболее благоприятный момент.
Интересно, что официальный старт не был началом реальной стройки. Несмотря на то, что план возведения высоток был утвержден, понимания, как именно строить такие здания, не было. В те годы в стране не было подобной практики. Ситуация осложнялась слабыми грунтами, отсутствием необходимой техники и материалов.
Поэтому новые технологии осваивались прямо в ходе работ. Параллельно открывались заводы железобетонных изделий, появлялись самоподъемные башенные краны и другое оборудование.
Igor Butyrskii
Мягкость московских грунтов доставила немало хлопот конструкторам. Усугубила проблему идея построить на первом этаже вестибюль станции метро «Красные Ворота». При подготовке тоннеля выяснилось, что грунт крайне ненадежен и напитан водой. По подсчетам укрепление фундамента увеличило бы срок строительства на 1,5 года, на что правительство было не согласно. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву.
В результате заморозки грунт вспучился. Учитывая эту особенность, конструкторы стали строить высотку с наклоном. По завершению работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял — небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.
После сдачи дома в нем разместились кабинеты Минтрансстроя и жилые квартиры. Ордера на заселение в «сталинские высотки» выдавались высокопоставленным чиновникам, министрам транспортного строительства, прославленным врачам, инженерам, деятелям искусства. Известные жильцы здания на Красных Воротах: актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, президент академии наук СССР Мстислав Келдыш, внучка архитектора Алексея Душкина — Наталья Душкина.
Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
Сегодня в доме располагаются офисы государственных и частных компаний, учебные заведения, жилые квартиры, кафе, магазины, аптеки, отделения банков. Но никаких Красных Ворот нет и этот факт иногда озадачивает туристов.
Красными Воротами назвалась триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Полтавской битве. Памятник был построен в 1709 году по приказу Петра I. У сооружения сложилась непростая судьба: несколько раз его перестраивали, восстанавливали после пожаров, а с 1854-го неоднократно хотели снести. Демонтаж арки всякий раз откладывался — за сохранение ворот выступала общественность и известные архитекторы. Но в 1927-м памятник все же снесли под предлогом расширения Садового кольца.
Красные Ворота на открытке,
Вместе с Красными Воротами исчезла церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Лермонтова, и дом, где родился поэт. Сегодня об утраченных строениях напоминают памятная табличка на высотке, памятник Михаилу Юрьевичу в Лермонтовском сквере и название станции метро.
Сохранившиеся элементы ворот[ | ]
В настоящее время бронзовая статуя Фамы находится в Музее Москвы, помимо неё экспонируются ещё несколько элементов ворот:
- Золочёный ангел, венчавший верхнюю часть ворот, также хранится в Музее Москвы.
- Фигурки Путти находятся в музее Щусева.
- Белокаменные замковые камни большой и малой арок находятся в экспозиции музея-заповедника Коломенское.
- Некоторые декоративные элементы находятся в Музее Москвы.
- Макет ворот и аллеи, которая к ним вела, 2020 год
- Ангел, 2014 год
- Путти с ворот, 2020 год
- Замковый камень с головой ангела. Деталь большой арки Красных ворот, 2020 год
- Замковый камень с головой ангела. Деталь малой арки Красных ворот, 2020 год
Список литературы[ | ]
- Енишерлов В., Матусевич В. С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы. — М.: Советский писатель, 1990.
- Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — С. 372.
- Муравьёв В. Б. Московские улицы. Секреты переименований. — М.: Эксмо, 2013. — С. 530. — ISBN 978-5-4438-0200-8.
- Муравьёв В. Б. Старая Москва в легендах и преданиях. — М.: Эксмо, 2011. — С. 608. — ISBN 978-5-699-46829-4.
- Пятнов П. В. Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы // На пути к святыням: культ и культура. — 2009. — Вып. 4. — С. 38—45.
- Чумакова Т. В. Образ Москвы в художественном пространстве рассказа И. А. Бунина «Чистый Понедельник» // Национальные ы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2020. — Вып. 2. — С. 584–588.
- Москва. Энциклопедия / Шмидт С. О., Андреев М. И., Карев В.М.. — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1997. — С. 974.
- Шокарев С., Вострышев М. Вся Москва от А до Я. — М.: Эксмо, 2011. — С. 1064. — ISBN 978-5-4320-0001-9.