Бульварное кольцо

Содержание:

История

Бульварное кольцо возникло на месте разобранных стен и башен Белого города. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла своё оборонительное значение и в 1770-е — 1780-е годы была разобрана, а на её месте заложили бульвары. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота». Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году по проекту архитектора С. Карина, кольцо в целом сложилось после 1812 года.

В 1887 году на Бульварном кольце появилась конка, которая в 1911 году была заменена на электрический трамвай. Кольцевой маршрут замыкался по Кремлёвской набережной.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал замыкание Бульварного кольца в Замоскворечье, но это предложение позже не было сочтено необходимым.

К празднику 800-летия Москвы (1947) старая сетчатая ограда была заменена узорчатым чугунным барьером, а вместо садовых скамей установлены удобные деревянные диваны, высажено более 4 тыс. деревьев и 13 тыс. кустарников. Проектом комплексной реконструкции и озеленения Бульварного кольца руководил В. И. Долганов.

В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.

После выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 года бульвары и площади Бульварного кольца, наряду с Болотной площадью и проспектом Академика Сахарова, стали местом проведения массовых протестных шествий и митингов.

Бульвары и площади кольца

Несмотря на своё название, «кольцо» не замкнуто — оно ограничено с юга Москвой-рекой, планы по замыканию кольца достигали лишь частичной реализации.

Гоголевский бульвар является трёхступенчатым — его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар — на средней, а внешний проезд — на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

Kомпоненты

По часовой стрелке:

Название Длина Ширина
Соймоновский проезд 340 м
Площадь Пречистенские Ворота
Гоголевский бульвар 750 м
Арбатская площадь
Площадь Арбатские Ворота с Арбатским туннелем под ней
Никитский бульвар 530 м
Площадь Никитские Ворота
Тверской бульвар 875 м
Пушкинская площадь
Страстной бульвар 550 м 123 м
Площадь Петровские Ворота
Петровский бульвар 449 м
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Площадь Сретенские Ворота
Сретенский бульвар 214 м
Тургеневская площадь
Площадь Мясницкие Ворота
Чистопрудный бульвар 822 м
Площадь Покровские Ворота
Хохловская площадь
Покровский бульвар 590 м
Яузский бульвар 400 м
Площадь Яузские Ворота
Устьинский проезд 200 м

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках

Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар — Тверской — был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году — электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился — трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году — в честь 800-летия Москвы — бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Сретенский монастырь

На следующем Рождественском бульваре кольца Москва сохранила сразу два монастыря. Первый, самый древний женский монастырь города, был основан в конце XIV века при князе Андрее Серпуховском. В 1922 г. монастырь был закрыт и возобновил службы через семьдесят лет.

Второй построен в 1397 году и посвящен памяти чудесного избавления Москвы от орд Тамерлана. Многие годы это был центр основных московских крестных ходов, посвященных чудесному избавлению от кочевников. После Октябрьской революции он был закрыт и возобновил служение только в 1991 году. Сегодня это общепризнанный центр духовного просвещения. При нем находится крупнейшее издательство. С 2000 года работает самый посещаемый православный интернет-портал.

Что посмотреть в Москве самостоятельно за 1 день

Увидеть в Москве что-либо за один день, кроме центра города, вряд ли получится, поэтому сосредоточимся на Красной площади и близлежащих достопримечательностях. Хорошая новость состоит в том, что передвигаться в центре города удобно пешком, не используя общественный транспорт, поскольку многие памятники расположены поблизости.

Красная площадь и Московский Кремль

Первым делом большинство туристов, приезжающих в Москву, устремляются на Красную площадь – символ столицы и всей России. Красная площадь имеет свободный вход для любого желающего и открыта круглогодично. По периметру прямоугольника можно увидеть часть Кремлевской стены, Спасскую башню, Собор Василия Блаженного, ГУМ и Исторический музей. Также интересны прилегающие улочки, которые являются, как и площадь, пешеходными и проникнуты своей особой атмосферой. Одной из таких можно считать Никольскую улицу, украшенную подвесными светящимися украшениями. Также при желании прогулку можно продолжить в Александровском саду, который находится за Угловой Арсенальной Башней. Вход в Александровский сад свободный.

Красная площадь

Многие туристы ограничиваются осмотром Красной площади, однако при желании, можно также посетить соборный комплекс Московского Кремля, правда, вход туда платный. Кассы находятся со стороны Александровского сада. Приобрести билеты можно непосредственно в кассах, либо заранее в режиме онлайн на официальном сайте достопримечательности. При покупке билета онлайн всё равно придется обратиться в кассы № 6,7,8 для обмена билета на бумажную версию.

За стенами Кремля Вас ждет удивительный вид на Соборную площадь, где расположилось сразу несколько исторических достопримечательностей – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Патриарший дворец, Царь-пушка и Царь-колокол, колокольня «Иван Великий» и некоторые другие памятники. Также отдельно можно приобрести билеты в Оружейную палату. Если повезет, то можно попасть на выступление Президентского полка (с апреля по октябрь по субботам в 12.00).

Добраться на Красную площадь и в Кремль из аэропортов или с вокзалов Москвы можно на общественном транспорте. Удобнее всего воспользоваться метро, в котором не бывает пробок. Ближайшие станции – «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», «Площадь Революции», «Театральная», «Китай-город».

В Кремле

Парк Зарядье

Далее от Красной площади, спустившись на Кремлевскую набережную, можно выбрать несколько направлений для прогулок – слева будет расположен парк и смотровая площадка Зарядье, справа – Храм Христа Спасителя. Если же не спускаться к набережной, а наоборот, пройтись переулками, то можно дойти до знаменитой улицы – Арбат.

Парк Зарядье расположен на большой территории в самом «сердце» Москвы – на Москворецкой набережной. Сюда без проблем можно дойти от Красной площади за 3-5 минут. Главная достопримечательность парка – это смотровая площадка, которая возвышается над Москвой-рекой и откуда открываются живописные виды на столицу. Справа будет видна Красная площадь и Храм Христа Спасителя, а слева откроется вид на одну из сталинских высотокдом на Котельнической набережной. Вход в парк свободный, открыт круглый год.

Храм Христа Спасителя

Добраться до такого знакового памятника Москвы, как Храм Христа Спасителя можно пешком от Красной площади вдоль Кремлевской набережной, либо на метро до станции Кропоткинской. Храм имеет монументальный вид, увековеченный на многих фотографиях и панорамах Москвы. От собора отходит пешеходный мост через Москва-реку, который носит название Патриарший мост. Именно отсюда открываются лучшие виды на собор и получаются лучшие фотографии. Также с моста с правой стороны виден памятник Петру I, а с левой стороны – причал.

Храм Христа Спасителя

Арбат

Чтобы увидеть аутентичную Москву, стоит прогуляться по её центральным улочкам – это может быть Никольская, Тверская или Моховая улицы. Кроме того, особой любовью туристов пользуется Старый Арбат (не путать с Новым Арбатом, где кроме панельных высоток можно мало что увидеть). Арбат является пешеходной улицей, здесь множество кафе, ресторанов и фуд-кортов, и практически всегда многолюдно. Кто-то устраивает уличные представления, кто-то позирует художникам, кто-то просто гуляет и наслаждается атмосферой. На противоположной стороне улицы от станции метро «Арбатская» находится ещё одна сталинская высотка – МИД РФ.

.

Земляные валы, «гибельные следы» и балаганы

Раньше на месте Бульварного кольца были земляные валы, потом — деревянные стены, а в XVI веке возвели мощную каменную стену. Она начиналась от храма Христа Спасителя и заканчивалась там, где Яуза впадает в Москву-реку. Толщина стен была от 4,5 до шести метров. Огороженную территорию назвали Белым городом — по цвету камня или извести, которая покрывала кирпич.

Екатерина II в 1774 году приказала демонтировать эти стены. Она хотела, чтобы там высадили деревья и создали площади. Однако первый из бульваров, Тверской, появился только через 22 года после указа императрицы.

В 1863 году главными врагами бульваров были балаганы и торговля. Хозяева балаганов по контракту должны были содержать эти места в достойном виде, однако это условие не всегда выполнялось: нередко там царили грязь и беспорядок.

У Китайгородской стены каждый день собиралась чернь; деревья ломали и уничтожали. Около бульваров проводили публичные казни преступников, и народ, любивший приходить на такие зрелища, тоже оставлял после себя «гибельные следы», про которые говорили, что они похожи на разрушения после пожаров.

Поступали предложения о том, как решить проблему. Например, просили, чтобы полиция и дума принимали участие в сохранении порядка на бульварах. Также нужно было каждый год выделять деньги на посадку деревьев.

Про Бульварное кольцо

Бульварное кольцо. Кто из россиян не слышал этого названия? Но почему-то совсем немногие смогут внятно объяснить, что это такое. Конечно, если они не живут в Москве.

Бульварное кольцо Москвы — схема

Началось всё с простого вопроса иностранных туристов. У меня спросили, что вообще такое Бульварное кольцо и на самом ли деле непременно стоит там побывать (как настырно утверждают турфирмы и их экскурсоводы). В наш век девайсов-гаджетов слова меркнут: зачем рассказывать, если можно показать.

P.S. Все съёмки сделаны во время экстремального теста экшн камеры. Видео лучше не разворачивать на весь экран, а оставить как есть, в тексте. Да и звук можно не включать – информации там нет, а треки от Ютюба нравятся далеко не всем. 🙂

Бульварное кольцо на карте Москвы

Начать лучше всего с того, что никакого Бульварного кольца не существует. Так называют расположенные в ряд бульвары, которые визуально напоминают некое подобие дуги или подковы.

Бульварное кольцо — длина

Достаточно одного взгляда на карту, чтобы понять – кольца тут не получается. Эта условная дуга не только не переходит за Москву-реку, но даже не касается её берегов (см. рис). Длина дуги – то есть протяжённость Бульварного кольца — около девяти километров.

Поскольку кольцо незамкнутое, у него есть начало и конец. Началом обычно считают конец Гоголевского бульвара, расположенной в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя. Пройдём все бульвары по порядку.

I. Бульварное кольцо — начало. Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Ранее назывался Пречистенским, был переименован в 1924 году. На этом бульваре установлены памятники Н. В. Гоголю и М. Шолохову. Ближайшая станция метро – Кропоткинская.

II. Никитский бульвар

Никитский бульвар

Разбит в 1820 году. Знаменит тем, что именно на этой улице, либо в непосредственной близости жили А. Толстой, Н. Гоголь, А. Суворов и почти десяток Героев Советского Союза.

III. Тверской бульвар

Тверской бульвар

С него и началось Бульварное кольцо. Именно Тверской бульвар был первым и долгое время единственным в столице. Назван по имени примыкающей к нему улицы.

Здесь установлены памятники С. Есенину, К. Тимирязеву, А, Герцену. Ближайшие станции метро – Тверская и Пушкинская.

IV. Страстной бульвар

Страстной бульвар

Назван так по имени монастыря, снесенного в 1938 году. Здесь установлены памятники А. Пушкину, А. Твардовскому, С. Рахманинову, В. Высоцкому.

V. Петровский бульвар

Петровский бульвар

Назван в честь Петровских ворот и улицы Петровка. Ближайшие станции метро – Чеховская и Трубная.

VI. Рождественский бульвар

Рождественский бульвар

Название своё получил в честь женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Ближайшая станция метро – Трубная. Памятников на этом бульваре нет. Но имеется поклонный крест преподобной Евфросинии, великой княгине Московской, супруге Дмитрия Донского.

VII. Сретенский бульвар

Сретенский бульвар

Назван так в честь Сретенских ворот Белого города. Установлены памятники Н. К. Крупской и В. Г. Шухову. Ближайшие станции метро – “Тургеневская” и “Сретенский бульвар”.

VIII. Чистопрудный бульвар

Чистопрудный бульвар

Назван в честь Чистого пруда – на самом деле, пруд один, и откуда взялось “множественное” название – загадка (существует мнение, что когда-то здесь было три пруда).

Да и этот единственный Чистый пруд получил своё название после того, как был очищен от отходов находившейся рядом скотобойни. До этого он звался Поганым по вполне понятным причинам.

На Чистопрудном бульваре установлены памятники А. С. Грибоедову и А. Кунанбаеву.

IX. Покровский бульвар

Покровский бульвар

Назван в честь Покровских ворот Белого города. Здесь действует трамвайная линия.

X. Яузский бульвар

Яузский бульвар

Назван в честь находившихся здесь Яузских ворот. Здесь установлен памятник Р. Гамзатову. Так же, как и на Покровском бульваре, проложена трамвайная линия – она приведёт к станциям метро “Чистые пруды” или “Новокузнецкая”.

Конечно, кроме бульваров, есть на Бульварном кольце и площади, названные в честь тех же самых ворот Белого города, и улицы, это кольцо пересекающие. Однако они, на мой взгляд, представляют меньше интереса.

Большая Дмитровка

В эту пешеходную зону входят Улица Большая Дмитровка и пешеходные улицы, которые пересекаются с ней: Кузнецкий Мост, Улица Рождественка, Камергерский переулок, Столешников переулок. Здесь много магазинов, кафе и ресторанов. В Камергерском переулке расположен знаменитый Московский Художественный театр. На Столешниковом переулке располагаются дорогие бутики.

Улица Большая Дмитровка

м. Чеховская, м. Театральная, м. Охотный ряд.

Часть улицы Большая Дмитровка пешеходная. Но даже по не пешеходной части улицы приятно пройтись, движение транспорта здесь в одну полосу и стоянка запрещена. На улице расположены старинные здания, памятники архитектуры. Здесь много магазинов и кафе.

Улица Большая Дмитровка

Улица Кузнецкий Мост

м. Кузнецкий мост.

На улице Кузнецкий Мост много памятников истории и архитектуры. В XVII—XVIII веках на улице Кузнецкий мост жили представители знатных фамилий Мясоедовых, Салтыковых, Гагариных, Щербатовых, Долгоруковых, Волынских, Воронцовых, Голицыных и многих других.

Со стороны Кузнецкого моста расположен один из входов в ЦУМ.

Улица Кузнецкий Мост

Улица Рождественка

м. Кузнецкий мост, м. Лубянка.

Часть улицы Рождественка пешеходная (от Театральный проезд до Улица Кузнецкий Мост). На улице расположены старинные здания, памятники архитектуры. Здесь много магазинов и кафе.

Улица Рождественка

Камергерский переулок

м. Охотный ряд.

Камергерский переулок закрыт для въезда транспорта. Это прекрасное место для прогулки. Здесь много кафе, ресторанов и магазинов. На Камергерском переулке располагаются Московский Художественный театр, Музей С.С. Прокофьева.

Камергерский переулок

Столешников переулок

м. Охотный ряд, м. Театральная, м. Чеховская.

Столешников переулок пешеходный. Здесь располагаются кафе, бутики. Много памятников архитектуры. На Столешниковом переулке располагаются модные магазины и элитные бутики (Dior, Louis Vuitton, Prada, Chanel, Salvatore Ferragamo, Hermes и др.). Сейчас Столешников переулок считается одним из самых дорогих мест для шопинга в Москве наряду с Третьяковским проездом и Барвихой.

Столешников переулок

Петровка

При переходе Страстного бульвара к Петровскому дорога достигает своей самой южной точки и поворачивает на северо-восток.

На этом месте сохранился Высоко-Петровский монастырь. Многие считают, что он основан в начале XIV века. В 1929 году советской властью он был закрыт, а возобновил работу только через восемьдесят лет. Сегодня сохранившиеся постройки XVII—XVIII веков приведены в порядок. Ведутся богослужения.

Другим замечательным местом, примыкающим к Бульварному кольцу, является церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках. Здесь хранится Кийский крест, являющийся точной копией Креста Христова, и чудотворная Феодоровская икона.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Сретенские ворота. Бывший храм Успения в Печатниках.

Угол Сретенки с 1695 года украшает здание храма Успения в Печатниках (№ 27). Квартал этот назывался Печатники, так как в XVII веке здесь были поселены русские мастера книгопечатного дела. Перестройки в течение двух с лишним веков во многом лишили здание прелести его первоначального облика. Кстати, по преданию, именно здесь произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой его известной картины «Неравный брак». После закрытия церкви здесь размещался трест «Арктикпроект», а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР», показывающая развитие корабельного дела в России с древних славянских челнов до современных атомных ледоколов.

Бульвары и площади кольца[править | править код]

Несмотря на своё название, «кольцо» не замкнуто — оно ограничено с юга Москвой-рекой, планы по замыканию кольца достигали лишь частичной реализации.

Гоголевский бульвар является трёхступенчатым — его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар — на средней, а внешний проезд — на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

Kомпонентыправить | править код

По часовой стрелке:

Название Длина Ширина
Соймоновский проезд 340 м
Площадь Пречистенские Ворота
Гоголевский бульвар 750 м
Арбатская площадь
Площадь Арбатские Ворота с Арбатским туннелем под ней
Никитский бульвар 530 м
Площадь Никитские Ворота
Тверской бульвар 875 м
Пушкинская площадь
Страстной бульвар 550 м 123 м
Площадь Петровские Ворота
Петровский бульвар 449 м
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Площадь Сретенские Ворота
Сретенский бульвар 214 м
Тургеневская площадь
Площадь Мясницкие Ворота
Чистопрудный бульвар 822 м
Площадь Покровские Ворота
Хохловская площадь
Покровский бульвар 590 м
Яузский бульвар 400 м
Площадь Яузские Ворота
Устьинский проезд 200 м

Сретенский монастырь

На следующем Рождественском бульваре кольца Москва сохранила сразу два монастыря. Первый, самый древний женский монастырь города, был основан в конце XIV века при князе Андрее Серпуховском. В 1922 г. монастырь был закрыт и возобновил службы через семьдесят лет.

Второй построен в 1397 году и посвящен памяти чудесного избавления Москвы от орд Тамерлана. Многие годы это был центр основных московских крестных ходов, посвященных чудесному избавлению от кочевников. После Октябрьской революции он был закрыт и возобновил служение только в 1991 году. Сегодня это общепризнанный центр духовного просвещения. При нем находится крупнейшее издательство. С 2000 года работает самый посещаемый православный интернет-портал.

Яуза

Заканчивается маршрут Яузским бульваром. Крепостная стена упиралась в место слияния Яузы и Москвы-реки. Сегодня здесь разбит Устьинский сквер, сохранилась Петропавловская церковь у Яузских ворот.

Здание церкви было построено в первые годы XVIII века на месте старого храма. Новому храму на Кулешках повезло. Это одна из немногих церквей, которая не закрывалась в советский период. В годы гонений храм помогал многим православным, хранил святыни закрытых церквей. С конца XX века храм был преобразован — теперь это Патриаршее подворье, восстановлено представительство братской Сербской православной церкви. Сегодня оно служит символом братства двух церквей.

Вот мы и совершили путешествие по Москве длиною в 6,5 километров — именно такова длина Бульварного кольца, вернее, дуги по левому берегу города. Некогда высокие крепостные стены надежно охраняли белый город. Сегодня улицы верно хранят память о прошлом. В принципе, кольцо можно замкнуть по Кремлевской набережной. Расстояние между двумя крайними точками дуги — менее 2,5 км.

В период великих преобразований сталинские архитекторы хотели соединить кольцо по правому берегу Москвы-реки. В 1935 году был представлен план реконструкции Москвы. Схема Бульварного кольца продолжалась по противоположному берегу до Пятницкой улицы, через Ордынку и край Болотного острова. Дорогу можно было вывести к новому Сомойловскому мосту и замкнуть круг. По отзывам, это был не самый плохой план, но ему не суждено было сбыться. Помешала Великая Отечественная война. Бульварное кольцо так и осталось незамкнутым.

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках

Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар — Тверской — был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году — электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился — трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году — в честь 800-летия Москвы — бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector