Архитектура ссср
Содержание:
- Советская архитектура 1920- 1930 года
- Квадрат и куб: Военная академия им. Фрунзе
- Новый ордер: электроподстанция Московского метрополитена
- Коллаж: дом Наркомтяжпрома
- Экспрессионизм: первый дом Ленсовета
- Послевоенная архитектура (до 1960 г.)
- Квартиры-ячейки
- Советская архитектура первой половины XX века
- Рама-портал: баня № 4 Дзержинского райкомхоза
- Многоквартирные дома-конструкторы из пластика
- Архитектура 1920-середины 1930-х годов
- Дома-коммуны
Советская архитектура 1920- 1930 года
В начале 20-х годов ХХ века в Советском Союзе началась масштабная застройка. Строили заводы, электростанции, проектировали новые города и застраивали их жилыми домами. В архитектуре того времени прослеживаются веяния конструктивизма и рационализма, которые соединились воедино и легли в основу советского стиля в архитектуре. Именно в 20-е годы был построен Мавзолей Ленина в Москве, московский телеграф, дворец культуры им. Горького.
Важно помнить, что в 20-е годы в СССР еще существовала рыночная экономика – это было время НЭПа. Многие здания также строили на частной инициативе либо же по заказу партийных работников
В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками. В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими.
Бараки
Квадрат и куб: Военная академия им. Фрунзе
1 / 5
Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1935 годаИван Шагин / Мультимедиа-арт-музей / «История России в фотографиях»
2 / 5
Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1972 годаРИА «Новости»
3 / 5
Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Египет. Фотография 2008 годаGetty Images
4 / 5
Этьен Луи Булле. Проект гробницы спартанцев. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France
5 / 5
Этьен Луи Булле. Проект Национального дворца. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France
Москва, пр. Девичьего Поля, 4
Лев Руднев, Владимир Мунц; 1932–1937 годы
В первой половине 1930-х архитекторы во всем мире стремились к монументальности, подчеркивая незыблемость и мощь госкорпораций и коммерческих компаний — основных заказчиков того времени. «Ни одна эпоха не обладала в такой полной мере этим правом на монументальность, как наша», — провозглашал советский искусствовед Давид Аркин. Главной архитектурной формой становится куб — наиболее устойчивый объем, символ покоя и порядка. Неслучайно в это время возник интерес к мастабам Мастабы — погребальные архитектурные сооружения в Древнем Египте, предшественники пирамид. Древнего Египта, восточным мавзолеям, утопическим проектам «говорящей архитектуры» ХVIII века Клода Николя Леду и Этьена Луи Булле. Стороны куба, квадраты, заполняли поверхности стен, превращаясь в оконные проемы (очерченные выступающими рамками, напоминавшими классические кессоны Кессон — классический прием членения потолка, первоначально — квадратные или прямоугольные углубления между балками перекрытий. Со временем приобрели декоративное значение, а в эпоху ар-деко переместились с потолков на стены и фасады.), вентиляционные отверстия на чердаках, декоративные элементы, рельефные вставки. Квинтэссенция этого образа — Военная академия им. Фрунзе, спроектированная Львом Рудневым и Владимиром Мунцем в 1932 году. Архитектор-монументалист Руднев всегда стремился к мощным, массивным объемам, кубическим формам. Став в Москве главным архитектором Наркомата обороны Народный комиссариат обороны — высшее военное ведомство СССР в 1930–40-х годах., он не только создал стиль своего ведомства (помимо академии, Руднев спроектировал два основных здания Наркомата), но и выразил основные принципы постконструктивизма.
Здесь можно обнаружить и монументальный параллелепипед на мощном цоколе, расчерченный на клетки окнами-кессонами, и вынесенный отдельно и поставленный асимметрично куб — основание памятника-танка, и квадратные декоративные врезки с рельефными изображениями серпа и молота. Притом что сама структура здания еще сохраняет признаки конструктивизма (разные функции заключены в самостоятельные объемы, выявленные на фасадах и в плане), в целом это уже намертво спаянный монолит. Именно в этой амбивалентности — сохранении отчетливо различимой функциональной структуры при усложнении оболочки здания — кроется основной признак советского ар-деко.
Новый ордер: электроподстанция Московского метрополитена
1 / 4
Электроподстанция Московского метрополитенаИз журнала «Архитектура и строительство Москвы», № 4, 1935 год
2 / 4
Электроподстанция Московского метрополитена. Фотография 2016 годаФотография Александры Селивановой
3 / 4
Электроподстанция Московского метрополитена. Фотография 2016 годаФотография Александры Селивановой
4 / 4
Гробница булочника Эврисака в Риме. Фотография 2006 года Joris van Rooden / Wikimedia Commons
Москва, ул. Большая Никитская, 7/10, стр. 1
Даниил Фридман, 1934–1937 годы
В то время как архитекторы Алексей Щусев и Иван Жолтовский, придерживающиеся классической традиции, с энтузиазмом копировали (на языке современных строительных материалов) античные и ренессансные фасады, вчерашние конструктивисты были заняты освоением классики во имя создания своего, невиданного ранее стиля. Как говорил главный советский теоретик искусства Иоганн Маца, «нам не нужно переодевание в классические одежды… Эпоха социализма насыщена величайшим энтузиазмом и героикой, а это обеспечит нам создание своей классики». Своя классика, вполне в духе европейского ар‑деко, рождалась в странных и неожиданных сочетаниях классических, неклассических (идущих из египетской, вавилонской, готической, барочной или древневосточной архитектуры) и модернистских элементов. Самое любопытное здесь — эксперименты с . Один из самых изобретательных архитекторов постконструктивизма Даниил Фридман для проекта первой тяговой электроподстанции Московского метрополитена предложил невиданные колонны с воронкообразными капителями, напоминающие элементы электротехнического оборудования. Помимо эффектных колонн, в здании много и других причудливых деталей, любимых архитекторами второй пятилетки: полукруглые ниши (гигантские с колоннами и маленькие пустые, размещенные в верхнем ярусе здания); поверхности, заполненные рядами круглых окон Круглые окна — излюбленный мотив середины 1930-х, позаимствованный советскими архитекторами из Древнего Рима (см., например, гробницу булочника Эврисака). Такие окна можно увидеть и на Библиотеке им. Ленина, и на павильоне станции «Чистые пруды»., балкон в виде , барельефы.
Коллаж: дом Наркомтяжпрома
Дом Наркомтяжпрома. Фотография 1936–1937 годов
Москва, Б. Сухаревская пл., 14
Ханс Ремеле, Дмитрий Булгаков; 1930–1935 годы
Относясь к оболочке здания как к ширме, некоторые из опытных архитекторов могли позволить себе и игру, манипуляции с деталями на фасадах. Вводимые классические элементы внезапно появлялись в неожиданных местах, трансформировались. Такой подход часто был продиктован задачей, стоявшей перед архитекторами: в первой половине 1930-х огромное количество конструктивистских зданий, уже выстроенных или только строившихся, нужно было быстро оформить в духе новых требований. По сути, придумать футляр для уже созданной коробки. Яркий пример такой практики — дом иностранных специалистов Наркомтяжпрома в Москве. Построенный в 1930 году немецким архитектором Хансом Ремеле в духе конструктивизма, через пять лет он был отдан Дмитрию Булгакову для обогащения фасадов элементами классического наследия. Булгаков составил неожиданную супрематическую композицию из фрагментов ордерной системы, кусков карнизов, гипертрофированных кронштейнов Кронштейн — выступ в стене, поддерживающий элемент выступающих частей здания., превратившихся в балконы, из эркеров, арок. Благодаря контрастной, яркой окраске деталей фасадов дом выглядел нарочито коллажно, и критики не преминули назвать его беспредметным, что к середине 1930-х было уже одним из самых жестких обвинений.
Ирония и свободная игра не понравились современникам, однако подобного архитектурного «джаза» середины 1930-х по всей стране можно обнаружить много, а еще больше его осталось в чертежах и рисунках. Благодаря сильной конструктивистской школе, пройденной архитекторами, эти проекты интереснее и смелее традиционного ар-деко и во многом предвосхищают эксперименты постмодернизма 1970–80-х годов.
Экспрессионизм: первый дом Ленсовета
1 / 3
Первый дом Ленсовета. Фотография 1934 годаИз книги «Советская архитектура за XXX лет», 1950 год
2 / 3
Проект первого дома Ленсовета Из книги «Архитектура Ленинградского авангарда», 2008 год
3 / 3
«Дом-подкова» в Берлине. Фотография 1966 годаGetty Images
Санкт-Петербург, наб. Карповки, 13
Игорь Фомин, Евгений Левинсон; 1931–1935 годы
Дом Ленинградского совета в 1935 году был воспринят как совершенно новый пример комфортабельного социалистического жилья, абсолютно отличного от вызывавших раздражение конструктивистских «трафаретных домов-коробок». Однако на самом деле архитекторы Игорь Фомин и Евгений Левинсон продолжали развивать принципы столь раскритикованного властями стиля. Архитектура середины 1930-х свободно обращается не только с классическим наследием, но и с недавним прошлым: наследием, по словам архитектора Моисея Гинзбурга, можно считать все — от шалаша дикаря до полета стратостата. В доме на Карповке можно обнаружить и развитие формы дома Наркомфина на Новинском бульваре в Москве, выстроенного Гинзбургом (та же вытянутая лапидарная форма на колоннаде в данном случае поднимается на цоколь и изгибается вслед за линией реки). С другой стороны, вогнутая линия выходящего на набережную фасада, ритм лоджий и квадратных окон — монументальный парафраз «дома-подковы» в Берлине, спроектированного Бруно Таутом в 1925 году. Однако подчеркнутая динамика форм, острые углы, вызывавшие корабельные ассоциации у критиков, свободно стоящие без опор лестницы, далеко отодвинутые от фасада, — все это уже выходило за рамки привычной рациональности и строгости форм конструктивизма в понимании того времени. Высокое качество строительства, отделка натуральным камнем, продуманность всех узлов и деталей до мелочей, скульптурные вставки, оформленные дорогими материалами интерьеры — то есть, проще говоря, «сделанность» дома — тем более не допускали никаких сопоставлений с недавним авангардом.
Послевоенная архитектура (до 1960 г.)
Восстанавливались города, одновременно шла их перепланировка. Был составлен новый генеральный план стёртого с лица земли Сталинграда (Волгограда). Большой вклад в это внесли архитекторы Алабян и Симбирцев. В план города был введен центральный ансамбль – площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы.Сильно пострадал Киев. Почти полностью были разрушены Минск, Витебск и другие белорусские города. Главную улицу Минска спланировали по принципу проспекта с равновысотными домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов). Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны.
Площадь Победы (Минск)
Новгород восстанавливала бригада архитекторов под руководством Щусева. Главная черта плана восстановления города – слияние новой застройки с древнерусскими шедеврами.В Москве строились гиганты (московские высотки). Самым удачным было признано здание МГУ.
Здание МГУ (1949-1953). Архитекторы Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышёв, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов
Скульптурное оформление фасадов было выполнено в мастерской В. Мухиной.Проблема обычного жилья, разрушенного войной, оставалась главной. Поэтому велось массовое жилищное строительство, которое начиналось с малоэтажек. Начались эксперименты с поквартальной застройкой Москвы (район Песчаных улиц, архитекторы З. Розенфельд, В. Сергеев). Позже этот опыт был использован в других городах.
Жилой дом на Кудринской площади в Москве
Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве (Самаре). Начинают появляться застройки домами из крупных бетонных блоков. Недостатками жилищного строительства того периода можно назвать незавершенность дворов и внутриквартальных пространств, в то время как фасады обильно украшались колоннадами, лепнинами. 4 ноября 1955 г. появилось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».После смерти Сталина на замену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура, которая просуществовала до конца советского государства (СССР), постоянно видоизменяясь и дополняясь атрибутами времени.
- < Назад
- Вперёд >
Квартиры-ячейки
Но даже в 1920-е годы не все архитекторы подходили к жилищному строительству настолько радикально. Альтернативой домам-коммунам стали разработанные архитектором Моисеем Гинзбургом дома с квартирами-ячейками. Таких зданий в СССР было построено всего шесть. Во многих источниках ячейки по проекту Гинзбурга тоже относят к домам-коммунам, но это ошибка. На самом деле это здания переходного типа: в них еще сохраняются элементы частного быта, хотя некоторые шаги к обобществлению уже сделаны.
Эскиз Дома Наркомфина. ИсточникДом Наркомфина (Москва, Новинский бульвар, дом 25, корпус 1) после реставрации. Источник
Гинзбург разработал шесть типов квартир-ячеек, но наибольшую известность получила так называемая ячейка F. Это была довольно компактная (35–36 м2), но при этом двухуровневая квартира: из передней лестница вела вверх, в гостиную, а оттуда еще на один уровень выше, в спальню. В гостиной потолки были высокими — 3,7 м, в прихожей, санузле и спальне — всего 2,3 м. Соседняя ячейка зеркально повторяла планировку первой, но уходила не вверх, а вниз. Такая планировка а-ля тетрис позволяла сэкономить пространство и более эффективно использовать строительный объем квартиры: так можно было разместить максимум жилых помещений на сравнительно небольшой площади. При этом перепад уровней создавал иллюзию очень просторного пространства.
Устройство ячейки F: зеленый и синий треугольники — спальни верхней и нижней ячеек, между ними общий коридор. Синяя и зеленая стрелки — входы в верхнюю и нижнюю ячейки. Звездочками отмечены жилые зоны верхней и нижней ячеек. Источник
Кухонная зона в ячейке F примыкала к гостиной и представляла собой нишу, которую можно было закрыть мобильной перегородкой или шторой. Предполагалось, что жильцы смогут приготовить здесь простой завтрак или разогреть купленную еду, а полноценно питаться будут в общих столовых (их планировали разместить в отдельном коммунальном блоке, вместе с детскими садами, прачечными и другими общественными пространствами).
Кухонный элемент в ячейке F. Источник
Также в каждой ячейке были компактные ванные комнаты. Окна всех квартир выходили на две стороны — благодаря этому ячейки получились очень светлыми, там очень хорошая вентиляция. Объединялись квартиры коридорами с ленточным остеклением, которые были устроены через этаж (они располагались посередине между «верхними» и «нижними» ячейками). Например, в московском Доме Наркомфина было всего два общих коридора — на уровне 2-го и 4-го этажей.
Советская архитектура первой половины XX века
- Подробности
- Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода
- Опубликовано 06.09.2018 10:48
- Просмотров: 3224
Практически все первое пятилетие после революции 1917 г. архитектура развивалась в основном только теоретически, в виде проектов. В борьбе идей и мнений складывались различные представления о путях развития советской архитектуры, формировались архитектурные школы.
Ещё шла Первая мировая война, поэтому о массовом жилищном строительстве не могло быть и речи. Был принят закон «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных». В 1918 г. была отменена частная собственность на недвижимость во всех городах, и почти сразу же началось переселение рабочих из трущоб в особняки и доходные дома в центре городов.Сотрудничая со скульпторами, некоторые архитекторы создавали памятники. Например, памятник жертвам репрессии.
Архитектор Л.В. Руднев. Памятник «Жертвам репрессии» на Марсовом поле (1917-1919)
В 1920 г. Владимир Татлин создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве.
Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала)Башня осталась в форме проекта монументального памятника, т.к. руководство страны охладело к авангардизму в конце 1920-х годов.
Рама-портал: баня № 4 Дзержинского райкомхоза
1 / 3
Городская баня № 4 в Нижнем Тагиле. Фотография 2016 годаФотография Ольги Алексеенко
2 / 3
Копия вавилонских ворот Иштар в Ираке. Открытка 1980-х годовBritish Museum
3 / 3
Храм Хора в ЭдфуWikimedia Commons
Нижний Тагил, ул. Ильича, 49
«Горстройпроект» (мастерская Моисея Гинзбурга), 1934 год
Архитектура 1930-х борется с любой прозрачностью, неустойчивостью, динамикой, условностью стены-«ширмы», то есть с тем, что было характерно для конструктивизма. Вымирают ленточные окна Ленточное окно — завоевание архитектуры авангарда, ставшее возможным благодаря железобетонным каркасам, разгрузившим стены зданий. Характерные узкие горизонтальные окна стали символом архитектуры 1920-х годов и в Советском Союзе, и в Европе. Популярность их была настолько велика, что часто такие окна даже имитировали, например в кирпичных домах, — при помощи покраски оконных простенков в темный цвет. и дома на ножках Пилоны (массивные столбы) вместо первого этажа — один из пяти принципов современной архитектуры Ле Корбюзье, воспринятых советскими архитекторами эпохи авангарда. Проход и проезд под домом — это возможность сохранить в целостности сад (как в случае с домом Наркомфина) или получить удобную парковку для автомобилей (как в случае здания Центросоюза Ле Корбюзье).. Здание должно казаться выросшим из земли, массивным и даже монолитным. Поэтому оконные и дверные проемы не могут свободно «разрезать» стену вдоль и поперек или даже заменять ее, как это было в архитектуре авангарда. Теперь подчеркивается сопротивление массы здания, его пассивная тяжесть; прорезание окна как будто бы сопряжено с трудностями и усилием, и это пластически выражается ступенчатыми порталами Ступенчатый (перспективный) портал — традиционный для средневековой архитектуры прием оформления входа в здание в виде уходящих в толщу стены ступеней по периметру проема. (как в средневековых храмах), наличниками-рамами, выделением проема, место которого неслучайно и жестко ограничено. Характерны гигантские глубокие порталы у кинотеатров (когда сам фасад превращается в экран), обрамленные рамками окна, двери, скульптурные . Здание бани в Нижнем Тагиле напоминает вавилонские или древнеегипетские ворота. Форма фасада повторяется в уменьшенном виде в раме витража и затем — дверей, подчеркивая глубину и монументальность входа.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Кот дня
Фрэнк Заппа с черным котом на плечеОбувь дня
Сальваторе Феррагамо, пробка и целлофанАниме дня
«Люпен III»
Архив
Многоквартирные дома-конструкторы из пластика
С пластиком как строительным материалом во второй половине XX века активно экспериментировали во многих странах. Так, в 1957 году в Диснейленде (США) построили пластиковый «дом будущего»: футуристичный коттедж-конструктор, проект которого разработали в Массачусетском технологическом институте (дом в качестве аттракциона простоял в парке десять лет, но в 1967-м был снесен).
Дом будущего в Диснейленде. Источник
В начале 1960-х проект пластикового дома представил французский архитектор Жан-Бенджамин Манневал. Его дому повезло больше: он был запущен в производство, некоторые из таких домов сохранились до сих пор. В конце десятилетия с жилищами из пластика успешно экспериментировали финские архитекторы, а немец Дитер Шмидт выстроил такой дом для себя и своей семьи.
Пластиковые дома финского архитектора Матти Сууронена. Источник
Советские архитекторы не отставали — наоборот, эксперименты с пластиком они начали раньше большинства зарубежных коллег. Так, уже в 1961 году в Ленинграде построили первый опытный образец индивидуального жилого дома из новых материалов. Авторами проекта были архитектор Алексей Щербенок и инженер Леонид Левинский. Дом был двухэтажным: первый (технический) этаж высотой 2,2 метра — из стеклоблоков, второй (жилой) — из армированного пластика с толщиной стен 14 см.
ИсточникЛенинградский пластиковый дом. Источник
Жилая площадь составляла 49 м2: комната, кухня, совмещенный санузел, кладовка и небольшая терраса. В экспериментальном доме никто не жил: его возвели, чтобы изучить эксплуатационные показатели стройматериалов из пластмасс.
Планировка. Источник
Строить из пластика было относительно дешево: себестоимость дома составляла 850 рублей (для сравнения: себестоимость двухкомнатной квартиры в стандартной блочной хрущевки меньшей площади — около 3000 рублей). Однако проект так и не запустили в серийное производство. Частично потому, что дом оказался дорогим в инженерном обслуживании, частично по идеологическим причинам: по мнению властей, такие дома будут воспитывать в советском человеке ненужный индивидуализм.
Впрочем, наработки не пропали даром. Уже через несколько лет архитекторы замахнулись на куда более масштабный проект — пятиэтажный многоквартирный дом, где стены, полы и всё оборудование было сделано из синтетических материалов.
Здание построили в Москве, в 4-м Вятском переулке, в 1963 году. Несущие конструкции были из железобетона, но внешние навесные панели были полимерными. Снаружи они были покрыты стеклопластиком, изнутри — гипсоволоконными плитами, а пространство между ними было заполнено пенопластовой крошкой. Толщина таких панелей составляла всего 10 см, вес — 270 кг. Стыки между панелями тоже заполняли полимерными материалами. Ванны и умывальники в доме сделали из стеклопластика, водопроводные трубы — из полиэтилена.
ИсточникМосковский пластиковый дом. Источник
Планировка в целом походила на планировку типовых крупнопанельных домов — с той разницей, что несущие стены были расположены не по границам комнат, а по границам квартир, а вместо межкомнатных перегородок использовались передвижные шкафы. Это позволяло жильцам легко перепланировать квартиру в зависимости от потребностей: на площади в 33 м2 можно было, меняя положение шкафов, получить 5 разных наборов комнат.
Архитектура 1920-середины 1930-х годов
В этот период уже началось масштабное строительство: возводились жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.Формировался стиль советской архитектуры. Но каковы были истоки этого стиля?Старые традиции и новаторство. Две основные тенденции преобладали: рационализм (авангардистский стиль в архитектуре. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом) и констуктивизм. О конструктивизме читайте здесь.
Одним из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда был Эль Лисицкий – о нём отдельная статья.Лидером рационализма был Николай Александрович Ладовский. Рационалисты спроектировали проект жилого комплекса в районе Шаболовки: 24 дома в 5-6 этажей, детский сад и котельная. Фасады должны были максимально использовать солнечный свет.Новая архитектура основывались на широком применении новейших строительных материалов и конструкций.
Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявил себя в начале 1923 г., когда братья Веснины начали проект Дворца труда в Москве. Проект не был осуществлён.В дальнейшем советская архитектура основывалась на этих двух течениях: рационализме и конструктивизме.
Дом культуры им. Русакова (Москва). Архитектор К. Мельников
Лучший образец промышленного строительства 1920-начала 1930-х годов – Днепровская гидроэлектростанция.
ДнепроГЭС. Архитекторы братья Веснины
Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х видны и в Мавзолее В.И. Ленина. Архитектор А.В. Щусев
Дома-коммуны
Дома-коммуны решали не только практическую, но и идеологическую задачу. Считалось, что воспитать свободного от мещанских ценностей «нового человека» в старых архитектурных пространствах невозможно: для нового быта требовался новый тип жилья.
Как правило, они состояли из жилого корпуса с компактными квартирами без кухонь и большого общественного блока со столовой, прачечной, детским садом, библиотекой. Предполагалось, что в своих комнатах жильцы будут только спать, а всё остальное — питаться, проводить свободное время, воспитывать детей — будут делать вместе.
Одним из самых радикальных образцов дома-коммуны стало общежитие Текстильного института (Москва, 2-й Донской проезд, 9).
ИсточникИсточник
Архитектор и инженер Иван Николаев создал пространство, где все функции (сон, еда, учеба, отдых) жестко разделены, а жизнь подчинена строжайшему графику. 1008 двухместных комнат (а вернее сказать, кабин) площадью 2,3–2,7 м с раздвижными, как в купе поезда, дверями были рассчитаны только на сон. В них запрещалось даже оставлять одежду и личные вещи: учебники хранились в индивидуальных шкафчиках возле комнаты для занятий, предметы гигиены — в санитарном блоке. Из мебели в кабинах были только кровати: не было ни шкафчиков, ни столов, ни стульев. В первоначальном варианте проекта не было даже окон, а комнаты были еще меньше; но в окончательной редакции окна все-таки добавили. Весь день студенты проводили в общественном блоке: там были устроены столовая, библиотека, комнаты для занятий и кружков.
Вот как сам Николаев описывал распорядок дня в спроектированном им доме-коммуне:
Звучит как отрывок из антиутопии. Правда, социальный эксперимент продлился недолго: довольно быстро крошечные кабины стали использоваться как обычные комнаты в студенческом общежитии: в них и хранили личные вещи, и готовились к занятиям, и отдыхали.
Некоторые архитекторы предлагали еще более радикальные идеи переустройства быта. Один из самых ярких примеров — дипломный проект коммуны для горняков шахты в Анжеро-Судженске (Кемеровская область), разработанный студентом Николаем Кузьминым в 1928 году. В его доме-коммуне жилые блоки предполагалось разделить для 4 возрастных групп: дети, подростки (живущие отдельно от родителей), взрослые и пожилые. Достигая определенного возраста, жители перемещаются в соответствующий своей группе блок. Жилые комнаты (на 6 и 8 человек, отдельно мужские и женские, плюс 8 «двуспален» для супружеских пар) предназначены только для сна.