Дом-коммуна

Как формировался район Хитровки

В XVII веке наш район был элитарным, после вложений Хитрово превратился в торговый. А пресловутой Хитровкой стал после отмены крепостного права — 50 лет спустя. Торговая площадь превратилась в биржу труда. Бывшие крестьяне приезжали сюда на поиски работы. Многие ждали найма не один день. В это время выходцам из деревни надо было где-то спать и есть. Тогда в районе появились дешевые гостиницы — ночлежки, открылись трактиры и харчевни. Усадьбы перестроили в ночлежные дома. К ним добавили галереи в их современном виде.

По словам знаменитого москвоведа Гиляровского, в доме была ночлежка, а на первом этаже один из самых злачных хитровских трактиров — «Каторга». К слову, мы не обнаружили никаких подтверждающих это документов. На мой взгляд, Гиляровский сгущает краски, старается показать Хитровку как бандитское место, чтобы читателям было интереснее.

Тем не менее в этот дом писатель водил Станиславского и театрального художника Симова, чтобы вдохновиться атмосферой упадка. Они готовили постановку пьесы Максима Горького «На дне».

Фонтан «Золотой колос»

Когда построили: 1954 год

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фонтан «Золотой колос» задумывался авторами как символ плодородия колхозных полей СССР. На постаменте установлена архитектурно-скульптурная композиция (колос, рога изобилия, орнаментированное основание) из железобетона, облицованная мозаичной смальтой. Из фонтана бьет 66 струй воды, 30 из которых – 25 метров в высоту. В конце 1980-х обветшавший фонтан выключили.

В 2016–2018 годах провели комплекс ремонтно-реставрационных работ, в процессе которого фонтан был разобран на 308 фрагментов. Специалисты смогли сохранить уцелевшие декоративные элементы. По технологиям 1950-х годов изготовили идентичные фрагменты взамен утраченных. Удалось не только полностью восстановить исторический облик – специалисты также заменили водопроводную и насосную системы фонтана. Его снова открыли в 2018 году.

Москва, Третий Каменский пруд
Смотреть на карте

Завершилась реставрация памятника архитектурного наследия «Дома-коммуны» на улице Орджоникидзе, которую начали еще в 1997 году.

В архитектурном проекте была реализована идея так называемого города будущего глазами молодых строителей советских лет – это территории с озелененными площадями, плоскими крышами и четким разделением бытовых помещений по корпусам. На его первых обитателях – студентах Текстильного института – планировалось проверить, как отразится на строителях социализма механизация жизненного уклада. 
 

Здание общежития было новаторским не только по своему внутреннему устройству. Одна из главных инноваций Дома-коммуны невооруженным глазом не видна. Спальный блок машины для жилья строили на стальном каркасе. Металлические балки, скрытые в стенах здания, позволяют производить практически любую перепланировку и делать это в короткие сроки. Это архитектурное решение не раз помогало перестраивать корпус и в 60-е годы, и во время текущей реконструкции. 
 

Архитекторы постарались восстановить максимальное количество важных элементов в доме. Благодаря этому на фасаде спального корпуса вновь появились ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами. Также в здании был установлен лифт, а в коридорах прибавилось ярких красок – одна из стен коридора на каждом этаже корпуса покрашена в свой цвет. Теперь в общежитии есть желтый, коралловый, зеленый, фисташковый, пурпурный и синий этажи. В настоящий момент подходят к завершению работы в дневном учебном корпусе – блоке В. В будущем здесь снова будут жить студенты.
 
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Понятно, что существуют объекты высокого класса, которые вошли в копилку мировой архитектуры. Дом-коммуна Наркомфина архитектора Гинзбурга представляет собой замечательный образец конструктивистской архитектуры с обилием света, свободной планировкой… Рядом с кварталом на Погодинской находится еще один замечательный объект – ДК «Каучук», спроектированный Контантином Мельниковым. Эти объекты сейчас также находятся не в лучшем состоянии, и нужно приложить максимум усилий для их сохранения».

 
Как ранее сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, за последние пять лет в Москве было отреставрировано свыше 600 памятников архитектуры, по тем или иным причинам нуждавшихся в проведении капитального ремонта. Всего в настоящее время реставрация ведется на 350 объектах. Продолжается работа над павильонами ВДНХ, в Церкви Воскресения Христова в Кадашах, по периметру Кремля и на улицах города. 

Студенческая «коммуна»

«Дом-коммуна» на 2-м Донском проезде, являющийся памятником советского конструктивизма, долгое время находился «при смерти»: фасад и уникальные конструкции здания в буквальном смысле трещали по швам. «Когда в Москве проходили крупные международные съезды и конференции для архитекторов, на экскурсии сюда толпами водили иностранных делегатов, — вспоминает президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Юрий Карабасов. — Они фотографировались на фоне развалин и увозили оттуда в качестве сувениров обломки общежития».

Реконструкция комплекса началась в 1995 году, однако из-за нехватки финансирования работы пришлось свернуть. Возобновилась они лишь спустя 11 лет. Восстанавливать «коммуну» решили по чертежам архитектора Ивана Николаева, который, собственно, и спроектировал общежитие: фасадам вернули исторический облик, а все более поздние пристройки снесли

«Очень важно было сберечь его для города в первозданном виде и сохранить дух конструктивизма, — пояснил «РГ» Алексей Емельянов. — Объект был революционным даже для своего времени, так как строился для самой активной части общества — студентов и обладал необычайной функциональностью»

В составе комплекса общей площадью 25 тыс. кв. м — три корпуса. Два восьмиэтажных — спальный и санитарный — уже сданы. Еще одно двухэтажное здание, именуемое учебным, будет открыто в будущем году. Там идут отделочные работы. В первом корпусе уже проживают студенты МИСиС. Комнаты небольшие, на двух-трех человек. В них только спальные места и тумбочки, а санузлы в блоке. Кухни с плитой, обеденной зоной и микроволновыми печами расположены на этаже.

В санитарном корпусе впервые появился лифт. Раньше основной «транспортной магистралью» большого студенческого «муравейника» был пандус, по которому студенты и поднимались на свои этажи. Его решили сохранить, впрочем, как и широкие лестницы. В прежнем виде на этажах оставили также просторные коридоры. В советское время, по словам главного архитектора проекта реконструкции Всеволода Кулиша, студенты собирались здесь всем общежитием на утренние зарядки. Летом же гимнастикой занимались на огромных длинных балконах, которые такими и остались. «Другого такого здания в этом же стиле в России больше нет — ни по масштабу, ни по воплощению социальной идеи, которой в советские годы болели особенно молодые люди», — отмечает Кулиш.

Справка «РГ»

«Дом-коммуна» построен в Москве на бывших огородных землях Донского монастыря в 1929-1931 годах. Своей формой здание сверху напоминает самолет, что было характерно для конструктивистских построек 20-х годов прошлого века.

Дома-коммуны

Дома-коммуны решали не только практическую, но и идеологическую задачу. Считалось, что воспитать свободного от мещанских ценностей «нового человека» в старых архитектурных пространствах невозможно: для нового быта требовался новый тип жилья.

Как правило, они состояли из жилого корпуса с компактными квартирами без кухонь и большого общественного блока со столовой, прачечной, детским садом, библиотекой. Предполагалось, что в своих комнатах жильцы будут только спать, а всё остальное — питаться, проводить свободное время, воспитывать детей — будут делать вместе.

Одним из самых радикальных образцов дома-коммуны стало общежитие Текстильного института (Москва, 2-й Донской проезд, 9).

ИсточникИсточник

Архитектор и инженер Иван Николаев создал пространство, где все функции (сон, еда, учеба, отдых) жестко разделены, а жизнь подчинена строжайшему графику. 1008 двухместных комнат (а вернее сказать, кабин) площадью 2,3–2,7 м с раздвижными, как в купе поезда, дверями были рассчитаны только на сон. В них запрещалось даже оставлять одежду и личные вещи: учебники хранились в индивидуальных шкафчиках возле комнаты для занятий, предметы гигиены — в санитарном блоке. Из мебели в кабинах были только кровати: не было ни шкафчиков, ни столов, ни стульев. В первоначальном варианте проекта не было даже окон, а комнаты были еще меньше; но в окончательной редакции окна все-таки добавили. Весь день студенты проводили в общественном блоке: там были устроены столовая, библиотека, комнаты для занятий и кружков.

Вот как сам Николаев описывал распорядок дня в спроектированном им доме-коммуне:

Звучит как отрывок из антиутопии. Правда, социальный эксперимент продлился недолго: довольно быстро крошечные кабины стали использоваться как обычные комнаты в студенческом общежитии: в них и хранили личные вещи, и готовились к занятиям, и отдыхали.

Некоторые архитекторы предлагали еще более радикальные идеи переустройства быта. Один из самых ярких примеров — дипломный проект коммуны для горняков шахты в Анжеро-Судженске (Кемеровская область), разработанный студентом Николаем Кузьминым в 1928 году. В его доме-коммуне жилые блоки предполагалось разделить для 4 возрастных групп: дети, подростки (живущие отдельно от родителей), взрослые и пожилые. Достигая определенного возраста, жители перемещаются в соответствующий своей группе блок. Жилые комнаты (на 6 и 8 человек, отдельно мужские и женские, плюс 8 «двуспален» для супружеских пар) предназначены только для сна.

Примечания

  1. Репин И. Е. Далёкое близкое / под ред. и со вступ ст. К. Чуковского. — 4-е изд. — М.: Искусство, 1953. — С. 176–177. — 520 с.
  2. Водовозова Е. Н. На заре жизни: Воспоминания. В 2 т. / Подгот. текста, вступ. стат. и примеч. Э. С. Виленской и Л. И. Ройтберг. — М.: Худ. лит., 1964. — Т. II. — С. 490. — (Серия литературных мемуаров).
  3. Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести / Ред. Кочина П. Я. — М.: Наука, 1974. — С. 58. — 559 с.
  4. Свешников Н. И. Воспоминания пропащего человека. — М.Л.: Academia, 1930. — С. 159–160. — 526 с.
  5. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 137–138. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  6. Рождественский Вс. Страницы жизни: Дом искусств // Тимина С. И. Культурный Петербург: ДИСК. 1920-е гг. — СПб.: Logos, 2001. — С. 419. — 453 с. — (Знаменитые петербуржцы о городе и людях). — ISBN 5-87288-219-X.
  7. Ротиков К. И. Другой Петербург. — СПб.: Лига Плюс, 1998. — С. 250. — 576 с. — ISBN 5-88663-009-0.
  8. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918–1968: В 3 т. — М.: Молодая гвардия, 1969. — Т. I. — С. 34.
  9. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 145. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  10. Панова В. Ф. О моей жизни, книгах и читателях. — Л.: Сов. писатель, 1980. — С. 88. — 272 с.
  11. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 150. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  12. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б.), 26 января -— 10 февраля 1934 г.: Стенографический отчёт. — М.: Партиздат, 1934. — С. 30. — 716 с.
  13. Берггольц О. Ф. Дневные звёзды. — Л.: Сов. писатель, 1959. — С. 69–71.
  14. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 147. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
  15. Люди Сталинградского тракторного / сост.: Я. Ильин, Б. Галин; отв. ред. Л. Мехлис; ред кол.: Л. Мехлис, Б. Таль, Я. Ильин . — 2-е испр. и доп. изд. — М.: ОГИЗ, Гос. изд-во «История завода», 1934. — С. 144. — 495 с.
  16. Милютин Н. А. Соцгород. Проблемы строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населенных пунктов СССР. — М.Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. — С. 82.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2017.

Круглый дом в Таганроге

1 / 7

Эскиз круглого дома в Таганроге. 1920-е годыPastVu.com

2 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год Wikimapia.org

3 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2018 год Wikimapia.org

4 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год Wikimapia.org

5 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2017 год Wikimapia.org

6 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2019 год TripAdvisor

7 / 7

Круглый дом в Таганроге. 2016 год Роман Тимохин / TripAdvisor

Памятник нескольким архитектурным идеям первых лет советской власти, трехэтажный 36-квартирный дом выстроен в виде незамкнутого круга, с не­боль­шим, но звонким внутренним двором. Сначала его собирались исполь­зовать как амфитеатр для общих собраний, но потом передумали, окружив сплошными балконами, на которые выходят двери квартир. Дом был построен для рабочих завода «Красный котель­щик» в 1929–1932 годах по проекту моло­дого архитектора Ивана Таранова, впоследствии спроектировавшего десятки станций московского метро.

аудио!

Сталинское метро: роскошь и идеология

Как архитекторы-традиционалисты победили конструктивистов и когда московское метро превратилось в дворцы

Дом этот эксперимент не только формальный, но и типологический. Быт здесь оказывался частично обобществленным, ванные комнаты были сделаны в кон­цах галерей, а сам дом, несмотря на конструктивистский облик (гладкие стены, тонкие горизонтальные парапеты), про­должал местную традицию галерейного дома  Галерейный дом — компоновка жилых поме­щений вдоль открытого балкона-галереи, распространенная преимуще­ственно в теп­лых регионах и городах (Италии, Испании, юга Франции, Латинской Америки, бассейна Дуная, Балкан, Турции, Кавказа, вплоть до китайской провинции Фуцзянь с ее «галерей­ными деревнями»). Преимущество перед секцион­ными и коридорными домами в экономии — не надо строить внешнюю стену и отапливать.. В плане дом напоминает букву С — местная легенда, конечно, ищет тут слово «СССР», подобно тому, как в круглых домах московских Сетуни и Раме­нок ищут (но не находят) олимпийские кольца.

Обветшавший со временем дом был отремонтирован в 2012 году и сейчас находится в пристойном состоянии. Показательна история коллективной просьбы жильцов отозвать заявку на присвоение охранного статуса: это наложило бы на них непосильные обременения — от необхо­димости оформ­лять за свои деньги отдельный проект на любые ремонтные работы до запрета на установку пластиковых окон.

Чугунный павильон трамвайной остановки

Когда построили: ориентировочно первая половина XX века

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Павильон остановки «Красностуденческий проезд» – уникальный образец промышленной архитектуры первой половины XX века. В те годы в Москве ходил первый паровой трамвай, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское. Позднее павильон реконструировали с использованием чугунных деталей, составивших впоследствии главную ценность постройки.

В 2017–2018 годах демонтировали поздние конструкции, полностью исказившие исторический облик павильона. Чугунные колонны с базами и постаментами очистили от загрязнений и наслоений. По архивным фотографиям и уцелевшим подлинным образцам воссоздали утраченные архитектурные и декоративные элементы из чугуна и дерева, вернув павильону первоначальный вид. Сегодня здесь останавливается трамвай № 27.

Москва, Красностуденческий проезд, д. 17
Смотреть на карте

Жилая башня в Смоленске

1 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 1930-е годыThe Constructivist Project

2 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. СмоленскTripAdvisor

3 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2011 год Сергей Семенов / CC BY-SA 3.0

4 / 5

Северный фасад дома-башни имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год TripAdvisor

5 / 5

Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год TripAdvisor

Смоленск славен не только крупнейшей русской крепостью и домонгольскими храмами, но и архитектурой межвоенной поры. Особенно выделяется семи­этаж­ная жилая конструктивист­ская башня. Дом-коммуна был построен в 1929–1930 годах архитектором Олегом (Отто) Вутке, который предложил не распластанное коридорное здание, какими обычно делались рабочие обще­жития, а небывало высокую кирпичную башню. Он срифмовал ее с башнями крепостной стены, одновремен­но показав высокий класс работы с кирпичом, которого стеснялись многие прогрессивные зодчие. У башни почти квадратный план, скругленные углы, геометрические орнаменты на стенах — стилистически это скорее эк­спрес­сионизм.

Внутри же были жилые комнаты с умывальниками и общие кухни и гостиные. Конкретная раскладка того, что стоит, а что не стоит обобществлять, была сде­лана самими будущими жильцами (детей решили оставить в семьях  Многие проекты домов-коммун предполагали совместное воспитание детей, своеобразный интернат в рамках всего комплекса, когда под сон, питание, досуг и обучение выделя­лись помещения. В семье ребенок бывал пару дней в неделю, или родители посещали его после работы. Так в 1930–50-е были устро­­ены многие детские сады, так назы­вае­мые шестидневки.). Воду в дом провели лишь в 1949-м. В 1970 году в доме произошел пожар, и началось его расселение, тогда же зданию был присвоен статус памят­ника архитектуры. Тем не менее брошенная башня стоит без крыши целых пятьдесят лет.

Примечания

  1. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Дата обращения: 16 августа 2013.
  2. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе // Москва. Энциклопедический справочник. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  3. Строительство Москвы: журнал. — М., 1929. — № 12. — С. 12—13
  4. Мержанов С. . Журнал «Архитектурный вестник» (5 марта 2008). Дата обращения: 1 сентября 2013.
  5. Ромодин Д.  (недоступная ссылка). Проект «Советская архитектура». Дата обращения: 17 августа 2013.
  6. . интернет-газета Vesti.ru. Дата обращения: 17 августа 2013.
  7. Севрюкова Е. . Российская газета (23 апреля 2007). Дата обращения: 17 августа 2013.
  8. Воскресенский М. . РИА Новости (2 сентября 2013). Дата обращения: 4 сентября 2013.

Жилой дом Баулина

Где: улица Николоямская, дом 52, строение 1

Дата постройки: конец XVIII века

В 2017 году завершилась реставрация памятника архитектуры регионального значения — жилого дома Н.П. Баулина. В конце XVIII века на Николоямской появились сводчатые палаты с подвалом. После пожара 1812-го они вошли в объем нового двухэтажного каменного дома. Достройки и реконструкции происходили в 1855 и 1876 годах. Окончательно композиция здания сложилась к 1885 году при очередном владельце усадьбы купце Николае Баулине. Прежде лаконичный фасад оформили в стиле эклектика: появились аттик с картушем, пышная лепнина.

Реставраторы вернули зданию исторический облик, восстановили сохранившиеся элементы интерьеров второй половины XIX века. При реставрации цокольной части и фундамента были раскрыты палаты XVIII века. Памятник отреставрировали по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Проект здания

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — одна из наиболее известных работ Ивана Николаева. В проекте здания, предназначенного для общежития Текстильного института, была воплощена идея дома-коммуны, предполагавшая полное обобществление быта. Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Николаеву Текстильстроем (позднее преобразованном в Стальстрой) зимой 1928—1929 годов; перед автором стояла задача создания «дома — машины для жилья». В соответствии с заданием на проектирование, разработанным московским бюро Пролетстуда и дополненным Главтузом и Текстильстроем, «норма сна для одного студента» составила 3 м2, а «спальные кабины проектируются на два человека». В «Общих требованиях» программы была сформулирована концепция структуры комплекса:

Одновременно с общежитием Текстильного института Текстильстроем строилось ещё три студенческих городка, и автору проекта было предписано: по стоимости проектируемое им общежитие не должно быть больше трёх других. По мнению самого Николаева, одной из основных проблем при проектировании был указанный в задании малый объем спальных кабин (50 м3), не удовлетворявший санитарным нормам того времени; для возможности уменьшения объема помещения архитектор предложил усилить воздухообмен в помещениях. С этой целью Николаев запроектировал специальные вентиляционные камеры над лестничными клетками, предназначенные для многократной смены воздуха. В первом варианте проекта спальные кабины было предложено сделать в центральной части здания. Так как помещения предназначались только для сна, в них не было окон. Кроме того, в спальном корпусе не были запроектированы санузлы: они разместились в соседнем санитарном корпусе. Николаев предложил разместить в кабинах двухъярусные кровати, поэтому комнаты при малой площади (4 м2) должны были иметь сравнительно большую высоту — 3,2 м. В окончательном варианте спальные кабины были всё же перемещены к наружным стенам здания; ряды кабин разделил проходящий по центральной части здания коридор. Размеры комнат были увеличены относительно первоначальных: в итоговом варианте проекта их площадь составляла уже 2,7 на 2,3 м, что позволило разместить кровати на одном уровне.

В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Главный — спальный — корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Низким санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха, «не исключена возможность усыпляющих добавок».

Проект здания

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — одна из наиболее известных работ Ивана Николаева. В проекте здания, предназначенного для общежития Текстильного института, была воплощена идея дома-коммуны, предполагавшая полное обобществление быта. Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Николаеву Текстильстроем (позднее преобразованном в Стальстрой) зимой 1928—1929 годов; перед автором стояла задача создания «дома — машины для жилья». В соответствии с заданием на проектирование, разработанным московским бюро Пролетстуда и дополненным Главтузом и Текстильстроем, «норма сна для одного студента» составила 3 м2, а «спальные кабины проектируются на два человека». В «Общих требованиях» программы была сформулирована концепция структуры комплекса:

Одновременно с общежитием Текстильного института Текстильстроем строилось ещё три студенческих городка, и автору проекта было предписано: по стоимости проектируемое им общежитие не должно быть больше трёх других. По мнению самого Николаева, одной из основных проблем при проектировании был указанный в задании малый объем спальных кабин (50 м3), не удовлетворявший санитарным нормам того времени; для возможности уменьшения объема помещения архитектор предложил усилить воздухообмен в помещениях. С этой целью Николаев запроектировал специальные вентиляционные камеры над лестничными клетками, предназначенные для многократной смены воздуха. В первом варианте проекта спальные кабины было предложено сделать в центральной части здания. Так как помещения предназначались только для сна, в них не было окон. Кроме того, в спальном корпусе не были запроектированы санузлы: они разместились в соседнем санитарном корпусе. Николаев предложил разместить в кабинах двухъярусные кровати, поэтому комнаты при малой площади (4 м2) должны были иметь сравнительно большую высоту — 3,2 м. В окончательном варианте спальные кабины были всё же перемещены к наружным стенам здания; ряды кабин разделил проходящий по центральной части здания коридор. Размеры комнат были увеличены относительно первоначальных: в итоговом варианте проекта их площадь составляла уже 2,7 на 2,3 м, что позволило разместить кровати на одном уровне.

В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Главный — спальный — корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Низким санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха, «не исключена возможность усыпляющих добавок».

Усадьба Старо-Никольское

Где: поселок Первомайское, улица Парковая, дом 18

Дата постройки: конец XVIII — начало XIX века

Ансамбль Старо-Никольского формировался в XVIII веке. Это была большая усадьба с главным домом, церковью, хозяйственными постройками, парком и садом. Ее владельцами в разное время были представители известных дворянских родов, в том числе Мусины-Пушкины и Бибиковы. Между 1885 и 1891 годами, а также в 1893–1911 годах главный дом перестраивали и достраивали.

После Октябрьской революции в разные годы здесь размещались школа, детский сад, пансионат, общежитие. После пожара в 2011-м главный дом был в полуразрушенном состоянии, требовались масштабные реставрационно-восстановительные работы.

Восстановление завершили в 2016 году. Специалисты демонтировали двухэтажную надстройку 1940-х годов с торцевых террас западного и восточного фасадов, укрепили стены, отреставрировали цоколь, кирпичные своды подвала, стены из кирпича и белого камня и покрытия полов. Они также воссоздали арочные и прямые проемы по архивным данным, кирпичный тамбур, крышу и бельведер со смотровой площадкой. Прежний облик получили торцевые одноэтажные террасы, мраморная лестница. В особняке располагается Музей VI съезда коммунистической партии Китая. И это неслучайно: он прошел именно здесь летом 1928-го.

Как это связано с карьерой

Миллениалы, согласно заключениям социологов, самоуверенное и самодостаточное поколение. Джин Твендж в своей книге «Поколение Я» отмечает, что 98 % выпускников вузов согласились с утверждением «Я уверен, что однажды достигну в жизни того, чего желаю». Появились возможности для фриланса, быстрого обогащения удачных стартапов или дауншифтинга; люди хотят, не откладывая удовольствия на потом, совмещать работу с путешествиями и учёбой. Рынок труда меняется — и уже не сотрудники должны конкурировать за место в офисном кубике, а компании соревнуются за молодых специалистов.

Компании стали вводить гибкие часы работы и ежегодные переводы сотрудников в разные города мира; в офисах стали появляться гостиные, библиотеки и даже зоны для сна. При определённом уровне доходов людям становится важнее не повышение зарплаты, а дополнительные бонусы, в том числе комфорт и возможность заниматься собственными проектами. Большинство жителей современных коммун — так называемые неокочевники, которые легко поймали волну глобализации и катаются по миру с ноутбуком под мышкой.

Особняк Кекушевой

Где: улица Остоженка, дом 21

Когда построили: 1900–1903 годы

Двухэтажный особняк с полуподвалом и мансардой архитектор Лев Кекушев построил для своей семьи и оформил на супругу Анну Кекушеву — такое название и закрепилось за зданием. Оно по праву считается одним из лучших произведений московского модерна.

Парадный вход с белокаменными колоннами расположен со стороны Остоженки, также были два входа в подвал со двора. В 1907 году, когда дом принадлежал коллежскому секретарю Александру Смецкому, пристроили металлический зимний сад со стороны главного фасада.

В доме на Остоженке, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, могла жить Маргарита (на это указывает описание готического особняка с башней). История в духе романа «Мастер и Маргарита» произошла с особняком и в реальности: после революции с крыши дома исчезла скульптура льва. Обстоятельства пропажи выяснить так и не удалось, но век спустя статую (правда, не оригинальную) вернули на место. Скульптуру восстанавливали по единственной фотографии, которую удалось отыскать в архивах. Реставраторы также вернули исторический облик фасадам, провели много работ в интерьерах каждого этажа и подвала, вернули особняку первоначальную планировку.

История

Строительство здания велось два года, с 1929 по 1930. Спальный корпус решено было построить на стальном каркасе. Одна из инспекций в ходе строительства, заметив большое количество стальных балок, заявила о нерациональном использовании «стратегических материалов», и вскоре в «Правде» вышел фельетон Михаила Кольцова, обличавший архитектора Ивана Николаева и начальника стройки. После выхода фельетона Николаев несколько месяцев ожидал ареста.

В 1931 году здание было введено в эксплуатацию. Уже вскоре после открытия общежития строгое следование концепции «машины для жилья» было нарушено; так, спальные кабины использовались студентами не только для сна, но также для отдыха и хранения личных вещей. Однако благодаря развитой системе общественных помещений в первые годы после постройки режим функционирования кабин был близок к первоначальному замыслу.

До 1960-х годов здание сохраняло первоначальную планировку и являлось одним из наиболее полных воплощений архитектуры социального эксперимента. В 1968 году дом-коммуну реконструировали под общежитие Института стали и сплавов: был перестроен первый этаж, а комнаты увеличены за счёт части коридоров. Реконструкция осуществлялась по проекту архитектора Якова Белопольского при участии Ивана Николаева. К концу 1980-х годов здание находилось в плохом техническом состоянии, в 1996 году общежитие было расселено. В конце 1990-х годов в спальном корпусе был произведён демонтаж перекрытий.

Долгое время здание пустовало, часть его находилась в аварийном состоянии. 17 октября 2010 года в спальном корпусе произошёл пожар, охвативший площадь в 2 тыс. м2. В результате памятник сильно пострадал; произошло обрушение участка кровли площадью 1 тыс. м2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector