Дом-коммуна
Содержание:
- Как формировался район Хитровки
- Фонтан «Золотой колос»
- Завершилась реставрация памятника архитектурного наследия «Дома-коммуны» на улице Орджоникидзе, которую начали еще в 1997 году.
- Студенческая «коммуна»
- Дома-коммуны
- Примечания
- Круглый дом в Таганроге
- Чугунный павильон трамвайной остановки
- Жилая башня в Смоленске
- Примечания
- Жилой дом Баулина
- Проект здания
- Проект здания
- Усадьба Старо-Никольское
- Как это связано с карьерой
- Особняк Кекушевой
- История
Как формировался район Хитровки
В XVII веке наш район был элитарным, после вложений Хитрово превратился в торговый. А пресловутой Хитровкой стал после отмены крепостного права — 50 лет спустя. Торговая площадь превратилась в биржу труда. Бывшие крестьяне приезжали сюда на поиски работы. Многие ждали найма не один день. В это время выходцам из деревни надо было где-то спать и есть. Тогда в районе появились дешевые гостиницы — ночлежки, открылись трактиры и харчевни. Усадьбы перестроили в ночлежные дома. К ним добавили галереи в их современном виде.
По словам знаменитого москвоведа Гиляровского, в доме была ночлежка, а на первом этаже один из самых злачных хитровских трактиров — «Каторга». К слову, мы не обнаружили никаких подтверждающих это документов. На мой взгляд, Гиляровский сгущает краски, старается показать Хитровку как бандитское место, чтобы читателям было интереснее.
Тем не менее в этот дом писатель водил Станиславского и театрального художника Симова, чтобы вдохновиться атмосферой упадка. Они готовили постановку пьесы Максима Горького «На дне».
Фонтан «Золотой колос»
Когда построили: 1954 год
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фонтан «Золотой колос» задумывался авторами как символ плодородия колхозных полей СССР. На постаменте установлена архитектурно-скульптурная композиция (колос, рога изобилия, орнаментированное основание) из железобетона, облицованная мозаичной смальтой. Из фонтана бьет 66 струй воды, 30 из которых – 25 метров в высоту. В конце 1980-х обветшавший фонтан выключили.
В 2016–2018 годах провели комплекс ремонтно-реставрационных работ, в процессе которого фонтан был разобран на 308 фрагментов. Специалисты смогли сохранить уцелевшие декоративные элементы. По технологиям 1950-х годов изготовили идентичные фрагменты взамен утраченных. Удалось не только полностью восстановить исторический облик – специалисты также заменили водопроводную и насосную системы фонтана. Его снова открыли в 2018 году.
Москва, Третий Каменский пруд
Смотреть на карте
Завершилась реставрация памятника архитектурного наследия «Дома-коммуны» на улице Орджоникидзе, которую начали еще в 1997 году.
В архитектурном проекте была реализована идея так называемого города будущего глазами молодых строителей советских лет – это территории с озелененными площадями, плоскими крышами и четким разделением бытовых помещений по корпусам. На его первых обитателях – студентах Текстильного института – планировалось проверить, как отразится на строителях социализма механизация жизненного уклада.
Здание общежития было новаторским не только по своему внутреннему устройству. Одна из главных инноваций Дома-коммуны невооруженным глазом не видна. Спальный блок машины для жилья строили на стальном каркасе. Металлические балки, скрытые в стенах здания, позволяют производить практически любую перепланировку и делать это в короткие сроки. Это архитектурное решение не раз помогало перестраивать корпус и в 60-е годы, и во время текущей реконструкции.
Архитекторы постарались восстановить максимальное количество важных элементов в доме. Благодаря этому на фасаде спального корпуса вновь появились ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами. Также в здании был установлен лифт, а в коридорах прибавилось ярких красок – одна из стен коридора на каждом этаже корпуса покрашена в свой цвет. Теперь в общежитии есть желтый, коралловый, зеленый, фисташковый, пурпурный и синий этажи. В настоящий момент подходят к завершению работы в дневном учебном корпусе – блоке В. В будущем здесь снова будут жить студенты.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Понятно, что существуют объекты высокого класса, которые вошли в копилку мировой архитектуры. Дом-коммуна Наркомфина архитектора Гинзбурга представляет собой замечательный образец конструктивистской архитектуры с обилием света, свободной планировкой… Рядом с кварталом на Погодинской находится еще один замечательный объект – ДК «Каучук», спроектированный Контантином Мельниковым. Эти объекты сейчас также находятся не в лучшем состоянии, и нужно приложить максимум усилий для их сохранения».
Как ранее сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, за последние пять лет в Москве было отреставрировано свыше 600 памятников архитектуры, по тем или иным причинам нуждавшихся в проведении капитального ремонта. Всего в настоящее время реставрация ведется на 350 объектах. Продолжается работа над павильонами ВДНХ, в Церкви Воскресения Христова в Кадашах, по периметру Кремля и на улицах города.
Студенческая «коммуна»
«Дом-коммуна» на 2-м Донском проезде, являющийся памятником советского конструктивизма, долгое время находился «при смерти»: фасад и уникальные конструкции здания в буквальном смысле трещали по швам. «Когда в Москве проходили крупные международные съезды и конференции для архитекторов, на экскурсии сюда толпами водили иностранных делегатов, — вспоминает президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Юрий Карабасов. — Они фотографировались на фоне развалин и увозили оттуда в качестве сувениров обломки общежития».
Реконструкция комплекса началась в 1995 году, однако из-за нехватки финансирования работы пришлось свернуть. Возобновилась они лишь спустя 11 лет. Восстанавливать «коммуну» решили по чертежам архитектора Ивана Николаева, который, собственно, и спроектировал общежитие: фасадам вернули исторический облик, а все более поздние пристройки снесли
«Очень важно было сберечь его для города в первозданном виде и сохранить дух конструктивизма, — пояснил «РГ» Алексей Емельянов. — Объект был революционным даже для своего времени, так как строился для самой активной части общества — студентов и обладал необычайной функциональностью»
В составе комплекса общей площадью 25 тыс. кв. м — три корпуса. Два восьмиэтажных — спальный и санитарный — уже сданы. Еще одно двухэтажное здание, именуемое учебным, будет открыто в будущем году. Там идут отделочные работы. В первом корпусе уже проживают студенты МИСиС. Комнаты небольшие, на двух-трех человек. В них только спальные места и тумбочки, а санузлы в блоке. Кухни с плитой, обеденной зоной и микроволновыми печами расположены на этаже.
В санитарном корпусе впервые появился лифт. Раньше основной «транспортной магистралью» большого студенческого «муравейника» был пандус, по которому студенты и поднимались на свои этажи. Его решили сохранить, впрочем, как и широкие лестницы. В прежнем виде на этажах оставили также просторные коридоры. В советское время, по словам главного архитектора проекта реконструкции Всеволода Кулиша, студенты собирались здесь всем общежитием на утренние зарядки. Летом же гимнастикой занимались на огромных длинных балконах, которые такими и остались. «Другого такого здания в этом же стиле в России больше нет — ни по масштабу, ни по воплощению социальной идеи, которой в советские годы болели особенно молодые люди», — отмечает Кулиш.
Справка «РГ»
«Дом-коммуна» построен в Москве на бывших огородных землях Донского монастыря в 1929-1931 годах. Своей формой здание сверху напоминает самолет, что было характерно для конструктивистских построек 20-х годов прошлого века.
Дома-коммуны
Дома-коммуны решали не только практическую, но и идеологическую задачу. Считалось, что воспитать свободного от мещанских ценностей «нового человека» в старых архитектурных пространствах невозможно: для нового быта требовался новый тип жилья.
Как правило, они состояли из жилого корпуса с компактными квартирами без кухонь и большого общественного блока со столовой, прачечной, детским садом, библиотекой. Предполагалось, что в своих комнатах жильцы будут только спать, а всё остальное — питаться, проводить свободное время, воспитывать детей — будут делать вместе.
Одним из самых радикальных образцов дома-коммуны стало общежитие Текстильного института (Москва, 2-й Донской проезд, 9).
ИсточникИсточник
Архитектор и инженер Иван Николаев создал пространство, где все функции (сон, еда, учеба, отдых) жестко разделены, а жизнь подчинена строжайшему графику. 1008 двухместных комнат (а вернее сказать, кабин) площадью 2,3–2,7 м с раздвижными, как в купе поезда, дверями были рассчитаны только на сон. В них запрещалось даже оставлять одежду и личные вещи: учебники хранились в индивидуальных шкафчиках возле комнаты для занятий, предметы гигиены — в санитарном блоке. Из мебели в кабинах были только кровати: не было ни шкафчиков, ни столов, ни стульев. В первоначальном варианте проекта не было даже окон, а комнаты были еще меньше; но в окончательной редакции окна все-таки добавили. Весь день студенты проводили в общественном блоке: там были устроены столовая, библиотека, комнаты для занятий и кружков.
Вот как сам Николаев описывал распорядок дня в спроектированном им доме-коммуне:
Звучит как отрывок из антиутопии. Правда, социальный эксперимент продлился недолго: довольно быстро крошечные кабины стали использоваться как обычные комнаты в студенческом общежитии: в них и хранили личные вещи, и готовились к занятиям, и отдыхали.
Некоторые архитекторы предлагали еще более радикальные идеи переустройства быта. Один из самых ярких примеров — дипломный проект коммуны для горняков шахты в Анжеро-Судженске (Кемеровская область), разработанный студентом Николаем Кузьминым в 1928 году. В его доме-коммуне жилые блоки предполагалось разделить для 4 возрастных групп: дети, подростки (живущие отдельно от родителей), взрослые и пожилые. Достигая определенного возраста, жители перемещаются в соответствующий своей группе блок. Жилые комнаты (на 6 и 8 человек, отдельно мужские и женские, плюс 8 «двуспален» для супружеских пар) предназначены только для сна.
Примечания
- Репин И. Е. Далёкое близкое / под ред. и со вступ ст. К. Чуковского. — 4-е изд. — М.: Искусство, 1953. — С. 176–177. — 520 с.
- Водовозова Е. Н. На заре жизни: Воспоминания. В 2 т. / Подгот. текста, вступ. стат. и примеч. Э. С. Виленской и Л. И. Ройтберг. — М.: Худ. лит., 1964. — Т. II. — С. 490. — (Серия литературных мемуаров).
- Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести / Ред. Кочина П. Я. — М.: Наука, 1974. — С. 58. — 559 с.
- Свешников Н. И. Воспоминания пропащего человека. — М.—Л.: Academia, 1930. — С. 159–160. — 526 с.
- Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 137–138. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
- Рождественский Вс. Страницы жизни: Дом искусств // Тимина С. И. Культурный Петербург: ДИСК. 1920-е гг. — СПб.: Logos, 2001. — С. 419. — 453 с. — (Знаменитые петербуржцы о городе и людях). — ISBN 5-87288-219-X.
- Ротиков К. И. Другой Петербург. — СПб.: Лига Плюс, 1998. — С. 250. — 576 с. — ISBN 5-88663-009-0.
- Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918–1968: В 3 т. — М.: Молодая гвардия, 1969. — Т. I. — С. 34.
- ↑ Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 145. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
- Панова В. Ф. О моей жизни, книгах и читателях. — Л.: Сов. писатель, 1980. — С. 88. — 272 с.
- ↑ Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 150. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
- XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б.), 26 января -— 10 февраля 1934 г.: Стенографический отчёт. — М.: Партиздат, 1934. — С. 30. — 716 с.
- Берггольц О. Ф. Дневные звёзды. — Л.: Сов. писатель, 1959. — С. 69–71.
- Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 147. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6.
- Люди Сталинградского тракторного / сост.: Я. Ильин, Б. Галин; отв. ред. Л. Мехлис; ред кол.: Л. Мехлис, Б. Таль, Я. Ильин . — 2-е испр. и доп. изд. — М.: ОГИЗ, Гос. изд-во «История завода», 1934. — С. 144. — 495 с.
- Милютин Н. А. Соцгород. Проблемы строительства социалистических городов: Основные вопросы рациональной планировки и строительства населенных пунктов СССР. — М.—Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. — С. 82.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2017.
Круглый дом в Таганроге
1 / 7
Эскиз круглого дома в Таганроге. 1920-е годыPastVu.com
2 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2019 год Wikimapia.org
3 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2018 год Wikimapia.org
4 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2019 год Wikimapia.org
5 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2017 год Wikimapia.org
6 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2019 год TripAdvisor
7 / 7
Круглый дом в Таганроге. 2016 год Роман Тимохин / TripAdvisor
Памятник нескольким архитектурным идеям первых лет советской власти, трехэтажный 36-квартирный дом выстроен в виде незамкнутого круга, с небольшим, но звонким внутренним двором. Сначала его собирались использовать как амфитеатр для общих собраний, но потом передумали, окружив сплошными балконами, на которые выходят двери квартир. Дом был построен для рабочих завода «Красный котельщик» в 1929–1932 годах по проекту молодого архитектора Ивана Таранова, впоследствии спроектировавшего десятки станций московского метро.
аудио!
Сталинское метро: роскошь и идеология
Как архитекторы-традиционалисты победили конструктивистов и когда московское метро превратилось в дворцы
Дом этот эксперимент не только формальный, но и типологический. Быт здесь оказывался частично обобществленным, ванные комнаты были сделаны в концах галерей, а сам дом, несмотря на конструктивистский облик (гладкие стены, тонкие горизонтальные парапеты), продолжал местную традицию галерейного дома Галерейный дом — компоновка жилых помещений вдоль открытого балкона-галереи, распространенная преимущественно в теплых регионах и городах (Италии, Испании, юга Франции, Латинской Америки, бассейна Дуная, Балкан, Турции, Кавказа, вплоть до китайской провинции Фуцзянь с ее «галерейными деревнями»). Преимущество перед секционными и коридорными домами в экономии — не надо строить внешнюю стену и отапливать.. В плане дом напоминает букву С — местная легенда, конечно, ищет тут слово «СССР», подобно тому, как в круглых домах московских Сетуни и Раменок ищут (но не находят) олимпийские кольца.
Обветшавший со временем дом был отремонтирован в 2012 году и сейчас находится в пристойном состоянии. Показательна история коллективной просьбы жильцов отозвать заявку на присвоение охранного статуса: это наложило бы на них непосильные обременения — от необходимости оформлять за свои деньги отдельный проект на любые ремонтные работы до запрета на установку пластиковых окон.
Чугунный павильон трамвайной остановки
Когда построили: ориентировочно первая половина XX века
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Павильон остановки «Красностуденческий проезд» – уникальный образец промышленной архитектуры первой половины XX века. В те годы в Москве ходил первый паровой трамвай, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское. Позднее павильон реконструировали с использованием чугунных деталей, составивших впоследствии главную ценность постройки.
В 2017–2018 годах демонтировали поздние конструкции, полностью исказившие исторический облик павильона. Чугунные колонны с базами и постаментами очистили от загрязнений и наслоений. По архивным фотографиям и уцелевшим подлинным образцам воссоздали утраченные архитектурные и декоративные элементы из чугуна и дерева, вернув павильону первоначальный вид. Сегодня здесь останавливается трамвай № 27.
Москва, Красностуденческий проезд, д. 17
Смотреть на карте
Жилая башня в Смоленске
1 / 5
Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 1930-е годыThe Constructivist Project
2 / 5
Дом-башня имени Парижской коммуны. СмоленскTripAdvisor
3 / 5
Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2011 год Сергей Семенов / CC BY-SA 3.0
4 / 5
Северный фасад дома-башни имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год TripAdvisor
5 / 5
Дом-башня имени Парижской коммуны. Смоленск, 2018 год TripAdvisor
Смоленск славен не только крупнейшей русской крепостью и домонгольскими храмами, но и архитектурой межвоенной поры. Особенно выделяется семиэтажная жилая конструктивистская башня. Дом-коммуна был построен в 1929–1930 годах архитектором Олегом (Отто) Вутке, который предложил не распластанное коридорное здание, какими обычно делались рабочие общежития, а небывало высокую кирпичную башню. Он срифмовал ее с башнями крепостной стены, одновременно показав высокий класс работы с кирпичом, которого стеснялись многие прогрессивные зодчие. У башни почти квадратный план, скругленные углы, геометрические орнаменты на стенах — стилистически это скорее экспрессионизм.
Внутри же были жилые комнаты с умывальниками и общие кухни и гостиные. Конкретная раскладка того, что стоит, а что не стоит обобществлять, была сделана самими будущими жильцами (детей решили оставить в семьях Многие проекты домов-коммун предполагали совместное воспитание детей, своеобразный интернат в рамках всего комплекса, когда под сон, питание, досуг и обучение выделялись помещения. В семье ребенок бывал пару дней в неделю, или родители посещали его после работы. Так в 1930–50-е были устроены многие детские сады, так называемые шестидневки.). Воду в дом провели лишь в 1949-м. В 1970 году в доме произошел пожар, и началось его расселение, тогда же зданию был присвоен статус памятника архитектуры. Тем не менее брошенная башня стоит без крыши целых пятьдесят лет.
Примечания
- . Портал открытых данных Правительства Москвы. Дата обращения: 16 августа 2013.
- Дом-коммуна на улице Орджоникидзе // Москва. Энциклопедический справочник. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
- ↑
- ↑
- Строительство Москвы: журнал. — М., 1929. — № 12. — С. 12—13
- ↑ Мержанов С. . Журнал «Архитектурный вестник» (5 марта 2008). Дата обращения: 1 сентября 2013.
- ↑ Ромодин Д. (недоступная ссылка). Проект «Советская архитектура». Дата обращения: 17 августа 2013.
- . интернет-газета Vesti.ru. Дата обращения: 17 августа 2013.
- Севрюкова Е. . Российская газета (23 апреля 2007). Дата обращения: 17 августа 2013.
- Воскресенский М. . РИА Новости (2 сентября 2013). Дата обращения: 4 сентября 2013.
Жилой дом Баулина
Где: улица Николоямская, дом 52, строение 1
Дата постройки: конец XVIII века
В 2017 году завершилась реставрация памятника архитектуры регионального значения — жилого дома Н.П. Баулина. В конце XVIII века на Николоямской появились сводчатые палаты с подвалом. После пожара 1812-го они вошли в объем нового двухэтажного каменного дома. Достройки и реконструкции происходили в 1855 и 1876 годах. Окончательно композиция здания сложилась к 1885 году при очередном владельце усадьбы купце Николае Баулине. Прежде лаконичный фасад оформили в стиле эклектика: появились аттик с картушем, пышная лепнина.
Реставраторы вернули зданию исторический облик, восстановили сохранившиеся элементы интерьеров второй половины XIX века. При реставрации цокольной части и фундамента были раскрыты палаты XVIII века. Памятник отреставрировали по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».
Проект здания
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — одна из наиболее известных работ Ивана Николаева. В проекте здания, предназначенного для общежития Текстильного института, была воплощена идея дома-коммуны, предполагавшая полное обобществление быта. Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Николаеву Текстильстроем (позднее преобразованном в Стальстрой) зимой 1928—1929 годов; перед автором стояла задача создания «дома — машины для жилья». В соответствии с заданием на проектирование, разработанным московским бюро Пролетстуда и дополненным Главтузом и Текстильстроем, «норма сна для одного студента» составила 3 м2, а «спальные кабины проектируются на два человека». В «Общих требованиях» программы была сформулирована концепция структуры комплекса:
Одновременно с общежитием Текстильного института Текстильстроем строилось ещё три студенческих городка, и автору проекта было предписано: по стоимости проектируемое им общежитие не должно быть больше трёх других. По мнению самого Николаева, одной из основных проблем при проектировании был указанный в задании малый объем спальных кабин (50 м3), не удовлетворявший санитарным нормам того времени; для возможности уменьшения объема помещения архитектор предложил усилить воздухообмен в помещениях. С этой целью Николаев запроектировал специальные вентиляционные камеры над лестничными клетками, предназначенные для многократной смены воздуха. В первом варианте проекта спальные кабины было предложено сделать в центральной части здания. Так как помещения предназначались только для сна, в них не было окон. Кроме того, в спальном корпусе не были запроектированы санузлы: они разместились в соседнем санитарном корпусе. Николаев предложил разместить в кабинах двухъярусные кровати, поэтому комнаты при малой площади (4 м2) должны были иметь сравнительно большую высоту — 3,2 м. В окончательном варианте спальные кабины были всё же перемещены к наружным стенам здания; ряды кабин разделил проходящий по центральной части здания коридор. Размеры комнат были увеличены относительно первоначальных: в итоговом варианте проекта их площадь составляла уже 2,7 на 2,3 м, что позволило разместить кровати на одном уровне.
В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Главный — спальный — корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Низким санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.
Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха, «не исключена возможность усыпляющих добавок».
Проект здания
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе — одна из наиболее известных работ Ивана Николаева. В проекте здания, предназначенного для общежития Текстильного института, была воплощена идея дома-коммуны, предполагавшая полное обобществление быта. Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Николаеву Текстильстроем (позднее преобразованном в Стальстрой) зимой 1928—1929 годов; перед автором стояла задача создания «дома — машины для жилья». В соответствии с заданием на проектирование, разработанным московским бюро Пролетстуда и дополненным Главтузом и Текстильстроем, «норма сна для одного студента» составила 3 м2, а «спальные кабины проектируются на два человека». В «Общих требованиях» программы была сформулирована концепция структуры комплекса:
Одновременно с общежитием Текстильного института Текстильстроем строилось ещё три студенческих городка, и автору проекта было предписано: по стоимости проектируемое им общежитие не должно быть больше трёх других. По мнению самого Николаева, одной из основных проблем при проектировании был указанный в задании малый объем спальных кабин (50 м3), не удовлетворявший санитарным нормам того времени; для возможности уменьшения объема помещения архитектор предложил усилить воздухообмен в помещениях. С этой целью Николаев запроектировал специальные вентиляционные камеры над лестничными клетками, предназначенные для многократной смены воздуха. В первом варианте проекта спальные кабины было предложено сделать в центральной части здания. Так как помещения предназначались только для сна, в них не было окон. Кроме того, в спальном корпусе не были запроектированы санузлы: они разместились в соседнем санитарном корпусе. Николаев предложил разместить в кабинах двухъярусные кровати, поэтому комнаты при малой площади (4 м2) должны были иметь сравнительно большую высоту — 3,2 м. В окончательном варианте спальные кабины были всё же перемещены к наружным стенам здания; ряды кабин разделил проходящий по центральной части здания коридор. Размеры комнат были увеличены относительно первоначальных: в итоговом варианте проекта их площадь составляла уже 2,7 на 2,3 м, что позволило разместить кровати на одном уровне.
В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Главный — спальный — корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Низким санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.
Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха, «не исключена возможность усыпляющих добавок».
Усадьба Старо-Никольское
Где: поселок Первомайское, улица Парковая, дом 18
Дата постройки: конец XVIII — начало XIX века
Ансамбль Старо-Никольского формировался в XVIII веке. Это была большая усадьба с главным домом, церковью, хозяйственными постройками, парком и садом. Ее владельцами в разное время были представители известных дворянских родов, в том числе Мусины-Пушкины и Бибиковы. Между 1885 и 1891 годами, а также в 1893–1911 годах главный дом перестраивали и достраивали.
После Октябрьской революции в разные годы здесь размещались школа, детский сад, пансионат, общежитие. После пожара в 2011-м главный дом был в полуразрушенном состоянии, требовались масштабные реставрационно-восстановительные работы.
Восстановление завершили в 2016 году. Специалисты демонтировали двухэтажную надстройку 1940-х годов с торцевых террас западного и восточного фасадов, укрепили стены, отреставрировали цоколь, кирпичные своды подвала, стены из кирпича и белого камня и покрытия полов. Они также воссоздали арочные и прямые проемы по архивным данным, кирпичный тамбур, крышу и бельведер со смотровой площадкой. Прежний облик получили торцевые одноэтажные террасы, мраморная лестница. В особняке располагается Музей VI съезда коммунистической партии Китая. И это неслучайно: он прошел именно здесь летом 1928-го.
Как это связано с карьерой
Миллениалы, согласно заключениям социологов, самоуверенное и самодостаточное поколение. Джин Твендж в своей книге «Поколение Я» отмечает, что 98 % выпускников вузов согласились с утверждением «Я уверен, что однажды достигну в жизни того, чего желаю». Появились возможности для фриланса, быстрого обогащения удачных стартапов или дауншифтинга; люди хотят, не откладывая удовольствия на потом, совмещать работу с путешествиями и учёбой. Рынок труда меняется — и уже не сотрудники должны конкурировать за место в офисном кубике, а компании соревнуются за молодых специалистов.
Компании стали вводить гибкие часы работы и ежегодные переводы сотрудников в разные города мира; в офисах стали появляться гостиные, библиотеки и даже зоны для сна. При определённом уровне доходов людям становится важнее не повышение зарплаты, а дополнительные бонусы, в том числе комфорт и возможность заниматься собственными проектами. Большинство жителей современных коммун — так называемые неокочевники, которые легко поймали волну глобализации и катаются по миру с ноутбуком под мышкой.
Особняк Кекушевой
Где: улица Остоженка, дом 21
Когда построили: 1900–1903 годы
Двухэтажный особняк с полуподвалом и мансардой архитектор Лев Кекушев построил для своей семьи и оформил на супругу Анну Кекушеву — такое название и закрепилось за зданием. Оно по праву считается одним из лучших произведений московского модерна.
Парадный вход с белокаменными колоннами расположен со стороны Остоженки, также были два входа в подвал со двора. В 1907 году, когда дом принадлежал коллежскому секретарю Александру Смецкому, пристроили металлический зимний сад со стороны главного фасада.
В доме на Остоженке, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, могла жить Маргарита (на это указывает описание готического особняка с башней). История в духе романа «Мастер и Маргарита» произошла с особняком и в реальности: после революции с крыши дома исчезла скульптура льва. Обстоятельства пропажи выяснить так и не удалось, но век спустя статую (правда, не оригинальную) вернули на место. Скульптуру восстанавливали по единственной фотографии, которую удалось отыскать в архивах. Реставраторы также вернули исторический облик фасадам, провели много работ в интерьерах каждого этажа и подвала, вернули особняку первоначальную планировку.
История
Строительство здания велось два года, с 1929 по 1930. Спальный корпус решено было построить на стальном каркасе. Одна из инспекций в ходе строительства, заметив большое количество стальных балок, заявила о нерациональном использовании «стратегических материалов», и вскоре в «Правде» вышел фельетон Михаила Кольцова, обличавший архитектора Ивана Николаева и начальника стройки. После выхода фельетона Николаев несколько месяцев ожидал ареста.
В 1931 году здание было введено в эксплуатацию. Уже вскоре после открытия общежития строгое следование концепции «машины для жилья» было нарушено; так, спальные кабины использовались студентами не только для сна, но также для отдыха и хранения личных вещей. Однако благодаря развитой системе общественных помещений в первые годы после постройки режим функционирования кабин был близок к первоначальному замыслу.
До 1960-х годов здание сохраняло первоначальную планировку и являлось одним из наиболее полных воплощений архитектуры социального эксперимента. В 1968 году дом-коммуну реконструировали под общежитие Института стали и сплавов: был перестроен первый этаж, а комнаты увеличены за счёт части коридоров. Реконструкция осуществлялась по проекту архитектора Якова Белопольского при участии Ивана Николаева. К концу 1980-х годов здание находилось в плохом техническом состоянии, в 1996 году общежитие было расселено. В конце 1990-х годов в спальном корпусе был произведён демонтаж перекрытий.
Долгое время здание пустовало, часть его находилась в аварийном состоянии. 17 октября 2010 года в спальном корпусе произошёл пожар, охвативший площадь в 2 тыс. м2. В результате памятник сильно пострадал; произошло обрушение участка кровли площадью 1 тыс. м2.