Дом центросоюза

Поездка 1928 года

Здание Центросоюза

В 1928 году Ле Корбюзье был приглашен для участия в закрытом конкурсе, в котором участвовали Питер Беренс , Макс Тау и братья Веснины , на новую штаб-квартиру Центрального союза потребительской кооперации в Москве. После победы в конкурсе Ле Корбюзье в октябре 1928 года поехал в Советский Союз, чтобы осмотреть место под здание Центросоюза . Перед поездкой Ле Корбюзи часто посещал киноклуб «Amis de Spartacus», в котором демонстрировались запрещенные советские авангардные фильмы, такие как « Броненосец Сергея Эйзенштейна» « Потемкин» . Когда он прибыл, « Правда» объявила о его прибытии на своей первой полосе. В нем сообщалось: «В Москву приехал Ле Корбюзье, самый блестящий представитель современной передовой архитектурной мысли в Европе». В Москве Ле Корбюзье читал лекцию в Политехническом музее . Позже он напишет о своей поездке в дневнике: «Мои работы прошли блокаду. Я очень хорошо известен, очень популярен. Мои лекции проходят перед многолюдным собранием ».

Находясь в СССР, Ле Корбюзье назначил своим официальным гидом молодого московского студента-архитектора Сергея Кожина, бывшего помощника Ивана Жолтовского . Помимо помощи швейцарскому архитектору в работе для комиссии Центросоюза, Кожин также познакомил Ле Корбюзье с российским обществом. Кожин отвез Ле Корбюзье в сельскую местность России, в деревню в шестидесяти пяти километрах от Москвы, где Ле Корбюзье из первых рук узнал об условиях жизни на периферии советского общества, а также о традиционной русской деревянной архитектуре. Этот личный контакт позже позволил ему списать советское общество на неспособность и неподготовленность ценить современную архитектуру, когда его проект Дворца Советов был отклонен в 1932 году.

Литература

  • Авдеева В. История зарубежного искусства. Архитектура ХХ века.. — М.: Юрайт, 2020. — 110 с. — ISBN 978-5-7996-1891-9.
  • Архитектура и строительство Москвы. — М.: Исполком Московского городского совета народных депутатов, 1990.
  • Броновицкая Н. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.. — М.: Искусство — XXI век, 2012. — 356 с. — ISBN 978-5-98051-101-2.
  • Бусева-Давыдова И., Нащокина М. Архитектурные прогулки по Москве. — М.: Ворон, 1996. — 319 с. — ISBN 5-901024-01-X.
  • Бусева-Давыдова И., Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01154-3.
  • Данилова И. Е., Кантор Е. А., Смирнова Л. М. Россия, Франция: проблемы культуры первых десятилетий XX века. — М.: Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1988. — 315 с.
  • Длугач М., Земцов М., Яралов Ю. Зодчие Москвы: XX век. — М.: Московский рабочий, 1981. — Т. 1. — 304 с. — ISBN 5-239-00057-3.
  • Жукова А. Александра Жукова: Как читать и понимать Москву. — М.: АСТ, 2018. — 192 с. — ISBN 978-5-17-099870-8.
  • Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 464 с. — ISBN 5-89826-291-1.
  • КоммерсантЪ Weekend. — М.: Журнал «Комменрсант», 2014. — Т. 10. — 64 с.
  • Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. — М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  • Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2020. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
  • Строительство Москвы. — М.: Издание Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, 1928. — Т. 5.
  • Строительство Москвы. — М.: Издание Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, 1928. — Т. 11.
  • Хан-Магомедов С. Архитектура советского авангарда: Социальные проблемы. — М.: Стройиздат, 2001. — 712 с. — ISBN 5-274-02046-1.
  • Александров П., Хан-Магомедов С. Иван Леонидов. — М.: Стройиздат, 1971. — 128 с. — ISBN 978-5-91566-050-1.

Об объекте

Здание находится в пределах МКАД
Административный округ
Центральный административный округ
Этажность объекта
1 ‒ 11
Наличие и количество лифтов
пассажирские, 3 шт.
Телекоммуникации
интернет, телефонная линия, Международная компания связи, ХэндиКом, Вымпеком, Топ телеком
Класс здания
B/B+
Введено в эксплуатацию в
1907 году
Имеется парковка
открытая охраняемая на 50 машиномест платная
Безопасность
видеонаблюдение, круглосуточный пункт охраны, охранная сигнализация, система контроля доступа
Вентиляция и кондиционирование
кондиционеры в отдельных помещениях, приточно-вытяжная вентиляция, центральное кондиционирование
Система пожаротушения
автоматическая система пожаротушения и дымоудаления, огнетушители, пожарный кран
Подведено водоснабжение и канализация
Объекты инфраструктуры
Автомойка, Банкоматы, Кафе, Конференц-комнаты, Магазин, Отделение банка, Салон красоты, Центральная рецепция, Столовая

Атмосфера Москвы

Ле Корбюзье покинул Москву в 1928 году, положительно оценивая Советский Союз. Действительно, его время там окажет влияние на развитие его собственных теорий архитектуры и городского планирования. В 1930 году Ле Корбюзье в своей книге «Точности настоящего: состояние архитектуры и градостроительства» включил отчет о своих наблюдениях за Москвой, написанный на обратном пути в Париж из Москвы. В этом отчете Ле Корбюзье размышляет о пятилетнем плане и плане «зеленого города», которые разработали архитекторы-конструктивисты.

Пятилетний План потребовал разработки многих индустриализации , проектов. Ле Корбюзье заявил, что он представляет современную технологию зажигания батареи. Москва, по его мнению, была фактором для построения планов. По его мнению, разработка планов новых зданий в Советском Союзе осуществлялась всеми способами, которые приносили прогресс. Размышляя о разнице между профессией архитектора в Париже и Москве, Ле Корбюзье подчеркивает излишнее участие молодежи в Советском Союзе, в то время как во Франции и других частях Европы академизм не позволял молодежи участвовать в изобретательской конкуренции.

С таким юным и изобретательным духом, как анализирует Ле Корбюзье, конструктивист разработал новаторские схемы планирования. «Зеленый городок», как он анализирует в «Атмосфере Москвы», родился из-за необходимости периода отдыха, введенного СССР в ответ на постоянный труд. Период отдыха приходился на пятый день недели, таким образом подавляя традиционную роль воскресенья. Затем был создан зеленый город, чтобы предоставить пространство, в котором будет проводиться такой отдых. Способный принять сразу 100 000 человек, зеленый городок за 15 дней обеспечит отдых всего населения Москвы (1,5 миллиона) в соответствии с ротацией периода отдыха каждые 5 дней. Кроме того, в городе на период от двух недель до месяца будут размещаться городские чиновники или рабочие, уходящие в ежегодный отпуск. Также город станет местом, где больные «с работы» могут найти санатории. Помимо этого, Ле Корбюзье также подробно рассказывает о совместной жизни, которая требуется для такого города: колхоз обеспечит едой весь город; люди будут жить по программе общежития с комнатами отдыха; люди будут разделены по возрасту, предлагая разные развлекательные программы для каждой группы. Эти наблюдения позже послужат основой его «Ответа на Москву», а также его разработки Сияющего города.

Примечания[ | ]

  1. 12 Броновицкая, 2012, с. 256.
  2. Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 391—392.
  3. Жукова, 2020, с. 120.
  4. Решение Мосгорисполкома Совета народных депутатов № 647 от 23.03.1987 г.
  5. 123Иван Плотников. Троянский конь большевизма(неопр.) . Газета.ru (10 июня 2017). Дата обращения 6 июля 2020.
  6. 123456Ольга Мамаева. Дом без лестниц: история единственного здания Ле Корбюзье в России(неопр.) . РБК (6 октября 2017). Дата обращения 6 июля 2020.
  7. Бусева-Давыдова, Нащокина, 1996, с. 179.
  8. Архитектура и строительство Москвы, 1990, с. 25.
  9. 12 Хан-Магомедов, 2001, с. 490.
  10. Строительство Москвы, №5, 1928, с. 24.
  11. 12 Рогачёв, 2020, с. 393.
  12. Хан-Магомедов, 2001, с. 491.
  13. Казусь, 2009, с. 204—205.
  14. Строительство Москвы, №11, 1928, с. 5—6.
  15. Хан-Магомедов, 2001, с. 493.
  16. Александров, Хан-Магомедов, 1971, с. 93—95.
  17. Матюшин, 1987, с. 109.
  18. 123Лена Верещагина. Я работаю в здании Ле Корбюзье(неопр.) . The Village (17 июля 2017). Дата обращения 6 июля 2020.
  19. 12 Авдеева, 2020, с. 54.
  20. Длугач, Земцов, Яралов, 1981, с. 239.
  21. Данилова, Кантор, Смирнова, 1988, с. 111.
  22. Броновицкая, 2012, с. 257—258.
  23. Вирджиния Варгольская. Чешские штрихи в архитектуре советского авангарда(неопр.) . Radio Praha (7 октября 2016). Дата обращения 6 июля 2020.
  24. 123 Хан-Магомедов, 2001, с. 496.
  25. КоммерсантЪ Weekend, 2014, с. 34—35.
  26. Премия года: лучшие книги, выставки, музеи и меценаты. Шорт-лист (неопр.) . The Art Newspaper Russia (март 2015). Дата обращения 6 июля 2018.
  27. Жукова, 2020, с. 119.
  28. Росстат переедет из здания Ле Корбюзье в «Москву-Сити» вместе с Минэкономразвития (неопр.) . Интерфакс (7 декабря 2017). Дата обращения 6 июля 2020.
  29. Пожар в «Космосе»: из здания московской гостиницы идёт эвакуация (неопр.) . Regnum (18 февраля 2018). Дата обращения 6 июля 2020.
  30. Рипсиме Галстян. Армянский туф на улицах Москвы. Здание Центросоюза, спроектированное Ле Корбюзье(неопр.) . Армянский музей Москвы и культуры наций (7 мая 2018). Дата обращения 6 июля 2020.
  31. Анна Шевченко. Радостный, как рай(неопр.) . Русский журнал (11 октября 2012). Дата обращения 6 июля 2018.
  32. Оскар Нимейер будет проектировать здание Фонда Принца Астурийского (неопр.) . РИА новости (6 декабря 2005). Дата обращения 6 июля 2020.

История здания Центросоюза

Центросоюз (Центральный союз потребительских обществ СССР) — организация, координировавшая потребительскую кооперацию на территории СССР и включавшая все существовавшие на тот момент союзы потребительской кооперации.

Идея строительства административного здания для Центросоюза появилась ещё в годы НЭПа: в 1925 году по предложению архитектора Бориса Великовского для него было выбрано место между Мясницкой улицей и планировавшимся параллельно ей Новокировским проспектом (современный проспект Академика Сахарова). На участке располагалась старая застройка, включавшая в том числе церковь Николая Чудотворца, но в 1928 году все постройки на площадке были снесены. В тот же год Всероссийским обществом гражданских инженеров был объявлен открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза. Согласно условиям конкурса, проект должен был предусматривать размещение в здании административных помещений на 2500 рабочих мест, торговых и хозяйственных помещений, а также клуба с актовым и спортивным залами, библиотекой и столовой.

Однако, в итоге в течение года было проведено целых 3 конкурса. В первом открытом конкурсе приняли участие 32 проекта, но жюри сочло представленные работы неподходящими для  строительства. После этого был проведён закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие зарубежные и советские архитекторы, отобранные председателем Центросоюза Исидором Любимовым. Лучшими были признаны две работы: первая — проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, вторая — группы архитекторов Управления по постройке складов Центросоюза. После этого был проведён ещё один закрытый конкурс, к участию в котором пригласили в том числе братьев Весниных, Ивана Жолтовского, Ивана Леонидова и Ле Корбюзье. Ле Корбюзье представил на конкурс свой доработанный проект, и в итоге именно он был признан лучшим.

Разработанный проект был достаточно инновационным для тех лет. Разрабатывая его, Ле Корбюзье опирался на предложенные им «Пять отправных точек архитектуры»: система колонн вместо несущих стен, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад. Первый этаж дома был запланирован без остекления: там предполагалось разместить парковку. Для обеспечения комфортных условий в любое время года были разработаны системы отопления, охлаждения и вентиляции, а для перемещения между этажами служили патерностеры — лифты непрерывного действия. Однако, в силу разных причин не все предложения архитектора были реализованы.

Закладка фундамента здания состоялась в 1929 году. Курировать строительство должен был сам Ле Корбюзье, однако, после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов он поссорился с советским правительством и отказался продолжать сотрудничество, после чего строительство продолжилось под контролем архитектора Николая Колли (и, неофициально, наркома финансов Николая Милютина).

В процессе строительства в проект были внесены доработки и корректировки, чтобы привести его в соответствие советским стандартам. Так как Ле Корбюзье отстранился от руководства строительством, Колли в письмах и во время визитов в Париж обсуждал с ним вносившиеся изменения.

Фото: строительство здания Центросоюза, 1933-1935, pastvu.com

Архитектурное сообщество весьма неоднозначно приняло новое здание на Мясницкой улице. Архитектор Иван Фомин, например, критиковал его за отсутствие духа бодрости и жизнерадостности — по его мнению, таких слов в лексиконе капиталистического архитектора Ле Корбюзье попросту не было. Александр Веснин, напротив, назвал его лучшим зданием, построенным в Москве за последнее столетие.

В 1970-х годах здание подверглось капитальному ремонту, в ходе которого первый этаж был застроен, лишившись своей проницаемости. Кроме того, было заменено остекление, а вместо патерностеров установлены обычные лифты. К сожалению, дом Центросоюза утратил свой изначальный облик.

После Центросоюза здание занимали Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности, а затем — Центральное статистическое управление СССР. В наши дни в нём разместились ведомства Министерства экономического развития РФ: Росстат, Росреестр, Росфинмониторинг и другие организации.

В 2011-2013 годах здание было реконструировано и отреставрировано на средства Росстата, а в 2015 году перед ним появился памятник Ле Корбюзье.

В гости к Ле Корбюзье

Экскурсовод: Татьяна Ивлиева

Продолжительность: 2 часа

Даты: следите за расписанием.

Экскурсия в знаменитое здание, единственное в России, построенное мэтром мировой архитектуры, отцом архитектурного авангарда Ле Корбюзье — бывший Наркомлегпром, затем Центросоюз, сейчас Росстат. Экскурсия адресована как любителям стиля конструктивизм, так и всем, кто интересуется историей мировой архитектуры.

Победа швейцарского архитекторв Ле Корбюзье в конкурсе 1928 года на проект здания Всесоюзного общества кооператоров (Центросоюз) стала значительной вехой в истории мирового зодчества.

Здание в период строительства называлось домом Центросоюза, позже — домом Народного комиссариата легкой промышленности. В нем там располагалось Министерство текстильной промышленности, а с 1959 года — Центральное статистическое управление (ЦСУ СССР). В новой России сооружение перешло Федеральной службе государственной статистики — Росстату. И во все годы своего существования оно оставалось закрытым для широкой публики, хотя его можно было видеть с советских кинофильмах, например, «Дело пестрых», « «Застава Ильича», «Забытая мелодия для флейты».

Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть его структуру изнутри. Вы увидите:

  • — первое в мире офисное здание, в котором наглядно воплощены пять принципов архитектуры анвагарда, сформулированые Ле Корбюзье
  • — уникальные пандусы для перемещения по этажам здания. Они не изменяют походку, как лестничные ступени, сохраняя индивидуальный шаг идущего.
  • — сохранившиеся лифты-патерностеры, которые планируют вскоре запустить
  • — авангардистские интерьеры хорошей сохранности

Фотографировать разрешается.

При регистрации необходимо указать серию и номер паспорта в соответствующей графе. Для детей указывайте, пожалуйста, номер свидетельства о рождении. Это необходимо для предварительного одобрения вашего участия в экскурсии. Граждане иностранных государств (включая Республику Беларусь) к участию не допускаются. Списки участников подаются на проверку за три дня до экскурсии. Регистрация также закрывается в этот день. Внесение изменения в список после его утверждения невозможно. Деньги за билет не возвращаются, но мы можем перенести вашу запись на другую дату. Пожалуйста, внимательно проверяйте написание всех данных перед отправкой, во избежание получения отказа.

Место встречи: станция метро «Красные ворота», выход к институту глазных болезней им. Гельмгольца, перед вестибюлем в форме арок ( не у выхода в высотное здание!)

Продолжительность экскурсии 2-2,5 часа

​Стоимость — 800 рублей (полный билет), 700 руб — льготный ( школьники и пенсионеры)

Описание объекта

Особняк 1907 года (реставрация 2010 года) расположен в самом центре Москвы, с обустроенным сквером для отдыха. Комплекс состоит из двух строений высотой в 6 и 11 этажей. Интересные архитектурные решения фасадов, собственная огороженная и благоустроенная территория выгодно презентуют представительство любой компании. Помещения от 10 до 550 кв.м. реализуются в состоянии «с отделкой» и готовы к въезду. Высота потолков – 3 м. Здание имеет современное инженерное оснащение. Осуществляется круглосуточная охрана. Действует пропускная система. Техническое обслуживание обеспечивает собственная служба эксплуатации. В здании расположены: столовая, переговорная на 10-15 мест, зал заседаний на 40 мест, отделение банка, цветочный магазин, салон красоты,туристические фирмы. Район расположения здания характеризуется высоким уровнем развития инфраструктуры
Якорные арендаторы: МТА Экспресс-Карго, Завод Джи Ти Сэвен, Компания «Сопас»,Поликлиника Центросоюза Клиническая больница Центросоюза, Аронатурс, Глобалстиль,

Пять отправных точек современной архитектуры

1. Стойки. Разрешить научную проблему — значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен — отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.

2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад… Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.

3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций.

4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном… Помещение одинаково освещено во всех своих местах — от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.

5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (напр., наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.  

Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье

Журнальные статьи о зданиях новой эпохи — своеобразный манифест и итог философских размышлений Ле Корбюзье. В публикациях архитектор уверяет, что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки, крыши должны представлять террасы: тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ответ в Москву

В 1931 году советские власти поинтересовались мнением Ле Корбюзье о реконструкции города Москвы. Находясь в Москве в 1928 году, он сделал несколько быстрых, скрытых (рисовать на улицах из опасения шпионажа) зарисовок города и отметил, что его план был «планом возраста лошади». На переполненной конференции в Политехническом музее он обсуждал значение градостроительства и будущее города, но в то время Ле Корбюзье не интересовался самой Москвой. После его поездки Советский Союз казался главной заботой. Ле Корбюзье ответил 59-страничным отчетом «Ответ Москве», в котором он обрисовал свои идеи для города. К сожалению, его первоначальный ответ пока недоступен, он скрыт в частных российских коллекциях. Тем не менее, его ответ на такой запрос создал теоретическую основу для Ville Radieuse , Radiant City. То, что такая важная концепция урбанизма, полученная из ответа Ле Корбюзье на советский вопросник, предполагает важный отпечаток Советского Союза в его карьере.

В своем ответе Ле Корбюзье разработал план, аналогичный тому, который предложили конструктивисты для Зеленого города. Коллективистский дух, который конструктивист себе придумал, мгновенно соблазнил Ле Корбюзье, и он, в свою очередь, применил их к своим собственным идеям планирования. Подобно Зеленому городу конструктивистов, в этом сияющем для Москвы городе Ле Корбюзье использовал коммунальные службы или коммунальные объекты. В нем он также предлагал радикальное разрушение большей части исторического центра Москвы и выступал за создание отдельных городов с отдельными функциями — идею, которую он уже представил в Москве во время своей поездки туда в 1928 году. Представляя новый город с безжалостностью, которой мог бы позавидовать Осман , Ле Корбюзье поместил на радиальном плане древнего города примерно прямолинейную организацию, сопоставимую с его более ранней программой tabula-rasa Villa Contemporaine.

Его «Ответ Москве» не подходил для советского общества, полагали власти, рассматривавшие ответ. В конце концов, такой план для Москвы так и не был реализован. Несмотря на это, Ле Корбюзье не отказался от проекта полностью, а, скорее, использовал свои документы по проекту в своих личных целях. Позже он представил в ЦИАМ измененную версию своего исследования , убрав все упоминания о советском городе и назвав его «Villa Radieuse».

В здании Росстата обнаружили древнее захоронение

В минувшую субботу таджики, меняя трубы в здании Росстата, что на Мясницкой, спустились в подвал… и в панике бежали. — Ребята копали, меняли трубы, — рассказывает один из рабочих, Фаххрудин Гуфронов. — И наткнулись на гроб. Он был в земле, близко от стены. — Гроб деревянный или металлический? — уточняю. — Нет-нет, — машут головой таджики. — Каменный гроб, потом милиция сказала, мрамор. Сверху плита. Мы в дырку смотреть — там кости… Под словом «дырка» рабочие, как позже выяснилось, подразумевают щель (плита, очевидно, была немного сдвинута). Увидев кости, таджики бросились врассыпную, самые смышленые позвали прораба, тот — охрану и дальше по цепочке, пока не достучались до Москомнаследия. Чиновники приехали, велели до понедельника все опечатать и никого не пущать. — Да там ничего интересного, — пожимает плечами охранник Росстата (из рядов вневедомственной охраны ГУВД Москвы). — Мы туда ходили после утреннего развода: кости и кости. Если бы кого знатного похоронили, то в склепе было бы золото, украшения. Правильно? — А может, таджики золото уже… того? — Вряд ли, — хмурится охранник. — Они сами себя боятся. На самом деле такая находка у нас впервые, а вот кости во время прошлогоднего ремонта попадались частенько. Помню, рабочие даже складывали их в отдельные ящики, а потом эти ящики перезахоронили во внутреннем дворе. Тогда даже батюшка приезжал освящать новую могилу.

У здания Росстата нет классического фундамента — оно держится на столбах, а при их установке подвал бывшей церкви Николы в Мясниках с захоронениями, по мнению археологов, могли и не тронуть.

— Выходит, здание Росстата стоит на месте древнего кладбища?

— Если точнее, оно стоит на месте старого храма Николы в Мясниках, — говорит координатор общественного движения Архнадзор Рустам Рахматулин. — Он был построен в XVI веке и просуществовал до 20-х годов прошлого века. При храмах были погосты, на которых хоронили москвичей, вот потому рабочие и по сей день находят останки. Что же касается саркофага, то рядовых прихожан в них не хоронили, а сами саркофаги размещали не на погостах, а внутри храмов. — Ранее существовала традиция хоронить в храме либо святых отцов, либо меценатов данной церкви, — говорит настоятель храма Святого Николая в Дербеневе протоиерей Александр. — Сам саркофаг опускали, грубо говоря, под пол храма, а в стену впечатывали надгробную доску. Могли быть захоронения не только отдельного благодетеля, но и всего его рода. То есть, возможно, рабочие обнаружили не отдельную могилу, а семейный склеп. Археологи предполагают, что это может быть склеп либо князей Дашковых, либо графов Татищевых. — Представители именно этих семей селились в районе храма Николы в Мясниках, — продолжает Рахматулин. — И вполне могли быть прихожанами этой церкви. Впрочем, делать какие-либо выводы преждевременно, для начала надо изучить сам саркофаг и провести дальнейшие раскопки.

Про работу

Я работаю в этом здании почти 50 лет с небольшими перерывами на академическую науку. Вернулся сюда, когда освободилась должность начальника управления баланса народного хозяйства — одна из самых престижных в то время. Тогда люди, которые занимались построением модели экономики, были элитой.

В 20-е годы управление сделало то, что не было доступно крупнейшим статистикам Запада — а именно построение баланса народного хозяйства.

В конце 80-х годов снова развернулись исследования по перестройке экономической системы, должна была перестроиться и статистика — новой системой, которая адекватно отражала процессы рыночной экономики, стала система национальных счетов. Случайно или нет, я был одним из первых, кто

ей занимался. Но не потому что предвидел будущее страны, а потому что мне хотелось заняться изучением лучшего иностранного опыта. Так получилось, что к моменту крушения СССР я был руководителем одного из самых крупных подразделений — у меня в подчинении было 70 человек.

Архитектурные особенности

Здание Центросоюза — первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов в духе интернационального стиля, повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов.

Огромные застеклённые стены дома сообщают ему холодный, однообразный и неприветливый характер. Кажется, что за этими стенами люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно. Это американизм, чуждый нам и неприемлемый в советских условиях.
График Сергей Кожин

Здание является ярким примером творческого стиля Ле Корбюзье «Пяти отправных точек современной архитектуры», которые в процессе работы он дополнил «принципом свободной циркуляции людей и воздуха». Здание стало одним из первых в Европе больших офисных комплексов, особенностями которого являются огромная площадь фасадного остекления, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальная крыша

Привлекающая внимание облицовка стен дома выполнена из розового артикского туфа.

По своей планировке дом Центросоюза схож со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро, построенным по проекту Лусио Косты и Оскара Нимейера при участии Ле Корбюзье. Другие похожие работы Ле Корбюзье — Швейцарский павильон (фр.)русск. в Париже и Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Оба здания представляют собой крупные застеклённые прямоугольники.

О внутренних помещениях дома Центросоюза вспоминал один из работников ЦСУ:

Когда я сюда пришел впервые, то сразу заблудился. Поначалу все было очень непривычным. Самым интересным в этом здании для молодых людей и девчонок был лифт, который назывался патерностер. Лифт был немецкого производства и действительно работал по принципу чёток, которые перебирают при молитве. Кабинка идет вслед за кабинкой непрерывно, цепочка приезжает в крайнюю верхнюю точку, а потом начинает спускаться и появляется в другом окне. Мы очень любили заскакивать и выскакивать из кабинок. К сожалению, сейчас этот лифт закрыт. Здесь всегда обращалось огромное количество бумаги. Мы возили её на тележках по пандусам — они были сделаны именно для того, чтобы обеспечить министерства нормальной системой документооборота. Конечно, как всякие сумасшедшие молодые люди, мы катались по пандусам на креслах с колёсиками. И ничего, никто вроде шею не свернул.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector