20 архитектура xx века

Современная архитектура

В 1990-е годы, после распада СССР, общий кризис затронул и строительную отрасль, объёмы вводимого жилья резко упали. Многие строительные проекты были заморожены или отменены. Но постепенно стали заметно ускоряться темпы развития архитектуры, появилось большое разнообразие. В 2000-е годы начался бурный прогресс в сфере торговли и услуг, уже сформированные кварталы стали «обрастать» торговыми и торгово-развлекательными комплексами. Получает широкое распространение технология монолитного возведения зданий, высота фоновой застройки в новых кварталах возрастает до 16-25 этажей. Появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие, как Москва-Сити.

Московский международный деловой центр «Москва-Сити» – деловой район в Москве на Пресненской набережной

Башня «Эволюция» в «Москва-Сити» в 52 этажа. Автор концепции и главный архитектор проекта – Филипп НикандровКаждый из 51 этажа башни повернут относительно предыдущего на 3 градуса, таким образом здание «закручено» более чем на 150 градусов. При этом центральное ядро и восемь колонн с 15-метровыми пролётами между осей остаются строго вертикально всю высоту. Башня «Эволюция» входит в список 30 высочайших спиралевидных небоскрёбов мира.Отдельные объекты «Москва-Сити»: «Центральное ядро», «Башня 2000», Экспоцентр, башня «Эволюция», деловой комплекс «Империя», комплекс «Город столиц», комплекс «Башня на Набережной», IQ-quarter, Евразия, Башня Федерация, Меркурий-сити-тауэр, офисно-деловой комплекс (ОКО), Северная башня.

Деловой комплекс «Империя»

Башня ФедерацияИспользуются в современной архитектуре и традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в «Триумф-Палас» в Москве.

«Триу́мф-Пала́с» – жилой небоскрёб в 57 этажей в Хорошевском районе МосквыЖилой комплекс был спроектирован коллективом архитектурно-проектного бюро «Тромос» под руководством Андрея Трофимова по техническому заданию компании «Дон-Строй», которое изначально предполагало стилизацию под сталинские высотки.После постройки «Триумф-Палас» стал объектом широкой критики в архитектурном сообществе.Во многих городах России возводятся современные жилые комплексы.

Жилой комплекс «Воробьёвы горы» (Москва)Современная архитектура поражает разнообразием форм и использованных строительных материалов.

Стадион «Краснодар» в Краснодаре (2016)

Новосибирский технопарк (Новосибирск)

Бизнес-центр «Тверь» (Тверь), в просторечии «Рюмка»

«Три богатыря» – многоквартирный дом в Барнауле, построенный в 2000 г. и украсивший центр города. Один из лучших образцов новостроек

Бизнес-центр «Линкор» (Москва)

Дом-яйцо на улице Машкова в Москве. Построен по проекту архитектора Сергея Ткаченко в 2000-2002 гг. и является характерным примером лужковского стиля в московской архитектуре.Лужко́вский стиль – особенности в архитектуре Москвы в период Ю.М. Лужкова, мэра Москвы, в 1992-2010 гг. Иногда этот стиль называют «московским» или «лужковской архитектурой». Несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики, заимствуя черты из разных архитектурных стилей: от модерна и рококо до сталинского ампира и хай-тека.

В этом же стиле построен Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке (Москва), 2002 г.

Dominion Tower (или Пересвет-Плаза) – бизнес-центр на юго-востоке Москвы в районе Дубровки, построенный по проекту британского архитектора иракского происхождения, первой в мире женщины – обладательницы Притцкеровской премии Захи Хадид. Открытие здания состоялось в 2015 г.«Здание выглядит как сдвинутые тектонические плиты. Мы хотели создать ощущение, что оно как будто бы раздвигает свои границы, придать ему уникальные черты и открыть вид на город» (Кристос Пассас, директор по проектам в архитектурном бюро Захи Хадид).

В начале XXI в. резко стал изменяться архитектурный облик городов России, в том числе небольших районных центров и сел.

Новый Свято-Троицкий храм в г. Гулькевичи Краснодарского края

Микрорайон «Журавлики» в г. Губкине Белгородской области 

  • < Назад
  • Вперёд >

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры , Германии, имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать. описаны кратко на , а также есть описание памятников и в .

Литература

  • Лисовский В. Г.
    Архитектура России. Поиски национального стиля. Изд.: Белый Город, Москва, 2009
  • «Architecture: Kievan Rus and Russia» in Encyclopædia Britannica (Macropedia) vol. 13,
    15th ed., 2003, p. 921.
  • William Craft Brumfield, Landmarks of Russian Architecture: A Photographic Survey.
    Amsterdam: Gordon and Breach, 1997
  • John Fleming, Hugh Honour, Nikolaus Pevsner. «Russian Architecture» in The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture
    , 5th ed., 1998, pp. 493–498, London: Penguin. ISBN 0-670-88017-5 .
  • Russian art and architecture , in The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
  • Russian Life
    July/August 2000 Volume 43 Issue 4 «Faithful Reproduction» an interview with Russian architecture expert William Brumfield on the rebuilding of Christ the Saviour Cathedral
  • William Craft Brumfield, A History of Russian Architecture.
    Seattle and London: University of Washington Press, 2004. ISBN 0-295-98393-0
  • Стефанович П. С. Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север //Вестник церковной истории . 2007. № 1(5). С. 117-133.

Конструктивизм

Очень короткий период. С 1923 года архитекторы-авангардисты экспериментируют с новыми формами для нового государства, участвуя в конкурсах, но только с 1929 года к ним начинают поступать большие заказы от государства. Некоторые робкие примеры конструктивизма — это 1927-28 года, но ярче всего стиль проявил себя в первую пятилетку, с 1929-го.

Здание конструктивизма выглядит чётко: дом сложен из прямоугольников и цилиндров. Отказ от эстетики — это манифест полезности. Важна функциональность, и эстетика заключена в гармонии функций здания. В доме большой зал — он будет полуцилиндром, в доме ряд одинаковых комнат — он будет с ленточным остеклением.

Конструктивизм — он как будто для рабочих, для инженерно-технических, научных, для железнодорожников. В 1929 году даже хотели строить дома-коммуны, но на следующий год партия передумала. Достроить успели, но поддерживать коммунальный быт не стали.

Эпоха конструктивизма была материальным выражением распределительной системы, которая действовала все 1920-е годы: распределять стали людей — каждого в дом по своей профессии.

Гостиница Волна в Соцгороде, предназначавшаяся для американских специалистов Фотография Иры МасловойДом железнодорожников, или дом-утюг на пл. Революции Фотография Димы ЧетыреДом общества Красного Креста Фотография Димы ЧетыреДом Советов, новый храм коммунизма на месте кафедрального собораДом-коммуна работников НКВД, или Дом Чекиста, затем клуб им Дзержинского, затем памятник, который мы теряемДом-коммуна Культурная революция, первый дом с лифтами

А

  • Аалто,
    Алвар
     — финский
    архитектор
  • Абрамович,
    Макс
    (Max Abramovitz) — американский архитектор
  • Абрамсон,
    Шарон
    (Sharon Abramson) — израильский
    архитектор
  • Авербух,
    Женя
    (Genia Averbouch) — израильская
    архитектор
  • Адлер,
    Давид
      (David Adler) — американский архитектор
  • Адлер,
    Данкмар
    (Dankmar Adler) — американский архитектор
  • Азраэли,
    Давид Джошуа
    (David Joshua Azrieli) — канадский и израильский
    арxитектор
  • Айзенман,
    Питер
     — американский архитектор, градостроитель,
    теоретик архитектуры, близкий к деконструктивизму
  • Айзенштат,
    Сидней
    (Sidney Eisenshtat) — американский архитектор
  • Айзикович,
    Самуил Яковлевич
    — советский архитектор
  • Андо,
    Тадао
     — японский архитектор
  • Анкер,
    Альфонс
    — германский
    архитектор
  • Ант,
    Клара
    (Clara Ant) —бразильская
    архитектор
  • Арендс,
    Бруно
    (Bruno Ahrends) — германский
    архитектор
  • Аркин,
    Аркадий Ефимович
     — советский архитектор
  • Аркин,
    Давид Ефимович
     — советский архитектор
  • Асплунд,
    Гуннар
     — шведский 
    архитектор

Модернизм

С 1960-го начинаются не «хрущёвки», а модернизм. Хрущёв действительно объявляет о борьбе с излишествами, ещё в 1955 году. Но вместе с этим он вообще перестаёт считать архитектуру за искусство. Это значит, что архитектура освобождается от всякого рода пропаганды через искусство. Только мозаики на зданиях остаются героически-советскими, а архитектура встаёт на западные рельсы давно развившегося там модернизма. Одни переживали, что нужно стирать с чертежей украшения, другие радовались, что теперь можно проектировать, а не копировать.

Хрущёвки — это экспериментальное жильё, растиражированное до невозможности. Типовое представляет интерес в том, какими были типы и стандарт: как экономично проектировали мебель, как высчитывали минимальные размеры лестницы.

Более интересны в модернизме общественные здания. Они не просто серые и брутальные, но ещё смелые и необычные: как правило, у них нет окон в привычном виде, а есть плоскости остекления. Это снова означает возврат к минимализму и наследию авангарда. Снова красивым становится то, что полезно и оригинально!

Автоматическая телефонная станция, 1971 год и творческий подход к отделке в эпоху отсутствия отделочных материалов Фотография Иры МасловойБывшее кафе Чайка 1967 года Фотография Алексея ФаддееваОдин из мостов на набережной Федоровского, 1966 год Фотография Паши БритвинаРадиусный дом с бывшим магазином Синтетика, самая необычная хрущёвка, 1966 год Фотография Димы ЧетыреРечной вокзал, фото из старого путеводителя, 1964 Фотография Димы ЧетыреТЮЗ 1978 года, остекление и ровные бетонные плоскости — самый пик стиля в Горьком Фотография Димы Четыре

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Народная стройка, или горьковский метод

Наше изобретение! В 1955-м году один начальник цеха на Автозаводе решил сам построить себе и своей бригаде дом, используя заводские материалы. Сэкономили немного железа при выплавке деталей, взяли ненужные материалы с автогиганта и возвели двухэтажный домик. Возможно, это сказка. Но с 1957 года подобный метод активно продвигал другой нижегородский начальник – первый секретарь обкома Игнатов. Продвигал, оказывая сильное давление на рабочих, чтобы те «добровольно» захотели строить. К тому же партия форсировала, и рабочим просто не осталось выбора.

Жилищный кризис — это не послевоенная проблема, это ещё с первой пятилетки до сих пор некоторые живут по несколько семей даже в однокомнатных квартирах.

Дома для «народной стройки» спроектировал Государственный проектный институт «Гражданпроект». Это были двухэтажные или позднее трёхэтажные дома из дешёвых материалов: шлакоблоков, деревянных щитов с засыпкой мусором, спрессованного с гипсом камыша («камышит»). Строили сами, не будучи строителями, слесари и токари, женщины и дети. Так продолжалось два года, с 1957 по 1959, и закончилось переходом к пятиэтажкам.

Из архива, народная стройка на АвтозаводеИз архиваНародная стройка на Автозаводе Фотография Мити МорововаНародная стройка на улице Орбели в микрорайоне МончегорскийПоселок народный в СормовоПоселок народный Сормовоулица Орбели, с гуглстритвьюФото из газеты 1957 года, из архива Иры Масловой

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Довоенные сталинки

По-научному это называется «эпоха освоения классического наследия». Народ, однако, предпочитает называть архитектуру по имени собственному — сталинками. «Довоенные» значит скромнее и немного похоже на конструктивистские чёткие объёмы. Почему-то у нас дома довоенной сталинской архитектуры обычно серого цвета: например, дом-квартал «серый бусыгинский».

Квартиры в сталинках давали только элите, но представляли их как жильё для лучших рабочих, передовиков и стахановцев. К началу 1930-х в города приехали все, кого выгнала из деревень коллективизация и кого заманила городская индустриализация. И для всех них, конечно, строилась совсем другая архитектура, далёкая от элитного жилья. Период барачных конструкций начинается в конце 20-х и заканчивается или 60-ми, когда их начали сносить, или 80-ми, когда закончили. Так что сталинки — это скорее бараки, чем дома для элиты, которые мы видим.

Постмодернизм

В чём разница и почему появляется приставка «пост»? Несмотря на схожесть, есть маленькая и незаметная черта: от модернизма этот стиль отличают бóльшая человечность и более мелкие детали. Граница условная, но некоторые здания конца 80-х очень не похожи на своих брутальных предков. Новый стиль определяет такое качество, что его можно в чем-то противопоставить предыдущему стилю: постмодернизм строился для людей. Он подчёркивал индивидуальность, а не коллективность.

Снова к термину «постмодернизм» и приставке «пост»: в данном случае мы говорим о позднем модернизме, а не об антимодернизме, поскольку 80-е не слишком кардинально отличались от двух предыдущих десятилетий. Границы: примерно с 1983 до 1991 или чуть позже, если не достроили.

Бывшее кафе Бригантина, а до этого — студенческая столовая с первым в городе окном для продажи уличной еды Фотография Алексея ФаддеваГостиница октябрьская, самая стильная в 80-е Фотография Димы ЧетыреЖилой дом на Мещере Фотография Константина АнтипинаСудейская вышка на Гребном канале, 1988 год, самая стильная модернистская постройка в Горьком Сергей КасаткинЭЖК Мещерское озеро, 1985-1991 гг. Фотография Константина Антипина

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Неоклассицизм в России

Неоклассицизм был сугубо русским явлением и имел наибольшее распространение в Петербурге в 1910-х гг. Это направление
ставило своей целью возродить традиции русского классицизма Казакова, Воронихина, Захарова, Росси, Стасова, Жилярди
2-й половины XVIII и 1-й трети XIX вв.

Лидерами неоклассицизма были

  • И. А. Фомин (1872—1936; особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911—1913),
  • В. Щуко (жилые дома),
  • А. Таманян,
  • И. Жолтовский, (особняк Г. А. Тарасова в Москве).

Они создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью композиций, изысканностью деталей.

С неоклассицизмом смыкается творчество Александра Викторовича Щусева (1873—1949), но он
обращался к наследию национального русского зодчества XI—XVII вв. (иногда этот стиль называют неорусский стиль) А.
Щусевым были построены Марфо-Мариинская обитель и Казанский вокзал в Москве.

При всех достоинствах неоклассицизм был особой разновидностью в высшей форме ретроспективизма.

Несмотря на качественность архитектурных сооружений этого времени, нужно отметить, что русская архитектура и интерьер
не смогли освободиться от основного порока — эклектизма, особый новый путь развития был не найден.

Названные направления получили большее или меньшее развитие после Октябрьской революции.

Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара

Действительно итальянским архитектором можно считать Джакомо Кваренги (1744г, Бергамо – 1817г., Санкт-Петербург), так как он не только родился в Италии, но и жил там, учился и работал какое-то время до поездки в Россию, правда, не архитектором, а художником, единственным его архитектурным объектом итальянский источник упоминает перестройку церкви Св. Схоластика в Сабиако.


Интерьер церкви Санта Схоластика

Кваренги получил художественное образование и занимался живописью, а потом заинтересовался архитектурой, изучал ее по книгам, общаясь с художниками и архитекторами в Риме, далее он путешествовал по Италии, изучая архитектуру уже в живую.

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. 1806г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель

Этот список далеко не полный. За 37 лет своей работы в России Кваренги успел напроектировать очень много. Удивительно, по каким критериям барон фон Гримм его выбрал, как мог определить его способности, не имея наличия работ? Но он не ошибся. Кваренги потрудился на славу, в отличие от второго Джакомо, о котором практически ничего не известно. Очень кратко о нем написано в статье С. Франка «Римское искусство и архитектура в переписке Екатерины II (с документальным приложением о путешествии в Россию Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара в 1779 году). От мифа к проекту: Архитектурная культура итальянских и тичинских мастеров в неоклассической России (стр. 61, 118-91; 120):

Правда, здесь говорится, что приглашал его не барон фон Гримм, а барон фон Райффенштейн, если это имеет большое значение? Зато тут хоть понятно, по каким критериям его выбрали – по результатам конкурса. Хотя кроме участия в этом конкурсе более никакой информации. Единственное упоминание в русскоязычном источнике:

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector