Как оформить сервитут на земельный участок пошагово

Содержание:

Законодательное обоснования заключения обременения на надел

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Законодательные база, обеспечивающая выполнение процедуры

  1. Порядок установления частных сервитутов регулируется статьей 39.26 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заявления от заинтересованного лица в уполномоченные органы власти, устанавливает сроки и порядок выполнения поставленной задачи.
  2. Статья 39.24 ЗК РФ оговаривает особенности при заключении договора между сторонами и указывает участвующим в нем лицам на особые требования к процедуре.
  3. На требования к содержанию соглашения указывает статья 39.25 ЗК РФ. Во втором пункте статьи регулируется порядок установления оплаты по заключаемому между сторонами договору.
  4. Статья 23 ЗК РФ перечисляет основания и причины, которые предшествуют процедуре установления частного сервитута, эту же функцию выполняет статья 274 ГК РФ.

Интересы сторон

Сервитут предоставляет гражданину право воспользоваться установленной законодательством возможностью для решения возникающих проблем. Согласно статье 274, п. 2 ГК РФ, собственник обремененного земельного надела не лишается своих прав в отношении используемой им территории. Руководствуясь пунктом 5, статьи 274 ГК РФ владелец земли приобретает право требовать от граждан, в чьих интересах был установлен предусмотренный законом сервитут соответствующей соразмерной платы.

Заключаемое между сторонами соглашение предполагающее установление частного сервитута может носить самостоятельный характер и указывать на одно определенное основание предшествующее созданию такого документа.

Например, договор о праве прохождения через территорию. В некоторых случаях предусматривается использование соглашения в договорах аренды, где уже существуют положения оговаривающие условия проезда к зданию, проведение коммуникаций через территории других собственников.

Собственник территории, который для решения вопросов жизнеобеспечения вынужден обратиться к установлению сервитута, является только пользователем оформленного документа, а обремененная сторона имеет право распоряжаться им и в случае прекращения оснований для его действия или нарушения условий пользования своей территорией подать заявление на остановку процесса предусмотренного соглашением.

Когда право пожизненно наследуемого владения землёй может быть прекращено

Право пожизненного наследуемого владения ЗУ — форма права, допускающая владение землёй, когда её собственником остаётся муниципалитет. Оно прекращается при наступлении обстоятельств, указанных в положениях статьи 45 ЗК РФ. Государство мотивирует землевладельцев приватизировать земли или переоформить их в аренду, но не требует этого.

Отказ от права пожизненного наследуемого владения ЗУ по собственному желанию

Добровольно отказаться от надела может:

  • владелец ЗУ, если у него отпала необходимость или желание обрабатывать землю;
  • наследники правообладателя, если им не нужен участок и нет желания приобретать его.

Так как законным собственником таких земель является государство, в случае отказа землевладельца от участка он может выставляться на торги или использоваться по усмотрению администрации. Для того чтобы передать свой надел администрации, требуется обратиться в местный исполком того населённого пункта, которому принадлежит ЗУ. Если надел расположен в черте города и относится к категории земель поселений — в департамент по земельным и имущественным отношениям.

В данном случае проблем с оформлением отчуждения участка не может быть. Лучше оформить отказ официально, чем просто забросить участок и ожидать, пока его изымут как бесхозный. Ведь в этом случае владельцу придётся уплачивать земельный налог, а также может вменяться административная ответственность в виде предписаний и штрафов.

Основания принудительного изъятия ЗУ

Принудительно участок может изыматься на основании следующих причин:

  • использования участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использования земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • неустранения совершённых умышленно правонарушений: загрязнения, отравления земли, неуплаты налога и т. д.;
  • неиспользования земельного участка по назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Сюда не включается время, когда участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий или иных существенных причин;
  • государственных или муниципальных нужд. Это возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по соглашению сторон или на основании решения суда;
  • ЧП, стихийные бедствия. Участок изымается на время, все убытки компенсируются.

Инициатором принудительного изъятия выступает администрация. Если собственник нарушал нормы землепользования, то компенсация не предоставляется.

Приобретение другой земли в собственность

Владелец надела на основании ПНВ вправе оформить в собственность другой участок земли путём его покупки или получения в дар. Согласно нормам статьи 45 ЗК РФ, это не является причиной для изъятия надела, находящегося в пользовании на правах пожизненного наследуемого владения. Отказаться можно только добровольно.

Если владелец желает отказаться от участка ради покупки нового надела, он вправе написать заявление в администрацию с просьбой о льготах в виде:

  • предоставления участка в собственность без участия в торгах;
  • снижения выкупной стоимости земель.

По усмотрению главы исполкома и специальной комиссии по земельным вопросам такие льготы могут предоставляться в полной мере или частично. Но требовать их по своему желанию нельзя. Если комиссия сочла отказать в льготных условиях, она обязана выдать выписку из протокола с решением по данному вопросу, основанным на нормах законодательства. Если отказ оказался неправомерным, в течение 10 дней после получения такой выписки можно обратиться в суд.

Современное право сохраняет интересы лиц, получивших участки во владение до принятия Земельного кодекса РФ. Пользоваться беспрепятственно такими наделами можно, но вновь получить ЗУ на данном основании уже не удастся — статья ЗК РФ, которая регулировала эти земельные отношения, утратила силу. Также нельзя продать, подарить или обменять такую недвижимость. Зато допустимо передать её по наследству или переоформить в собственность.

С чего начать, чтобы оформить проход через чужой участок

И так, прежде чем официально оформить право прохода по чужому участку, первое, что нужно сделать, это переговорить с собственником земельного участка, на котором планируется установить сервитут и определить все условия такого обременения. Какие вопросы подлежат уточнению:

  • возможность сервитута (подпишет ли он с вами соглашение о сервитуте в принципе);
  • срок сервитута;
  • стоимость сервитута (да, сервитут – услуга платная, как и аренда) и условия оплаты (единовременно или ежемесячно);
  • условия сервитута – а этот пункт требует пояснения, поэтому остановимся и разберем его более детально.

Условия сервитута

Для обеих сторон очень важно обсудить и предусмотреть (а впоследствии и прописать в соглашении) все условия ограниченного права пользования земельным участком, через который будет организован проход/проезд, например:

  • цели, в которых планируется использовать земельный участок или его часть (например: «проход на участок с кад.номером…»);
  • границы сервитута (весь участок или только его часть);
  • особые условия использования (например, возможность продления и оказание содействия в оформлении сервитута и т.д.).

Также в соглашении могут быть прописаны иные индивидуальные условия об установлении частного сервитута, которые не противоречат действующему законодательству.

Дополнительные вопросы

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Когда нельзя установить

Единственное исключение – это невозможность эксплуатировать землю по назначению. Тогда используется право на полное отчуждение земли. Собственнику платят компенсацию и получают землю в полное распоряжение.

Но в этом случае речь идёт только об общественном, публичном сервитуте и только о строительстве какого-либо объекта. В других случаях такое изъятие проводиться не может, поскольку право на частную собственность выше, чем необходимость установить ограничения на использование территории.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным. Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.

Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Установление собственниками помещений МКД ограниченного пользования земельным участком

Установление ограниченного пользования не является сервитутом, не требует государственной регистрации, однако его часто путают с сервитутом. Наиболее часто складывающаяся ситуация — возможность огородить территорию земельного участка МКД от доступа третьих лиц.

Если участок не ограничен сервитутом (например, отсутствует право прохода через данный участок), установление мер по охране и пропускному режиму на территорию МКД вполне допустимо. Проблема зачастую связана не с самой возможность установления, а с позицией собственников нежилых помещений, которым для ведения предпринимательской деятельности важен свободный и беспрепятственный доступ клиентов к их помещениям.

В качестве примера приведем одно из дел, в котором была разрешена указанная ситуация:

Общим собранием собственников помещений МКД было принято решение о том, что в целях безопасности, сохранности общего домового имущества и благополучного санитарного состояния дворовой территории круглосуточно должны быть закрыты ворота и работать домофон с ограничением доступа на дворовую территорию третьих лиц. Предприниматель парикмахерской, расположенной в МКД, полагал, что установление такого ограничения существенным образом нарушает его права и мешает осуществлению предпринимательской деятельности. Однако суд указал на недоказанность факта нарушения прав предпринимателя, поскольку проход в помещение работникам и клиентам обеспечивается через калитку в воротах, ключи от которой, а также технические средства для осуществления связи через домофон у предпринимателя имелись (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2015 г. по делу № А56-70228/2014, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г. по делу № А56-13904/2007).

Поэтому, если на земельном участке под МКД нет сервитутов, общее собрание собственников имеет право принять решение об установлении ограждений, пропускного режима, шлагбаума и прочих ограничениях.

Обязанности и права обладателя сервитута

Права и обязанности сторон сервитута прописываются в соглашении или административном постановлении

Согласно ст.5 ЗК РФ обладатели сервитута – граждане, наделенные правом пользования чужим земельным участком с некоторыми ограничениями. Обычно, права распространяются только частично, реже целиком на всю территорию. Например, необходима только тропинка для прохода.

Получить право пользования возможно обратившись к правообладателю участка. При его отказе ограниченное пользование можно потребовать в судебном порядке. Всё о правах и обязанностях сторон прописывается в соглашении или административном постановлении.

Обладатель сервитутных прав может пользоваться коммуникациями на предоставленной земле и для проведения работ, описанных в соглашении. Владелец не вправе создавать препятствия для решения задачи обладателя. Но стоит учесть, что лицо с ограниченным правом пользования должен совершать действия с минимальными издержками для собственника, не переусердствовать.

Обладатель сервитута должен заплатить все госпошлины в Росреестре за оформление документов. Если же владелец территории сам изъявляет желание на оплату 50%, то такой вариант тоже допускается.

На основании ниже представленного перечня возможно заключение соглашения или договора:

  • можно переходить или проезжать через чужой участок;
  • проводить и использовать линии электропередач, связи или труб через соседский надел;
  • использовать природный источника на земле соседа, а также для водоснабжения;
  • использовать воду без сооружённых технических средств или устройств;
  • для водопоя и прогона домашнего скота;
  • использовать как пути по воде для лодок и иных плав средств;
  • для строительных, ремонтных, реконструкционных работ;
  • при инженерных работах;
  • при проникновении устройств на высоте ну чужой надел, например, подъемный кран;
  • при ремонтных работах общей стены в блоке построек.

Типовая структура документа и образец

Соглашение о сервитуте земельного участка и образец такового можно посмотреть ниже или скачать с любого иного тематического ресурса:

СОГЛАШЕНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО(ЧАСТНОГО) СЕРВИТУТА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

(дата заключения)                                                                                                                            (место составления, город)

(Наименование владельца недвижимости), далее именуемый как Собственник, в лице (должность, Ф.И.О.), который действует на основании (учредительный документ, дата), а также (Наименование заинтересованной стороны), далее именуемый как Пользователь, в лице (должность, Ф.И.О.), который действует на основании (учредительный документ, дата) подписали данное Соглашение о следующем ниже:

  1. Предмет соглашения.
  • Собственник предоставил Пользователю для целей (указать для каких целей, например, для проезда транспорт через территорию Собственника) часть земельного участка, который принадлежит Собственнику на основании (правоустанавливающий документ, его номер и дата) и находится по адресу: (указать полный адрес месторасположения).
  • Границы действующего сервитута указаны в кадастровом (межевом) плане участка с отмеченной площадью для деятельности Пользователя.
  • Срок действия сервитута и данного Соглашения составляет (указать временные рамки или бессрочность).
  • Соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в ЕГРН.
  • Обязанность относительно подачи заявлений в ЕГРН, документов, прилагаемых к нему, возложена на (указать на кого). Все финансовые расходы по оформлению государственной регистрации несёт (указать кто).
  1. Условия пользования частью участка.
  • Пользователь вправе задействовать ограниченное использование части земли Собственника чётко в определённых границах, в соответствии с пунктом 1.2 данного Соглашения.
  • Порядок осуществления сервитута (описать по пунктам).
  • Наличие данного обременения не отнимает у Собственника прав владеть и распоряжаться территорией.
  1. Обязанности и права сторон.
  • Собственник обязуется предоставить Пользователю оговорённую часть территории, а также способствовать осуществлению государственной регистрации данного договора с предоставлением правоустанавливающих документов.
  • Собственник имеет право прекратить действие сервитута, если основания для его возникновения станут неактуальны.
  • Пользователь обязуется эксплуатировать объект строго для обозначенных целей и не заходя за определённые границы территории, а также своевременно вносить оплату компенсации.
  1. Порядок оплаты.

4.1 Сумма компенсации, которую уплачивает Пользователь Собственнику, составляет (указать сумму в рублях прописью).

4.2 Ежемесячный платёж должен быть внесён не позднее ____ числа на (указать куда и каким образом).

4.3 Размер компенсации может быть пересмотрен в зависимости от увеличения суммы понесённых расходов и убытков.

  1. Рассмотрение споров.
  • Возникающие спорные моменты решаются сторонами посредством мирных переговоров.
  • Если взаимного согласия достигнуть не удаётся, рассмотрение конфликта осуществляется в судебном порядке.
  1. Непредвиденные обстоятельства.

(Оговариваются и вносятся данным соглашением индивидуально).

 Реквизиты сторон.

Собственник: _______________________.

Пользователь: ________________________.

Подпись и расшифровка подписи собственника.

Подпись и расшифровка подписи пользователя.

https://www.youtube.com/watch?v=KL0iCkyokgcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Мирзоев Групп (Mirzoev Group). Соглашение о сервитуте земельного участка. Юрист Антон Котов (https://www.youtube.com/watch?v=KL0iCkyokgc)

Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут

29 января 2021

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Запрос) и сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»).

Пунктом 4 СГС «Доходы» определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона — экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.

Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС «Доходы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.

Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.

В соответствии с пунктом 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.

Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами».

Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http//www.minfin.ru.

Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

______________________________

* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector