Земли запаса

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение. Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц. Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства. Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Читать дальше: Можно ли оспорить куплю продажу между родственниками

Случаи-исключения

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.

  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Как осуществить перевод?

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.

  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (Москва) +7 (Санкт-Петербург)

Каждый земельный надел имеет возможности его использования, в зависимости от присвоенной категории. К одной из них относятся земли запаса. Само наименование предполагает, что в настоящий момент земля не возделывается и не применяется для реализации какой-либо деятельности. Однако, пусть и в более сложном порядке, но использование земель запаса допускается.

Такие участки принадлежат государству или муниципальному образованию. По сути, они находятся в резерве. Надел не может перейти в собственность физическому или юридическому лицу, а, соответственно, использовать такую собственность можно, только переведя её в другую категорию.

Когда разрешается использование земель запаса

Просто так использовать земельный надел не получится. Применение допускается только после процедуры перевода в другую категорию. К примеру:

  • создания территорий с особым режимом использования (заповедник, парк и так далее);
  • консервации для восстановления плодородности. В таком случае земля на протяжении установленного периода времени не будет использоваться вовсе;
  • возведения построек и коммуникаций, необходимых для обеспечения социальных потребностей населения, например, государство или муниципалитет может построить больницу, провести трубопровод и так далее;
  • разработки полезных ископаемых, если такие будут обнаружены;
  • обеспечения нужд государственной безопасности, например, строительства военных оборонительных объектов.

Собственник может начать использование земли только после изменения категории, а в качестве причины для этого выступают обычно перечисленные выше моменты.

Законодатель указывает и на исключительные ситуации, когда использование территорий допускается и без изменения категории:

  • получение пользы от природных объектов, расположенных на территории, например, пользования рекой, сбора ягод, растущих на землях и так далее;
  • сбора сухих веток. Речь идёт о сборе уже поваленных деревьев и веток, которые идут для собственных нужд, а не для последующей продажи;
  • охоты. Если в данной местности разрешена такая деятельность, то причисление земель к категории запаса не будет преградой. Однако охотник должен иметь все необходимые разрешительные документы;
  • прогона скота. Территория может быть использована для того, чтобы перевести скот к водопою или к своим объектам. Однако пасти животных на такой земле нельзя, если нет специального разрешения.

Читать дальше: Заявление о признании банкротом физического лица образец

Получается, что доступ к таким территориям получают простые граждане для обеспечения своих обычных бытовых потребностей.

Понятие и виды земельных участков, виды прав на земельные участки

Земля, земельные участки и даже их части являются объектами земельных отношений. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) земельным участком называется часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, имеющей характеристики, позволяющие рассматривать его в качестве индивидуально определенной вещи.

Существуют различные виды собственности земельных участков

В России пока и в обозримой перспективе принципиально важное значение имеет и будет иметь государственная собственность на землю: собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов РФ. Еще один вид собственности ─ муниципальная

И, наконец, частная собственность ─ собственность на землю физических и юридических лиц, на которую справедливо возлагаются большие надежды как на один из драйверов развития рыночной экономики. Пока в частной собственности находится около 8% земель, хотя в некоторых регионах этот показатель в несколько раз выше.

Помимо права собственности существуют и иные права.

В Статье 5 «Участники земельных отношений» ЗК РФ используются понятия и определения, касающиеся видов прав на земельные участки:

  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право безвозмездного срочного пользования ─ на правах постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования владеют и пользуются земельными участками землепользователи;
  • право пожизненного наследуемого владения ─ на этом праве владеют и пользуются земельными участками землевладельцы;
  • право собственности, которым обладают собственники земельных участков.

По договору аренды или субаренды владеют и пользуются земельными участками арендаторы. А обладатели сервитута ─ это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Виды обременений земельных участков могут быть различными ─ сервитут частный и публичный, срочный (установленный на определенный срок) и постоянный (не ограниченный во времени). Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, как правило, по соглашению между собственниками земельных участков. Публичный сервитут устанавливают нормативно-правовые акты РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения.

Постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение ─ виды прав, применяемые только в отношении земельных участков.

Продажа участка
721 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 6.27 соток

Подробнее

Продажа участка
1 202 000 руб.
Приозерский район
Площадь участка: 7.52 соток

Подробнее

Продажа участка
720 000 руб.
Всеволожский район
Площадь участка: 8 соток

Подробнее

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации

Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.

В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).

Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Правовой режим и незаконное использование

На резервных территориях действует особый правовой режим, запрещающий их использование для любых видов деятельности. Собственник земель запаса — государство, и только муниципальные органы вправе принять решение о переводе участков в иную категорию, что позволит вести на них строительство или заниматься сельским хозяйством.

Муниципалитет принимает решение и о переводе неиспользуемых, безнадзорных и нарушенных земель в категорию запаса. Такие территории объявляются резервными только по представлению их собственников, после чего в кадастровый реестр вносятся соответствующие изменения и правом ведения данных участков становится орган местной власти.

Перевод в другую категорию

Процедура перехода земель запаса в необходимую для осуществления деятельности категорию запускается подачей ходатайства. Чтобы получить одобрение для законного использования резервных территорий, инициатору надлежит указать в документе следующие сведения:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Причины смены категории территории.
  3. Желаемая категория для участка, которая соответствует планируемым видам деятельности инициатора.

К ходатайству прилагается пакет документов, включающий в себя заявление о необходимости смены назначения участка, подтверждающие личность инициатора бумаги, выписка из Росреестра о нахождении требуемой территории на учете, а также выписка из Кадастра, подтверждающая, что ну данных земель нет собственника или арендатора.

Из-за дефицита свободных ресурсов для осуществления строительства новых объектов различного назначения такие ходатайства довольно часто одобряются, и требуемые земли меняют целевое назначение и передаются в собственность или сдаются в аренду инициаторам перевода. Дешевизна процесса передачи таких территорий по сравнению с обычной куплей-продажей делает резервные участки привлекательными для инвесторов и строительных компаний.

Основные ВРИ

Независимо от того, сколько категорий земель существует, каждой из них соответствует сразу несколько видов разрешенного использования. Именно ВРИ определяют цели, в рамках которых может эксплуатироваться участок.

Все виды возможного использования определены специальным Классификатором, утв. . В него вошли 13 основных категорий и еще несколько десятков подкатегорий разрешенного использования.

Узнать о них поможет таблица.

Наименование ВРИ Описание ВРИ Код ВРИ в землеустроительной документации
Сельхоз использование Включает растение- и овощеводство, выращивание зерновых культур, садо- и животноводство, скотоводство и птицеводство, рыболовство, создание питомников, строительство инженерных и промышленных объектов производства сельхозпродукции. от 1.0 до 1.18
Жилая застройка Индивидуальное и многоквартирное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства, размещение объектов гаражного назначения, обслуживание объектов застройки. от 2.0 до 2.7.1
Общественное использование строений Предполагает размещение на участках строений, созданных в целях удовлетворения бытовых, социальных, коммунальных, медицинских, образовательных, религиозных, научных и иных потребностей населения. от 3.0 до 3.10.2
Предпринимательство Позволяет размещать на земле объекты управления, торговые объекты и рынки, заведения общественного питания и банковской деятельности, гостиничного обслуживания и развлечений. от 4.0 до 4.10
Рекреация Предполагает размещение мест занятия спортом и физкультурой, пешие и иные прогулки, создание парков и скверов, водохранилищ и водных объектов общего пользования от 5.0 до 5.5
Производство Размещение объектов недвижимости, необходимых для осуществления промышленной деятельности, производства продукции. Недропользование, тяжелая или автомобильная промышленность, легкая, фармацевтическая, пищевая, энергетическая и виды производства выделены в отдельные ВРИ. от 6.0 до 6.11
Транспорт Предназначены для размещения различных путей сообщения: Ж/Д транспорта, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, аэродромов, трубопроводов и так далее. от 7.0 до 7.
Оборона и безопасность Размещение строений обороны и безопасности Вооруженных сил РФ, инженерных сооружений государственной границы, спасательных служб, военизированной охраны и мест лишения свободы. от 8.0 до 8.4
Особая охрана и изучение природы Земли, предназначенные для сохранения и изучения растительного и животного мира, размещения объектов санаторно-курортного и историко-культурного значения. от 9.0 до 9.3
Использование лесов Деятельность по вырубке и заготовке лесоматериалов и других недревесных ресурсов, охране и обеспечении сохранности земель. от 10.0 до 10.5
Водные и связанные с ними объекты Земли, на которых размещены природные водоемы, ледники, болота, иные поверхностные воды, участки, примыкающие к таким объектам, а также участки, занятые гидротехническими сооружения. от 11.0 до 11.3
Земли общего пользования Использование территорий для размещения объектов дорожной сети, тротуаров, пешеходных переходов, бульваров, площадей, размещения кладбищ и могильников, мусороперерабатывающих предприятий и иных общественно важных объектов. от 12.0 до 12.3
Садовое, огородное и дачное хозяйство Деятельность, связанная с производством ягодных, овощных, плодовых и иных культур, размещением объектов капитального/некапитального строительства (жилой недвижимости и так далее). от 13.1 до 13.3

Виды разрешенного использования земельных участков

Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным. При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение.

Основные

Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ. В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

  • малоэтажная квартирная застройка;
  • земли для строительства гаражей;
  • участки для строительства поликлиник и больниц;
  • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
  • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
  • земли для оборудования метеослужб.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка. Это земли:

  1. сельскохозяйственного назначения;
  2. жилой застройки;
  3. для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. рекреационные;
  5. производства;
  6. транспорта;
  7. предназначенные для обороны и безопасности;
  8. охраняемые государством;
  9. лесов;
  10. водных объектов;
  11. общественного использования.

Каждый раздел состоит из подразделов. Например, «жилая застройка» включает:

  • строительство жилых домов не выше 3 этажей;
  • усадьбу для ведения подсобного хозяйства;
  • блокированную застройку;
  • передвижное жилище;
  • строительство домов средней высоты;
  • строительство многоэтажек;
  • обслуживание жилой застройки.

Каждый вид детально конкретизируется. Например, «приусадебный участок» включает:

  • строительство малоэтажного дома;
  • выращивание сельскохозяйственной продукции;
  • строительство гаража и дополнительных подсобных помещений;
  • разведение домашних животных.

Условно разрешенные

Отличительной особенностью условно разрешенного вида является получение разрешения у соответствующих органов.

Порядок закреплен в Градостроительном кодексе:

  • собственник земельного участка, желающий изменить основной ВРИ или получить разрешение на условно разрешенный, письменно оформляет заявку, которую направляет в уполномоченный орган местной администрации (совет, комиссия и т.д.);
  • проведение публичных слушаний об изменении ВРИ и подготовка заключения;
  • в случае положительного решения готовятся рекомендации по использованию земли, при неудовлетворительном ответе предоставляется письменный отказ с обоснованными причинами;
  • занесение сведений в кадастр недвижимости.

Пример условно разрешенного вида — установка временного сооружения для торговли на территории земель, предназначенных для жилой застройки.

Вспомогательные

Вспомогательные виды направлены на дополнение функционала и обслуживания основных и условно разрешенных ВРИ.

К ним относятся:

  • проезды общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
  • парковки, стоянки, гаражи, предназначенные для обслуживания основного и условно разрешенного вида;
  • спортивные и детские площадки;
  • площадки, предназначенные для бытового обслуживания;
  • общественные туалеты;
  • объекты торговли, общественного питания;
  • вагончики, предназначенные для временного пребывания;
  • иные объекты.

Назначение и виды

Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Охрана земель

Любые участки земли в разных целевых категориях всегда охраняются государством, которым были разработаны местные, региональные и федеральные программы с комплексом действий по охране земель запаса, направленные на сохранение качества земель.

К таким мероприятиям относятся:

  • действия по сохранности почв и плодородности;
  • защита территории от подтопления, эрозии или иных негативных природных воздействий;
  • предотвращение загрязнения и деградации земель;
  • ликвидация последствий загрязнения;
  • защита сельскохозяйственных угодий от сорных растений;
  • восстановление и улучшение состояния участков;
  • разработка законодательных актов в сфере земельной охраны.

Эффективность охранных мероприятий и оценка состояния территорий проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

При использовании земель для нормальной жизнедеятельности граждан должно соблюдаться обеспечение сохранности экологического состояния земли, использование земли в хозяйственной или производственной деятельности человека и прослеживание за способностью участка быть средством производства.

Для охраны участка земель, все собственники обязаны обеспечивать:

  • охрану почвы и сохранение ее уровня плодородия;
  • защиту территории от зарастания сорными травами и деревьями;
  • защиту почвы от воды или ветра.

Кто должен тушить пожары на землях запаса? Согласно положениям в ст. 83 Федерального закона № 200-ФЗ, полномочия по тушению пожаров на землях запаса возлагаются на органы государственной власти РФ и должны самостоятельно ими реализовываться.

Средства на полномочия предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Порядок расходования средств устанавливается Правительством РФ.

В 2020 году пока не предусмотрена ответственность для собственников земли запаса и владельцев сельхозугодий, которые располагаются на этих территориях.

Однако в Госдуму был внесен законопроект, чтобы обязать собственников участков сельскохозяйственного назначения тушить лесные пожары.

Проблема зарастания земель сорняками, кустарниками и деревьями приводит к возгораниям, а владельцы территорий не предпринимают никаких мер по их удалению. За нарушение правил пожарной безопасности им может в будущем грозить административный штраф.

Выводы

Земли запаса являются резервом, и пока территория находится в данной категории, ее запрещено использовать законом. За счет наличия резервных земель на территории РФ имеется прекрасная возможность применять их с пользой, задействовав в производстве или хозяйстве.

Использование лицами территории запаса без перевода в категорию грозит ответственностью, вплоть до уголовной. Но если обратиться за помощью к специалистам, то пустующую территорию, которая не используется по назначению, можно переделать в полноценный участок, приносящий пользу собственнику земли и государству.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Понятие земель запаса

Изучите материал в отношении сути понятия земель запаса, который сформирован на основании ЗК РФ и определяет состав земель данной категории:

  • К землям запаса относят всю территорию страны, находящуюся в собственности федеральных или муниципальных структур, которая не передается в пользование юридических и частных лиц. Исключение составляют участки земельного массива, которые определены законом как земли в составе распределительного фонда, который создается на основании норм статьи 80 Земельного кодекса РФ;
  • Используемые земли запаса формируются исключительно путем перехода участков земли из данной категории землепользования в другую. Нельзя применять земли запаса, если они переведены в состав охотничьих территорий, в состав территорий для разведывания и добычи особых ресурсов. Если в отношении участка земли принят федеральный закон, предусматривающий переход территории из состава земель запаса в другую категорию, то применение земель зависит от перечня видов разрешенной деятельности на данной территории на основании норм такого закона.

Знайте, что земли запаса формируются путем вывода из оборота участков земельного массива из состава земель разных категорий:

  • Земли сельхоз назначения, которые в течение некоторого времени запрещено применять по назначению по причине понижения плодородных свойств почвы на указанной территории;
  • Плодородные земли сельхоз назначения, которые располагаются на территории, на которой урожайность с используемых по назначению земель достаточна. Потребность в применении новых плодородных участков земли отсутствует;
  • Участки территории лесного фонда, которые зарезервированы государством для возведения объектов промышленности или деревообрабатывающих комбинатов. Сюда же относят участки земли с выросшими на ней лесными растениями, которые нет возможности на данном этапе их развития применять или использовать по назначению;
  • Участки земли, приписанные к водному фонду России, на которых располагаются водоемы, использование и применение которых невозможно по различным природным причинам. Такие земли резервируются, как рекреационные ресурсы земель запаса.

Государственная собственность в отношении земель запаса делится на три вида по степени значимости:

  • Земли запаса федерального значения включают в состав территории с располагающимися в их пределах объектами недвижимого имущества, которые принадлежат государству. К таким же территориям относятся земли с расположенными объектами приватизированной собственности, которая ранее принадлежала федеральным органам власти;
  • Территории, которые принадлежат субъектам РФ. В их состав включены территории муниципальных образований, которые перешли из состава земель субъекта РФ. Территория с расположенными на ней объектами недвижимости, которые до начала процесса приватизации принадлежали субъектам федеральной собственности;
  • Все земли, не попавшие в состав федеральных и территорий субъектов РФ, принято считать муниципальными.

Применение участков земли, приписанных к перечисленным выше категориям, запрещено.

Допускается их использование в исключительных случаях и после перевода в земли иных категорий путем издания соответствующего нормативного документа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector