Приказ фнс россии от 14.02.2017 № ммв-7-8/182@

Содержание:

Зачет излишне уплаченных сумм налога

Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется:

  • в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам ( НК РФ);

  • в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, в случаях, предусмотренных НК РФ ( НК РФ).

Что здесь имеется в виду? Формулировка «по соответствующим видам» означала, что зачет федеральных налогов мог осуществляться только в отношении федеральных налогов, региональных – в отношении других региональных налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов.

Например, к федеральным налогам относятся НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, водный налог (ст. 13 НК РФ), к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог (ст. 14 НК РФ), к местным – земельный налог (ст. 15 НК РФ). Таким образом, переплату по какому-либо федеральному налогу можно было зачесть в счет уплаты либо по тому же налогу (авансовым платежам), либо по любым другим налогам из перечня, приведенного в ст. 13 НК РФ. Допустим, переплату по НДФЛ можно было зачесть в счет уплаты налога на прибыль и наоборот.

Теперь (с 01.10.2020) правило о зачете налогов «внутри вида» не применяется и налог можно зачесть в счет уплаты другого налога любого вида, а также сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, осуществляется налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога ( НК РФ).

Решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения им факта излишней уплаты налогов;

  • со дня подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

  • со дня вступления в силу решения суда (если налогоплательщик обращался в суд).

При этом положение НК РФ не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о проведении зачета.

Форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) приведена в приложении 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В таком случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней:

  • со дня получения заявления налогоплательщика;

  • со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если она проводилась).

Согласно НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в зачете в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Например, проведя сверку расчетов с бюджетом, учреждение выявило переплату по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. Оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет погашения недоимки по налогу на имущество, которая к моменту обращения составляла 150 000 руб. В течение 10 дней с момента подписания акта сверки ИФНС приняла решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 100 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на имущество.

Зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам

Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. На основании письменного заявления налогоплательщика такое решение принимает налоговая инспекция. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки ( НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (об отказе в зачете) сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения ( НК РФ).

Если с момента уплаты налога прошло более трех лет

Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).

Существенный момент.

Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см. определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного НК РФ).

При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2020 № Ф04-7773/2020 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).

Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В статье 205 ГК РФ сказано, что срок исковой давности может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016).

Приведем несколько примеров из практики.

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Порядок возврата переплаты по налогу

О фактической переплате по налогу вы можете узнать в случае, когда вы сами платите налог (например, при изучении присланных вам налоговых документов, платежных документов и т.п.). Переплата может быть связана с тем, что налоговая вовремя не предоставила вам льготу по налогу.

Кроме того, сумму удержанного из ваших доходов налога на доходы физических лиц (НДФЛ) вы можете узнать из справки 2-НДФЛ, запрошенной у вашего работодателя. Узнать о переплате можно также на сайте ФНС России в личном кабинете налогоплательщика. Сведения об уплаченных налогах за прошедший год появляются в личном кабинете после 1 июня следующего года. Поэтому вы сами можете проверить правильность ваших доходов и произведенных из них удержаний НДФЛ работодателем и выявить ошибки.

Если переплату по налогу или излишне удержанную сумму НДФЛ обнаружила налоговая инспекция или ваш работодатель, то они должны вас известить о размере переплаченной суммы в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта.

Налоговая инспекция передаст вам лично, направит по почте, либо направит в электронной форме, в частности, через личный кабинет сообщение о факте излишней уплаты налога. Работодатель может использовать любой способ для оповещения вас о переплате.

Возврат переплаченной суммы производит либо налоговая инспекция, либо работодатель.

Если по тем или иным причинам вы сами перечислили лишнюю сумму налога, то возврат этой излишне уплаченной суммы производится налоговой инспекцией.

Если речь идет о возврате излишне уплаченного НДФЛ, который с вас удержал работодатель, то он сам должен произвести возврат лишней суммы.

Излишне удержанная работодателем из вашего дохода сумма налога будет вам им возвращена на основании вашего письменного заявления.

Возврат должен быть произведен в безналичной форме в течение трех месяцев со дня получения работодателем вашего заявления.

В случае если возврат переплаченной суммы налога работодатель осуществляет с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Но в некоторых случаях переплаты НДФЛ (излишне удержанного налога) допускается вместо работодателя обращаться в налоговую инспекцию. Это относится к случаям, когда:

  • работодатель на момент обнаружения переплаты перестал существовать (например, вследствие ликвидации компании или индивидуального предпринимателя);
  • переплата возникла в связи с приобретением гражданином статуса налогового резидента РФ в течение истекшего налогового периода;
  • работодатель удержал излишнюю сумму НДФЛ с пенсий по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с НПФ, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены им с удержанием и уплатой НДФЛ;
  • работодатель удержал излишнюю сумму НДФЛ с доходов в связи с уплатой за гражданина работодателем до 01.01.2008 не в полном объеме взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным им до указанной даты.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

* * *

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

Процедура возврата

  1. Прежде чем бежать в налоговую с заявлением о возврате денег, нужно озаботиться тем, чтобы на руках были подтверждающие переплату документы.

Например, если произошла оплошность со стороны бухгалтера предприятия, впоследствии обнаруженная, надо подготовить и сдать налоговикам уточненную декларацию. Или можно просто составить акт сверки с налоговой – если он выявит переплату, то и «уточненку» подавать уже не потребуется.

Порой факт налоговой переплаты вскрывается в результате выездных налоговых проверок – в этом случае налоговая высылает организации письменное уведомление.

Иногда в поисках истины, налогоплательщики вынуждены бывают обратиться в суд, но как правило, это крайняя мера. Однако если по суду факт переплаты налога будет доказан, это также послужит основанием для возврата денежных средств.

После того, как доказательства будут на руках, налогоплательщик пишет соответствующее заявление, которое передает в налоговую инспекцию.

Налоговики обязаны рассмотреть заявление в течение 10 дней с момента получения.

Откуда берется переплата

Переплата может возникнуть по разными причинам:

  1. Ошибка при расчете налога. Такие ошибки, как правило, допускают налогоплательщики, которые самостоятельно ведут учет: неверно посчитали налоговую базу, забыли применить налоговые вычеты или льготу, выбрали неверную ставку налога.
  2. Ошибка при заполнении платежного поручения, например, неверно указали КБК или сумму налога.
  3. Сезонность бизнеса. Допустим, в течение года организация перечисляла авансовые платежи по налогу на прибыль, а к концу года выручка упала и по итогам года сумма налога получилась меньше суммы уплаченных авансов.
  4. Дважды уплачен налог. Такое бывает, когда плательщик с опозданием перечислил налог (пени, штраф), но в карточке расчетов с бюджетом оплата еще не отобразилась. И налоговый орган еще раз списывает эту же сумму налога (пени, штрафа).
  5. Если организация или ИП попали в список «пострадавших» от коронавируса видов деятельности — применимо для налогов, уплаченных в 2020 году. Налоговая инспекция самостоятельно производит перерасчет сумм налогов, и если налогоплательщик платил налоги в прежнем порядке, то возникнет переплата.

Многие ИП и руководители малого бизнеса самостоятельно ведут бухгалтерию, рассчитывают налоги. Но одновременно следить за бизнесом и вести учет сложно.

Если вы не уверены в собственных силах или ищете надежного специалиста — попробуйте бухгалтерский аутсорсинг. Это значит, что вашей бухгалтерией, учетом и решением текущих вопросов (выставлением счетов, проведением сверки) займется целая команда профессионалов. Контролировать работу можно при помощи онлайн-сервиса, который даже новичку позволяет понять, правильно ли ведется учет, и ничего ли не забыто.

Причем вы можете выбрать, что вам необходимо — только ведение кадрового учета и расчет зарплаты, персональный бухгалтер или полноценный бэк-офис.

Как правильно заполнить заявление и вернуть уплаченный налог?

Бланк заявления состоит из трех листов. Первые два заполняются в обязательном порядке, а третий лист только тем, кто не указал свой ИНН на первых листах. Это дает возможность идентифицировать гражданина в базе ФНС. ИНН необходимо указать на каждом листе формы в ее верхней части.

Порядок заполнения следующий:

Лист 1 — титульный

  1. Для физического лица КПП отсутствует. Потому указывается только ИНН.
  2. Порядковый номер заявления будет первым, если в календарном периоде оно еще не подавалось.
  3. Код налогового органа соответствует месту, куда представлена декларация. Узнать его можно при помощи онлайн сервиса.
  4. ФИО физического лица прописывается полностью без сокращений. Каждое значение указывается в отдельной строке печатными заглавными буквами.
  5. Статус плательщика соответствует коду — 1.
  6. Прописывается статья 78 НК независимо от причины возврата.
  7. Последовательно проставляются коды — 1 для излишне уплаченной суммы в бюджет и 1 для налога.
  8. Сумма возврата равна сумме по представленной декларации.
  9. Код налогового периода за год прописывается в формате ГД.00.ГГГГ, где ГГГГ – год, за который производится возврат излишне внесенного в бюджет НДФЛ.
  10. ОКТМО соответствует справке о доходах, выданной по месту работы.
  11. КБК при возврате НДФЛ за 2019 год соответствует значению раздела 1 декларации 3-НДФЛ. Такой же код содержится в квитанции по налогу, ранее полученной в ИФНС (например, если оформляется возврат за покупку квартиры — 182_1_01_02010_01_1000_110).
  12. Количество страниц заявления и копий подтверждающих документов (если они прикладываются);
  13. Подпись плательщика или его представителя (с указанием реквизитов представителя) и дата составления заявления.

Лист 2 — банковские реквизиты

Содержит реквизиты банковского учреждения и счета плательщику, куда необходимо произвести зачисление переплаченной суммы НДФЛ.

Указывается код вида счета в следующей классификации:

  • 01 – расчетный;
  • 02 – текущий;
  • 07 — по вкладам (депозитам);
  • 08 – лицевой;
  • 09 – корреспондентский;
  • 13 — корреспондентский субсчет.

Реквизиты необходимо заполнять внимательно и указывать банковские данные только заявителя. В случае ошибки или несоответствия владельца счета с заявителем, потребуется подать новое заявление с уточненными сведениями. В этом случае срок возврата излишне уплаченного налога будет отодвинут, поскольку он отсчитывается от даты подачи заявления.

Лист 3 — личные данные

Тогда гражданин указывает свои персональные данные, по которым возможно идентифицировать его в налоговом органе. Для паспорта, код документа — 21.

Как сдать путевку: раннее и обычное бронирование

Общие условия возврата несколько зависят от вида турпакета: приобретен ли он был задолго до поездки или это «горящий» тур.

У разных туроператоров условия раннего бронирования в целом схожи. К примеру, часто по этому тарифу предлагают оплатить 30% или 50 процентов до окончания акции (к примеру, до 31.03.2020), а остальную часть денег внести за 20 (30,40) дней до отъезда. В договорах обычно указано, в какой период можно сдать путевку без штрафов, но с вычетом фактически понесенных расходов туроператора.

К примеру, Иванов А.А. приобрел в декабре 2019 года путевку в Чехию, отдых запланирован 10.06.2020 года. По условиям договора, Иванов А.А. оплатил стоимость тура в размере 50% до апреля 2020 года, остальную сумму ему необходимо внести до 10.05.2020. Если Иванов А.А. за месяц до предполагаемого отъезда передумал лететь в Прагу, то ему возвратят всю оплату.

В этом случае туроператор никаких расходов не понес, ведь предоплата брони мест в гостинице и трансфере ему возвратится. Исключение составляет стоимость оформленной визы: если ее цена входила в пакет и к моменту отказа была уже получена путешественником, то деньги ему вернутся за минусом визового сопровождения.

В тех ситуациях, когда по раннему бронированию путешественник отказывается от путевки непосредственно перед отъездом (к примеру, за несколько дней), здесь сумма к возврату может быть меньше, поскольку цена отмененной брони, как и стоимость перелета, скорее всего, возвратятся туроператору неполностью. Это те самые фактические расходы, которые понес перевозчик, вследствие чего их вычитают из суммы возврата клиенту. К тому же, чем ближе к датам поездки был отменен тур, тем вероятнее применение штрафов, отраженных в условиях договора индивидуально.

Еще меньше денег вернется клиенту при отказе от стандартного или «горящего» тура, поскольку чаще всего отказ заявляется за несколько дней до поездки. Стоимость брони и авиабилетов возвратится туроператору со штрафами: следовательно, штрафы будут удержаны и с клиента.

Такой порядок возврата денежных средств действовал из года в год. Это общие правила, регулирующие правоотношения клиента и туроператора/турагента.

Как гарантию возврата денежных средств в полном объеме можно оформить страховку от невыезда. При оформлении нужно внимательно прочитать условия договора страхования. Особенно эта рекомендация касается обычных и «горящих» туров, где цена потому и низкая, что пакет полностью невозвратный.

К примеру, некоторые путешественники уверены, что, оформляя страховку от невылета, они в любой момент могут отказаться от путевки по любой причине, без потерь. Это далеко не так. Условием выплаты может быть отказ от путешествия только по конкретным причинам – к примеру, по болезни. По такому туристическому пакету деньги даже при наличии оформленной страховки не будут возвращены, если причиной отказа являются проблемы на работе, не может вылететь супруг и т.д.

В конце февраля 2020 года россиянам не рекомендовали покидать границы России, если это не связано с острой необходимостью. Ростуризм неоднократно публиковал информацию о правах путешественников полностью вернуть деньги за приобретенные путевки. Получается, что в такой ситуации отказ от поездки – не добровольный, а вынужденный, вызванный угрозой безопасности граждан России. Согласно законодательству, о такой угрозе должно быть официально объявлено властями, только после этого наступят основания для возврата стоимости туров.

Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»

В соответствие с по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с  (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно если <…> налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном . При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector