Метро сокол
Содержание:
Станция в цифрах[править | править код]
Поезд, прибывающий на станцию «Сокол»
- Код станции — 038.
- Глубина заложения — 10 метров.
- Длина платформы — 162 метра.
- Ширина платформы — 8 метров.
- Высота сводов — 4,5 метра.
- Пикет ПК83+76.
- Станция «Сокол» входит в число самых жарких станций московского метро. 28 июля 2010 года при температуре в Москве 36°C на станции была зафиксирована температура воздуха 33,5 °C.
- По данным года суточный пассажиропоток станции составлял 82 310 человек. Согласно статистическому исследованию года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 95 800 человек, по выходу — 77 200 человек.
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 20 минут, время закрытия — 1 час ночи.
- Как и всю Замоскворецкую линию, станцию «Сокол» обслуживают восьмивагонные составы из вагонов типа 81-717/714 и .
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
По чётным числам | Будниедни | Выходныедни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции«Войковская» | 05:54:00 | 05:53:00 |
05:55:00 | 05:55:00 | |
В сторону станции«Аэропорт» | 05:28:00 | 05:28:00 |
05:28:00 | 05:28:00 |
Архитектура
- Вход
- Платформа
- Путевое название
- Именная табличка
1/4
«Сокол» — колонная двухпролётная станция мелкого заложения. Облицовка станции и путевые стены хорошо сохранились, благодаря заботе местных жителей. Под лестницей, ведущей на перрон, располагается общая раздевалка для свинарей, техников и прочих рабочих. Там же находится и комната отдыха. В одном из подсобных помещений установлена консервирующая машина. Ввиду огромного пространства станции, почти весь её зал заставлен палатками и различного рода заведениями. В вестибюле устроены ряды грибных плантаций. Один из туннелей, ведущий к Аэропорту, используется для посева зерна, другой — как загон для скота. Там же получают сдираемую со стен целебную слизь.
Рядом со станцией есть спуск на подземную фабрику, в законсервированные цехи свиной фабрики. Выходы в вестибюли закрыты и практически не используются. Исключение составляют специальные ходы, соединенные с бомбоубежищами, которые в свою очередь выводят на поверхность.
Описание
Станция располагается на Замоскворецкой линии. Почти с момента окончания Третьей мировой войны, на «Соколе» стала формироваться огромная ферма. Получив по экспорту свиней с далёкой ВДНХ, Сокол присоединил к себе две юго-восточных станции, наладил торговлю с Большим Метро и его окрестностями и стал достаточно зажиточным. Здесь преобладают две главенствующие касты: фермеры-свинари, поголовно занятые своими делами, и техники-электрики, работающие в оранжереях и следящие за электричеством. Можно встретить и людей других профессий. Со станции часто ездят местные торговцы, которые продают еду во все метро.
В марте 2033 года на Сокол попадает единственный выживший из экспедиции в Санкт-Петербург — Александр, доставший для станции таблетки для вырабатывания топлива.
Война
В начале 2020-х годов, проход через станцию на север был ограничен из-за боевых действий анархистов и засевших в бункерах выживших авиаторов и зенитчиков. Вся информация передавалась по телефонному кабелю. В течение многих лет, путешественники проходили через Сокол, идя во владения анархистов, но никто не возвращался вплоть до 2033 года, пока между враждующими сторонами не был заключён мир.
Экономика
Жители Сокола преуспели в выращивании свинины с дельта-мутациями, в приобретении которых интересовались люди из Ганзы, которые хотели даже начать кампанию, чтобы сбить цену на свиней Сокола. Здешние свинари уже настолько привыкли к своим подопечным, что иногда начинает казаться, словно они образовывают единое целое. На Соколе также налажено производство жестяных банок, спирта, целебной плесени и чудо-семян, растущих в туннелях. В отличии от той же Ганзы, жители Сокола не взимают пошлины с челноков и торговцев, проходящих через их станцию. На станции расположено большее количество генераторов, запитанных от ректора Курчатовского института, с которым у Сокола имеются специальные соглашения. Сокол экспортирует свинину и грибы на большинство станций Большого Метро, за исключением, пожалуй, Красной Линии. По прибытии группы Математика на станцию в сентябре 2032 года, станция получает в своё имущество несколько тяжелых ящиков с цинками патронов в награду за предоставление комнаты отдыха, еды и последующего проживания.
В сентябре 2034 года, Сокол, решив составить конкуренцию ВДНХ и Печатникам, представили новый вид грибного чая заместо приевшегося синтетического, имевший более яркий и насыщенный вкус, и который был тут же оценен посетителями ярмарки на Белорусской.
Вооружённые силы
Поскольку Сокол — станция фермеров, здесь отсутствуют какие-либо вооруженные силы: имеются лишь пограничники и силы станционной дружины. По причине недавних военных действий анархистов с авиаторами и зенитчиками из окрестных убежищ, жители Сокола постоянно ожидают нападения с любой стороны. У дозорных в туннелях имеется список условных сигналов, которые могут подать люди, идущие на станцию, однако по прошествии лет, практически никто их не помнил и теперь по чужакам всё чаще открывали огонь на поражение. К 2033 году, система охраны кардинально поменялась, вступил в силу новый, дисциплинированный, порядок.
В туннеле к анархистской Войковской ещё со времён войны с авиаторами стоит небольшая застава с пулемётом ДШК. Немногочисленные бойцы вооружены автоматами Калашникова, дробовиками-дуплетами и «Убойниками». В туннеле к дружественному Аэропорту стоит всего пара постовых, вооруженных примитивными «Ублюдками» и АК-47. Дружинники, патрулирующие платформу, вооружены резиновыми дубинками, револьверами и «калашами».
Достопримечательности
Главная достопримечательность в районе метро
«Сокол» – Храм Всех Святых во Всехсвятском.
Каменная церковь во имя Всех Святых была построена
в конце ХVII века по инициативе боярина Ивана Милославского. Храм дал
официальное название селу. Позже село стало собственностью грузинского царевича
Александра, с которым обручилась единственная дочь боярина Дарья.
Церковь построена в стиле раннего барокко. Внутри
стены церкви полностью расписаны. Храмовая икона «Собор Всех Святых» исполнена
в васнецовском стиле. Она находится над резным иконостасом. Иконостас
трехъярусный, бело-кремовый с позолотой. При храме есть колокольня. Она
находится под пятиградусным наклоном из-за песчаной почвы и протекающей вблизи
речки.
Церковь не раз перестраивали и расширяли. В 20-х
годах двадцатого века храм пытались закрыть и оборудовать на его территории
клуб. Хотя недействующим он был лишь в 1939-1945 годах, когда публично сожгли
иконостас и разместили там военный склад. А в 70-х годах двадцатого века
церковь Всех Святых имела самый большой приход.
В начале ХХІ века храм отреставрировали и достроили
двухэтажный дом, где разместили воскресную школу и церковную лавку.
При церкви Всех Святых было старинное кладбище,
где похоронено много представителей грузинских княжеских родов. Поговаривают,
что здесь также покоится тело грузинского писателя Сулхан-Саба Орбелиани.
Уничтожили кладбище в конце ХХ века. Одна из версий – здешним
высокопоставленным жильцам не нравилось видеть из окна кладбище. Сохранились
лишь несколько надгробных плит.
Внутри «яйца»
Трудно представить, глядя на здание снаружи, насколько оно большое. Однако в нем «спрятаны» шесть этажей. Видеостена растянулась на два этажа в просторном зале. Кроме нее здесь множество компьютеров, куда поступают данные не только с видеокамер, но и с датчиков. Половину второго этажа занимают конференц-зал для совещаний и еще одна диспетчерская: ее сотрудники отвечают за состояние лифтов в пешеходных переходах.
Такая сложная система наблюдения и контроля требует не только бесперебойного питания, но и соответствующего обслуживания. Для этого и нужны остальные четыре этажа. Там расположены технические и административные помещения, медпункт, столовая, раздевалки и душевые для сотрудников.
Процессор, обрабатывающий гигантские объемы информации, и запасные блоки питания к нему занимают целую комнату. Огромный «мозг» диспетчерской напоминает старые ЭВМ, только гораздо более современные и мощные. Конечно, чтобы «прокормить» такого гиганта, нужно очень много энергии, ведь работать он должен без перерывов. Поэтому для него предусмотрены запасные источники питания.
Поскольку нестандартный дизайн здания исключает возможность открывать окна, а остекление создает парниковый эффект, требуется мощная система вентиляции. Под трубы отведен верхний этаж — «легкие» диспетчерского пункта занимают его целиком. Кондиционеры отлично справляются со своей нелегкой задачей — в здании, даже несмотря на жару снаружи, прохладно.
Художественное оформление
Пролёты между расширяющимися кверху опорами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с нишами. Эти купола служат рефлекторами для источников освещения, скрытых от глаз наблюдателя кусками агамзалинского оникса. Таким образом достигается равномерное освещение станции (позднее для дополнительного освещения на колоннах были установлены прожекторы, направленные под купола). Нижние части колонн облицованы биробиджанским мрамором и окружены скамейками. Плоские участки боковых стен также облицованы мрамором. Все кривые поверхности станционного зала оштукатурены. Пол выстлан серым и розовым гранитом. Станционный зал делится на две равные части поперечным мостиком, который сообщается с платформой двумя широкими лестницами. Мост соединяется двумя проходами с вестибюлями станции. Стены проходов и вестибюлей выстланы керамической плиткой и мозаикой из агамзалинского оникса из Армении и разноцветного мрамора «коелга».
Восточный наземный вестибюль — одноэтажный комплекс из двух маленьких павильонов (один для входа, другой для выхода), соединённых стеклянной дуговой галереей. От входа дуговая лестница приводит в подземный кассовый зал, из которого есть вход в торговый центр, а также начинается коридор, ведущий к турникетам. Фасад вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. В стенах павильона — широкие оконные проёмы.
Двухэтажный западный вестибюль был построен спустя 11 лет после открытия станции. Он также имеет раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале. Но, в отличие от восточного, он имеет П-образную форму. Лестница от входа ведёт в кассовый зал, откуда начинается длинный подземный переход, приводящий к турникетам. В центре кассового зала — массивная колонна. В 2000-х годах в центральной части западного вестибюля был построен магазин «Метромаркет».
Станция метро «Сокол» частично приспособлена для маломобильных пассажиров. Лестница западного вестибюля оборудована колясочным спуском и контрастными полосами для слабовидящих. Тем не менее, лестница, ведущая на платформу, подобных приспособлений не имеет. Лифты и эскалаторы на станции отсутствуют. Лестница, ведущая с платформы к выходу в подземный переход под Ленинградским проспектом, оборудована полозьями для колясок и хозяйственных сумок-тележек.
Выход в город
- Через наземные вестибюли на Ленинградский проспект.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
В центре зала имеются лестницы, ведущие в поперечный коридор, соединяющий станционный зал с наземными вестибюлями и входом в торговый комплекс. Из южного торца станции сделан дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом (открыт 28 апреля 1960 года).
В конце мая 2008 года в связи с реконструкцией транспортной развязки на Ленинградском шоссе западный вестибюль был закрыт (к тому времени подземный переход под Ленинградским проспектом тоже был закрыт). Вплотную к восточному вестибюлю была пристроена временная касса для продажи билетов. Для пассажиров был построен временный пешеходный мост через Ленинградский проспект. Однако, в часы «пик» на этом мосту скапливалось огромное количество людей, что приводило к раскачиванию конструкции. В связи с этим через три дня западный вестибюль был открыт вновь, до строительства дополнительного моста. 31 декабря 2008 года был вновь открыт пешеходный переход под Ленинградским проспектом. С 12 января 2009 года западный вестибюль был повторно закрыт и открылся уже 30 декабря 2010 года.
Описание станции
Зал станции «Сокол» отделан мрамором под названием
«коелга», на путевых стенах тоже мрамор, но биробиджанский. Пол выстелен
гранитными плитами красного и серого цвета.
Зал станции имеет два параллельных свода. Их
поддерживают боковые стены и единственный ряд колонн. В облицовке нижней части
колонн и стен станции используются элементы белого мрамора и агамзалинского
оникса из Армении. Колонны расширяются кверху и образуют купола. В куполах есть
углубления из агамзалинского оникса, в которых расположены скрытые
светильники. С помощью этого приема станция освещается ровно.
Зал станции на две равные части делится поперечным
мостиком, из которого на платформу ведут две широкие лестницы.
Приметно, что эта станция некоторым образом
приспособлена для удобства людей, имеющих ограниченные возможности. Эскалаторов на станции нет. Лестница в западном вестибюле имеет колясочный спуск и
контрастные полосы для плохо видящих людей. Впрочем, лестница, ведущая на
платформу, обычная, и таких приспособлений не имеет. А лестничный марш, ведущий
в подземный переход, оснащен полозьями для колясок и сумок-тележек.
Будни диспетчерского пункта
Дороги часто называют кровеносной системой города — а значит, им необходимо и сердце. Таким сердцем можно назвать центральный диспетчерский пункт управления движением «Гормост-Север», расположившийся в этом необычном здании.
«Яйцо» оказалось футуристическим не только снаружи, но и внутри, где есть огромная видеостена, словно из фантастического фильма, только вместо галактик на экранах — дороги Москвы. Диспетчеры круглосуточно наблюдают за изображениями с камер, способных заглянуть даже под землю.
Под прицелом — тоннели большой и малой протяженности: Алабяно-Балтийский, Волоколамский, Ленинградский, Михалковский, Винчестерный, Ходынский, а также объекты Северо-Западной хорды, мосты и эстакады. Специалисты с помощью системы видеонаблюдения следят за безопасностью движения, а датчики передают информацию о состоянии противопожарной системы, вентиляторов, уровне загазованности и другие важные данные.
В ведении Гормоста и под наблюдением его диспетчеров не только дороги, по которым движется транспорт, но и технические помещения глубоко под землей. Здесь, в частности, находятся информационная система, собирающая записи с видеокамер, электрощитовые, антигололедные реагенты.
Диспетчеры, разумеется, должны не только зафиксировать опасную ситуацию, но и быстро среагировать на нее. Это требует тщательной подготовки и постоянного внимания.
Информацию о поломках оборудования и других неисправностях диспетчеры передают дежурным службам — гидравликам, слаботочникам, энергетикам, дорожным рабочим и другим.
В случае чрезвычайной ситуации (ДТП с пострадавшими, возгорания, задымления) в тоннелях срабатывают система дымоудаления, световое и звуковое оповещение. Водителям, оказавшимся в это время внутри, по громкой связи сообщают, как нужно действовать. Оповестят и по радио — именно поэтому при въезде в тоннель рекомендуется настраивать приемник на частоту, указанную на специальном табло. В случае опасности из тоннеля можно перейти в соседний по эвакуационному переходу.
Технические характеристики
Станция «Сокол» построена по специальному проекту,
который разработали архитекторы Ю. Яковлев и К. Яковлев. По своей конструкции
она нехарактерна для Московского метрополитена, поскольку является
двухпролетной станцией мелкого заложения (на глубине почти 10 метров). Свод
станционного зала имеет форму купола с углублениями. Его высота – 4,5 метра. Свод
поддерживают колонны, выстроенные в один ряд, и стены тоннеля.
Станция «Сокол» является одной из наиболее жарких
станций Московского метрополитена. Например, летом 2010 температура воздуха
здесь достигала 33,5 градусов по Цельсию.
За станцией есть ответвления от главных путей.
Они ведут в депо «Сокол», которое обслуживает Замоскворецкую линию. Кроме того,
эти ответвления иногда используют для оборота составов. Особенностью главного
путепровода также является то, что на пути к «Войковской» после проезда стации
«Сокол» он не прямой, а поворачивает направо. Это нетипично для московского
метро. Но ввиду недостаточной ширины станции именно так были вынуждены расположить
служебные пути. Подобное еще можно увидеть на станциях «Сокольники» и «Партизанская».
История здания
Изначально архитекторы Николай Шумаков и Наталья Шурыгина проектировали здание с совсем другой целью — в нем должен был находиться первый в Москве электрический поворотный круг для трамваев. Им планировали заменить существовавшее на тот момент трамвайное кольцо. Конструкцию сделали крытой для шумоизоляции — трамваи должны были въезжать внутрь, где платформа разворачивала бы их на 180 градусов и выпускала обратно по параллельному пути.
Однако в процессе строительства обнаружился ряд недостатков, из-за которых воплотить замысел оказалось невозможно. Поэтому с небольшим смещением было восстановлено поворотное кольцо, а одно из самых оригинальных зданий столицы стало диспетчерским пунктом «Сокол».