Содержание общего имущества дома (соид): за что именно мы платим

Приборы учета ОДН, МОП

Из ранее сказанного уже следует, что технически невозможно учесть КР СОИ (КУ ОДН) с помощью неких приборов, в частности невозможно определить точки потребления указанных ресурсов для оборудования в них соответствующих приборов учета.

Тем не менее, значительная часть потребителей коммунальных услуг (в том числе и специалистов жилищной сферы) считает возможным оборудование МКД некими приборами учета, назваемыми либо «ОДН» (общедомовые нужды), либо «МОП» (места общего пользования). Приверженцы такого заблужения полагают, что объем КР СОИ (КУ ОДН) можно определять именно по этим приборам.

Важно отметить, что действующее законодательство утверждает возможность установки только двух видов приборов учета:

1. «Индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац 6 пункта 2 Правил 354). К этому же виду приборов учета можно отнести «комнатный прибор учета электрической энергии» (абзац 11 пункта 2 Правил 354) и «общий (квартирный) прибор учета» (абзац 14 пункта 2 Правил 354) – это приборы, учитывающие объем потребления коммунального ресурса в конкретных обособленных помещениях МКД.

2. «Коллективный (общедомовый) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункта 2 Правил 354).

Никаких иных видов приборов учета (МОП, ОДН и т.п.) законодательство не предусматривает, а следовательно, не определяет порядок применения показаний несуществующих приборов в расчетах.

Порядок расчета КР СОИ (КУ ОДН), рассмотренный в настоящей статье, дает однозначное понимание, что объем указанного ресурса рассчитвается как разность между объемом ресурса, поданным в дом, и суммой объемов, потребленных в отдельных помещениях этого дома, и никакого иного порядка (в том числе с использованием показаний неких иных, кроме ОПУ и ИПУ, приборов учета) не предусмотрено.

Дополнительно для сторонников заблуждения о возможности установить на вводах коммунального ресурса в дом два отдельных прибора, один из которых измеряет объем КР СОИ (КУ ОДН), а второй – объем коммунального ресурса, потребленного в помещениях дома, необходимо отметить два момента. Во-первых, ОПУ (согласно определению, приведенному чуть выше) является «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД», то есть ОПУ в рассматриваемом случае будет считаться совокупность двух установленных приборов (один из которых якобы учитывает «ОДН», а второй – индивидуальное потребление в помещениях), и объем КР СОИ (КУ ОДН) будет определяеться как разность между суммой показаний этих двух приборов и суммой объемов потребления в помещениях дома. Во-вторых, в предлагаемом сторонниками заблуждения методе расхождения между показаниями «второго», учитывающего исключительно потребление ресурса в помещениях, прибора и суммой объемов, потребленных в помещениях дома, будут обязательно. И эти расхождения должны по закону быть учтены в составе КР СОИ (КУ ОДН), чего не произойдет в предлагаемой сторонниками заблуждения схеме расчета.

Таким образом, попытка применения неких приборов учета ОДН или МОП неизбежно приведет к нарушению закона как в части использования приборов, не предусмотренных действующими нормами, так и в части применения порядка расчета, не подлежащего применению.

Расчёт ОДН за электроэнергию по счётчику

Мы разобрались с тем, что такое ОДН, но нужно также понимать, как именно высчитывается этот параметр. Есть всего два варианта подсчёта ОДН – по счётчику, установленному в доме (общедомовому) и по государственным нормативам в случае его отсутствия. Для начала разберём на примере ситуацию, в которой на доме установлен счётчик.

Итак, по итогу месяца на этом счётчике видны показания за 30 дней. Они свидетельствуют не о совокупности потреблённой всеми жителями энергии, а о том, сколько света обеспечивающая компания поставила в здание. Чтобы проще было ориентироваться в дальнейших расчётах, сделаем показатель реальным, допустив, что дом получил 6000 кВт·ч.

Теперь нужно сравнить показания общего домового счётчика с показаниями счётчиков в квартирах. Закономерно, что для этого сначала нужно точно знать, сколько потребил каждый житель дома, а затем суммировать эти цифры и вычесть сумму из 6000 кВт·ч, потреблённых всем домом. Как правило, сотрудники коммунальных предприятий занимаются сбором показателей электросчётчиков жителей в промежутке с 23 по 25 число календарного месяца. Такой узкий диапазон как раз и нужен для быстрого проведения расчётов. И тут мы сталкиваемся со сложностями.

Законодательная база: до и после 2012 года

До 1 сентября 2012 года порядок предоставления коммунальных услуг гражданам регулировался Постановлением Правительства РФ №307, датированный 23 мая 2006 года.

Сумма на оплату коммунальных ресурсов, в том числе, за потребленную электроэнергию, рассчитывалась пропорционально потреблению не только на потребителей – физических лиц с отсутствием индивидуальных приборов учета, а также на нежилые помещения, которые находятся под учетом общедомового прибора учета.

Начиная с 1 сентября 2012 года по Правилам предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от № 354, датированных 6 мая 2011 года, объем коммунальной услуги, которую предоставили за расчетный период на ОДН, рассчитывают и распределяют между жильцами пропорционально размеру всей площади, которая принадлежит каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Постановление Правительства РФ №1498 от 26.12.2006 г. внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг алгоритма предъявления отрицательных показателей общедомовых нужд.

Согласно изменениям нового закона, плата за определенный вид коммунальной услуги, которая была предоставлена за расчетный период на общедомовые нужды, жильцам не начисляют, если при расчетах коммунальной услуги устанавливается, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний счетчика за данный расчетный период, уменьшилась в сравнении с суммой объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период жильцам во всех жилых и нежилых помещениях в данном многоквартирном доме.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию — с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то — внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни — в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

Существует еще целый ряд причин, почему «ручной» сбор показаний все увереннее уходит в прошлое, уступая место автоматизированному сбору показаний электроэнергии, который позволяет свести баланс по всему дому за 15 минут со 100% точностью.

3. После того, как показания ИПУ жильцов собраны и суммированы, полученная сумма вычитается из общедомовых показаний. Это дает понять, сколько из общего объема потребления было потрачено жильцами, а сколько ушло на обслуживание общедомовой территории.

5 500 кВт⋅ч — 4 500 кВт⋅ч = 1 000 кВт⋅ч. 1 000 кВт⋅ч — это и есть объем электроэнергии, который был потрачен на общедомовые нужды за отчетный период.

4. Для того, чтобы распределить полученный ОДН по квитанциям собственников, нужно вычислить, какой объем общедомового расхода будет оплачиваться каждым конкретным собственником. Такой объем считается на основании площади, которую занимает собственник. Поэтому для начала рассчитывается отношение одной единицы ОДН (в случае с электроэнергией это 1 кВт⋅ч) на 1 м² жилой площади.

К примеру, жилая площадь многоквартирного дома составляет 5 600 м². Для того, чтобы рассчитать объем ОДН на 1 м², разделим весь объем ОДН в 1 000 кВт⋅ч на всю жилую площадь дома. 1 000 кВт⋅ч / 5 600 м² = 0,178 кВт⋅ч, именно такой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения.

5. Имея информацию, какой объем ОДН приходится на 1 м² жилого помещения, можно рассчитать, какой объем ОДН будет оплачен каждым конкретным собственником.

Если квартира собственника имеет площадь 35 м², то умножив объем ОДН за 1 м² на эту площадь, получим 6,230 кВт⋅ч. Это тот объем ОДН, который будет оплачен собственником с квартирой площадью 35 м².

6. Оплата ОДН рассчитывается в соответствии с нормативами, утвержденными в городе или регионе.

В случае, если тариф за электроэнергию равен 5 руб./кВт⋅ч, то, умножив 6,230 кВт⋅ч на 5 руб., получим 31 руб. 15 коп. Это сумма ОДН, которую оплатит собственник с квартирой 35 м².

Приведенная формула расчета ОДН по электроэнергии будет актуальна, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Если общедомового счетчика не установлено, ОДН оплачивается по нормативам с применением повышающих коэффициентов.

Как с января 2017 года начисляется ОДН

С зимы этого года произошли интересные изменения. Теперь можно забыть о таинственной строке ОДН, которая мозолила глаза владельцам квартир на протяжении довольно долгого времени. Рассматриваемая единица расходов, которая раньше была отдельной, теперь входит в общую статью, то есть, начала быть частью плату за . Потому строка плата за ОДН исчезнет. Но как же контролировать её размер? Да никак. Надо доверять коммунальным службам. Но как-то не получается.

К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, можно отнести комнаты, что не относятся к части квартир и используются в качестве общего имущества. К этой категории относятся:

  • Сами лифты и лифтовые шахты;
  • Технические этажи домов, крыши;
  • Лестничные площадки, коридоры между квартирами и не только;
  • Подвалы и чердаки, нормальное состояние которых нужно оплачивать;
  • Инженерные коммуникации;
  • Уход за земельным участком, на котором стоит дом. Этот пункт включает элементы благоустройства, что расположены на придомовой территории (детские площадки, клумбы).

Что касается показателей приборов, то они просчитываются очень просто – принимая во внимание общий домовой показатель, отнимая платеж, который показывают обычные квартирные счетчики. Так что платеж на ОДН не зависит от того как именно действуют жильцы, от того насколько качественно выполняют свои обязанности коммунальные службы

ОДН – это норма, которую платят везде, чтобы минимально содержать недвижимость в нормальном состоянии. Но теперь, когда этой отдельной статьи расходов не будет, проконтролировать её размер гораздо сложнее. Возникли претензии, потому что коммунальные службы начали злоупотреблять своими полномочиями. В этот счет вложили:

  • Управляющие организации вписывали в этот счет свои долги перед поставщиками ресурсов, пытаясь «отбить» деньги с карманов людей;
  • В платежки вписываются сторонние расходы поставщиков, которые никак не относятся к количеству или качеству оказанных услуг.

Что входит в эту статью

Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД. Статья № 154 Жилищного кодекса дает разъяснения, какие ресурсы используются при обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома.

В статью СОИД входит:

  • косметический ремонт подъездов, то есть побелка и покраска стен и потолков;
  • ремонтные услуги, связанные с поддержанием в удовлетворительном состоянии конструкций высотного дома;
  • поддержание в работоспособном состоянии лифтового хозяйства;
  • издержки на электричество, расходуемое на освещение подъездов и работу лифтов;
  • потери горячей и холодной воды при поставке потребителям;
  • поддержание территории, относящейся к многоквартирному дому (МКД)

и т.п.

Кроме этого определены помещения, пространство которых необходимо учитывать для расчетов СОИД. Эта услуга необходима для поддержания санитарных, противопожарных и других норм, и зависит от площади собственника.

Сезонные работы

Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.

При расчетах учитывают:

  • Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
  • Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
  • Сбор и вывоз листьев в осенний период.
  • Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
  • Полив асфальта в летний период.
  • Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.

Текущий ремонт

Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.

На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают. Если возникают внеочередные работы, их включают в график. Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.

Вывоз мусора

Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.

Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.

УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.

Электроснабжение

Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.

При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:

  • проходы;
  • расположенные на этажах и между ними площадки;
  • электроснабжение лифтов, лифтовых или других, если имеются в доме, шахт;
  • пространства технического назначения;
  • территории чердаков;
  • подвальные пространства.

Вода и водоотведение

Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.

Для вычислений берутся объемы помещений:

  • площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
  • общих проходов;
  • подъездов;
  • холлов, вестибюлей, колясочных;
  • комнаты консьержки.

Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.

В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.

Отопление

Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.

ОДН в — 2021 году: формулы расчета, нормативы и — тарифы начисления оплаты

При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.

Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.

Суть лжетеории

Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (КР СОИ), а при непосредственном управлении – коммунальные услуги на общедомовые нужды (КУ ОДН), ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома (МКД).

Отсюда следуют несколько выводов:

1) КР СОИ (КУ ОДН) физически расходуются в помещениях (или на других элементах), входящих в состав общего имущества. Процесс потребления (расхода) таких ресурсов (услуг) ничем не отличается от процесса потребления коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома, находящихся в собственности отдельных собственников.

2) Для потребления КР СОИ (КУ ОДН) указанные ресурсы должны быть поданы к месту потребления по соответствующим элементам инженерной сети – то есть, имеется возможность определения конкретных точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) – это может быть либо одна точка (конкретный водопроводный кран или ввод для подключения электрооборудования), либо некий отдельный участок сети, объединяющий несколько (все) точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сам, в свою очередь, запитанный от некой конкретной точки соответствующей внутридомовой инженерной сети. Например, широко распространено мнение, что в случае оборудования дома двумя электровводами – отдельно на электропитание помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и отдельно на электропитание всего остального (общее имущество), то электроэнергия на СОИ потребляется исключительно по второму вводу (на общее имущество).

3) Обязанность устанавливать приборы учета всех коммунальных ресурсов утверждена федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Таким образом, КР СОИ (КУ ОДН) подлежат учету путем оборудования соответствующих приборов учета (даже предлагаются различные названия таких приборов – например, «ОДН», «МОП»). Отказ от установки в доме такого прибора приводит к тому, что рассчитанный объем КР СОИ (КУ на ОДН) включает в себя не только тот объем, который фактически потреблен на содержание общего имущества (например, вода на мытье полов и стен в подъездах, электроэнергия на освещение мест общего пользования и т.п.), но и объем ресурса, потребленного способами, не подпадающими под определение ресурса, потребленного при содержании общего имущества – например, неучтенное потребление при фальсификации показаний приборов учета в помещениях дома, при проживании в квартире без регистрации в отсутствие приборов учета, потери коммунального ресурса вследствие утечек и т.д. В примере из п.2 предлагается устанавливать отдельный электросчетчик на электроввод, питающий участок сети, обеспечивающий электроэнергией общее имущество, и считать этот электросчетчик прибором измеряющим объем КР СОИ (КУ ОДН).

Приверженцы лжетеории придают объему потребленных КР СОИ (КУ ОДН) конкретный физический смысл (например, считают, что холодная и горячая вода на СОИ потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия на СОИ – на освещение тех же подъездов), соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, поэтому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».

Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» (или «СОИ», или «МОП») является нарушением действующих норм законодательства, якобы УО/ТСЖ/ЖСК/РСО отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих КР СОИ (КУ ОДН), причем название таких приборов остается неопределенным – то ли это прибор учета КР СОИ, то ли КУ ОДН, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования (МОП).

Как изменится расчет ОДН в 2017 году

С первого апреля 2016 года в квитанциях, предъявляемых гражданам, плата за ОДН должна была переместиться со строки «коммунальные услуги» в «содержание жилого помещения».

Однако реализацию данного законопроекта перенесли на 1 января 2017 г. Одной из причин переноса стал тот факт, что не все регионы определили и утвердили нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Принятые не позднее ноября 2016 года показатели будут взяты за основу при расчете размера платы на содержание жилого помещения.

Теперь управляющие организации будут не вправе включать в счета потребление ресурсов выше принятого норматива для конкретного типа дома. Весь перерасход ресурсов они будут обязаны относить либо на собственный счет, либо принимать меры по устранению вероятных аварий и перерасходу ресурсов собственниками, жилье которых не оборудовано счетчиками.

Так как федеральный закон вступит в силу со дня его официальной публикации, у управляющих организаций еще остается время, чтобы оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами учета при их отсутствии. Если заранее не сделать этого, в дальнейшем могут возникнуть проблемы при распределении затрат на общедомовые нужды по нормативу и сверх него между всеми собственниками помещений дома. Также управляющие организации смогут понять энергоэффективность или, наоборот, определить неэффективные траты ресурсов того или иного многоквартирного дома, исходя из его сверхнормативного потребления ОДН.

В том числе благодаря изменениям в расчете нормативов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), еще одним нововведением будет исчезновение из общедомовых нужд графы за вывоз ТКО. Теперь они будут рассчитываться исходя из числа проживающих в квартире, а не от площади жилья.

Еще одним нововведением станет исчезновение из счетов строки за текущий ремонт помещений, используемых для общедомовых нужд. Но если общее собрание собственников дома примет решение о сохранении существующего порядка начисления платы, он может быть сохранен. В таком случае, изменения коснутся только тарифов, которые также будут соответствовать общепринятым и утвержденным местными органами власти нормативам для конкретной категории домов (этажность, район, амортизационный износ, и пр.).

Основная цель всех этих нововведений — сокращение непомерных платежей на общедомовые нужды, которые порой достигают больших сумм, чем расходы жильцов на содержание их собственности. Будет меньше возможностей для управляющей компании списывать на общедомовые нужды потери из-за некачественного содержания инженерных сетей. Например, будет четко закреплено количество потерь при промывке сетей горячего водоснабжения и отопления (которые проводятся 2 раза в год). Нормативы будут определять предельное потребление ресурса на эти цели для конкретной категории домов.

Несомненно, все изменения нацелены на снижение размера коммунальных платежей, но как эти правила будут работать в действительности — покажет только практика.


Вам также может быть интересно:

  • Как передать показания счетчика, максимально сэкономив время?
  • Управляющая компания ЖКХ – что это такое?
  • Что входит в содержание и ремонт жилья в квитанции

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector