Как сдавать в аренду нежилое помещение?

Передача объекта

Немаловажным документом помимо соглашения считается акт передачи недвижимости в эксплуатацию. Подписывать бумагу стоит исключительно после осмотра сдаваемого помещения. Если при осмотре здания будет найдена неисправность или недочет, то его сразу нужно записать в бумагу (чтобы впоследствии не было ложных обвинений).

Предварительный осмотр позволяет потребовать потребителем устранения неполадок за счет средств владельца или оговорить окончательную сумму в течении каждого месяца взносов с учетом выявленных неприятностей. Если увиденные объект не соответствует описанному, никаким образом не удовлетворяет интересы арендатора, то последний вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке с указанием причины такого поведения.

ВАЖНО !!! По истечении времени сдачи объекта, владелец будет принимать здание по все тому же ранее упомянутому акту. Если ранее замеченные неисправности не были замечены или не зафиксированы в акте, то владелец по закону может требовать возмещения за порчу имущества

Также при реальных вложениях и расходах арендатора на помещение, он вправе потребовать компенсации.

Субаренда

Арендатор может передать недвижимое имущество по договору субаренды. Но это возможно только с согласия арендодателя, являющегося собственником объекта. Договор субаренды также необходимо регистрировать в установленном законом порядке.

Но важно учитывать, что возможно досрочное расторжение договора аренды. Это право есть и у арендодателя, и у арендатора

Фактически, стороны сделки обладают полной свободой действий. Но в договоре должны содержаться основания, по которым возможно досрочное расторжение.

Существуют следующие особенности субаренды:

  • Период действия ограничивается сроком действия договора аренды с собственником;
  • Если договор аренды прекращает действие, у субарендатора есть возможность перезаключить договор с собственником до окончания периода субаренды на тех же условиях;
  • Если договор заключен на период от 12 месяцев, его необходимо зарегистрировать.

Выделяют следующие права и обязанности арендатора:

  1. Осуществление контроля за использованием помещения по назначению.
  2. Своевременность оплаты аренды.  
  3. Выполнение ремонта по соглашению сторон.  
  4. Содержание помещения в надлежащем порядке.  
  5. Составление передаточного акта с субарендатором.

При любых нарушениях принятых обязательств у каждой стороны сделки есть возможность прекратить обязательство до окончания срока договора.

Особенности сдачи в аренду юридическим лицом

Сдавать в аренду нежилую недвижимость вправе также и юридические лица. Но в этой процедуре есть свои особенности. Документ в обязательном порядке составляется исключительно в письменной форме, что не является необходимым при сдаче от физ лица физ лицу.

Документ будет признан недействительным в случае отсутствия в нем следующей информации:
  1. Характеристика помещения.
  2. Реквизиты сторон (если ИП без расчетного счета, то разрешено указывать личный счет).
  3. Указание конкретно установленной суммы выплат за площадь.
  4. Нюансы использования, а также проведение текущего ремонта.
  5. Подписи сторон.
  6. Если продолжительность соглашением не зафиксирована, то считается заключенным на неопределенное время.

ВНИМАНИЕ !!! В случае подписания документа с фиксированным сроком на более чем год, для официального признания и юридической действительности потребуется государственная регистрация

Юридическому лицу могут потребоваться следующие бумаги для предоставления в Рос реестр:
  • заявка о регистрации;
  • зафиксированное соглашение со всеми прилагающимися дополнениями;
  • данные из кадастра;
  • доказательство правового положения юридического лица – свидетельство о регистрировании, учредительная документация и прочее;
  • подтверждение оплаты государственного сбора (15 тыс. рублей) – квитанции, платежные выписки;
  • дополнительные бумаги в соответствии с ситуацией, например, доверенность у представителя.

Последовательность действий

Собственник имеет право сдать в аренду нежилое помещение в многоквартирном доме, в офисном или торговом центре. Необходимо знать последовательность действий, которая должна соблюдаться обеими сторонами сделки.

Подбор недвижимости

Поиск подходящего объекта является самым сложным этапом. Арендатор подбирает помещения, исходя из таких параметров, как транспортная доступность, инфраструктура и проходимость. Поиск может осуществляться через агентства недвижимости и специализированные сайты. Опытные бизнесмены уделяют этому процессу немало времени.

Рынок нежилой недвижимости делится на помещения по следующим назначениям:

  • Офисные;
  • Торговые;
  • Производственные;
  • Складские.

Необходимо изначально определиться с типом недвижимости, районом расположения, этажностью и площадью. Запрос проще сформировать, когда эти данные становятся понятными. После подбора нескольких вариантов будущий арендатор проводит осмотр помещений. Это необходимый этап. Арендодатель должен представить помещение с выгодных сторон. Но не стоит скрывать имеющиеся недостатки, так как впоследствии они могут проявиться. А это может привести к расторжению договора аренды.

Если нет времени на поиск помещения, арендатор может перепоручить данную работу доверенному лицу или посреднику. Сообщаются все детали и требуемые параметры. Это платные услуги, которые оплачиваются в размере от 50 до 100 % от ежемесячной арендной платы. С посредником необходимо заключить договор. Оплата должна вноситься после подбора подходящего помещения.

Заключение договора

К данному процессу лучше привлечь юриста. Он поможет правильно составить договор и объяснит спорные моменты, а также проверит юридическую чистоту сделки. Данную работу можно выполнить самостоятельно. Перед подписанием договора необходимо запросить следующие документы:

  1. документы о собственности;
  2. план помещения;
  3. уставные документы собственника.

После проверки документов следует обсудить условия аренды. Они могут касаться следующих пунктов:

  • оплаты коммунальных платежей;
  • размера арендной платы;
  • срока сдачи помещения;
  • наличия телефонной связи и доступа в интернет;
  • проведения ремонтных работ;
  • условий расторжения договора.

Важно обсудить, за кем из сторон закрепляется каждый пункт и в какие сроки выполняются обязательства. Достигнутые договоренности прописываются в договоре или в виде дополнительных соглашений к нему

В договор важно внести пункт о действиях при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Скачать договор аренды нежилого помещения (образец 2021)

Скачать договор аренды нежилого помещения (образец 2021)

Подписание договора

Лучше, если арендатор и арендодатель будут подписывать договор в личном присутствии без посредников. В этом случае проще решить спорные моменты, стороны могут пойти на некоторые уступки

При составлении договора важно полностью прописать сведения об объекте недвижимости. Они должны включать полный адрес, этаж, площадь помещения

К соглашению следует приложить план помещений. Только в таком случае соглашение можно считать действительным.

Договор подписывается в 2-х экземплярах, если аренда предоставляется на срок до 12 месяцев. Если планируется долгосрочная аренда от 1 года, подписывается 3 экземпляра договора. По одному экземпляру остается у арендодателя и арендатора. Еще один экземпляр остается у регистратора.

Передача помещения

После подписания договора составляется передаточный акт от арендодателя арендатору. День его подписания будет считаться началом аренды. Акт подписывается только после того, как помещение будет полностью проверено. Если при осмотре обнаруживается неисправность, ее фиксируют в акте. Это позволяет избежать лишних расходов в будущем.

Анализ позволяет требовать от арендатора устранения дефектов и неисправностей, уменьшить арендную плату. Поэтому собственнику лучше заранее привести в порядок помещение и коммуникации. После подписания передаточного акта арендатор может полноценно пользоваться помещением и вести предпринимательскую деятельность.

Определяющие принципы, которыми следует руководствоваться участникам

Каждой стороне процесса стоит руководствоваться основополагающими началами, определенными конкретно для участников.

Так, владельцу недвижимости стоит подумать о:
  • возможности поиска клиентов самостоятельно. Это актуально, поскольку поможет избежать многих негативных моментов. Во-первых, налицо экономическая выгода. Риелторские услуги не являются дешевыми. Во-вторых, риелтора не волнует порядочность арендаторов, и они не обращают внимания на многие детали. Личное присутствие избавит от недоговоренностей с претендентами;
  • немаловажным является определение стоимости аренды. Для этого нужно провести мониторинг ценовой политики на рынке и в СМИ. Найдя наиболее схожие условия, нужно проанализировать выставляемые цены и решить какую стоимость будете брать за пользование. Для убедительности того, что не продешевили можно воспользоваться бесплатным сервисом агентства для вычисления выгодности сделки.
В свою очередь претенденту на пользование помещением нужно:

Также лично присутствовать при всех манипуляциях

Нельзя важное дело доверять представителю.
Любое изменение фиксировать в соглашении.
Тщательно осматривать объект.
Обратиться за помощью к юристу в связи с отсутствием специальных знаний у самого претендента.

Ответственность за незаконное предпринимательство

По сей день нет четкого разделения по сдаче в пользование помещений за ненадобностью или за выгодой. Также и судебная практика на этот счет довольно разношерстна.

Но, как правило, при вынесении вердикта судьи руководствуются:
  1. Сдача в аренду офиса, но не квартиры считается хранителями правосудия априори деятельностью, направленной на получение выгоды. Мнение складывается из того, что офисная площадь, а точнее доход от пользования ею, не относится к удовлетворению семейно бытовых нужд.
  2. Констатация факта постоянного получения прибыли. Заключение соглашения пролонгированного действия или периодическое перезаключение договора свидетельствует об этом (Михеев, владея рядом офисных зданий в центре города, стал сдавать их в аренду ООО «Чемоданчик» и еще многим предприятиям. Однако ИП мужчина оформлять не стал, прикрываясь постоянной пролонгацией соглашения. Таки действия считаются нелегальными и грозят виновнику применением уголовных мер ответственности – ст. 171, в случае дохода в 1,5 млн.).
  3. Сдача помещения от физ лица юр лицу. Например, у Сидорова есть на окраине города нежилая площадь со складом. Чтобы окупить уплачиваемые в пользу государства налоги мужчина решил сдавать в пользование помещение под магазин. Но не зарегистрировался в качестве занятого самостоятельно. Так как годовая прибыль не превышала 1,5 млн. рублей, то по ст.14.1 ему грозит административный штраф от 500 до 2 тыс. руб.

При обнаружении указанных признаков надлежит регистрировать ИП. Чтобы сэкономить на налогообложении, следует действовать по упрощенной системе, предполагающей взимание 6% с доходов, а не 13%.

Налоги

Предусматриваются налоги за сдачу в аренду нежилого помещения. Оптимальным налоговым режимом является упрощенная система налогообложения. Специальные налоговые режимы обладают не только простотой учета, но и меньшей налоговой нагрузкой. Действуют следующие особенности:

  1. если определена кадастровая стоимость и действует специальный региональный закон, оплачивается налог с офисной, административной и торговой недвижимости;
  2. на местном уровне ставка составляет 2 %.

Если на местном уровне не принят специальный закон, для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения устанавливаются следующие ставки:

  • УСН 6 % — с общего дохода;
  • УСН 15 % — с доходов за вычетом расходов.

Если организация находится на общей системе налогообложения, устанавливается высокая налоговая нагрузка. В этом случае арендный бизнес не выгоден. Традиционно устанавливается три основных налога:

  1. на прибыль организации и НДФЛ для ИП – 20 % для юридических лиц и 13 % для предпринимателей;
  2. на имущество – 2 % по кадастровой стоимости и 2,2 % при расчете от остаточной стоимости;
  3. на добавленную стоимость – 18 %, если квартальная выручка более 2 млн. рублей.

Как не платить налоги по доходам, получаемым за аренду нежилой недвижимости? С одной стороны, законодательство устанавливает обязанность уплаты налогов по всем договорам аренды. Если договор оформлен на период от 1 года, он регистрируется в Росреестре. Данная информация передается в налоговую службу в соответствии с соглашением об обмене сведениями. Если же договор оформлен на период до 1 года, налоговой службе придется доказать факт аренды, что не всегда возможно. 

Заключение

Из вышесказанного следует:
  • сдавать нежилое помещение вправе как обычные граждане, так и юридическое лицо;
  • если процедура не влечет за собой целью извлечение прибыли и ряд других признаков, то регистрация ИП гражданину не потребуется;
  • однако судейское сообщество так и не пришло к единому мнению о доказательствах по делу об извлечении прибыли или ее отсутствия в действиях подданного;
  • обязательно происходит начисление налога при занятии предпринимательством;
  • не запрещено применять упрощенную систему налогообложения;
  • соглашение составляется в письменном виде с подписями участников;
  • важным документом является и акт передачи недвижимости;
  • по факту выявленных скрытых изъянов или полном несоответствии с описанным ранее, соглашение аннулируется в общем порядке;
  • на всех процедурах стоит присутствовать лично;
  • все оговоренные устно моменты, но не записанные в документе, не считаются действительными по действующему законодательству;
  • уклонение от уплаты сборов считается нелегальным и может повлечь меры ответственности вплоть до уголовного преследования.

Таким образом, личное присутствие и тщательная проверка поспособствуют ликвидации имеющихся недоделок. Сдать в аренду или снимать площадь дело довольно простое, если следовать букве закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector