Как оформить в собственность землю общего пользования
Содержание:
- Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
- Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?
- Другой комментарий к статье 262 ГК РФ
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. № Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 № 3-3-05/126”
- Оформление в коллективное имущество
- Основные правила использования
- Обращение в суд
- Сроки оплаты налога
Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.
Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».
Составляющие части ВОЗ
Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.
- Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
- Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
- Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
- Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.
Порядок установления ВОЗ
Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:
- на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
- с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
- направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
- готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
- в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».
Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.
Ширина водоохранной зоны
Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.
Водный объект |
Размер водоохранной |
Река/ручей длиной меньше 10 км |
50 м |
Озеро/водохранилище |
50 м |
Озеро Байкал |
200 м |
Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.
Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?
Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:
- Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
- Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
- Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.
По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.
Другой комментарий к статье 262 ГК РФ
1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как «территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городах и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления» (ст. 40 Градостроительного кодекса).
Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе — земельный участок.
Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» — СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее — Закон об объектах культурного наследия).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.
Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления. В их числе — памятники природы, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, земли, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут быть использованы для профилактики и лечения заболеваний. Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (см. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425 — СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5798).
2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий — проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. № Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 № 3-3-05/126”
20 октября 2008
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126 по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов», и сообщает.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (пункт 12 статьи 1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в пункте 2 части 4 статьи 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.
В настоящее время пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
В то же время, пункт 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.
По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения статьи 262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента недвижимости | А.И. Ивакин |
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. N Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126”
Текст письма официально опубликован не был
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Оформление в коллективное имущество
Зачастую недостаточно только узнать границы придомовой территории многоквартирного дома, необходимо ее официально оформить и обозначить.
- Первым шагом необходимо проведение коллективного совещательного собрания владельцев. Постановление всеобщего консилиума берется основной массой голосов от совместного числа голосов участников, по итогу встречи составляется документ (акт). Как определить какие бумаги необходимо составлять при проведении разъясняется в ПП — No 569 от 3.07.2007 г.
- Второй шаг — назначенное доверенное лицо обязано направиться в орган государственной администрации либо управление регионального управления с утвержденным на общем собрании обращением (заявлением о создании земельной зоны). Управление регионального надзора распорядительным актом, признает проект границ (пределов) этой территории, на основе проведенных процедур по землеустройству. Чтобы пройти гос. оформление прав на совместное (коллективное) владение данной территорией нужно собрать последующий пакет документов: лицензия, устанавливающие бумаги на общее недвижимое имущество; техническое удостоверение здания (тех. паспорт, проект); заявка, составленная по всем требованиям, о государственной регистрации права общей долевой имущества, а также схема; данные о владельцах и являющихся собственностью им помещениях; акт, свидетельствующий права агента владельцев; счет о уплате государственной пошлины.
- Третьим шагом станет обозначение самой земельной площади. Оно осуществляется отделами администрации либо аппаратом регионального управления, на территории которых выстроена многоэтажка. Территориальный департамент земельных ресурсов исполняет разработку заключения о бесплатном предоставлении земельной площади в коллективное долевое владение лиц-собственников жилья. Определенные регионы своими нормативами не требуют от владельцев жилья особого постановительного акта отдела регионального контроля, для передачи прилегающей к дому территории в общее долевое имущество.
С момента выполнения гос. кадастрового учета прилегающая земельная область, на которой размещено многоквартирное жилье и другие входящие в структуру этого здания объекты недвижимой собственности, передается в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир и помещений.
Плюсы
Распределение в коллективное долевое владение и использование придомовой территории приносит жителям возможность эксплуатировать ее по собственному усмотрению. Помимо этого, качественно возрастает защита двора от противозаконного строительства торговых центров и палаток, вредоносных автозаправок и незаконных жилых зданий. Жители получают бесплатную приватизацию участков и возможность выгодно распределять финансы на благоустройство двора и обслуживание подъездов.
Минусы
В то же время собственники становятся обязанными исполнять обслуживание, содержание и организовывать пользование придомовой территорией, исполнять ремонт, например, дорог и проходов необходимо за собственный счет. Помимо этого, становится необходимым выплачивать налог и распределять на площади исключительно детские и спортплощадки, а кроме того, автогаражи для участников ВОВ и людей с ограниченными возможностями.
Основные правила использования
Так как приватизировать такие земли нельзя, рассматриваются следующие варианты использования в сфере правовых отношений:
- аренда;
- бесплатное использование без определенного срока.
Аренда считается популярным методом использования территорий общего пользования. Земельный кодекс разрешает арендовать земельные участки для работ по сельскому хозяйству или индивидуальных строительных объектов.
Хозяин здания, находящегося на месте общего пользования, имеет право заключить договор аренды. Однако, невозможно право выкупа, а указание такой возможности в договоре признано нарушением закона.
Вариант аренды популярен в сфере правовых взаимоотношений, когда одна из сторон – юридическое лицо. Вариант безвозмездного и постоянного использования без указанного срока актуален между государством и физическим лицом. В обоих случаях временный хозяин может создавать постройки на территории.
Участок можно переуступить, если арендатор не имеет возможности им пользоваться. Для такой процедуры предусмотрен договор цессии. В сделке учитываются только воображаемые детали объекта, так как реальными может курировать лишь владелец. В этом случае арендатор теряет возможность использования земли полностью, а новый съемщик будет решать все вопросы с владельцем строительных объектов.
Особенности аренды государственных землевладений
Физическое или юридическое лицо может получить участок в аренду, находящийся в собственности у государства или муниципалитета, в следующих случаях:
- когда на территории есть строение, оформленное в собственность. Арендный контракт оформляется на время до 49 лет;
- когда нужна земля для строительства. Срок ограничен временем проведения строевых работ. Требуется предварительное согласование по выбору места для строительства. Землевладения предоставляются на основании аукционных торгов, после чего составляется протокол. На основании этого документа оформляется договор аренды.
Возможна как аренда, так и бесплатное бессрочное пользование. Участники: физические, юридические лица и государственные органы. Основные моменты контролируются Земельным Кодексом РФ.
Порядок использования
На основании правовых документов на улицах, площадях, проездах разрешена постройка временных объектов, не имеющих фундамента
Важно, чтобы не ограничивалось движение пеших людей и транспорта
В парковых и садовых зонах разрешена постройка капитальных сооружений для обслуживания населения. Территории, прилегающие к рекам, предусмотрены для общественного отдыха. Парки, скверы и бульвары предназначены для досуга. Запрещены любые действия, препятствующие использованию по предписанию.
К сельскохозяйственным землям относятся участки в зоне поселков, к ним относятся:
- фермерские хозяйства;
- территории для полезных ископаемых;
- земли лесопарков.
За чертой населенных пунктов находятся места пригородных зон. На таких землях проводится активное развитие сельскохозяйственного производства. Предусмотрено строительство зданий для отдыха и нормального функционирования населенного пункта.
Некоторые земли пригородных зон помогают обеспечить гигиену и защиту для населенных пунктов. Окрестные черты устанавливаются генеральным планом развития, а также с помощью схем и проектов.
Обращение в суд
Если возникла ситуация, когда перенесенное ограждение мешает подъезду к дому или проходу к нему, а также создает сложности для проезда спецтехники, то необходимо обращаться в суд.
В такой ситуации имеет место защита права собственности, не связанного с лишением владения. Поэтому заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд в любое время без учета срока давности. На споры по защите права собственности, не связанного с лишением владения срок исковой давности не распространяется (ст. 208 ГК РФ).
То есть, если гражданин не ездил на дачный участок 5 лет, а по приезду увидел высокий забор соседей, который перегораживает проезд к его участку, то он может обратиться в суд, даже если с момента возведения забора прошло больше 3 лет.
Нюансы при обращении в суд
Особенности обращения в суд:
- До инициации процесса нужно написать жалобу собственнику участка. Письменный ответ нужно приложить к иску.
- Факт нарушения прав заявителя нужно зафиксировать. Для этого нужно вызвать специалистов районной администрации или правления ТСН. Письменный ответ на жалобу также приложить к иску.
- Перед обращением в суд необходимо направить ответчику претензию с предложением об устранении нарушения. Если в течение 20 дней ответ не поступит или ограждение не будет демонтировано, то нужно обращаться в суд.
- Документы нужно подавать в мировой суд по месту расположения участка.
- Не стоит самостоятельно проводить землеустроительную экспертизу. Лучше приложить к иску ходатайство.
- В иске обязательно нужно указать номер телефона истца, чтобы секретарь суда мог оперативно связаться.
Документы к иску
При подготовке к процессу необходимо собрать следующие документы:
- гражданский паспорт;
- документы о праве собственности на участок;
- выписку из ЕГРН;
- кадастровый паспорт;
- ответ от собственника спорного участка;
- ответы на жалобы;
- ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы;
- квитанцию об оплате госпошлины – 200 р.
Исковое заявление
Исковое заявление в суд должно включать следующую информацию:
- наименование суда;
- данные заявителя;
- сведения об ответчике;
- третье лицо (собственник участка – районная администрация или ТСН);
- название иска;
- информация о правах на участок;
- действия ответчика, которые привели к нарушению прав;
- сведения об обращении к собственнику участка и в надзорные органы;
- ссылка на закон;
- требование об устранении препятствий в пользовании земельным участком;
- перечень документов к иску;
- дата и подпись.
Образец иска
Сроки оплаты налога
Какой срок отводится для внесения конкретной суммы в налоговую инспекцию прописан в статье под номером №397-НК. Внести платёж нужно не позднее 1 декабря будущего года.
Иначе дело обстоит с юридическими лицами, организациями. Сроки перечисления денег и внесение авансовой суммы регулируется муниципалитетом. Дата оплаты налога 1 февраля следующего года. Последний платёж за пользование земельным участком в СНТ нужно перечислить за 2020 год. Аванс необходимо внести за текущий год.
Способы оплаты:
- Перечислить деньги на расчётный счёт налоговой службы.
- Заплатить с лицевого счёта.
- Осуществить декларационный платёж.
Если налогоплательщик будет уклоняться от уплаты, либо просрочит платёж, его ждут штрафные санкции. Если владелец земельного участка и плательщик юридическое лицо, земельный налог для СНТ будет компенсироваться за счёт взносов собственников личных территорий. С 2019 года взносы обязаны платить как члены садового некоммерческого товарищества, так и собственники наделов.