Назад в светлое будущее. мертвые деревни сибири

В честь великой княжны

В честь кого получила деревня в Рыбинском районе Красноярского края название, доподлинно не известно. У местных бытует легенда. Когда-то через эти места проезжал будущий царь Николай II. Когда у него родилась дочь и её назвали Татьяной, жители на сходе решили населённый пункт, до этого бывший Васильевкой, переименовать в Татьяновку. Три года назад здесь отметили 120 лет со дня основания.

В деревне сейчас всего две улицы, здесь проживают чуть больше ста человек. Татьян пять. Причём долгое время тут девочек так не называли — детей рождалось мало, и имя почему-то было не в чести. Сейчас самой младшей из Тань 5 лет. Тут в последние годы случился, как говорят местные, бэби-бум. И теперь в деревне 18 детей.

За последние годы, по деревенским меркам, родилось много детей. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Когда-то в деревне было больше 500 человек, — рассказывает заведующая сельским клубом Татьяна Писарева. — И татьяновцы славились высокими достижениями в животноводстве и полеводстве. Наш совхоз всегда первое место держал. Вот тогда имя Татьяна у нас было невероятно популярным. Я тоже здесь родилась и очень рада, что меня назвали именно Татьяной…» 

Статья по теме

В цифрах и фактах: День св. Татьяны студенты празднуют с середины 18 века

Тихий Дон (2015)

Действие российского сериала по классическому роману Михаила Шолохова происходит в хуторе Татарском станицы Вешенской. На дворе 1912 год – скоро мирный уклад людей сломает революция. Главный герой Григорий Мелехов – упрямый донской казак из хорошей семьи. Перед началом Первой мировой войны в душе мужчины разгорится пламя любви к замужней казачке Аксинье Астаховой. Ни война, ни революционные события, ни законная жена не смогут заставить Григория забыть эти чувства.

ЖанрДрамаАктерыЕвгений Ткачук, Полина Чернышова, Сергей Маковецкий…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 8.1Возрастные ограничения12+

Якутский отшельник

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.

Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей

Заготовка питьевой воды

Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.

Зови меня мамой (2016)

Действие российского сериала о судьбе одной женщины разворачивается в период потрясений – раскулачивания, репрессий и Великой Отечественной войны. Когда-то Татьяна и Николай были счастливы, но наветы завистников разлучили пару. Татьяне пришлось бежать в город, а Николай пропал во время раскулачивания. Беглянка находит пристанище в доме инженера, став няней для его детей. Однако и по этой семье прокатывается каток революции. Теперь Татьяне придется взять на себя ответственность за чужих детей, стать для них мамой, найти место в жизни и отыскать пропавшего мужа.

ЖанрМелодрамаАктерыАнна Старшенбаум, Алексей Барабаш, Юрий Цурило…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.3Возрастные ограничения12+Посмотреть на youtube.com

Деревенский роман (2015)

Список лучших деревенских сериалов производства России продолжит телешоу с интересным сочетанием жанров – комедии и мелодрамы с детективной интригой. Чтобы заполучить должность директора департамента по работе с регионами, Светлане необходимо ехать в деревню Васильково. Так вместе со своим конкурентом и женихом Вадимом девушка оказывается в сердце российской глубинки. Пока Вадим плетет интриги и пытается присвоить идеи невесты, Света знакомится с работником фермы Арсением

Непохожий на других мужчина сразу привлекает внимание городской гостьи

ЖанрМелодрамаАктерыАнтон Макарский, Маруся Зыкова, Дмитрий Исаев…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.8Возрастные ограничения12+

Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев

Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.

Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.

Но наградой послужили утренние прекрасные виды на сопки, горные реки и все тот же туман над скрипящими деревянными мостами. Деревеньки спрятаны в таежных лесах, уютны и опрятны. Есть ощущение бедности, но нет уныния, как часто у нас. Деревня на 200 жителей может тянуться на пару километров. Дома сделаны из потемневшего бруса. Во дворах непременно маленькая банька, часто летний домик. Иногда есть и старый домик, итого четыре похожие, как матрешки, постройки. Участки в среднем по гектару. В окошках простенькие занавески, во дворах — старые японские пикапчики. Вдоль обочины в лесах грибов не счесть. За изгородью домов все скромно, но опрятно. В двориках часто цветочки. Кое-где газоны.

Исконно русские деревни. Крылечки, посиделки, дымящие мотоциклы с сивыми веснушчатыми мальчишками и — эка невидаль — прямо вдоль промышленных дорог тянут оптоволокно.

На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.

Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.

Страсти кипят потому, что и в таежной глуши есть место человеческой подлости и чистоте. Как борец за добро, Раиса Максимовна нас привлекает очень. Вот и она приветствует нас с крыльца. Ей 73. Ее домик опрятен, с колодцем и палисадником. Во дворе, как в кукольном домике, маленькие домики — погреб, баня, сарай. Воздухом не напиться. Пахнет детством, дровами и травой-муравой. А еще буйством трав и леса тайги.

Наш герой — председатель совета старейшин Союза коренных малочисленных народов Приморского края. Потомственная шаманка из рода Пионка. Местная глава администрации.

В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.

Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.

Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.

Дружно живём

Но татьяновцы не унывают. И живут отнюдь не скучно. Проехать мимо дома того же депутата Аллы Туговой просто так не получится: взгляд цепляется за диковинные фигуры возле ворот. Тут и милиционер с гармошкой, и девица с балалайкой, а ещё символы года: овца, лошадь, собака и прочие. Всё из подручных материалов сделала хозяйка дома.

У дома депутата Аллы Туговой. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Мастерить начала, когда у меня внучка родилась, раньше со мной такого не было, — отшучивается женщина. — Односельчане помогают: кто вещи какие отдаст, кто шуруповёртом выручит».

Другая знатная мастерица — Ганна Немцева. В деревне славится своими вышитыми коврами и картинами и даже иконами — многих ими одарила. Бабушке почти 80 лет, но увлечение своё она не бросает.

Вот такие ковры вышивает Ганна Немцева. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Этот ковёр года два вышивала, — показывает женщина полотно размером больше её роста. — Раньше детям дарила, а они вот «повертали» мне назад. Времени на вышивку много уходит, невестка у меня по хозяйству, а я сижу, «колупаюсь» помаленьку. Какая картинка понравится, я её «снимаю», считаю и принимаюсь за работу. Это сейчас всякие журналы, а раньше ничего не было, так что самоучка я».

Статья по теме

«В деревне жизнь свободней». Зачем фотограф уехал из мегаполиса в глубинку

«Бабушка рассказывала, что нашей деревне повезло: долго в ней немцы не стояли, а в соседних беды много рубили, — говорит Ганна. — На вышку людей отправляли, детей на штыки — и в колодец кидали… А к нам в дом немец зашёл, увидел нас — пятерых малых, да кур, по двору бегающих, и матери показал: мол, заруби да детей покорми, а то другой немец придёт и заберёт птицу. Всяко тогда было».  

Приехала в Сибирь к брату Ганна в 17 лет — он здесь железную дорогу строил. «Парень из армии местный пришёл, полюбили друг друга, так корни в Татьяновке и пустила». Сначала на железной дороге работала, потом в совхозе дояркой. Вся жизнь — в труде. А пенсия — всего 10 тыс. рублей…

В сельском клубе и поют, и танцуют, и новости последние за чаем обсуждают. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Ещё татьяновцы любят петь. В местном клубе есть взрослый вокальный коллектив. А дети занимаются танцами — работает кружок. Здесь вообще многое держится вокруг клуба. Можно просто прийти — в бильярд, теннис поиграть, пообщаться, чайку попить, новости обсудить. А каждую субботу обязательно дискотека. Заведующая Татьяна говорит, что человек 15 на неё собирается: в выходные кто с учёбы в деревню приезжает, кто бабушек-дедушек навестить.

Так Масленицу всей деревней отмечали. Фото: Из личного архива/ Виктория Соколова

«Живём мы дружно, если какая у кого беда случается, вся деревня помогает, — говорит Писарева. — У нас тут вокруг часто пожары случаются. Так если огонь к деревне подбирается, все сбегаются, своими силами тушим, пожарные приезжают, а им уже делать нечего… Вот такие татьяновцы». 

Статья по теме

Бывшие. Чем запомнились студенческие годы известным красноярцам?

Соседи (2018 – 2021)

Русская лирическая комедия повествует о двух семьях, враждующих среди живописных деревенских просторов. Интеллигентные москвичи Кораблевы переезжают в деревню в надежде спасти брак. Их красивый новый дом вызывает чувство зависти у соседей. Особенно недовольны тракторист Виктор и его супруга Татьяна. Конфликт между соседями накаляется с каждым днем, пока на горизонте не появляется общий враг. Теперь конфликтующие семьи объединяют силы, чтобы дать отпор местному богачу Пятакову.

ЖанрКомедияАктерыЕвгений Сидихин, Елена Валюшкина, Владимир Тимофеев, Юлия Ауг…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 5.8Возрастные ограничения12+

Умершая деревня

Впрочем, документы — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются и сами староверы, и муниципальные власти в районах, в которых они проживают. Деревня Чулково, в которой живет Ханофер, рассказывает Ольга Суворова, возникла на этом месте еще в XVII веке. Потом она пришла в упадок — и до 1970-х считалась «умершей».

В 1970-е ее возродили, но не административно, а стихийно — просто приехали две старообрядческие семьи, спасавшиеся от гонений со стороны советской власти, поставили дом и стали жить. К ним присоединились и другие староверы — в том числе и те, кто покидал расположенные на Дубчесе монастыри, возвращаясь к мирской жизни. Это, объясняет Николай Шляхов, тогда было удобно и советской администрации, и староверам — и долгое время два совершенно разных мира спокойно сосуществовали рядом.

Сейчас в Чулково проживают 77 человек взрослых и детей. Но, когда правозащитники занялись делом Ханофера Ефимова, выяснилось, что у поселения нет официального статуса. То есть даже если член этой общины захочет получить паспорт, в ФМС смогут ему выдать документ, но не смогут его зарегистрировать — формально их домов не существует.

старообрядцы

Поселок староверов в Красноярском крае

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

В Верхнеимбатском сельсовете, в состав которого входит поселение, еще в 2014 году — то есть задолго до громкой истории с Ханофером Ефимовым, — был принят генеральный план развития, по которому в том числе предполагалось закрепить наконец за Чулково официальный статус поселения.

С этим представители сельсовета по установленной процедуре обратились к краевым властям — но, как показала практика, процедура оказалась сложнее, чем могли предполагать люди в небольшом селении, находящемся в сотнях километрах от крупных городов.

Автор цитаты

При этом, подчеркивает Ольга Суворова, оформление статуса поселения позволило бы в том числе пополнить бюджет сельского поселения: ведь в этом случае его жители будут платить налоги, например, на недвижимое имущество. «В обмен, например, на то, что власти помогут им почистить дорогу грейдером». На вопрос, уверена ли она, что старообрядцы действительно готовы платить взносы в казну, она уверенно отвечает «да».

Из Бразилии в Туруханск

Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.

туруханск

Вид на Туруханск со стороны Енисея

Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин

В октябре 2018 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.

Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.

После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.

старообрядцы

Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой

Фото: vk.com/Полиция Красноярья

Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.

Плохая дочь (2017)

Этот русский деревенский сериал хоть и не попал в топ лучших телешоу, но получил положительные отзывы своих зрителей. Жизнь Саши расписана заранее – скоро она окончит университет и станет врачом, получит работу в городе, выйдет замуж. Но у судьбы совсем другие планы. Саша узнает, что умерла тетя и остались сиротами трое ее детей. Девушка решает ехать в деревню, где проживала родственница. В этой поездке Александра откроет новые грани своей личности, познакомится с деревенскими жителями и, возможно, встретит любовь всей жизни.

ЖанрМелодрамаАктерыДана Абызова, Вячеслав Дробинков, Наталия Курдюбова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.1Возрастные ограничения12+

Без солидарности

<sup>Несколько крыш в Должицах и соседнем Старом селе крыты пленками, снятыми с рекламных щитов. Она плотнее и крепче, чем дранка, дешевле, чем рубероид «и вообще красивая»</sup>

— Дом валится, а они окна новые вставили, — неодобрительно осматривает избу Людмила Ивановна и беззлобно констатирует:

— Дачники!

Лукомо — самая большая деревня в округе (почти 200 человек) и главный центр связи Должиц с внешним миром. Отсюда ходит автобус в Дно (один), здесь есть магазин (дорогой), две автолавки (недешевые), такси (то самое, по 300 рублей). Администрация Лукомской волости (так официально) расположена в районе Лукомо, называемом Пентагон. Всего к волости относится 41 деревня и 960 человек. Школ здесь нет (пятеро детей возят в город), церквей, милиции, клубов и пожарных тоже. Единственный фельдшер — в Лукомо, ферм осталось всего три, зато в Юрково есть библиотека, а в Скуграх идет прием граждан администрацией волости. Ее глава Тамара Павловна про должицкую проблему знает, но сделать ничего не может: бюджет волости на год — 1 миллион 800 тысяч, а в администрации Псковской области говорят, что 5 км дороги от Лукомо до Должиц обойдется в 15 миллионов рублей.

Поверить в такую сумму должицкие не могут.

— Грейдер да плюс гравий, — загибая пальцы, считает Людмила Ивановна. — Да плюс асфальт…

— Зачем нам асфальт, — вмешивается Алик. — Грейдера хватит. Разровнять, щебня насыпать. Плюс песок, плюс щебень…

— Плюс откаты, — влезаю я.

— Плюс откаты, — загибает палец Алик. И долго молчит.

— А может, вам на УАЗ скинуться? Будете собирать деньги на бензин, раз в неделю ездить в город…

— О, я всех буду возить! — вскидывается Алик, по профессии — шофер.

— Да ну, это государство должно думать, а не частник возить, — ворчит Галина Яковлевна. — Вон, как мы колодец копали! Половина народу денег не отдала, а вы говорите — УАЗ.

— А кто его чинить будет? Кто за запчасти платить? — спохватывается Алик.

— Кому это надо? Никому не надо… — заключает Людмила Ивановна.

— Да и дороги нет, — вздыхает Алик.

— …да и дороги нет.

Сибирь без конца и края

      Прошедшим летом в начале августа удалось вырваться на две недели в отпуск. И отпуск этот я посвятил путешествию на жемчужину Сибири – озеро Байкал. Об отдыхе я здесь рассказывать не буду. Расскажу о сибирских деревнях, что видел по дороге, преодолевая огромное море тайги.

      Расстояние около двух тысяч километров от Белово Кемеровской области до Байкала мы преодолели за три дня. Ехали не спеша, днём. Так, что время поглядеть в окно и посмотреть на жизнь в сибирской деревне было. Из этих двух тысяч километров пути больше половины пришлось на тайгу. Тайга без конца и края.

       Однако же, вдоль дороги было много деревень. В такой глухомани живут люди. Откуда они здесь? А ничего удивительного. Именно вдоль дороги и селились люди ещё с восемнадцатого века. Именно тогда русский царь повелел строить дорогу через всю Сибирь — матушку на дальневосточную окраину нашей необъятной страны.

      Кого силой привели в кандалах, кто по своей воле подался на новые земли. Всем миром строили Сибирский тракт. Вот и появились в Сибири деревни. А посёлки и города появились позже, когда в конце девятнадцатого и начале двадцатого века строили железную дорогу – Транссиб.

      Но, даже сегодня, все населённые пункты расположены вдоль дорог. Вдоль автомобильной дороги М53 и вдоль железной транссибирской дороги. Отойди от них в сторону на 50 – 100 километров и не найдёшь больше человеческого жилья.

Пилят тайгу, осваивают бюджеты

Впрочем, с ее появлением в четыреъ поселках под ее руководством мало-помалу зашевелилась жизнь. Дороги, свет, ремонт школы, клуба. Ремонт человеческих душ. Всем этим глава овладела полностью. И простые люди благодарны ей. Мы идем по поселку, а с огородов порой кто-то уважительно здоровается. Удегейцы — необычной внешности, скуластые, плосколицые, похожи на якутов. Напротив друг друга хвастаются ассортиментом два сельпо. Правда, счеты вместо кассы есть только в одном, но ленты с мухами, ароматный стиральный порошок и консервы в ассортименте у обоих. Классика.

В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.

11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова… население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.

А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.

Горче нет той горечи, чем у трудового мозолистого народа, лишившегося даров родных рек и лесов, которым питался гордый род удегейцев ли, русских, китайцев ли — все одно хозяев тайги, с текущей, кажется, тайгой в самих венах их, проросшей тайгой в сами жилы их.

Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи… и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.

Слава богу, огород у нее не отняли.

Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.

Депутаты края же — вне законов и времени — охотятся с вертолетов … и ими же вывозят дичь и рыбу. Пилят тайгу. Осваивают бюджеты. Валят вековые сосны. Пьют вискарь и гоняют покер с прокурором на даче, где камин за два ляма, чучелов в избытке и натопленная пихтовая баня с портовыми владивостокскими шлюхами. В колоде в засаленных, жирных их, в семге, пальцах — менты, лесники и особисты. Гнилая рать прогнившего режима.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.

Так что, дорогие друзья из «Древа жизни», ваш девиз «Живите долго и вкусно» звучит теперь и в глухой тайге. Фото с Раисой Максимовной в национальном костюме с подарками — прилагаем.

Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.

Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.

Оригинал

«Промысел назвали браконьерством»

При этом в России с 2006 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По ней,в том числе старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться на Дальний Восток (еще один дореволюционный центр старообрядчества в России).

старообрядцы

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

Тем, кто решится на переезд, предлагают помощь — в том числе финансовую, — при оформлении собственности на землю и строительстве домов. Однако в отношении староверов, Россию так и не покинувших, здесь возникает некоторая двойственность.

Автор цитаты

Такая несогласованность выглядит странно в том числе и для представителей общин из других стран — особенно учитывая, что многие общины поддерживают между собой тесные связи. В том числе и с Россией.

— Смотрится всё это так, что одной рукой мы приглашаем старообрядцев — мол, приезжайте к нам на Дальний Восток, будут вам и преференции, и документы. А с другой стороны, мы говорим о тех, кто уже живет на территории Российской Федерации: ребята, они совсем не наши. Пусть они сначала уберутся к вам — причем болезненно, через задержания, суды и решетки, а там мы посмотрим, может быть, потом они смогут к нам вернуться и на Дальнем Востоке жить хорошо и здорово, — указывает Ольга Суворова.

Так, например, серьезная проблема для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, — ужесточение правил рыболовства. Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.

старообряцы

Фото: РИА Новости/Борис Бабанов

Именно во время одного из таких участившихся рейдов рыбинспекции, например, на Енисее был задержан Ханофер Ефимов (что рыбу он ловил, получается, незаконно, он тогда не отрицал).

Автор цитаты

Ольга Суворова согласна с тем, что старообрядцам, ведущим уединенную жизнь в тайге, могут помочь квоты, аналогичные тем, что действуют для коренных народов Севера — в конце концов, указывает она, староверы живут здесь с XVII–XVIII веков. Примерно тогда же в России узнали и о существовании коренных народов Севера. Получается, что они существуют бок о бок уже почти три столетия, и те и другие живут довольно закрытыми сообществами, сохраняющими исторический уклад. И одинаково сильно зависят от традиционных промыслов. Однако у одних есть, скажем, квоты на вылов рыбы и охоту, а у других — нет.

Впрочем, в случае с Енисеем, такие дополнительные привилегии могут вызвать вопросы у жителей соседних деревень, даже несмотря на то, что вообще-то к старообрядцам жители относятся спокойно. Вопрос с ужесточением правил рыбной ловли здесь — больной для всех («У нас мало рабочих мест и много рыбы, охотники ею собак всегда кормили»).

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

По данным, которые «Известиям» озвучивают сибирские правозащитники, до 70% мужчин на Енисее так или иначе уже имеют судимость из-за нарушений правил рыбной ловли. И вряд ли люди с пониманием отнесутся к тому, что староверов переведут на привилегированное положение, подчеркивает Николай Шляхов, — сибиряк, называющий себя старожилом Туруханского района.

Без волков

<sup>Галина Яковлевна и Алик Матвеев</sup>

Утром Матвеевым позвонила Марина, редактор газеты «Дновец», торжественно рассказала, что в понедельник губернатор Турчак приезжает в Дно на парад (в честь 70-летия освобождения города от немцев) и горячую линию с читателями.

Теперь каждому позвонившему Людмила Ивановна горячо шепчет: «В понедельник к Турчаку поедем, Брячак «козла» даст, — и обязательно прибавляет: — Только это секрет».

…Показать мне дорогу в Лукомо сначала собралось полдеревни, но потом передумали: один день идешь, два — отлеживаться. Только Людмила Ивановна с мужем Аликом собрались и Галина Яковлевна.

Сначала долго идем вдоль железной дороги, нарушая все правила и обсуждая, что где-то здесь Галина Яковлевна видела из окна поезда медведя. Про медведей в Должицах рассказывают спокойно («Однажды сошли Галя с Колей на станции, Коля датенький, а там медведь»), а вот волков боятся. Они теперь ушли в сторону Должиц: охотники говорят, все следы туда и ведут.

Буксир Леха толкает замечательно

Тайга.инфо: К чему вы морально не были готовы в своих мини-экспедициях?

Тимофей: К дорогам! Стоит удалиться от административного центра, они пропадают. Это либо какая-то щебенка (видно, что укатанная, давнишняя), либо просто грунтовая дорога. Если видим по прогнозу дождь, мы отменяем поездку.

Много где застревали. У нас нет внедорожника, который мог бы везде проехать. Моя машина — обычная «Лада Калина». Мы как-то размещали на «Планете» сбор на УАЗик. Но ничего из этого не вышло. А так, у меня есть замечательное устройство для буксира — он сейчас сидит рядом со мной. Это Леха. Толкает замечательно.

нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет

Алексей: Мы любим ездить по полевым дорогам между деревень. Если дождь прошел недавно, то все. Было дело, ездили снимать Изылинскую пещеру в Тогучинском районе, застряли по дороге — долго выбирались из болота. В итоге к самой пещере подобрались, когда уже темнеть начинало. Когда искали машину на обратном пути, телефоны уже почти сели.

Там недалеко, кстати, есть деревня Изылы — она точно брошенная, хотим туда летом съездить. В прошлый раз не попали, потому что она была через речку от нас. Судя по всему, ее недавно забросили.

Тимофей: Еще нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет. И застревали, и блудили. Они рисуют дороги, но не проверяют, есть ли они вообще. Мы даже в техподдержку писали.

В последний раз мы развернулись, потому что 2ГИС повел нас непонятно куда через заснеженное поле.

Тайга.инфо: Вы говорили, что зимой тоже ездили. Везде проехать можно?

Тимофей: Да, зимой дороги хорошо чистят. Мы не встречали ни одной деревни, чтобы не было вообще дорог. Как минимум, к самой деревне ее доводят.

Костер на снегу (2012)

Главная героиня русского сериала выросла в детском доме при живой матери. Однако добрая Настя нашла в себе силы вернуться в родную деревню, простить маму и взять под крыло маленького братишку. Трудолюбивая девушка знала наперед, как сложится ее судьба – работа маляром, забота о брате, свадьба и свои дети. Но внезапный роман с приезжим сыном губернатора Павлом круто переменил ее планы. Итогом романа стала беременность и предательство, которого доверчивая Настя совсем не ждала.

ЖанрМелодрамаАктерыДарья Щербакова, Александр Голубев, Андрей Чадов, Надежда Маркина…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.6Возрастные ограничения12+

Антипины

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.

Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены — Антипин. По его мнению, приставка «Анти» в ней обозначала его взгляды как «против», т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын — Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их. 

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.

«Что там происходит, знают только посвященные»

Река Дубчес, северный приток реки Енисей, считается мировой «столицей» старообрядчества — по крайней мере для старообрядцев часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев — то есть тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.

Люди начали селиться здесь еще в конце XVII века — вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.

Сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. «Однажды туда прилетали корреспонденты на вертолете, так обитатели монастыря просто ушли все в лес», — рассказал журналисту «Известий» один из жителей Туруханского района.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Здесь же, на Дубчесе, находится и деревня Сандакчес — фактически центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.

Автор цитаты

Посетить эти места приезжает много паломников, в том числе из старообрядческих общин, расположенных по всему миру: от Канады до Латинской Америки и Африки. Некоторые из них остаются в монастырях годами. Именно так, объясняет правозащитник, на берегах Енисея появляются люди с просроченными документами и — нередко — иностранными паспортами.

Автор цитаты

Информацию о закрытых и удаленных от мира монастырях подтверждает и разошедшаяся несколько лет назад по многим изданиям история девочки из США, которая, по ее словам, провела в одном из таких монастырей 15 лет.

Она рассказывала журналистам, что родственники-старообрядцы подростком отправили ее в монастырь на Дубчесе с организованной паломнической группой, но через какое-то время прибывшие с ней люди просто уехали — и девочка поняла, что для нее был взят «билет в один конец». Сбежать из монастыря девушке удалось лишь через 15 лет, при этом, как следует из ее рассказа, добраться до Енисейска ей помогли жители располагавшихся неподалеку сел — тоже старообрядцы.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Правда, Николай Шляхов, рассказывая о монастырской жизни со слов знакомых старообрядцев, говорит, что «насильно их там никто не держит» — если человек чувствует, что не справляется, что такая жизнь не по нему, он может уйти и поселиться в обычной старообрядческой деревне.

Такие деревни, где в основном живут семейные, в отличие от монастырей, хорошо известны местным, и их жители, по словам Ольги Суворовой, по-своему пытаются взаимодействовать с мирскими.

— Я всегда знала, что на Дубчесе у нас существует община беспоповцев, что Чулково — старообрядческое поселение, что капитаны пассажирских судов с ними поддерживают отношения, так же, как и отдельные граждане, которые занимаются рыбалкой и охотой, — поясняет она.

Старообрядцы, которые живут охотой, рыбалкой, а также сельским хозяйством (в Чулково, по ее словам, жители выращивают картошку и выкармливают молочных бычков), торгуют с местными. Или меновым способом, или за деньги, которые им всё равно нужны на приобретение тканей, одежды, обуви и всевозможных инструментов.

Автор цитаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector