Вотчина и поместье — общее и различия видов землевладения

Имения и усадьбы

А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.

Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово «усадьба» не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.

Утраченная усадьба Григорьевское

Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.

И.Е. Репин «Абрамцево»

В состав усадьбы обычно входили господский дом, комплекс жилых и хозяйственных построек. Сооружали конюшни, флигели, жилье для прислуги. Обычно обустраивался парк, а в нем — оранжерея, нередко возводили церковь. Усадьбы появлялись не только в провинции, но и в городах. В Москве они были явлением распространенным, а вот в Петербурге усадеб было значительно меньше.

Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.

Московская усадьба Льва Толстого в Хамовниках. Фото начала XX в.

Вотчина и поместье в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Post Views: 79

Поместья и помещики

Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.

Б.М. Кустодиев «Дворянская усадьба»

Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу. К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.

А.С. Степанов «Усадьба летом»

В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.

имение

Утраченная усадьба «Осиновая роща»

Появление поместья

Русское государство расширяло свои владения. Для укрепления своих границ, Иван III награждал своих людей (зарождавшееся дворянство) земельными наделами за доблесть в ратных делах. Так с конца 15 века появилась новая форма собственности — поместье. Владения предоставлялись приказным людям (атаманам, сотникам), как средство для службы или же, за военные отличия, в пожизненное пользование.

Размер зависел от значимости положения, размеров вотчин, происхождения. Мог увеличиваться за храбрость или понижаться за проступки. Право помещиков распоряжаться такими землями было ограничено государством. Им было запрещено распоряжаться имением, в том смысле, что ни продать, ни унаследовать его владельцы не могли.

Стирание различий

Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведёт к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жёсткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.

Расширение прав поместного дворянства

С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, припускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне, причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве, развивать его без опасения потери.

Получило законодательное подтверждение и правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, в соответствии с которыми семья помещика не оказывалась без куска хлеба при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.

Умаление вотчинного хозяйства

В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа «службы по отечеству».

Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешёвый труд крепостных крестьян.

Юридическое слияние понятий

На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно со всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.

Крупная собственность в Средневековье

На Западе уже с VIII в н. э. складывалась система, при которой феодалы являлись независимыми и полновластными хозяевами на своей территории, частная собственность господствовала над государственной, а вассальные отношения с верховным сюзереном регулировались при помощи традиции, обычая и договоров. Подобная самостоятельность владельцев постоянно угрожала целостности страны. Формы конкуренции того времени носили преимущественно военный характер, что ещё более ослабляло государство.

Западное влияние

Средневековая Русь первоначально формировалась в рамках общеевропейских тенденций экономического развития. Темпы их были, правда, замедлены непрекращающейся борьбой с кочевниками-степняками, но в течение XI века на землях, принадлежащих потомкам Рюрика, сложился целый ряд вполне самостоятельных княжеств (уделов) под условным верховенством киевского стола.

Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период.

Крупное землевладение

Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов. Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали:

  • князья;
  • представители старшей дружины;
  • земские бояре;
  • церковь и большие монастыри.

Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение:

  1. Родовые — передавались по наследству от одного главы семейного клана другому, но собственниками считались все представители рода и без их согласия номинальный хозяин не имел права продавать или обменивать общую собственность. К тому же он обязан был служить князю, на территории которого располагались эти земли, и в случае отказа от службы мог потерять права на них вместе с родом.
  2. Дарованные — приобретённые путём награды. Особенности владения определялись жалованной грамотой, где прописывались, помимо прочего, и обязанности вотчинника перед дарителем.
  3. Купли — земли, выкупленные у представителей иного рода. Права приобретателей в этом случае были наиболее широкими и защищёнными, но всё же имели ограничения судить лиц, проживающих на их территории.

Воздействие восточных традиций

Движение по пути дальнейшей феодальной раздробленности было прервано монголо-татарским нашествием и установлением полуоккупационного режима ига. Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян.

Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома. Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства.

Формирование служилого сословия

Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене. Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение. Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу.

Новые хозяйства

Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов (дани) княжескому дворцу. Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. п. Ими вёлся учёт населения, количество дворов (основной податной единицы), определялся размер налога. За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.

Жалованье землёй с крестьянами людей, несущих военную службу, с одной стороны, было логичной заботой о пропитании тех, кто в силу своих обязанностей не мог выполнять в полном объёме сельскохозяйственные работы. А с другой стороны, так формировался новый для страны класс дворян-помещиков, мелких феодалов, чьё благосостояние целиком зависело от воли правителя государства, и кого он смог бы противопоставить в качестве вооружённой оппозиции крупным вотчинникам.

Особенности условного владения

Поместье как вознаграждение за тяготы военной службы стало особенно широко распространённым в период правления Ивана III в середине XV века. Кормления к тому времени вытеснялись из практики хозяйствования путём выкупа этой должности общиной и замены её выборными земскими властями. Впервые слово «поместье» упоминается в русских актах в документе, писанном между 1466 — 1478 годами. Если попытаться дать ему полное определение, то это условное землевладение, выделяемое военным служащим из государственного земельного фонда на время исполнения ими служебных обязанностей.

Тогда же правительство предпринимает ряд мер, обязывающих и наследственного вотчинника исполнять государственную службу. Помимо родового имения, он был принужден иметь и помещичью усадьбу. Тем самым делался шаг на пути слияния поместного и вотчинного землевладения. Однако временный характер пользования приводил к хищническому разграблению земель дворянами.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.
На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Возникновение вотчины

Это ранняя форма собственности в древней Руси, причем такое право распространялось на землю, постройки, другое имущество, в том числе, и на крепостных крестьян. Само понятие произошло от однокоренного слова отче (отец). Во времена Киевской Руси владелец мог передать свои владения от отца к сыну, продать, поменять, поделить его между родственниками. В 9-11 веках большинство знати получали земельную награду за заслуги перед великим князем. Как правило, это были князья, дружинники и земские бояре, то есть люди знатные.

После крещения Руси, появились церковные вотчины — земли и хозяйства, принадлежащие церковным служителям высших чинов и монастырям. Монастырское и церковное землевладение развивалось параллельно княжеским и боярским. Крестьянский труд использовался также, как и при знати, посредством оброка и барщины. Но развитие церковных угодий было достаточно слабым, так как владений было не так уж и много.

Формы владения

Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены.

Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью. А, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати. А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение.

Вотчины

Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название «вотчина», или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.

В.Д. Поленов «Московский дворик»

При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца. Феодал – а именно им был собственник такой земли – по своему усмотрению управлял своим имуществом, а еще – собирал подати с крестьян, живущих на его территории, вершил суд. К XIII веку вотчины были основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единой территории, у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.

А.М. Васнецов «Коломенское»

С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю – поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.

Сравнительная характеристика

В конце XV века на Руси сложились 2 вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:

  1. Наличие угодий, включавших в себя земли, пастбища, постройки, деревни, инвентарь и т. п.
  2. Владение зависимыми крестьянами и использование их труда.
  3. Исполнение обязанностей по несению государевой службы.

Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:

Пример Вотчина Поместье
Принцип владения Наследственный Условный
Хозяин Князья, бояре, монастыри Служилое сословие дворян
Право наследования Полное При условии, что наследник продолжает службу отца
Бездетность владельца Имение остаётся в роду Возвращается в казну
Деление между наследниками Возможно Отсутствует
Право купли, дарения, продажи Имеется Нет
Налоги и сборы Освобождены от большей части государственных повинностей Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики

Какие отличия?

Главным отличием между этими видами землевладения — это вопрос о наследовании. Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.

Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.

Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.

Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины, когда как поместий таких быть не могло.

Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector