В каких городах россии есть метро?

Общие тенденции в метростроении

С учетом данных о Латинской Америке и Африке, можно говорить о сильном влиянии финансового фактора на темпы роста метро. Это объективно подтверждается историей и других стран за редкими исключениями, обусловленными спецификой политики. Наиболее яркими примерами все же являются азиатские страны, и примечательно, что в Северной Корее 1 метрополитен, а в более экономически успешной Южной уже 6. При этом в Северной Корее есть города, кроме столицы, с населением 768 и 667 тысяч человек, но без метро. Италия построила свои метрополитены в 90-е, а не в непростые 50-е.

Обобщая, можно сказать, что развивают метро или страны, которые могут позволить себе это, потому что они развитые и заботятся о комфорте и экологии, или страны с активно растущими городами, которые вынуждены обращаться к рациональным урбанистическим решениям, иначе они задохнутся экономически и буквально. А также страны, сочетающие эти причины. Иногда решающее влияние оказывают исторические традиции, в том случае, когда экономическая и экологическая обстановки позволяют выбирать приоритетный вид городского транспорта.

Станция метро De Ferrari, Генуя

Случайные факторы, вроде ЧМ по футболу, тоже могут сыграть свою роль. Вспомним Катар, который произвел на всех впечатление объемом закупок тоннелепроходческих щитов, и где скоро будет один из самых технически современных метрополитенов с эффектной архитектурой.

И Италию, которая перед ЧМ 1990 года по футболу несколько внезапно построила метрополитен в Генуе. Кстати, они не вошли в график на пару дней – метрополитен начал работать 13 июня 1990 года 2,5 км, а первый матч в городе состоялся 11 июня. Спустя 28 лет там так и осталось всего около 7 км путей на почти 600 тысяч населения.

В России на строительство станций метро в преддверии FIFA 2018 из федерального бюджета значительные суммы получили только Нижний Новгород и Петербург. В Петербурге фактор ЧМ сильно повлиял на генеральный план развития метрополитена, не только по графикам строительства, но и по конфигурации: отодвинул на несколько лет вперед сроки ввода в эксплуатацию станции и поменял рисунок запланированных линий на северо-востоке города.

И напоследок: наличие метрополитена – уже повод для радости горожан, но этого недостаточно для оценки его эффективности. Например, в Новосибирске метро есть, но на 1,5 млн человек приходится всего 13 станций. В Москве на 12,5 миллионов приходится 238 станций, включая монорельс, и еще открывается с десяток. Если бы мы прикинули количество станций Новосибирска исходя из сравнения площадей (площадь Москвы превосходит площадь Новосибирска в 5 раз), то в столице Сибири должно быть 47 станций.

Если считать по количеству населения – должно быть минимум 29 станций. В Петербурге же, при таком подходе, станций должно было быть исходя из оценки населения 95, а по площади – 140, против нынешних 67. Есть куда стремиться.

Другие глубокие станции метро

В пятерку самых глубоких столичных станций метро также вошли:

  1. «Тимирязевская» – с глубиной 63,5 м.
  2. «Чеховская» и «Дубровка» – по 62 м.
  3. «Петровско-Разумовская» – 61 м.
  4. «Трубная» – 60 м.

Подземка с самым большим заглублением в мире – станция «Арсенальная», построенная в метрополитене Киева. Вглубь станция уходит на 104-105 м, и все из-за размещения под холмом. Открыли «Арсенальную» в далеком 1960 году. Внешнее оформление до сих пор строгое и скромное. Стены отделаны под мрамор белого и розового оттенков.

Вслед за киевским метрополитеном в рейтинге глубоких станций мира зафиксирован Пухунг, обустроенный в Корее. Станция залегает на 100 м вглубь земли. Это объясняется тем, что в Корее подземку строят с учетом риска ядерного взрыва. Подземелье напоминает укромное и комфортное убежище, которое, в случае нападения врага, может спасти часть населения от гибели.

Дизайн повторяет коммунистические настроения Правительства КНДР. На мраморных поверхностях изображены лидеры коммунистической партии. Станцию открыли в 1987 году. На данный момент это последняя возведенная станция в этом метрополитене. Пухунг также считается одной из самых величественных станций мира.

Чеховская (62 метра)

Это самая глубокая станция метро, находящаяся в центре города внутри Садового кольца, открытая в 1987 году. На момент открытия и до 1991 года она была самой глубокой не только в центре, но и во всей Москве.

Название станция получила по ул. Чехова, которой в 1993 году вернули историческое название Малая Дмитровка.

Однако длинных эскалаторов вы на ней не найдете поскольку выход осуществляется через промежуточный зал с переходом на Пушкинскую. А после выхода в подземный вестибюль с кассами для выхода в город нудно будет еще подняться по 3-метровому мини-эскалатору.

С учетом еще 2 лестниц по которым нужно подняться пешком, выход в город со станции займет довольно длительное время.

Тимирязевская (64 метра)

Это единственная в Москве односводчатая станция глубокого заложения (все остальные столичные односводы мелкие), открытая в 1991 году с высотой подъема эскалаторами 60 метров, хотя в Петербургской подземке такие станции весьма популярны. Станция дает возможность сделать переход на монорельс и МЦД-1, в связи с чем пользуется популярностью. В среднем ее пассажиропоток в будни около 60 тыс. человек.

Верхние лихоборы (65 метров)

Это самая дальняя от центра города станция глубокого заложения, что связано с водонасыщенным грунтом и плывунами на севере Москвы (до открытия северного участка Люблинско-Дмитровской линии такой статус имела станция Петровско-Разумовская). Станция открылась недавно, в 2018 году, на границе районов Западное Дегунино и Бескудниковского, и досконально измерить ее глубину еще не успели (где-то 60-65 метров), но эскалатор из торца зала поднимает пассажиров на высоту 52 метра + лестницы в подземном переходе.

Фонвизинская

Вторая крупнейшая станция метро в Москве после «Парка Победы». Глубина ее заложения составляет 65 метров. Открытие станции планировалось на 2013-й год. Однако, по факту ее открыли два месяца назад. Станция расположена между «Бутырской» и «Петровско-Разумовской». Сначала она имела название «Останкино», но впоследствии была переименована.

Дубровка

Станция заложена на глубине 62 метров, как и станция «Чеховская». «Дубровка» была открыта в конце уходящего тысячелетия – в декабре 1999 года. Она располагается на участке между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская».

Петровско-Разумовская

Эта станция находится на глубине 61 метр и является самой дальней глубокой станцией от центра столицы. «Петровско-Разумовская» станция является пересадочным узлом. С одной стороны она находится между «Тимирязевская» и «Владыкино», с другой – между «Фонвизинской» и «Окружной» (станция находится на стадии строительства).

Москва продолжает расти и расширяться. Вполне возможно, что в ближайшем будущем появиться необходимость в новых станциях метро. Поскольку сейчас технологии очень развиты, возможно, в скором времени «Парк Победы» потеряет первенство в рейтинге самых глубоких станций метро в Москве.

Политехническая

Метро Петербурга занимает лидирующее место по средней глубине заложения общего числа станций, а одна из них – Политехническая – тоннель, открытый здесь в 1981 году. Его удаленность составляет 75 метров и, как отмечают многие туристы, станция выглядит очень помпезно. Связано это с тем, что для облицовки использовался высококачественный мрамор и гранит.

Многие страны, обладающие собственным метрополитеном, стараются отразить в нем самые лучшие качества, среди которых глубина и красота – одни из наиболее важных параметров

А где строится?

Строительство метро в России планировалось постсоветский период в таких городах, как Омск, Челябинск, Пермь, Красноярск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Уфа и Воронеж. Недостаток бюджетных средств и отсутствие заинтересованных в строительстве метро инвесторов привели к тому, что абсолютное большинство проектов были приостановлены или закрыты.

Строительство Красноярского остановлено до 2020 года. Судьба Пермского метрополитена пока не определена. По Хабаровску составлено заключение экспертов о невозможности строительства подземки из-за сети подземных рек.

Лучше всего обстоят дела в Челябинске. Метрополитен в этом городе начал строиться в 1992 году. Долгожданный запуск его в эксплуатацию намечен на 2019 год. В Воронеже принят план строительства легкого метро. В планах развития существующих в городах России метро открытие новых станций. Самая активная работа по расширению возможностей подземного транспорта ведется в столице.

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Площадь Революции

Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами

  • Линия: Арбатско-Покровская
  • Год открытия: 1938
  • Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
  • Статус: объект культурного наследия

«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

  • не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
  • туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
  • касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.

На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.

Петербургский метрополитен

Открыт в 1955, станций в метро всего 67, 5 веток, а протяженность всех путей — 113 километров.

Почти по всем критериям эта подземка идет сразу за Московским — вторая по старости, вторая по размерам и протяженности, то же самое касается и пассажиропотока.

А что сильно отличается, так это глубина расположения под землей. Отвечаем на вопрос «в каком городе России самое глубокое метро»: здесь метро обгоняет все другие подземки страны. Из-за грунтовых вод некоторые станции пришлось закладывать на глубине 100 метров — в этом вы обязательно убедитесь, поднимаясь на местном эскалаторе непривычные 3 минуты. Если эскалатор сломается, пешком придется одолеть 729 ступенек.

Московский метрополитен

Крупнейший и самый первый в России и СССР. Московское метро открылось 15 мая 1935 года со станции «Сокольники». Во время войны использовался в качестве бомбоубежища. Сейчас метрополитен состоит из 232 действующих, одной законсервированной и 5 закрытых на реконструкцию станций. Общая протяженность всех веток — 408,1 км. Занимает шестое место в мире и первое в Европе по интенсивности эксплуатации. В планах руководства города построить еще 27 станций к 2023 году.

Московское метро открыто с 5:30 до 1:00, минимальный интервал между поездами составляет 90 секунд, а максимальный — 5-6 минут. В поездах и на перронах метро есть интернет, но работает идеально он далеко не везде. В московском метро не продают металлические жетоны — они вышли из обращения в 1999 году. Их вытеснили магнитные, а потом и банковские карты. Стоимость одной поездки — 57 рублей.

Схема московского метро

Лондон

Первый в мире метрополитен получил название Труба. Это была подземная система скоростного транспорта, обслуживающая Большой Лондон и прилегающие округа. Столичная железная дорога начала свою работу в 1863 году, она является частью системы лондонского метро, самого старого в мире. Со времени своего открытия в 1890 году оно было расширено до 11 линий и обслуживает теперь более 1,3 миллиарда пассажиров ежегодно и 4,8 миллиона ежедневно, что делает его 11-й по загруженности системой. Старая линия метро принадлежала частным компаниям. Действующая система управляется London Underground Limited, которая является дочерней компанией Transport for London.

Станция Маяковская

Вестибюль станции Маяковская

  • Линия: Замоскворецкая
  • Год открытия: 1938
  • Архитектор: А. Н. Душкин
  • Награды: Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке

Маяковская — самая именитая «красавица» Московского метро.

В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.

Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.

Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.

Совет. Длина платформы коротковата для 8-вагонных составов. Поэтому лучше не выходите в последнюю дверь последнего вагона — можете упереться в стену. Таких станций всего две: Маяковская и Павелецкая.

Метро хотят все миллионники

Российские мегаполисы, где есть метро, просто не могли не отреагировать на речь Путина. Не так их много в стране — всего семь, но московский метрополитен явно находится в другом измерении и живет совсем другой жизнью, нежели метрополитены Казани, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга и даже Санкт-Петербурга. Достаточно сказать, что за один только календарный год столичный метрополитен прирастает на величину всей самой восточной подземки страны — новосибирской. Развитие метро — жизненная необходимость, но дело это очень дорогое и самостоятельно мегаполисы справиться с ним не в состоянии, особенно при нынешнем распределении налогов.

Тему строительства метро в федеральном центре поднимали и мэры, и губернаторы, получая в ответ благословение заниматься этим делом своими силами. Причем, выступали представители и тех регионов, где метро уже есть и тех, где очень хотят его получить. Еще с советских времен считалось, что право на строительство метрополитена имеет город, приобретший статус миллионника. Исключение тогда было сделано всего одно — для Красноярска, в котором проживало 800 тыс. человек, но потенциал для роста был очевиден.

Если исходить из того же критерия, то метро могут сегодня строить Челябинск, Пермь, Уфа, Воронеж, Ростов, Волгоград и сибирские города: Красноярск и Омск. К этому списку можно еще добавить Сочи, в котором живет менее полумиллиона горожан, но с учетом курортников его население оценивают в разное время от 1 до 4 млн. человек. Совсем немного, чтобы перевалить за миллион жителей, осталось Краснодару, а в перспективе Саратову и Тюмени.

Многие города уже принимались за строительство подземки и на собственном опыте убедились, как это непросто. Об этом весьма наглядно напоминает построенный, но ни дня не работавший по назначению метромост в Омске.

Первое метро в России

Интересно, что проектирование строительства первого метро началось еще в 19 веке. Компания из именитых москвичей решила создать в городе электрическую железную дорогу, часть которой должна была проходить под землей. Были даже начаты первые строительные работы.

Кроме того, предполагалось, что финансировать строительство будут частные инвесторы. Городским властям категорически не понравилась такая идея, ведь доходы от нового вида транспорта в этом случая текли бы мимо их казны. Обе причины не позволили проекту развиваться.

Реальный процесс строительства метро был начат лишь в начале 30-х годов 20 века. Правительством было принято решение о срочном возведении подземки. И уже в 1935 году первые пассажиры смогли доехать до места назначения совершенно новым видом транспорта. Для этой цели было задействовано сразу восемь поездов.

Масштабное строительство подземки прервала война. Лишь после ее окончания оно возобновилось. Процесс продолжается и по сей день. Появляются все новые станции.

Самой первой была построена и начала работать именно «Сокольническая» линия Московского метро. В середине мая 1935 года горожане смогли сесть на станции «Сокольники» в вагоны новенького поезда и проехать до «Парка культуры». Сразу появилось и ответвление на «Смоленскую».

Watch this video on YouTube

Где сделали первую подземную линию?

Первые работы по проектированию метро в России начались еще в те времена, когда в Москве с числом жителей чуть больше 1,2 миллиона человек основным видом городского транспорта был гужевой. Архитектор Балинский, инженер Кнорре и художник Каразин разработали проект создания в этом городе электрических железных дорог.

Представлен общественности он был в 1901 году. Одна часть из них должна была проходить по земле, а другую планировалось провести под Красной, Трубной и Воскресенской площадями.

Это и послужило причиной отказа в строительстве московского метро. Городские власти не устраивало то, что доходы от этого вида транспорта будут проходить мимо их казны.

В 1912 году была предпринята неудачная попытка инициировать реализацию проекта Кнорре. Реальное строительство московского метро началось в СССР. В 1931 году Пленум ЦК ВКП принял решение о немедленном начале строительства, которое запустило процесс. Обязанности по исполнению проекта был возложен на Кагановича.

Процесс строительства метро в стране был прерван ВОВ и был возобновлен после её окончания. Питерская подземка была запущена в 1955 году. Тридцать лет после этого события прошло до момента запуска работы метрополитена в Нижнем Новгороде. В 1986 году подземка заработала в Новосибирске, в 1987 году в Самаре.

Последний метрополитен в России был запущен в 2005 году в Казани. В настоящее время ведется проектирование строительства метрополитена в Воронеже. В 2019 году планируется запустить челябинскую подземку.

Метро в России — в следующем видео:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

По годам

Цена на недвижимость выросла в десятки раз по всей России по сравнению с тем же периодом в 2000 году. После дефолта в 1998 году в государстве появилось два рынка недвижимости: рублевый и долларовый. Последний был преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

В 2000 году стоимость квадратного метра в Москве составляла 720 долларов. С каждым годом этот показатель повышался на 200 долларов в связи со стабилизацией рубля и ситуации в стране в целом. Резкое повышение стоимости произошло в 2005 году. Цена за метр в новостройке составляла 2609 долларов.

В 2008 году после кризиса и резкого падения рубля произошел обвал на рынке недвижимости. По данным риелторов, стоимость 1 метра в Москве была равна 143 763 руб. В 2010 году эта цифра упала до 118 684 руб.

В 2014 году после падения цен на нефть и введения санкций многие инвесторы покинули Россию, разорились девелоперы. При этом выросла кредитная нагрузка, которая составляла около 15-18% годовых. Также падение рубля привело к увеличению стоимости долларовой ипотеки. Квадратный метр в Москве стоил 230 тыс., в 2021 году – 208 тысяч.

Стоимость аренды жилья также претерпела изменения в соответствии с инфляцией, кризисом и падением рубля, ростом спроса на съемное жилье:

  • В 2009 году в Москве снять 1-комнатную квартиру можно было в среднем за 16 тыс. рублей.
  • В 2014 эта сумма была равна уже 36 тысячам рублей.
  • В 2021 году стоимость снизилась и составляла 23 тыс. рублей. Это связано с масштабным строительством и присоединением новых районов, где стоимость значительно ниже.
  • В 2021 году расценки за квартиры в аренду составляли 27 тыс. рублей.

Строящиеся метрополитены в российских городах

Это не все города России с метрополитеном.

Список других городов Российской Федерации, где метро либо только проектируется, либо ведется строительство, либо часть станций запущены в эксплуатацию, следующий:

Омск

В 1992 году в городе Омске Российской Федерации началось строительство настоящего метрополитена. Возведение веток идет очень медленно, а открытие Омской подземки каждый раз переносится на более поздние даты. Так, среди них ранее назывались и 2008 год, и 2015, и 2016 год. В настоящий момент какая-либо окончательная дата открытия подземных вестибюлей не называется. Связывают такие задержки с тем, что отсутствует финансирование на необходимом уровне.

Начали строить метро ещё при Союзе, а получился только памятник

По проекту, Омское метро должно было соединиться с наземным транспортом, передвигающимся по рельсам. В каких-либо других городах РФ, где есть метро, подобный транспорт существенно облегчает жизнь жителям.

Обратите внимание: первоначально, власти хотели произвести консервацию данного объекта, однако стоимость такой процедуры велика. Поэтому, было решено продолжить строительство, хоть и малыми темпами

Челябинск

С недостатком финансирования связано и медленное строительство Челябинского метрополитена, которое уже ведется с 1992 года. Когда будет произведен запуск еще неизвестно, окончательная дата не называлась ни разу в официальных источниках.

Челябинская подземка строится уже более 20 лет. На сегодняшний день проведено только 18% работ

В Челябинске должен появиться подземный объект для населения, который будет состоять из 4 функционирующих остановок. Если брать в расчет сегодняшнее состояние, то построено всего 2 станции, при этом отделочные работы на них не проведены вообще. Остальные участки комплекса метрополитена еще даже и не начинались возводиться.

Примите к сведению: называется показатель – 18%, которая обозначает завершенность строительства челябинского метрополитена.

Красноярск

Еще в далекие 60-е годы 20 века власти Красноярска заговорили о необходимости возведения в Красноярске подземного транспорта, чтобы облегчить пассажиропоток. Но проектирование и строительство началось намного позже и не завершилось еще на сегодняшний день.

Строительство красноярского метро началось в конце 90-х годов прошлого века и изначально, согласно проекта оно должно было войти в строй в 2005 году. По различным причинам сроки сдвигались. На настоящий момент прорыто 3,2 км тоннелей, которые в настоящее время законсервированы

В 1998 году финансирование проекта начало уменьшаться до того состояния, что возникла вероятность, что строительство вовсе будет «заморожено». Вплоть до 2015 года в Красноярском крае велись долгие разговоры, то о закрытии проекта, то о его возобновлении. Сейчас неизвестно, когда метрополитен начнет свое функционирование.

Знаете ли Вы, что: по плану красноярское метро должно состоять из 3 веток и 30 станций.

Пермь

Увеличение потока уличного транспорта навело на мысль о том, что в Перми необходимо разгрузить пассажиропоток и построить подземный транспорт для населения.

Планам строительства метрополитена в Перми сегодня исполняется 35 лет. Впервые о пермской подземке во всеуслышание заговорили в 1982 году, когда в газете «Вечерняя Пермь» была опубликована его схема. Пермское метро должно было состоять из двух линий

В 1982 году получил официальное опубликование план пермского метро, согласно которому он должен состоять из 2 линий и минимум из 24 станций.

Строительство откладывалось уже несколько раз. Однажды даже было высказано предложение о приостановлении реализации проекта, пока не появятся какие-либо новые современные технологии, позволяющие многократно снизить стоимость строительства.

Возьмите на заметку: как и для многих строящихся сейчас метрополитенов России, дата, когда произойдет запуск пермского метро в работу, не называется.

Новопеределкино

Станция Новопеределкино — совместное творчество российских и латышских дизайнеров / wikimedia.org

  • Линия: Солнцевская
  • Год открытия: 2018
  • Архитекторы: Евгений Леонов и специалисты латвийского архитектурного бюро United Riga Architects
  • Награды: победитель конкурса на лучший дизайн станции Московского метрополитена 2019

На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.

На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.

По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.

_______

Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.

Города России, где есть недостроенное метро

О том, в каких городах России есть метро, мы разобрались. Теперь поговорим о будущем. Метро — очень дорогое удовольствие, его строительство обходится в миллиарды рублей (а иногда и долларов). Поэтому неудивительно, что процесс его строительства в некоторых городах длится десятилетиями, а иногда и вовсе останавливается на полпути. 

  • Так, идея построить метро в Уфе была одобрена в 1996 году, но потом решение было отменено и в качестве альтернативы в городе пустили электричку «Толпар». 
  • Похожая история произошла в Ростове: там метро должно было открыться как раз в 2020 году, но в 2015 проектирование было отменено. Впрочем, недавно об этом снова заговорили, и даже подсчитали, что строительство обойдется в 76 миллиардов рублей.
  • В Перми работа над проектом метро была начата еще в 1982, но так ни к чему и не привела. Впрочем, жители города до сих пор вспоминают, что им обещали метро, верят и ждут.
  • Омский метрополитен начали строить в 1992 году, но за 22 года построили полторы станции и законсервировали объект. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector