100 шедевров архитектуры
Содержание:
- Самое старое здание в России
- Древнейшие оборонительные сооружения
- Описание — самые интересные коллекции
- Неоклассицизм и готика: дом, построенный во время войны
- ВДНХ
- Основание Исторического музея
- Палаты Украинцева
- Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
- Патриаршие пруды
- Деревянное зодчество, классицизм и железнодорожная эклектика
- Палаты Голицыных
- Московское метро
- Дом Ковалева (Азов) Википедия
- Дом Пашкова
- Собор Святой Софии, Турция (XI век)
Самое старое здание в России
В РФ много построек, которые были свидетелями исторических событий. Успенский собор Московского кремля, возведенный с 1475-1479, отстраивали рабочие под управлением градостроителя Аристотеля Фиораванти. Сооружение хорошо сохранилось до наших времен. По сегодняшний день здесь идут богослужения.
Нельзя оставить без внимания Костел Иоанна Предтечи в Керчи, который относится к 8 веку н.э. Расположенный в самом центре города, самое старое, известное на сегодня, здание в России, – Софийский Храм, построен князем Владимиром в 1050 годах. Монастырь княгини во Владимире, тринадцатого века, который множество раз перестраивался, испытывал разорение, но выстоял. Прогуливаясь по улицам города Переяславль-Залесский можно увидеть церковь, выстроенную Юрием Долгоруким.
Древнейшие оборонительные сооружения
Самая древняя крепостная постройка, пожалуй, — это крымская Башня Зенона в античном Херсонесе, которую начали строить во II веке до н. э. во время борьбы этого полиса со скифами. Она неоднократно перестраивалась — последний раз в Х веке. Хотя сегодня башня — почти руина, однако мощь ее по-прежнему производит впечатление.
В том же Х веке в Волжской Булгарии (ныне — Татарстан) была возведена другая крепостная башня, которую можно увидеть в Чертовом городище (Елабужский музей-заповедник). Ее современный облик — результат реконструкции; первоначальная кладка сохранилась только с одной стороны.
А на севере страны стоят крепости, заложенные вечными врагами — новгородцами, ливонскими рыцарями и шведскими военными. Это каменный Новгородский детинец (1333), псковские «Перси» Крома (1393), Копорская крепость (1237) и Выборгский замок (1293).
Описание — самые интересные коллекции
Хотя здание музея на первый взгляд выглядит не очень большим по размеру, внутри огромное количество экспонатов. Внимательно осмотреть экспонаты всех коллекций сложно. Это практически невозможно за один день. Поэтому нужно хорошо подготовиться к посещению и заранее определиться, какая выставка вас интересует.
Коллекции включают, например, археологическую выставку, отдел дерева и мебели, отдел драгоценных металлов, выставку, посвященную Ленину, картографию, нумизматическую коллекцию, отдел оружия, отдел тканей и костюма и т. д.
С другой стороны, коллекции разделены по периодам — от каменного до 17 века. В них размещено невероятное количество экспонатов.
Принятию христианства на Руси и взаимоотношениям с Византией посвящено несколько витрин. Также можно полюбоваться одеждой, которую носили в тот период. Среди других экспонатов этой коллекции — различные амулеты, украшения или книги. Также есть монеты этого периода, выставка, посвященная жизни в городе, в деревне и многое другое.
Описание отделов музея
Отдел археологических памятников — крупнейшее собрание предметов, найденных в процессе археологических раскопок. Количество экспонатов, представленных в постоянной экспозиции — около 15 тысяч. Общее количество экспонатов в хранилище — около 1,5 млн.
Музей В.И. Ленина — включает в себя фотографические коллекции, живопись, плакаты, гравюры, марки, монеты, посвящённые В.И. Ленину, личные вещи, подарки.
Драгоценные металлы. В коллекции — предметы быта, церковной утвари, украшения из драгоценных металлов и камней. Ювелирные изделия как русских мастеров, так и лучших зарубежных ювелиров XI — XX веков. Вы сможете полюбоваться на предметы искусства производства Фаберже и других всемирно известных ювелирных домов.
Изделия из стекла и керамики. Один из крупнейших отделов музея. Он насчитывает более 36 000 предметов искусства и быта, изготовленных из стекла, фаянса, фарфора, керамики, майолики. В основном, в экспозиции представлены изделия российских мастеров.
Отдел оружия. Огнестрельное и холодное оружие русских и зарубежных мастеров — оружейников. Именное и наградное оружие, изготовленное с использованием драгоценных металлов и камней, дуэльные пистолеты. В коллекции такие уникальные экспонаты, как сабля Императора Наполеона, палаш Карла XIV, короля Швеции, оружие, дарованное в награду за воинскую доблесть российскими августейшими особами.
Отдел рукописей и старопечатных книг. В собрании экспонаты от начала 1 тысячелетия — берестяные грамоты, древнегреческие папирусы, славянские рукописи, первопечатные книги. Примечательно, что все рукописи можно прочесть, посетив .
Ткани и костюмы. В собрании — около 400 тыс. предметов — образцы ткани, одежда, платки, регалии. А также коллекция фотографий, рисунки, выкройки.
Отдел письменных источников. Собрание официальных архивных документов, по которым возможно восстановить исторические события — письма, указы, грамоты и т.д.
Нумизматический отдел. Коллекцию составляют более 1,7 млн. предметов. Монеты и банкноты, ордена, медали, печати, гербовые знаки и т.д.
Изделия из металла. Более 56 тысяч предметов. Домашняя утварь, инструменты, детали интерьера, часы, светильники.
Изобразительное искусство. Уникальная коллекция насчитывает более полумиллиона предметов искусства — живопись, фото, скульптуры, миниатюры.
Иконопись. В собрании — иконы мастеров XIII — XX веков. Представлены наиболее крупные иконописные школы — Псковская, Новгородская, Московская, Русский Север.
Мебель и изделия из дерева. Собрание предметов от XIII века до нашего времени. Помимо мебели, в коллекции представлены предметы церковной утвари, средства передвижения — сани и кареты, лаковая миниатюра, деревянная посуда.
В музее часто проводят временные выставки, лектории, театрализованные экскурсии, онлайн-программы.
Неоклассицизм и готика: дом, построенный во время войны
Практически в первоначальном виде дошел до нас и доходный дом Бурениных (Нижняя Красносельская улица, дом 23) — одно из немногих сохранившихся исторических зданий на Нижней Красносельской. Сохранилось оформление фасадов и планировка этажей. Даже фонарь над парадной лестницей все тот же, что был более ста лет назад.
Четырехэтажное здание возводили в разгар Первой мировой войны — в 1915 году. Проект разработал архитектор Вячеслав Олтаржевский — один из авторов первой застройки ВДНХ. В доходном доме Бурениных селились богатые москвичи, поэтому и его вид должен был соответствовать высокому статусу жильцов. Он построен в неоклассическом стиле, а некоторые его элементы — в редком для Москвы готическом. Он возник в Германии под влиянием французской готики, которую характеризуют устремленность ввысь, изящество и богатство декора.
«Архитектор Олтаржевский в основном прославился высотным строительством. А от раннего периода его деятельности в Москве осталось очень мало, и дом на Красносельской — один из немногих примеров. Архитекторы в начале ХХ века с помощью фасадов зданий устраивали своего рода ликбез: брали мотивы ренессанса, барокко или рококо и интегрировали их, но в современном прочтении. Олтаржевский делает фасад в стиле английской готики — очень редкое для Москвы явление», — объясняет Филипп Смирнов.
Купеческий картуш и полуколонны: отреставрирован дом Щапова в бывшей Немецкой слободе Помпейский красный цвет и уникальный паркет: как отреставрируют усадьбу Абрикосовых
Еще в конце 2000-х годов в доходном доме Бурениных жили люди. Потом его расселили, и здание пустовало, несколько раз горело. В 2016 году дом включили в список выявленных памятников. В июле 2018-го он стал объектом культурного наследия.
Что касается стиля неоклассика, то в его основе — античность или классицизм разных эпох, дополненные современными элементами. Для разных стран характерны индивидуальные тенденции. Отечественные архитекторы, например, смешивали мотивы ренессанса и античной классики, добавляя к ним национальные черты, а также использовали не вполне традиционные материалы для отделки (например, вместо белых оштукатуренных колонн появлялись элементы из натурального камня).
ВДНХ
Фонтан «Дружба Народов» на ВДНХ
ВДНХ — это отдельный мир в столице.
От Арки главного входа идем вперед к Центральному павильону. 97-метровый гигант увенчан шпилем с золотой звездой. Далее фонтаны Дружба народов (один из символов выставки) и Каменный цветок.
Павильоны вокруг — образцы архитектуры от сталинского ампира и ар-деко до советского модернизма. Под куполом «Космоса» более 2000 ценных экспонатов, в том числе орбитальная станция «Мир». Можно заглянуть внутрь, рассмотреть модули, понять, как происходила стыковка.
С детьми загляните на «Городскую ферму», чтобы получить порцию милоты, погладив альпаку и кроликов. Тут же и «Москвариум». В нем 12 000 рыб и морских животных. С мальчишками рекомендую на Робостанцию. Роботы там играют в футбол и даже регистрируют шуточные браки.
Адрес: пр-т Мира, д. 119
Наш подробный гайд по ВДНХ вы найдете по этой ссылке
В Москве красиво круглый год. Зимой на ВДНХ заливают большой каток. Здесь более подробно про лучшие катки Москвы
Основание Исторического музея
Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея
Фотография Исторического музея начала ХХ века
Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет
Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота
Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады
Западный фасад Исторического музея
Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.
Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»
В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов
Декор южного фасада Исторического музея
Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов
В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли
С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.
Палаты Украинцева
Палаты Украинцева / фото Википедии CC-BY-3.0
Белое двухэтажное здание с толстыми стенами и красными наличниками стоит на Ивановской горке в Белом городе.
Палаты эти построены в 1665 году думным дьяком, дипломатом Емельяном Украинцевым. Выстроены они в форме буквы «Г», что объяснялось четким делением дома на женскую и мужскую половины.
В здании два этажа. На первом размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги, на втором этаже жили хозяева. Палаты выходят на Хохлов переулок задней стеной, фасад здания обращен во двор. Но частые перестройки палат за столетия привели к тому, что именно задняя стена стала считаться фасадом.
С 1770 года в здании палат разместился главный архив Москвы. Через 100 лет палаты передали Московской консерватории, потом Русскому музыкальному обществу. Здесь размещалась типография Юргенсона, печатавшая произведения Чайковского, Римского-Корсакова.
После революции типография преобразовалась в издательство «Музыка».
В наши дни в палатах Украинцева размещаются книжный магазин, бутики, культурный центр, где занимаются танцами и читают лекции. Здание палат нуждается в реставрации.
Адрес: Хохловский переулок, 7.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Самый древний храм Москвы, и самое старое здание Москвы. Гражданские здания из камня тогда почти не строили, а старейшее фортификационное сооружение – кремлевская стена — это уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и как раз этот белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.
В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от этих фресок сохранились фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
Патриаршие пруды
На Патриарших прудах
Небольшой парк с прудом — он один, когда-то было три. Здесь тихо, можно спрятаться от суеты Москвы.
Патриаршие ассоциируются с романом Булгакова «Мастер и Маргарита». Отсюда хорошо начинать прогулку по булгаковской Москве. Посидеть и поболтать о жизни на заветной скамейке, на которой Берлиоз спорил с Воландом, она напротив подъезда дома 32 по Малой Бронной. Увидеть место, где Аннушка разлила масло — перекресток Ермолаевского переулка и Малой Бронной.
Памятник Булгакову даже не ищите — его тут нет. Зато установлен памятник Ивану Крылову — русскому баснописцу, а рядом инсталляции по мотивам его популярных басен.
Деревянное зодчество, классицизм и железнодорожная эклектика
Пополнился в прошлом году и список выявленных объектов культурного наследия. Это памятники культуры, которые уже находятся под охраной властей, но еще не прошли полномасштабную историко-культурную экспертизу.
Таких объектов в 2018 году стало больше на 108. Один из самых любопытных — дом купца Виноградова (2-й Крутицкий переулок, дом 14). Ему почти 140 лет, он деревянный и прекрасно сохранился. До наших дней дошли даже резные карнизы, окантованные зубцами, резная дверь и фронтон в виде кокошника. Этот дом принадлежал Дмитрию Виноградову — старообрядцу, купцу второй гильдии и владельцу чугунолитейного завода на Крутицах. В его собственности здание оставалось до Октябрьской революции. После нее постройку национализировали. Сейчас тут располагаются офисы.
А вот дом станционного смотрителя у платформы Москва-Товарная-Курская, который тоже пополнил список выявленных объектов культурного наследия, до сих пор используется по назначению. Тут находится пост электрической централизации, а также помещения для начальника станции и дежурного. Двухэтажное кирпичное здание построено в 1883–1884 годах в стиле эклектика. Фасады украшены выступами с небольшими стенками и башенками по углам. Между этажами кирпич уложен поребриком. Над окнами — полукруглые своды, а над крышей — печные трубы.
Еще один представитель эклектичного стиля из списка выявленных объектов культурного наследия — доходный дом купца Шешкова (Дегтярный переулок, дом 10, строение 2). Здание с классическими элементами построили в 1891 году. С 1899 по 1890 год в доходном доме Шешкова жил Антон Чехов. За это время у него в квартире побывали Лев Толстой, Иван Бунин, Владимир Гиляровский и Владимир Немирович-Данченко. Уже после Октябрьской революции в доме жил врач-психиатр Николай Даль, у которого лечились многие знаменитости. Сергей Рахманинов в благодарность за избавление от тяжелой депрессии посвятил Далю свой Второй концерт для фортепиано с оркестром. В наши дни первый этаж здания занимают медицинские клиники, остальные три — жилые.
Палаты Голицыных
Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв составляли городскую усадьбу. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками.
Московское метро
Станция московского метро
Метро в Москве не только способ передвижения, но и туристический объект.
44 станции московского метро — в списке объектов культурного наследия.
Главное — не ходить сюда на экскурсию в час пик.
Интересные станции Московского метро:
- Киевская радиальная — богато оформлена фресками.
- Площадь Революции — ее украшают 76 бронзовых скульптур, в их числе Пограничник с собакой, которой принято тереть нос.
- Пражская — самая тихая станция, в ее облицовке использовали особую керамическую плитку.
- Новослободская — удивляет пестротой витражей (всего их 32, с подсветкой изнутри).
- Достоевская — самая литературная, на колоннах изображены сцены из романов писателя.
- Кропоткинская — стоит посмотреть наземный вестибюль в виде арки, он расположен в начале Гоголевского бульвара.
В южном вестибюле станции Спортивная найдете Музей метро.
Дом Ковалева (Азов) Википедия
Дом Ковалёва — объект культурного наследия регионального значения в городе Азове Ростовской области, располагается на Московской улице, 23. Охраняется законом согласно Решению № 301 от 18.11.1992 года.
История
В 1912 году в городе Азове Ростовской области был построен двухэтажный дом по Московской улице, 23. Дом располагался напротив музея, его собственником и основателем был Г. И. Ковалёв. Сразу после постройки в доме разместился универсальный технический магазин Г. И. Ковалёва, в котором горожане могли приобрести разные виды товаров: электрические лампы, мясорубки, граммофоны, часы настенные, часы карманные, брезентовые мешки, велосипеды, швейные машинки и кофейные мельнички, пластинки. Подвал своего дома Г. И. Ковалёв отвел под погреб русских вин, а при самом магазине начала функционировать слесарно-механическая мастерская. Это здание в разные периоды своего существования принадлежало городским учреждениям: был отдел ЗАГСа, располагались помещения торгово-складского характера, работала районная сберегательная касса и госстрах СССР
. Дом Ковалёва — одна из немногих достопримечательностей города, которая сохранилась во времена Великой Отечественной войны.
Описание
Архитектура дома Ковалёва характеризуется высокими потолками, окнами больших размеров, балконами, которые украшают кованные узоры. Покрытие крыши сделано в форме луковичной главы.
Дом Пашкова
Дом Пашкова, на крыше которого сиживал Воланд
Дом Пашкова — самое легендарное и таинственное здание Москвы.
Дом стоит на Ваганьковском холме. Считается, что здесь были тайные подземелья, в которых хранил княжескую казну Иван Грозный. С крыши Дома Пашкова любовался столицей Воланд, герой булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
Весь дом внутри фактически один большой зал. Сверху пристроены галереи, из окон которых виден Кремль. Интересный факт — это было первое здание Москвы, из которого на Кремль можно было посмотреть не снизу вверх.
Дом Пашкова используется как филиал Ленинской библиотеки. Читальные залы устроены во флигелях. Тут хранят рукописи всех русских писателей, кроме Толстого и Пушкина.
Попасть внутрь можно с экскурсией, лучше от Ленинской библиотеки.
Адрес: ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1
Чтобы Москва запомнилась сильнее, остановитесь в интересном отеле. Мы подобрали самые необычные отели Москвы
Собор Святой Софии, Турция (XI век)
В честь победы над печенегами в 1036 году князь Ярослав повелел возвести церковь в честь Святой Софии. Софийский Собор на сегодня древнейшее сооружение на просторах Руси.
Была несколько раз реставрирована. Первоначально была возведена в византийском архитектурном стиле, а в XVII столетии получила свой облик в стиле барокко. Внутренне убранство поражает величием древних фресок, а на стенах снаружи сохранились граффити времён правления Ярослава.
Есть версия, что собор Святой Софии намного старше установленной официальной даты, а возвели его ещё во времена княжения князя Владимира.
17