Как пользоваться метро в питере. карта подорожник
Содержание:
- Как создавалось петербургское метро
- Схема метро Санкт-Петербурга
- Почему поезда используют контактный рельс
- Куда сходить около метро Выборгская Санкт Петербург
- Как ориентироваться в метро Санкт-Петербурга. Неудобства для москвичей
- Ближайшие достопримечательности к станциям метро
- Особенности метро в Санкт-Петербурге
- Зачем нужны жетоны
- Что плохо в таких станциях
- Как и почему так долго строили «Адмиралтейскую»
- Зачем в петербургском метро строили разветвляющиеся тоннели
- Почему в метро нет туалетов и мусорных урн
- Реальность прагматична
- Почему случился размыв 1974 года между «Лесной» и «Площадью Мужества»
- Плюсы проживания в районе метро Выборгская Санкт Петербурга
- История
Как создавалось петербургское метро
Нам повезло получить подземку вторыми после Москвы. Но как мы любим рассказывать, на самом деле метро могло бы первым появиться в нашем городе. Известная история — ее использует сайт метрополитена и различные книги — о некоем купце Торгованове, который в 1820 году предлагал построить под Невой пешеходный тоннель и связать тем самым Адмиралтейство и Васильевский остров. Тогда было сказано: выдать рублей 200 золотом из казны и обязать этого мужчину «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Хотя человек обратился в канцелярию с замечательной идеей: сделать тоннель и облегчить всем жизнь.
Сейчас для нас не так очевидно, как бы это облегчило жизнь: подумаешь, предложил тоннель. А тогда, в начале XIX века, как было перейти Неву? Мостов нет. Вернее, есть, но только в летний период — наплавные: взяли условно несколько лодок, прицепили канатами, стянули — вот тебе и понтонный мост. Зимой лед — прекрасно, спокойно можно передвигаться. А как в межсезонье? Если ты купец и у тебя есть, например, мясная лавка, как тебе доставлять товар, как к тебе попадут посетители? Никак. Поэтому возможность круглогодично ходить под Невой была актуальна. Но мы просто не были готовы ни морально, ни технически, ни культурно.
Проект Петербургского метрополитена Петра Балинского.
Малоизвестный факт, но первая идея появилась гораздо раньше — минимум на шесть лет, когда император Александр I после разгрома Наполеона поехал в Великобританию. Там его познакомили с выдающимися деятелями, которые внесли вклад . Среди них был Марк Изамбард Брюнель, который придумал возводить тоннели с помощью не только кирки и лопаты, но и какой-то маломальской механизации.
Сейчас сложно сказать точно, как выглядела эта встреча, но их познакомили, они друг другу изложили какие-то мысли и обсудили возможности развития Санкт-Петербурга. Тогда прозвучала идея построить что-либо под Невой. Есть даже свидетельства, что Брюнель начал разрабатывать проект. Но в связи с кончиной императора реализовать его не удалось. Зато наработки Брюнеля пригодились — и был построен первый пешеходно-транспортный тоннель под Темзой, который впоследствии превратился в метрополитен.
К метро как к транспортной системе подходили очень долго и старательно, но по разным причинам построить его не удавалось. Во многом влияла и политическая, и экономическая обстановка. Город не стоял на месте, транспорт надо было развивать, а одни только конные упряжки сделать это не позволяли. Рядовые жители не всегда могли себе позволить поездку на конном транспорте и ходили пешком, поэтому расстояние от места работы до места проживания в те годы было относительно небольшим.
Прогресс не стоял на месте. Стали появляться новые виды транспорта, такие как конка, омнибус. Омнибус — это, по сути, такая же карета, только удлиненная (для 15–20 человек — прим. «Бумаги»). Следом — конки, которые поставили на рельсы. Затем трамвай. Это предопределило задержку появления метрополитена.
Первый петербургский омнибус 1832 года.
Пожалуй, первыми, кто серьезно подошел к идее проектирования транспорта, были железнодорожники. В 1837 году построили первую железную дорогу: стало понятно, что железнодорожный транспорт — это перспективно и быстро. Железнодорожники стали новаторами идеи метрополитена, но не подземного, а наземного. Кстати, именно в конце XIX века родилась идея, которая потом воплотилась в современном метрополитене: объединить все вокзалы города. Просто тогда это должна была быть сеть наземных линий. В 1955–1958 годах же возвели одну линию , которая объединила все существовавшие тогда вокзалы — от Балтийского до Финляндского.
Был замечательный проект инженера Петра Балинского, который предлагал сделать наземную систему метрополитена — только не с большими паровозами, а с маленькими паровиками, тянущими за собой небольшое количество вагонов. Это был рубеж XIX–XX веков, требовалось колоссальное количество денег, и никто не знал, насколько быстро это окупится. Так что мы не получили метрополитен первыми ни в Российской империи, ни в России.
Схема метро Санкт-Петербурга
Схема метро Санкт-Петербурга
ГУП «Петербургский метрополитен»
После открытия в октябре 2019 года трех новых станций на южном участке фиолетовой Фрунзенско-Приморской линии схема петербургского метрополитена была дополнена. На ней появились станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары».
Также в августе—сентябре 2020 года заменены 8 200 указателей в вагонах и 1 200 на станциях метро в связи с переименованием станции «Новокрестовская» Невско-Василеостровской линии в «Зенит». Поводом стало 95-летие футбольного клуба и очередная победа на Чемпионате России.
На официальном сайте Петербургского метрополитена опубликована схема с новыми станциями.
Станции метро Санкт-Петербурга на карте
Также можно пользоваться альтернативной схемой, разработанной дизайнером Ильей Бирманом. На ней добавлены новые станции, отображены названия некоторых каналов и пр.
Чтобы спланировать поездку, можно воспользоваться интерактивной картой с расчетом времени в пути, опубликованной на официальном сайте метрополитена. Следует выбрать станцию отправления и станцию прибытия, а также указать, нужно ли включать в итоговое время маршрута момент входа пассажира в вестибюль.
Карта метро Петербурга с расчетом времени
Можно воспользоваться планировщиками сторонних ресурсов.
- Планировщик маршрута Яндекс.Метро (Android, iOS)
- Планировщик маршрута 2gis (Android, iOS).
На платформах в центре залов и в некоторых вестибюлях располагаются информационные терминалы, оборудованные сенсорным экраном, видеокамерой и динамиками. С помощью этого терминала можно узнать все о графике метрополитена: когда открываются и зарываются вестибюли, какие станции работают в особом режиме, сколько стоят билеты и какие бывают проездные. Также представлена интерактивная схема с указанием действующих и перспективных линий. Можно выбрать станцию отправления и прибытия, чтобы рассчитать время в пути по заданному маршруту.
Под сенсорным экраном находятся две кнопки. Кнопка «SOS» связывает пассажира с сотрудником Ситуационного центра. По связи можно сообщить о том, что кто-то оставил сумку или пакет, о том, что кому-то из пассажиров требуется медицинская помощь, что те или иные лица совершают хулиганские действия в отношении других пассажиров, имущества метрополитена.
Почему поезда используют контактный рельс
Контактный рельс — провод, контактирующий с токоприемником подвижного состава, — в подземке используют из-за его долговечности, простоты в обслуживании и низкой стоимости.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«И, конечно же, у контактного рельса есть одно ключевое преимущество, которое и обеспечивает его доминирование в метрополитенах мира. Использование контактных рельсов позволяет уменьшить поперечное сечение тоннеля. Нет необходимости в дополнительном пространстве для размещения подвесной контактной сети, что означает огромную экономию средств при строительстве тоннелей метро».
Куда сходить около метро Выборгская Санкт Петербург
Театр-студия Смешарики
Театр, посвященный одному из самых известных мультсериалов нашей страны. Посетить его будет интересно не только детям этого поколения, но и взрослым, которые выросли на любимом мультфильме. В театре проводятся различные представления с непосредственным участием, конечно же, главных героев мульта. Также здесь можно узнать о процессе создания, историю и интересные факты. Несколько раз в месяц проводятся интересные мастер-классы, праздники и экскурсии.
Общественное пространство на Карповке
Очень приятное место вокруг зеленого парка. Здесь можно покататься на качелях, повеселиться в веревочном парке, порисовать мелками и насладиться приятным пейзажем, открывающимся с набережной. Конечно, куда веселее проводить здесь летние деньки. Но и зимой на территории не скучно: здесь частенько сооружают самодельные горки и катаются с них как дети, так и взрослые.
Концертная площадка Hi-Hat
Просторная концертная зона на одной из крыш Петербурга, где проходят самые крутые вечера. Концерты известных (и не очень) групп, просмотры любимых фильмов, дискотека и просто спокойный отдых с друзьями – вот, чем можно заняться на крыше. Местный ресторанчик предлагает на выбор несколько кухонь (итальянская, паназиатская и стрит-фуд), а бармены за стойкой 24/7 готовят вкусные коктейли. Здесь всегда звучит электронная музыка, которую ставит профессиональный диджей. А когда он отдыхает, на сцене выступают музыканты с “живым” аккомпанементом.
Петербург Сампсониевский собор
Одна из самых старых церквей в Санкт-Петербурге, которая почти полностью сохранила внешний облик со времен постройки (1709 год). Конечно, здание с тех пор не раз реставрировали, но именно на этом месте Петр I приказал возвести церковь в честь победы на Полтавской битве. Сегодня здесь проводятся богослужения и отмечаются церковные праздники. А в остальное время собор служит музеем-памятником о временах правления Великого Царя.
Как ориентироваться в метро Санкт-Петербурга. Неудобства для москвичей
Установите приложение Яндекс метро. Зайдите в меню и выберите город Санкт Петербург. Теперь схема линий метрополитена всегда будет под рукой в телефоне. Карта метро вам потребуется при каждой поездке.
Если вы из Москвы, то в Питерском метро будут небольшие неудобства:
- Непонятно, с какой стороны ваш поезд — указаны конечные, а не полный список станций… Надо каждый раз смотреть в схему метро, чтобы узнать конечную.
- На знаке «выход в город» не указано, куда этот выход выходит, на какие улицы. Просто выход и все. Также нет номеров выходов.
Непривычная для москвичей навигация в петербургском метро
Ближайшие достопримечательности к станциям метро
- Адмиралтейская — Эрмитаж и Дворцовая площадь, река Нева, Исаакиевский собор, Медный всадник, Дворцовый мост, Новая Голландия
- Невский проспект, Гостиный двор — Казанский собор, храм Спас на Крови, речные прогулки по каналам, Банковский мост, Русский музей, Аничков мост (16 яиц)
- Горьковская — Петропавловская крепость, музей артиллерии, мечеть, крейсер Аврора
- Спортивная — бар Камчатка (котельная Виктора Цоя)
- Беговая — парк 300-летия Санкт-Петербурга, пляж, аквапарк Питер лэнд, небоскреб Лахта-центр
- Автово — автобусы в Петергоф
Особенности метро в Санкт-Петербурге
- Логотип метро в СПБ — изогнутая синяя буква М. Для москвича первое время будет непривычно. В поисках яркой красной буквы М можно в упор смотреть и не замечать вход в метро
- Сколько стоит метро в Питере в 2021 году — 41 руб. При пересадках на автобус вроде есть скидки по тарифу 90 минут.
- Время работы метро: 05.35 — 00.30. Часы работы у каждой станции немного отличаются. И есть неочевидные нюансы. Станция может быть открыта до 0:30, но поезда в центр уже не ходят. Если вы хотите поехать на метро на развод мостов, например, то успейте зайти до 12 ночи.
- Длинные и бесконечные эскалаторы. Так как в северной столице много рек, метро очень глубокое. Спускаешься несколько минут (как на Парке Победы в Москве). Только на окраинах в спальных районах метрополитен залегает не так глубоко.
- На эскалаторах все встают в два ряда, никто не толпится перед эскалатором и не пытается потом по нему бежать. Это несомненный плюс по сравнению с Москвой!
- Поезда как в Москве. Но сейчас стали появляться новые красные составы, которые отличаются.
- В вагонах сиденья под цвет линии.
- В центре на многих станциях двойные двери. Для защиты от наводнений или для безопасности пассажиров, чтобы не падали на рельсы. Двери на станции открываются синхронно с поездом. Это своего рода достопримечательность Петербурга.
Гостиный двор — одна из станций с двойными дверям в Питере
Зачем нужны жетоны
Необходимость использовать жетоны в метрополитене объясняют тем, что для горожан они привычнее, чем другие способы оплаты, и тем, что жетон — это «визитная карточка подземки».
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Да, иногда нас спрашивают, почему в кассах метрополитена при покупке жетона не выдают чек? Нет, друзья, никого заговора тут нет. На переходный период до 1 июля 2018 года продажу жетонов по действующим правилам Петербургский метрополитен осуществляет без выдачи чеков. Продажа жетонов проходит двойной контроль. Это и внутренний аудит, и отдельный аудит инспекторами Федеральной налоговой службы».
После 1 июля при продаже жетонов начнут выдавать чеки.
Что плохо в таких станциях
Что же пошло не так и почему такая хорошая и дешевая задумка провалилась. Все дело в том, что станция нового типа максимально использовала достижения советской автоматики. А они требовали обслуживания.
Сперва двери открывали с помощью компрессоров. Шланги изнашивались, а специальные установки для нагнетания воздуха были шумными и часто ломались. Затем приводы поменяли на электрические. Каждая створка снабжена одним двигателем на 380 вольт. Таким образом, несложно посчитать, что на каждой станции, обслуживающей шестивагонный состав необходимо иметь 96 двигателей (по 24 двери или 48 створок на каждой стороне).
Двигатели тоже ломаются, а чтобы за ними следить нужен большой штат дополнительных работников. В результате руководство метро посчитало, что вся экономия при строительстве довольно быстро «съедается» за счет трат во время эксплуатации.
Последней такой станцией стала открытая в 1972 году «Звёздная». Больше в Ленинграде так не строили.
Как и почему так долго строили «Адмиралтейскую»
«Адмиралтейская» — самая глубокая станция города, которая напрашивалась давно. Ее рисовали в проектах еще в 1950-е годы, только она должна была появиться на Невско-Василеостровской линии: между «Василеостровской» и «Гостиным двором». Более того, когда линию строили, там уже оставили два прямых участка тоннелей, которые позволят нашим потомкам построить еще одну станцию, но чуть в стороне. Будет две «Адмиралтейские» и переход между ними.
Об этом жители нашего города зачастую не догадываются, но, когда стоишь на платформе «Адмиралтейской», за стенкой, буквально в паре десятков метров от тебя, проходит третья линия. И, в принципе, если ночью находиться на станции, то можно услышать, как по ней едет поезд. Линии максимально приближены в районе «Адмиралтейской», что в том числе обусловило глубину этой станции.
Станция «Адмиралтейская».
Ну и вторая причина — это Нева. Надо было проходить ее как можно глубже, чтобы не столкнуться с теми же сюрпризами геологии, что и в районе «Площади Мужества». В 1967 году эту станцию не сдали вместе со станциями зеленой линии, потому что эскалатор было не построить: ни один дом не снести из-за очень плотной исторической застройки, пришлось бы расселить около трех-четырех жилых домов.
Хотели даже сделать лифт, тоже малоизвестный факт: серьезно рассматривали лифт как выход на улицу, на поверхность. Так сделано, например, в Лондоне. Но в нашем городе посчитали это в какой-то степени опасным. Потому что если лифт застрянет в доме, то там застрянет два–три человека — приедет бригада, а человек просто опоздает куда-то на работу. Другое дело, когда застрянет кабина с 30–40 людьми: как они себя поведут? Будет паника или нет? А если есть задымление? Это дополнительный риск. Поэтому не стали делать лифты, пропустили станцию и построили ее практически спустя 40 лет. В том числе благодаря иностранному механизму, закупленному в Германии, который позволил снести не четыре дома, а только один по адресу Кирпичный переулок, 1.
Подземную часть станции очень долго возводили. Сложности возникали в том числе из-за того, что не было возможности опустить материал на станцию простым способом. Его привозили либо поездом ночью, либо со стороны шахты, которая была на углу Загородного проспекта и Гороховой улицы. Представьте, какое расстояние строителям приходилось проходить пешком или ехать по служебной узкоколейке, чтобы привезти материал или увезти, наоборот, разработанную глину в обратную сторону!
Году в 2009-м на станции появилась отделка путевой стены и пассажиры наконец-то почувствовали признаки ближайшего ввода «Адмиралтейской» в строй
Это важное событие произошло в декабре 2011 года. Так закончилась история станции-«призрака», как ее тогда окрестили журналисты городских СМИ.
Зачем в петербургском метро строили разветвляющиеся тоннели
Пассажиры нечасто смотрят в окно вне станций: тоннель и тоннель, что там может быть интересного? Но в ряде случаев можно увидеть какие-то уходящие в сторону коридорчики, лесенки, а то и ответвляющиеся тоннели. Например, при движении на север от станции метро «Политехническая» к «Академической», можно увидеть, как в сторону уходит ответвление. Это один из нереализованных пока советских проектов по строительству вилки, то есть раздвоения линии.
В Москве такое уже давно есть на Филевской линии: часть метрополитена идет в сторону «Кунцевской», а часть — в Москва-сити. И ты стоишь и смотришь на табло, куда твой поезд поедет. Нечто подобное было предусмотрено на «Политехнической»: чтобы часть поездов шла до «Комсомольской», то есть сейчас в «Девяткино», а часть — к проспекту Культуры, в сторону Бугров.
Но до этой идеи пока не дошли. В будущем же это разветвление может пригодиться. Потому что построить под землей что-то новое в десятки раз проще, чем пристроить к существующему. Конечно, нашему метрополитену в этом плане далеко до Москвы, но разных заделов очень много. Некоторые из них были использованы спустя 20–30 лет, а некоторые до сих пор ожидают своего часа.
Почему в метро нет туалетов и мусорных урн
Разместить туалеты в нижних вестибюлях метро «очень сложно с технической точки зрения», еще сложнее с финансовой, говорят в метрополитене. Кроме того, в санитарно-эпидемиологических правилах есть требования к минимальному расстоянию между общественным туалетом и зоной массового прохода людей. Из-за этих норм на большинстве станций петербургского метро невозможно разместить туалеты.
Телеграм-канал «Метро. Повседневности»:
«Увы, но оценка затрат на установку и обслуживание туалетов приводит к тому, что в абсолютном большинстве городов мира метрополитены, даже самые современные, остаются лишенными этой действительно нужной для горожан услуги».
Урны из метро исчезли почти во всех странах после терактов. «Сейчас лишь там, где используются бумажные проездные билеты, принято устанавливать небольшие контейнеры для их сбора. Во всех остальных случаях урны признаны объектами возможной террористической угрозы», — сообщили в метрополитене.
Реальность прагматична
Но в реальности все куда прагматичнее. Подобный способ строительства станций позволял метростроевцам экономить.
Во-первых, перегонные тоннели таких станции прокладывают транзитом, без разворота и перемонтажа проходческого щита. Во-вторых, отсутствует необходимость обделки станционных тоннелей.
Если посмотреть на схему такой станции, то видно, что щит продолжал движение мимо того места, где должна появиться станция, а между двумя тоннелями возникал сам станционный зал.
За 11 лет в Ленинграде было открыто 10 таких станций – четыре на второй линии и еще шесть на третьей. Кстати, мало, кто знает, что на первой такой станции – «Парк Победы» – двери первое время были стеклянными, но из-за того, что их часто били (разумеется, случайно), их довольно быстро заменили на металлические.
За открытие и закрытие дверей платформы отвечает автоматика. Специальное устройство синхронизирует время, очередность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Впрочем, машинист может вмешаться и открыть или закрыть двери с пульта управления.
Почему случился размыв 1974 года между «Лесной» и «Площадью Мужества»
Тема размыва метро очень многогранна, и с ней до сих пор работают специалисты. Нельзя дать однозначных оценок тому, что произошло, и назвать причины. В этой истории всегда хочется отстаивать добрые имена проектировщиков, метростроителей и работников метрополитена, которые сперва доблестно строили , а потом устраняли аварийные последствия в них.
Избежать размыва было нельзя, потому что там находилась подземная река. Когда так говоришь, в головах обывателей возникает река, которая течет и которую можно сверху раскопать. Конечно, нет, это выглядит не так. Я участвовал в одной из работ, связанных с исследованием этого участка, и видел тот грунт — это песок, только очень влажный и с большим давлением. Это как болото или зыбучие пески. Цвет — темно-серый. В нашей стране никто через такой песок никогда тоннелей не проводил, но было понимание: если начать на большой глубине его раскапывать, он просто выдавится, как паста из тюбика. Поэтому надо было заморозить.
Кадр из фильма «Прорыв» о событиях в метро Ленинграда в 1974 году
Прежде всего необходимо пояснить, что аварийных ситуаций было две: первая, когда участок метро только строился в 1974 году, и вторая, в декабре 1995 года, когда было закрыто движение поездов между «Лесной» и «Площадью Мужества».
В 1970-е годы для строительства нового участка метро тщательно провели разведку грунтов. Вердикт оказался печальным: обойти «реку» понизу, то есть под ней, не получится. В этом случае потребовалось бы опуститься на запредельные для всего мира глубины — возникали сложности с увязкой с построенной ранее первой линией, да и пассажирам пришлось бы спускаться на станции с десяток минут. Обход с запада и востока тоже не обеспечивал лучших условий, поэтому приняли единственное возможное в те годы решение: заморозить грунт и пройти через него насквозь по кратчайшему расстоянию.
Для заморозки набурили очень много металлических труб, и по ним организовали циркуляцию специального состава, который замораживал грунт. Специалисты-морозильщики работали несколько месяцев, в результате чего грунт примерз к трубам, обводненный песок превратился в глыбу льда, через которую построили тоннель. Но со временем заморозка отошла, грунт стал отходить — и к 1994 году, спустя почти 20 лет эксплуатации с пассажирами, тоннели стали деформироваться. Условно это можно представить как канатный мост, который висит над рекой и может раскачиваться в стороны. Там было примерно то же самое: «Лесная» и «Площадь Мужества» — это берега, а посередине — провал с песком и жижей, где провисали два тоннеля.
Это стало опасно для пассажиров, и в итоге специалистам стало понятно, что если не закрыть тоннели, то всё может рухнуть. Наверху вследствие этого может просесть Политехническая улица на несколько метров. А там находятся здания, в том числе предприятия, которые работали на оборонку. Решили не дожидаться беды и просто закрыли два тоннеля, предварительно затопив их водой. Вода в тоннелях не позволяла попадать воде снаружи, которая в последние годы уже сочилась. Там до сих пор вода с песком.
Два новых тоннеля проложили в стороне так же, через эту реку. До этого рассматривали много вариантов, в том числе с ликвидацией «Площади Мужества», но выбрали самый адекватный и оптимальный по затратам ресурсов и времени. Пришлось применить уникальную иностранную технологию, которой у нас не было в 70-е годы.
Плюсы проживания в районе метро Выборгская Санкт Петербурга
Развитая инфраструктура
Если сравнивать со многими другими спальными районами, Выборгский занимает одно из первых мест по социальной развитости. Это значит, что в шаговой доступности здесь имеется всё необходимое: торговые центры, детские сады, школы, развлекательные площадки, рестораны, спорт-клубы и так далее.
Жильё высокого качества
Большая часть застроек в районе у метро Выборгская СПБ – это, так называемые хрущёвки и сталинки. Они не отличаются изысканным дизайном и идеальным ремонтом. Но вот в новостройках квартиры обустраиваются исключительно по высшему разряду. Здесь не найти жилье эконом-класса, все квартиры начинаются с класса “комфорт”. Но и стоимость их, конечно, соответствующая.
Наличие рабочих мест
Обуславливается это тем, что поблизости расположено много торговых площадок. Начиная киосками и заканчивая большими торгово-развлекательными центрами. Основная часть местных жителей работает в центре из-за непосредственной близости. Поэтому открытых вакансий в районе достаточно для того, чтобы подыскать себе хорошую должность.
История
Строительство линии началось в 1958 году, после выхода постановления «об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а первый участок линии был открыт 29 апреля 1961 года и состоял из 5 станций: от «Парка Победы» до второго зала «Технологического института». Из-за этого оформление станций значительно отличается от первых станций Кировско-Выборгской линии минималистичностью. На некоторых станциях стены оштукатурены на всю высоту (Невский проспект, частично Электросила), либо выложены керамической плиткой (Сенная площадь, Петроградская). На прочих для отделки использовались крупные плоские панели из мрамора. На первых станциях линии также не использовалось люстр, вместо них — люминесцентные лампы без плафонов, либо закарнизное освещение.
Кроме устранения архитектурных излишеств, экономия средств выражалась и в других особенностях. Все станции этой линии, кроме «Технологического института», не способны принять поезда длиннее 6 вагонов (1 линия принимает 8 вагонов с частичным заходом заднего в тоннель). На линии было построено 7 пилонных станций подряд, многие из них имеют короткий центральный зал. 4 станции были построены с типовыми наземными вестибюлями — «ротондами», имеющими защиту от прямого попадания авиационной бомбы. На этой линии впервые в мире были построены станции типа «горизонтальный лифт» (с ).
В рамках строительства 2-й очереди 2-й линии предполагалось построить станцию под Марсовым полем, однако из-за обнаруженного плывуна от станции пришлось отказаться.
9 октября 1965 года начаты испытания системы автоматического управления поездами, предусматривающей ведение без помощи машиниста. Однако систему не удалось довести до состояния, позволяющего водить поезда без машиниста.
При строительстве перегона от станции «Парк Победы» до станции «Московская» были обнаружены залежи песчаника, из-за чего щитовая проходка была невозможна — производилась ручная проходка отбойными молотками, а также буровзрывной метод проходки.
С 1980-х годов на линии было также построено 4 станции односводчатого типа и одна колонная (Проспект Просвещения), имеющие более богатое оформление. Конечные станции — Купчино и Парнас — были построены соответственно в 1972 и 2006 годах и являются крытыми наземными станциями перед въездом в депо (соответственно ТЧ-3, построенное в 1972 году и ТЧ-6 в 2000).
С 25 мая до 2 июня 2009 года станции на второй линии объявлялись голосом певца Александра Розенбаума.
Хронология пусков
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
29 апреля 1961 года | «Технологический институт» — «Парк Победы» | 5,4 км | 5 |
1 июля 1963 года | «Технологический институт» — «Петроградская» | 5,9 км | 4 |
25 декабря 1969 года | «Парк Победы» — «Московская» | 1,8 км | 1 |
12 декабря 1972 года | «Московская» — ТЧ-3 «Московское» | 4,3 км | — |
25 декабря 1972 года | «Звёздная» и «Купчино» (на действующем участке «Московская» — ТЧ-3 «Московское») | — | 2 |
4 ноября1982 года | «Петроградская» — «Удельная» | 6,6 км | 3 |
19 августа 1988 года | «Удельная» — «Проспект Просвещения» | 3,8 км | 2 |
1 февраля 2000 года | «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское» | 2,3 км | — |
22 декабря 2006 года | «Парнас» (на действующем участке «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское») | — | 1 |
Всего: | 30,1 км | 18 станций |