Земельный налог для физических лиц и ип в 2021 году
Содержание:
- Корреспонденция счетов
- Как определить налоговую базу
- Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области
- Заказ вычисления и уплаты налога
- Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства
- Что делать, если кадастровая стоимость изменилась
- Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов
- Расчет земельного налога + калькулятор
- ИП – плательщики земельного налога
- Основной налоговый документ
- Новый земельный налог 2021: об изменениях и порядках начисления
- Комментарий
Корреспонденция счетов
Рассматривая порядок начисления земельного налога, необходимо отметить, что при начислении налога применяется специальный счет 68, который так и называется «Налоги». Отражать налог без открытия субсчетов к данному счету не целесообразно, поэтому для каждого налога бухгалтер, как правило, должен открывать субсчета. Порядок открытия субсчетов отражается в приказе об учетной политике, который и регламентирует весь бухучет компании.
Счет 68 является пассивным, а поэтом все начисления налога отражаются по кредиту счета, а уплата налога сопровождается закрытием счета по дебету.
По поводу корреспондирующих счетов, то здесь все зависит от того, где применяется земля: в основном производстве, вспомогательном и т.д. В таком случае могут быть использованы разнообразные счета.
- Начислен земельный налог (если земля используются в основном производстве и расходы по налогу будут отнесены к издержкам по основным видам деятельности)
Д-т 20, 23, 25, 26, 29 или 44
К-т 68 с открытым субсчетом;
Д-т 68 с открытым субсчетом
Но, как уже было сказано ранее, земля может относиться не только к основному производству, но и просто обеспечивать вспомогательную деятельность. Ярким примером такого направления может стать случай, когда земля сдается в аренду. В таком случае расходы по земельному налогу относятся на 91 счет с субсчетом 91.2.
Проводки будут аналогичными:
- Начислен земельный налог
К-т 68 с открытым субсчетом;
- Земельный налог уплачен в бюджет:
Д-т 68 с открытым субсчетом
Если же земля рассматривается как элемент капитального строительства, то тогда все затраты аккумулируются по счету 08. Для каждого объекта капитального строительства открывается свой субсчет. В таком случае проводки будут следующие:
- Начислен земельный налог
К-т 68 с открытым субсчетом;
- Земельный налог уплачен в бюджет:
Д-т 68 с открытым субсчетом
Это полный список тех вариантов, которые могут встретиться на практике.
Как определить налоговую базу
Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.
Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:
КСч | = | КСполн | × | Д |
где
– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.
Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:
КСч | = | КСполн | × | Плорг | Плобщ |
где
– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Плорг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности; – Плобщ – общая площадь здания.
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области
Земельный кодекс Российской Федерации (статья 66) определяет, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам Государственной кадастровой оценке земель, проводимой в соответствии с законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка на момент проведения оценки равна его рыночной стоимости . Средний уровень кадастровой стоимости земель по районам области утверждаются органами исполнительной власти Подмосковья. Государственная кадастровая оценка земель Московской области проводится не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет. Таким образом, следующая переоценка подмосковных земель будет в 2021 – 2021 годах.
Кадастровая стоимость участка равна площади участка, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка, выраженный в рублях за кв.м. УПКС определяется оценщиками в ходе Государственной оценки земель Подмосковья. Площадь участка берется из данных кадастрового учета. Если Ваш участок не поставлен на учет, то у него не определена кадастровая стоимость и, соответственно, нет и налога на землю. Напомним, что в одной сотке сто квадратных метров. Соответственно, шесть соток – это 600 кв.м. земли, а 15 соток – 1 500 кв.м. Для двух близко расположенных участков земли, один из которых площадью 6 соток, другой 12 соток, логично предположить, что кадастровая стоимость меньшего участка должна быть ровно в два раза меньше стоимости второго. Соответственно, и налог на землю шестисоточного участка должен быть ровно в два раза меньше налога по земельному участку в двенадцать соток. Однако, результаты переоценки подмосковных земель показывают, что это далеко не всегда так.
Где найти кадастровую стоимость земельного участка
Кадастровую стоимость своего участка земли, если он поставлен на учет, несложно найти, воспользовавшись справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online на официальном сайте Росреестра.
Как узнать налоговую ставку по земельному участку
Ставки земельного налога устанавливаются местными властями. В отличии от ставок налога на жилые дома, ставка по земле на большей территории Подмосковья одинаковая (0,3 процента). Встречаются районы, где местами применяются меньшие ставки – 0,1%, 0,15%, 0,2%. Большим разнообразием потрясает Раменский район, где в различных сельских поселениях используются множество «некруглых» ставок налога на приусадебные участки, например, 0,07%, 0,12%, 0,13%, 0,14%, 0,15%, 0,16%, 0,17%, 0,19%, 0,29%. Почти всю информацию о действующих ставках налога на землю в Московской области можно найти на официальном сайте Федеральной Налоговой службы в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
Где узнать про льготы по земельному налогу
Актуальная информация о местных и федеральных льготах по налогу на землю содержится на официальном сайте Налоговой службы (www.nalog.ru) в разделе справочной информации о льготах по имущественным налогам.
Заказ вычисления и уплаты налога
Заказ вычисления налога, и также авансовых платежей определен Статьей 396 Кода налога Российской Федерации
Основные положения:
Сумма налога оценена после налогового периода как доля в процентах налоговой базы, соответствующей налоговой ставке, если другой не предоставлен пунктами 15 и 16 указанной статьи;
Во время налога налогоплательщики периода платят авансовые платежи на налоге, если нормативно-правовой акт представительного органа муниципалитета (законы федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предоставил другой.
За уплаты налогов и авансовые платежи на налоге взимается платеж налогоплательщиками, как это должно быть и условия, которые установлены нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов (законы федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Представительный орган муниципалитета (законодательные (представительные) органы государственной власти федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в случае учреждения налога имеет право предоставить право не оценить и не оплатить авансовые платежи на налоге во время налогового периода для отдельных категорий налогоплательщиков;
Уплаты налогов и авансовые платежи на налоге оплачены налогоплательщиками бюджету для местоположения земельных участков, признанных объектом налогообложения согласно Статье 389 Кода налога Российской Федерации.
В случае происхождения (завершение) в налогоплательщике во время налога (отчетность) период права собственности (фиксировал (бессрочное) использование, жизнь, унаследовал аренду) на земельном участке (его акция), вычисление суммы налога (сумма предоплаты на налоге) относительно этого земельного участка сделано, приняв во внимание коэффициент, определенный как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок был в собственности (фиксировал (бессрочное) использование, жизнь унаследовала аренду), налогоплательщик, к числу календарных месяцев в налоге (отчетность) период. Одновременно, если появление права собственности (фиксировал (бессрочное) использование, жизнь, унаследовало аренду) на земельном участке (его акция) произошел с 15-м днем соответствующего месяца включительно, или завершение указанного права произошло после того, как 15-й день соответствующего месяца, в течение полного месяца месяца происхождения (завершение) указанного права принят
Если появление права собственности (фиксировал (бессрочное) использование, жизнь, унаследовало аренду) на земельном участке (его акция) произошел после того, как 15-й день соответствующего месяца или завершение указанного права произошли с 15-м днем соответствующего месяца включительно, месяц происхождения (завершение) указанного права не рассматривают в случае определения коэффициента, указанного в этом пункте;
Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства
Согласно общему порядку, Ваша организация имеет обязательства по уплате земельного налога, если:
- юрлицо владеет землей на правах собственности;
- компания имеет право на бессрочное пользование участком;
- фирма получила землю в качестве пожизненного наследуемого имущества.
Если Ваша компания заключила договор аренды земли, то оплачивать налог Вы не должны. Такое же правило действует для земельных наделов, полученных в порядке безвозмездного срочного пользования.
Основанием для возникновения налоговых обязательств для компании является наличие документов, подтверждающих права на землю (свидетельство из Росреестра).
Юрлица – неплательщики земельного налога
Если фирма владеет землей на правах собственности, это не всегда значит, что она является плательщиком налога. Законом предусмотрен порядок, согласно которому некоторые собственники-юрлица могут быть освобождены от налоговых обязательств. Главный критерий в данном случае – категория, к которой отнесен земельный участок. Ваша компания может не оплачивать земельный налог, если, в частности, она владеет землей, находящейся в имуществе многоквартирных домов.
Также от оплаты налога освобождены земли, отнесенные к категории ограниченных в обороте или полностью изъятых из такового. Это земли лесного и водного фондов, а также занятые культурными объектами государственного значения. В общей массе данные земли являются федеральной и муниципальной собственности, коммерческая компания может владеть таким участком лишь в некоторых случаях, предусмотренных ст. 27 ЗК.
Скачать пояснение по налогоплательщикам земельного налога
Скачать пояснение по льготам для земельному налогу
Скачать пояснения по ставке земельного налога
Скачать пояснения по определению налогооблагаемой базы
Скачать пояснение по декларации по налогу
Кто имеет право на льготы
Как видим, законом не предоставляет для юрлиц широкого право на освобождение от обязательств по земельному налогу. Но с другой стороны существуют утвержденные нормативные акты, согласно которым юрлицо может оформить льготы и существенно уменьшить сумму налога к оплате.
Ниже в таблице представлена информация об организациях, за которыми на общегосударственном уровне закреплена 100% льгота по уплате налога.
Категория организаций | Описание |
Общественные организации инвалидов | Вы можете не платить налог, если в состав Вашей организации входят 80% инвалидов (и более). От уплаты налога освобождаются только те участки, которые используются для деятельности организации согласно уставу. |
Организации народных промыслов | Если организация использует землю для производства и реализации товаров народных промыслов (что подтверждено документально), то налог на землю она может не платить. |
Учреждения уголовно-исправительной системы | Земля, находящаяся в собственности Минюста РФ и использующаяся в пределах полномочий Пенитенциарной системы. К данной категории относятся земли под СИЗО, колонии и прочие учреждения, исполняющие наказания. |
Организации с 100% уставным капиталом инвалидов | Организация инвалидов, которая ведет производственную деятельность, освобождается от налоговых обязательств в случае, когда сотрудники-инвалиды составляют не половины общего количества работников (доля в фонде оплаты труда – не менее ¼). Налог Вы можете не платить только за ту землю, которая используется для производственной деятельности организации. |
С полным перечнем категорий организаций, имеющий право не платить налог, Вы можете ознакомиться в НК (ст. 395).
Отметим, что льготы по земельному налогу предоставляются не только федеральным, но и местным законодательством. В зависимости от того, в каком регионе ведет деятельность Ваша организация, Вы можете получить льготу в виде пониженной налоговой ставки или вычета из общей налогооблагаемой суммы. Для того, чтобы выяснить, может ли Ваша компания рассчитывать на налоговую скидку, обратитесь в районную администрацию по месту регистрации Вашей компании.
Важно знать, что региональные власти могут только дополнить список организаций-льготников или увеличить размер налоговых скидок. Те компании, право которых на льготу утверждено на федеральном уровне, местная власть отменить не может
Что делать, если кадастровая стоимость изменилась
Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.
Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Важно
Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога измененная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.
Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.
В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.
При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.
Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов
Начиная с налоговой кампании 2021 года, налоговые органы станут направлять в адрес организаций-налогоплательщиков специальные сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Сообщения будут направляться по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.
В таких сообщениях будет указываться объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога, а также собственно сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспортных средств.
Сами сообщения будут направляться организациям в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если организация не имеет возможности получить сообщение в электронной форме, оно будет направлено ей по почте заказным письмом либо вручено руководителю или представителю организации лично под расписку.
При этом направление таких сообщений не отменяет обязанность организаций самостоятельно исчислять и уплачивать транспортный и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей. Налоговики будут направлять сообщения об исчисленных налогах уже по окончании налогового периода и после истечения установленного срока их уплаты. То есть тогда, когда организация уже рассчитает и в полном объеме причитающийся транспортный и земельный налог.
В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вполне резонный вопрос: а для чего, собственно, будут нужны подобные налоговые сообщения, если и рассчитывать налоги, и соблюдать сроки их уплаты организации будут без подсказки со стороны налоговых органов?
Ответ на этот вопрос представлен в письме Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672. Единственная цель налоговых сообщений – это информирование организаций об исчисленной ИФНС сумме налога для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие, по ее мнению, правильный расчет налогов. В частности, предоставить в ИФНС заявление об имеющихся у нее льготах.
Представить такие письменные возражения организация по общему правилу может в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ). Однако, как указала ФНС в письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@, данный 10-дневный срок для представления пояснений и дополнительных подтверждающих документов не является пресекательным. Поэтому по истечении данного срока ИФНС в любом случае обязана рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов.
Если налоговая инспекция в течение года так и не направит организации сообщение об исчисленных налогах, организация обязана будет самостоятельно сообщить в ИФНС об имеющихся у нее земельных участках и транспортных средствах. Такое сообщение нужно будет представить в налоговую инспекцию по форме, утв. приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Срок его представления – до 31 декабря текущего года включительно.
Расчет земельного налога + калькулятор
Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.
Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:
Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.
Внимание! Налоговой базой для исчисления земельного налога для юридических лиц в 2021 году служит кадастровая стоимость земельного участка. Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру
Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН
Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.
Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.
Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.
Рассмотрим пример расчета земельного налога для организации. Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2021 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.
Годовая сумма налога составит:
35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.
Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.
70 000 / 4
В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:
70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.
В случае, когда участок принадлежит нескольким организациям в общей долевой собственности, кадастровая стоимость определяется по каждому собственнику в равных долях. Соответственно, налог распределяется пропорционально доле.
Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:
- приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
- месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.
Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.
На сайте ФНС имеется удобный калькулятор земельного налога, который высчитывает сумму налога по кадастровому номеру.
ИП – плательщики земельного налога
Если Вы зарегистрированы как ИП, то Вы, наряду с физлицами и организациями, обязаны оплачивать земельный налог за участок, находящийся у Вас собственности.
Общий порядок
По общему правилу Вы являетесь плательщиком земельного налога, если одновременно выполняются два нижеследующих условия:
- Ваш участок находится в регионе, на территории которого введен земельный налог;
- Право собственности на участок документально закреплено за Вами. Также Вы обязаны платить налог, если участок оформлен на Вас по праву бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
В случае, если Вы пользуетесь землей, но документы на нее еще не оформили (например, нет свидетельства о регистрации права собственности), то возможны следующие варианты:
- Вы не имеете обязательств по оплате налога, если земля приобретена после 31.01.1998, при этом право собственности на нее не оформлено. Но следует понимать, что умышленная нерегистрация земли с целью уклонения от уплаты налога грозит Вам солидным штрафом (до 40% от суммы неустойки по налогу);
- Вы обязаны оплачивать налог, если земля куплена до 31.01.1998 (данный факт подтверждает договор купли-продажи). Связано это с тем, что в данном случае право собственности может быть подтверждено иными документами, выданными до 31.01.1998.
Освобождение от налоговых обязательств
Вы имеете все основание не оплачивать налог на землю в бюджет в случае, если Ваш участок не признан объектом налогообложения. Это возможно в следующих случаях:
- земля признана изъятой из оборота согласно ст. 27 ЗК. Такие участи не могут быть переданы в частную собственность, налог на них не начисляется. К примеру, участок, который находится на территории заповедника, не является объектом налогообложения:
- надел частично изъят из оборота. В общем порядке такие земли являются собственностью федеральных или муниципальных властей и могут быть переданы в собственность юрлицам или ИП только в исключительных случаях. К данной категории земель относятся участки, используемые под линии связи, гидротехнические сооружения, а также загрязненные отходами (в том числе биогенными и радиологическими);
- участок относится к земле, которая оформлена как собственность многоквартирного дома. Если Вы являетесь владельцем участка, отнесенного к данной категории, то Вы имеете право не оплачивать налог согласно ст. 389 НК;
- участок не сформирован согласно установленному порядку. Если в отношении Вашего участка не проведен кадастровый учет (не зафиксирован вид объекта, не установлены границы участка, его площадь), а в Госкадастре не зарегистрирован его кадастровый номер, то налог на землю Вы можете не платить.
О последнем условии освобождения от уплаты налога поговорим более подробно.
Льготы по уплате земельного налога
Если Вы относитесь к льготной категории граждан, то в определенных случаях Вы имеете право на льготы в виде полной или частичной оплаты налога на землю.
Законодательством предусмотрены как общегосударственные, так и региональные льготы по оплате налога. Перечень федеральных льгот зафиксирован в НК. Вы освобождены от уплаты налога, если Вы:
- имеете свидетельство инвалида 1 или 2 группы;
- являетесь инвалидом с детства;
- имеете звание Героя СССР, РФ;
- являетесь ветераном ВОВ, прочих боевых действий;
- признаны пострадавшим вследствие техногенных катастроф (катастрофа на ЧАЭС, авария на , испытания на Семипалатинском полигоне).
В случае, если Вы владеете несколькими участками, то льготу Вы можете оформить:
- на оба участка, если они находятся в разных регионах (различных муниципальных образованиях);
- только на один участок, если второй находится в том же городе (области и т.п.).
Кроме того, местные власти могут предоставлять дополнительные льготы для ИП. К примеру, в некоторых регионах законом установлена площадь участка, которая не облагается налогом. ИП оплачивает налог только с площади свыше установленной нормы. Если участок меньше зафиксированного показателя, то ИП освобождается от налоговых обязательств.
Следует отметить, федеральные льготы применяются во всех регионах РФ и действуют наряду с региональными льготами.
Основной налоговый документ
Чтобы отчитаться в инспекции о сумме, которая будет уплачена, компании должны предоставить особый документ – декларацию по форме приказа ФНС России. Декларация, к слову, необходима только для лиц юридических, так как обычным гражданам и ИП-шникам уведомление приходит от налоговой автоматически. Форма не так сложна для заполнения и содержит всего три листа – титульный и два раздела.
Важные моменты для заполнения:
- при письме от руки используются только печатные буквы, чернила допускаются чёрного и синего цвета, запрещено использование корректирующих средств, нельзя зачёркивать и исправлять ошибки;
- денежные показатели округляются по правилам заполнения все деклараций – сумма, содержащая менее 50 копеек – до рубля назад, более 50 копеек – до рубля вперёд (для примера – 3 тысячи 145 рублей и 60 копеек будут учитываться как 3 тысячи 146 рублей);
- в пустых ячейках ставятся пропуски при отсутствии информации;
- все страницы должны иметь сквозную нумерацию.
Цена земли для налога не равна рыночной стоимости
Новый земельный налог 2021: об изменениях и порядках начисления
Налог на землю учрежден российским Налоговым Кодексом (НК РФ), а регулируется местными властями городов и регионов.
Местные муниципалитеты уполномочены назначать размер налоговых ставок в рамках, продиктованных гл. №31 НК РФ , регламентировать порядок и срок уплаты (для учреждений), а также вводить льготы и освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога.
Ранее величина налога на землю просчитывалась, опираясь на балансовую стоимость участка, которая была довольно низкой. Сумма, ставшая итогом этого подсчета, не являлась обременительной для плательщиков. В шестнадцатом году второго тысячелетия все кардинально изменилось.
Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз. Все дело в том, что устанавливалась кадастровая цена независимыми оценщиками, так сказать «на глазок», основываясь зачастую на недостоверных данных, и в отдельных случаях значительно превысила актуальную рыночную стоимость.
Комментарий
Земельный налог — это местный налог, которым облагаются земельные участки. Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами местных органов власти и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций местные органы власти устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога местные органы власти могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Налогоплательщики
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог
(п. 1 ст. 389 НК РФ):
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков
(ст. 390 НК РФ).
Налоговый период
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(ст. 393 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
регулируется статьей 396 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу регулируется статьей 397 НК РФ.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.