Кто должен платить налог на землю
Содержание:
- Пожизненное содержание с иждивением
- Платежи за пользование недрами
- Арендная плата за государственную и муниципальную землю
- Правовые основы платности пользования землей в Российской Федерации
- Ценность земельных ресурсов — комментарий юриста
- Земельный юрист и адвокат
- Право пожизненного наследуемого владения
- Плата за приобретение земли в собственность
- Право постоянного (бессрочного) пользования
- Статья 6.
Пожизненное содержание с иждивением
При пожизненном содержании с иждивением передача имущества относится только к недвижимости. После смерти получателя договор становится недействительным. В условия ренты могут входить уход за получателем, покупка одежды и еды, медобслуживание, а после смерти — оплата похорон.
При такой форме ренты собственник может в любое время расторгнуть договор, если пункты его были нарушены плательщиком. При этом он не сможет взыскать с получателя те деньги, которые уже были уплачены ранее.
Рента с иждивением выгодна обеим сторонам. Собственник получает уход за собой и денежное содержание, а плательщик — крышу над головой. Стоимость содержания с иждивением определяется в договоре. Необходимо зафиксировать ренту нотариально, а при отчуждении имущества — пройти государственную регистрацию. Иначе договор будет считаться недействительным.
Но при таком варианте ренты на права владельца есть некоторые ограничения. Плательщик имеет право сдавать имущество в залог, обременять другими способами, отчуждать, но только с согласия собственника.
Платежи за пользование недрами
Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).
Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).
К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.
Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:
- ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
- производит разведку полезных ископаемых;
- изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
- разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.
Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.
Арендная плата за государственную и муниципальную землю
Сделки по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляют значительную часть оборота земли
Поэтому крайне важно, чтобы установление арендной платы за землю, принадлежащую федеральным властям, субъектам Федерации и муниципалитетам, способствовало ее рациональному использованию
Общие принципы определения и расчета арендной платы за землю при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации. О них говорится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Таких принципов пять:
- предсказуемость расчета размера арендной платы;
- предельно допустимая простота расчета арендной платы;
- недопущение ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки;
- учет необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- запрет необоснованных предпочтений.
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на ее территории, определяют Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с ними размер платы за землю при аренде земельных участков в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендная плата, определяемая на основании кадастровой стоимости земельного участка, рассчитывается в процентах ─ от 0,01 до 2%. Меняя величину процента, удается реализовать льготы по плате за землю. Например, для физических или юридических лиц, имеющих право на освобождение от уплаты земельного налога.
В случае, если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов.
Ставки арендной платы за землю принимаются во внимание в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов инженерной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, спортивных объектов и т. д
Цена земли и арендная плата оказываются связанными между собой, если арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этом случае арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Правовые основы платности пользования землей в Российской Федерации
С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами, не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего времени. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие, налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время еще действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О плате за землю».
Районные и городские органы Росземкадастра принимают участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами.
Закон РФ «О плате за землю» устанавливает большой перечень лиц (физических и юридических) и объектов, которые освобождены от уплаты земельного налога (ст. 12). Этот перечень постоянно обновляется и дополняется.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Федерации и доля централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к названному Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в. двукратном размере.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы — существенное условие договора аренды земельного участка. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:
финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории.
Ценность земельных ресурсов — комментарий юриста
Спикер — Юрист юридической службы «Единый центр защиты» Алена Жупикова.
Если говорить о договоре земельной ренты, то отличительных требований к форме и содержанию договора законодатель не установил, поэтому при его составлении следует обращаться к общим правилам гражданского законодательства, применимым к договорам ренты в зависимости от ее разновидности, включая то, что договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а в случае отчуждения имущества в обязательном порядке должен пройти процедуру государственной регистрации. К указанным отношениям могут применяться правила о купле-продаже, мены, дарения, аренды, и другие подобные понятия, связанные с рентой.
Эксперт Алена Жупикова
Внимание следует обратить на сам объект права собственности – на землю, а также на все особенности, вытекающие из земельных правоотношений
Выгода ренты земельного участка
Прежде всего перед тем, как определить, является ли земельная рента выгодной, следует отметить, что выделяется 3 основных типа земельной ренты: монопольная, абсолютная и дифференциальная. В профессиональных кругах существует теория, что все виды ренты так или иначе являются дифференциальными, откуда можно сделать вывод, что выгодность напрямую зависит от ценности земли. Земля безусловно является важнейшим для государства ресурсом, который является невоспроизводимым фактором экономики, имеет различия по качеству и плодородности почвы, территориальные особенности местонахождения, количественные ограничения (земли всегда недостаточно), а также имеет свое целевое назначение.
Земельные ресурсы. Рис. 3: ppt-online.org
Помимо того, ценность земли в совокупности с её качественными характеристиками также еще зависит от сельскохозяйственного спроса (например, для развития фермерского хозяйства), то есть, от спроса на продукцию, которая производится с использованием этой земли. Также существует еще и несельскохозяйственный спрос за землю, который может влиять на выгодность земельной ренты больше сельскохозяйственного спроса.
Почему так происходит? С одной стороны, спрос на продукцию всегда стабилен вне зависимости от внешних факторов, даже тогда, когда земля плохого качества, и это способствует повышению стоимости за единицу продукции.
Однако, с другой стороны, тенденция к снижению сельскохозяйственного спроса на землю прямо пропорциональна росту несельскохозяйственного спроса ввиду стремления современного общества к богатству и «комфортной» жизни, а также желанию сохранить данный статус как можно больше.
Таким образом, причиной роста несельскохозяйственного спроса на землю, а следовательно, и выгодностью земельной ренты является то, что в современном обществе стремительно повышается потребность на землю с целью её дальнейшего использования под застройку недвижимости, и прочих, связанных с этим благ (промышленного производства, социальной инфраструктуры и т. п.).
Земельный юрист и адвокат
Юрист по земельным вопросам в Москве и Московской области необходим в различных ситуациях, с которыми может столкнуться каждый человек. Имущественные вопросы затрагивают различные аспекты нашей жизнедеятельности и отношения, связанные с обращением и использованием земельных участков, не исключение.
К земельному юристу можно обратиться при оформлении сделки, передаче по наследству или в залог, установлении сервитута, возникновении споров с соседями, обращении в суд, трениях с органами государственной и муниципальной власти. На первой консультации земельный юрист выявит проблему, изучит документы, проанализирует обстоятельства дела и предложит оптимальный порядок действий в конкретной ситуации.
Если дело дошло до судебного разбирательства, необходимо обращаться к земельному адвокату. Этот специалист имеет богатый практический опыт решения имущественных вопросов в судебном порядке.
Какой бы ни была ваша проблема в отношении земельного участка, чем скорее вы приступите к ее решению, тем лучше. Обеспечить качественное движение к намеченной цели сможет профессионал – земельный юрист в Москве.
Право пожизненного наследуемого владения
Действующее федеральное законодательство не раскрывает содержание права пожизненного наследуемого владения. В определенной мере оно детализировано лишь в гл. 17 ГК РФ. На основании ст. 266, 267 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Владелец земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
Распоряжение земельным участком, принадлежащим гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, было существенно ограничено. Он мог передавать земельный участок только в аренду и безвозмездное срочное пользование, а сейчас — только по наследству. Продажа, залог земельного участка и совершение других сделок его владельцем, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускается. Так же как и собственники земельного участка, владельцы участка обязаны платить земельный налог.
Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (п. 2 ст. 266 ГК РФ). Помимо правомочий владения и пользования землевладельцу принадлежит и право распоряжения в пределах, установленных законом.
Безусловно, землевладелец вправе передать принадлежащий ему земельный участок по наследству, а также отказаться от принадлежащего ему права. Однако совершать сделки, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка (например, продажу, залог), землевладелец не вправе.
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в пожизненном наследуемом владении земельный участок, причем взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законом, не допускается.
Плата за приобретение земли в собственность
редоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.
Согласно ст. 36 ЗК РФ при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, цена установливается соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
-
- земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.
Цена данных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
риобретении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах) собственник земельного участка определяет
-
- форму проведения торгов (конкурсов, аукционов),
- начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и
- сумму задатка.
Бесплатное предоставление земельных участков в собственность
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Особенности купли-продажи земельных участков
объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:
-
- устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
- ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
- ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.
Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Право постоянного (бессрочного) пользования
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).
В ЗК РФ не дается определение понятия «бессрочное пользование», является ли оно безвозмездным или платным. На этот вопрос дается ответ в Законе РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»1. Под постоянным (бессрочным)
пользованием понимается бесплатное предоставление земельных участков.
В отличие от ЗК РСФСР в ЗК РФ значительно сужен субъектный состав пользователей, обладающих правом на постоянное бессрочное пользование. В ст. 39.9 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень юридических лиц, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования, а именно:
Таким образом, в составе субъектов постоянного пользования земельными участками остаются лишь государственные и муниципальные предприятия, которые будут либо выражать специфические государственные или муниципальные интересы, либо будут в дальнейшем приватизированы. Остальные юридические лица могут по своему выбору арендовать земельные участки либо выкупить их.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Данные граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»1 юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести эти участки в собственность (по своему желанию) до 1 июля 2012 г. Для граждан такие сроки не устанавливаются.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведения для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Недвижимое имущество, возведенное этим лицом, является его собственностью. В ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими (ст. 20 ЗК РФ).
Статья 6.
Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящей статьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.