Налог на недвижимость и земельный налог

Как рассчитывается налог?


Фото Pexels

До 2014 года существовала система расчета налога, при которой базовой единицей считалась инвентаризационная стоимость объекта. Она значительно отличалась от рыночной цены и кадастровой стоимости. В итоге, за объект стоимостью в несколько миллионов рублей, собственник мог платить по инвентаризационной цене, как за строение ценою в 100-200 тысяч. Естественно, государство при этом теряло огромные суммы ежегодно.

На протяжении этих лет государство поддерживало политику плавного перехода: чтобы увеличение налогов не ударило по кошелькам граждан резко. В 2021 году послабление в виде понижающих коэффициентов оставлено только для жителей Севастополя, остальные граждане РФ – успешно прошли адаптацию, и теперь платят налог по полной кадастровой стоимости имущественных объектов.

Расчет кадастровой стоимости – процесс довольно сложный. Он включает в себя оценку многих параметров, в том числе:

  • адрес объекта;
  • инфраструктуру района расположения,
  • возраст строения;
  • рыночную стоимость похожих объектов и т.д.

То есть, при оценке учитываются множество факторов, и дом в глухой деревне без удобств, но 100 квадратов площадью, однозначно не будет стоить больше, чем комната в коммуналке, но в центре города. Частота переоценки будет устанавливаться муниципалитетами. Для крупных городов перерасчет кадастровой стоимости рекомендован не реже, чем один раз в пять лет.

Расчет налога по среднегодовой стоимости

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Согласно ст. 382 НК РФ авансовый платеж равен ¼ средней стоимости за отчетный период, умноженной на ставку.

Авансовый платеж за I квартал = 92 500 х ¼ х 2,2 % = 509 руб.

Аналогичным образом делается расчет платежа за полугодие.

Средняя стоимость за полугодие = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70) / 7 х 1 000 = 85 000 руб.

Аванс за полугодие = 85 000 х ¼ х 2,2 % = 468 руб.

Средняя стоимость за 9 месяцев = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70 + 234 + 207 +191) / 10 х 1 000 = 122 700 руб.

Аванс за 9 месяцев = 122 700 х ¼ х 2,2 % = 675 руб.

Годовой налог платится за вычетом всех авансовых платежей.

Налог за 2021 к уплате в бюджет = 2 818 – (509 + 468 + 675) = 1 166 руб.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество

Перечень льготников

В Налоговом кодексе перечислены 15 льготных категорий граждан, которые освобождены от уплаты налога на имущество (), включая:

  • пенсионеров, включая военных пенсионеров;
  • инвалидов;
  • ветеранов ВОВ и тыла;
  • блокадников;
  • ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и пр.

Это федеральные льготники, которые не платят налог на имущество, независимо от региона проживания на территории России. Есть также местные льготы, которые вводятся по решению муниципальных властей.

Чтобы узнать о льготах в Вашем регионе, можно воспользоваться специальным сервисом от ФНС. Здесь необходимо указать вид налога и регион проживания и на основании этого получить полный список льготников.

Как узнать о льготах по налогу на имущество в 2021 году

Законодательно установлено несколько видов недвижимого имущества, в отношении которых можно получить льготу:

  • квартира;
  • комната;
  • жилой дом;
  • гараж.

Льготу можно получить в отношении одного объекта каждого вида: на одну квартиру, один жилой дом, один гараж. То есть пенсионер имущественный налог платит только, если у него несколько квартир в собственности. Если у пенсионера одна квартира, то налог он не платит.

Пенсионерка Новикова имеет в собственности загородный дом и квартиру.  Она получает освобождение от уплаты налога и на дом, и на квартиру.

Пенсионерка Арсеньева имеет в собственности ½ долю в квартире в Екатеринбурге и квартиру в Москве. Освобождение от налога пенсионерка может оформить в отношении одной квартиры, а за вторую – будет платить налог.

Стоит отметить, что налоговая инспекция автоматически предоставляет льготу в отношении самой дорогой недвижимости. Никаких дополнительных заявлений льготникам подавать не нужно. Пенсионерка из примера выше получит «письмо счастья» из налоговой в отношении квартиры в Екатеринбурге.

С 2018 года перечень федеральных льготников дополнили многодетные семьи (по Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ).  Раньше семьям с тремя и более детьми предоставляли льготы не во всех регионах, а только по решению местных властей. Теперь всем без исключения многодетным полагается дополнительный вычет на каждого ребенка 5 кв.м. из площади квартиры и 7 кв.м. — из площади дома.

У Марины трое детей. Она живет с ними в квартире 60 кв.м. До принятия поправок она должна была заплатить налог с 40 кв.м. Теперь она вправе применить вычет за детей и заплатит сбор с 25 кв.м.

Для многодетных семей вычет предоставляется только в отношении жилья (на гараж и нежилые помещения льгот не будет).

Есть определенные категории налоговых послаблений, которые связаны не со статусом плательщика, а с типом недвижимости: это льготы на творческие студии и хозпостройки. Вычет можно получить на один такой объект в собственности.

Как подтвердить свое право на льготы

Право на льготы необходимо дополнительно подтверждать. Для этого в налоговую инспекцию по месту жительства необходимо предоставить:

  • ;
  • документ, подтверждающий право на льготы (с 2018 года подтверждающие документы прикладывать не обязательно – ФНС сама формирует запросы для проверки информации).

Желательно подавать заявление не позднее 1 ноября текущего года. Обратиться в инспекцию можно лично, направить заявление почтой (заказным письмом с описью вложения) или использовать личный кабинет налогоплательщика.

С 2018 года в Налоговой инспекции вводится беззаявительный порядок предоставления льгот для некоторых россиян. Они могут не предоставлять заявление для получения льготы по налогу на имущество. Беззаявительный порядок действует в отношении:

  • пенсионеров;
  • предпенсионеров;
  • инвалидов (ряда категорий);
  • многодетных семей.

С 2021 года перечень дополнили ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п.18 ст.1 374-ФЗ).

Как вернуть переплату по налогу на имущество

До 2021 года в Налоговом кодексе (по старой редакции п.6 ст.408 НК) при обращении физлица с заявлением на предоставление льготы он мог рассчитывать на льготы при уплате налога на имущество только за три налоговых периода. С января 2021 года данная правовая норма утратила силу и пересчет налогов для льготников станет более выгодным (п. 56 ст. 2 374-ФЗ).

Теперь они могут получить перерасчет налога на имущество физлиц без ограничений по количеству налоговых периодов, за которые допускается получить перерасчет.

Транспортный налог

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или 

уничтожение транспортного средства (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Порядок прекращения обязанности по уплате налога на уничтоженные автомобили с нового года будет урегулирован в соответствии с п. 3.1. ст. 362 НК РФ. Согласно данной норме, чтобы прекратить начисление налога, плательщик должен будет направить в ИФНС специальное заявление.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанное заявление и документы разрешается направить в любую налоговую инспекцию по выбору плательщика или представить через МФЦ.

При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.

По общему правилу заявление о гибели или уничтожении транспортного средства в целях освобождения от обязанности по уплате налога станет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Однако в случаях направления ИФНС запросов о подтверждении факта уничтожения/гибели транспортного средства данный срок разрешается продлить еще на 30 дней.

О продлении срока рассмотрения заявления налоговая инспекция в обязательном порядке должна будет уведомить налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления ИФНС направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения налоговой обязанности.

В уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого заявитель вправе не платить транспортный налог в отношении уничтоженного транспорта.

Отметим, что в настоящее время форма заявления о гибели/уничтожении транспортного средства ФНС России еще не утверждена. Поэтому до момента утверждения указанной формы плательщикам разрешается представлять данное заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Право, теория и понятие права

Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Изначально данный налог был введен Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 № 2030-1. Установление налога преследовало две цели обеспечить бюд­жет стабильными и постоянно возрастающими поступлениями и повысить заинтересованность предприятий в реализации из­лишнего имущества, в увеличении эффективности использова­ния производственных мощностей. Плательщиками налога являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сии через постоянные представительства и (или) имеющие в соб­ственности недвижимое имущество в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на имущество организаций является: движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пе­реданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную дея­тельность), относящееся к объектам основных средств — для российских организаций; движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, — для иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства; находящееся на территории Российской Федерации недвижи­мое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности, — для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства.

He признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (вод­ные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспече­ния безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая стои­мость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество, признаваемое объектом налогообложе­ния, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств на­числение амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разни­ца между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных от­числений для целей бухгалтерского учета в конце каждого на­логового, (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) Период определяется как частное от деления суммы, полученной в ре­зультате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом ме­сяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта при уста­новлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос­сийской Федерации и не могут превышать 2,2 Конкретные ставки налога устанавливаются органами предста­вительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу приме­няется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”

2 марта 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).

Письмо содержит следующие разъяснения.

На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса

По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса С.Л. Бондарчук

Алгоритмы проверки расчета

Начиная с 2015 года на территории России постепенно вводится расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества. Его ввели уже во многих регионах.

Поэтому алгоритм проверки расчета будет зависеть от того, какой порядок расчета налога принят в вашем регионе (местности): исходя из кадастровой или исходя из инвентаризационной стоимости.

Чтобы налог считали исходя из кадастровой стоимости, решение об этом должны принять местные власти (власти городов федерального значения). Но сделать они это смогут только после того, как в регионе утвердят результаты кадастровой оценки. Если такое решение не принято, инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Однако независимо от решения местных властей платить налог с кадастровой стоимости надо:

  • по имуществу, которое включено в утвержденный региональный перечень;
  • по имуществу, которое еще не включено в региональный перечень, но образовано путем раздела объекта из утвержденного перечня.

Утвержденный перечень таких объектов региональные власти должны публиковать на своем официальном сайте. Найти объект в перечне можно по адресу его нахождения и кадастровому номеру.

В этот перечень региональные власти могут включить только следующие типы объектов:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения.

Если такой перечень не утвержден и нет решения местных властей о расчете налога исходя из кадастровой стоимости, то и с таких объектов инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Такой вывод следует из пунктов 7 и 10 статьи 378.2, статьи 402 Налогового кодекса РФ.

Для проверки расчета исходя из инвентаризационной стоимости следуйте следующему алгоритму:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Расчет исходя из кадастровой стоимости проверяйте в следующем порядке:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Внимание: первые четыре года с момента введения нового порядка расчета налога исходя из кадастровой стоимости являются переходными. На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан

На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан.

К примеру, в регионе новый порядок введен с 2015 года. Значит, переходным периодом, в котором налог надо считать по переходным правилам, будут 2015–2018 годы. А уведомление об уплате налога, рассчитанного по таким правилам, впервые придет в 2021 году.

Это следует из пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ.

Достаточно сделать рассылку

Устранить неудобство легко. ОНФ предлагает оповещать владельцев недвижимости о результатах оценки, рассылая письма в личный кабинет на Госуслугах.

Вам письмо. Фото: twitter.com

Те, кого результаты не удовлетворяют, могут сразу их оспорить в ГБУ, проводившем работу и предоставить документы, подтверждающие стоимость. Это проще и быстрее, чем решать вопрос через суд или комиссию. К тому же не придётся делать перерасчёт налога.

«Известия» цитируют председателя Российского союза налогоплательщиков, члена Общественной палаты РФ Артёма Кирьянова.

От себя добавим, что рассылать результаты оценки только на Госуслуги — неправильно, потому что не каждый человек ими пользуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector