Дом-фара и гараж-подкова: изучаем здания архитектора константина мельникова

Первые заказы

Свой первый самостоятельный заказ архитектор Константин Мельников получил в 1918 году. Он разрабатывал проект поселка для сотрудников Алексеевской психиатрической больницы. Также разрабатывал проекты «Бутырского района», планировки Ходынского поля в рамках плана «Новая Москва», но большинство из них так и не были реализованы. Ранние работы были выполнены в стиле неоклассицизма.

В 1920 году архитектор Константин Мельников становится профессором Высших художественно-технических мастерских. В то время его привлекает концепция Ландовского, он даже вступает в Ассоциацию новых архитекторов.

Контора Новосухаревского рынка

Переходим к Большому Сухаревскому переулку, д. 11, стр. 1. Здесь находится еще один памятник – историческое здание нового Сухаревского рынка. Это первый официальный заказ Константина Мельникова. Старые торговые ряды закрыли еще в 1920 году – они стали напоминать огромную барахолку и ночлежку для преступников.

Рынок решили соорудить между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садово-Сухаревской улицами. Мельников предложил застроить территорию небольшими деревянными павильонами-блоками. Каждый из них состоял из двух прямоугольных помещений с витринами по бокам.

Киоски имели свои номера и окраску, соответствующую ряду и виду торговли. Как писал сам архитектор, это превращало «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи».

Торговые ряды просуществовали до 1930 года, когда их перевели на Ярославский рынок на Мещанской улице. После закрытия территорию стала занимать автодормехбаза. От «новой Сухаревки» осталось лишь одно здание – его контора.

Это было единственное капитальное строение на рынке. Кирпичное здание представляет собой треугольник с одним «вырезанным» углом. В его вершине была расположена лестница, которая ведет на плоскую крышу-террасу. Вероятно, архитектор предполагал использовать кровлю как летнее кафе: кроме администрации рынка в здании конторы находился трактир.

До конца 1990-х годов контору несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге она потеряла исторический облик и ряд характерных деталей. Например, лестницу на второй этаж замуровали в стену.

Сейчас здесь запланирована реставрация. Специалистам предстоит вернуть зданию облик 1930-х годов.

Гараж Госплана

Начнем наш маршрут с самого известного объекта, разработанного Константином Мельниковым, – с гаража Госплана.

Здание находится на ул. Авиамоторная, 63, с. 1 в районе Лефортово. Оно было построено в 1936 году для автомобилей Госплана СССР.

Рабочие чертежи здания выполнила Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7 во главе с архитектором В.И. Курочкиным, а оформление фасадов разработал Мельников.

Гараж выполнен в стиле советского авангарда. В нем виден характерный «почерк» мастера – крупные формы, объемы, пластичность и прямые линии.

На фасаде Мельников разместил огромное круглое окно с массивным обрамлением и рамкой из вертикальных линий. Справа от него размещалась высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания. К сожалению, она не сохранилась.

Рядом с гаражом находится четырехэтажный корпус, который отдали под помещения для администрации и мастерских. Фасад украшен каннелированными колоннами. Окна здания, которые выходят во двор, выполнены в виде прямоугольников и наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки.

Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей – фара и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада – решетка радиатора.

Цитата

«Один «глаз», смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, – и я обрел связь «формалистического» подхода с самой сущностью из мира прекрасного», –

Константин Мельников
заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в СССР

С 1955 года и до конца 1990-х гараж занимал 8-й таксомоторный парк Москвы. Затем помещения сдавались в аренду.

В 1990 году гараж получил статус объекта культурного наследия Москвы регионального значения. Сейчас в нем идет реставрация.

Постройки

Название Место Время Подробности
Жилые и рабочие помещения московского автомобильного завода АМО Москва, улица Тюфелева Роща 1917 не сохранились
Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке Москва, Нескучный сад 1923 не сохранился
Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина Москва 1924 не сохранился
Новосухаревский рынок и здание конторы рынка Москва 1924 рынок не сохранился, здание изменено поздними переделками
Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств Париж 1925 не сохранился
Торгсектор СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств Эспланада Инвалидов, Париж 1925 не сохранился
Павильон СССР на Международной ярмарке в Салониках Салоники, Греция 1926 Не сохранился
Бахметьевский гараж Образцова, 19-а, Москва 1926 Отреставрирован, перестроен
Гараж для грузовых машин Новорязанская, 27, Москва 1929
Дом-мастерская Мельникова Кривоарбатский переулок, 10, Москва 1929
Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького Крымский вал, 9, Москва, 1929
Дом культуры им. И. В. Русакова Стромынка, 6, Москва 1929
Клуб завода им. М. В. Фрунзе и столовая завода Бережковская набережная, 28, Москва 1929
Дом культуры химиков завода «Каучук» Плющиха, 64, Москва 1929
Клуб фарфорового завода им. газеты Правда Ленина, 1, Ликино-Дулёво 1930
Клуб фабрики «Свобода» Вятская, 41 а, Москва 1929 Интерьер и планировка не сохранились
Клуб фабрики «Буревестник» 3-я Рыбинская, 17/1, Москва 1929
Планировка партера ЦПКиО им. Горького Крымский вал, 9, Москва 1930
Реконструкция Московского камерного театра (сейчас Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина) (совместно с В. А. и Г. А. Стенбергами) Тверской бульвар, 23, Москва 1931
Гараж Интуриста (совместно с В. И. Курочкиным) Сущёвский вал, 33, Москва 1934
Гараж для «Госплана» (совместно с В. И. Курочкиным) Авиамоторная, 44, Москва 1936
Памятник дважды герою Советского Союза С. А. Козаку Украина, Житомирская область, Коростень,  Грушевского,8 1949
Интерьер Саратовского Центрального универмага Саратов 1950 не сохранился

Клуб завода «Каучук»

Всемирно известный памятник советского авангарда – клуб завода «Каучук» – расположился на ул. Плющиха, 64/6 стр. 1 в районе Хамовники.

Мельников в очередной раз решил не искать легких путей. Он выбрал для здания форму сектора в четверть круга. Одна его часть должна была быть в виде прямоугольника со скошенной кровлей, а другая, со стороны Плющихи, – с наклонными остеклением и двускатной крышей.

Вперед на уровень тротуара был вынесен круглый кассовый вестибюль с трибуной. Здесь также расположены лестницы, которые ведут в фойе зрительного зала на втором этаже. Сцена занимает треугольную часть сектора.

По замыслу центральная часть партера со сценой должны были подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов. Вместимость зрительного зала при этом уменьшалась, зато освобождался нижний ярус, что создавало пространство для проведения массовых мероприятий.

Как и в других клубах Мельникова, эта идея не была реализована.

Со всех балконов можно попасть в коридор, который ведет в комнаты для кружков. Для них установили вертикальные витражи.

На плоской кровле клуба размещался обширный балкон-терраса, откуда открывался вид на город.

Как и все объекты работы Мельникова, этот клуб претерпел множество изменений, но получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

В этом году его передали в безвозмездное пользование Институту им. Сеченова. После реставрации в нем появится музей и конференц-залы.

Оркестр танцующих гармоний

Самая ранняя из сохранившихся работ Константина Мельникова – здание конторы Новосухаревского рынка, построенное в 1924 году. Работы начались после того, как было решено закрыть стихийный Сухаревский рынок. Под торговые ряды выделили участок пустыря между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садовой-Сухаревской улицами. По предложению Мельникова его застроили деревянными павильонами-киосками с витринами на обе стороны. В центре сходившихся тремя ровными лучами торговых рядов разместили контору, которая была единственным кирпичным строением на территории рынка. Помимо служебных помещений, там располагался трактир.

Сначала Мельников задумал сделать контору круглой, но потом, чтобы подчеркнуть идею с лучами, поменял композицию на треугольную. До сих пор в плане города здание представляет собой треугольник с одним обрезанным углом. В вершине треугольника Мельников расположил лестницу, которая со второго этажа становилась открытой и вела на плоскую крышу-террасу. Свойственную конструктивизму геометричность строения подчеркивают также вертикальные выступы на стенах и вытянутые окна, а на главном фасаде есть круглое окно-иллюминатор.

Общая планировка рынка была тщательно продумана с учетом расположения основных входов на его территорию. Мельников сделал ряды палаток разной величины и не только расположил их параллельно, но и создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам назвал оркестром из танцующих гармоний.

Новосухаревский рынок просуществовал до 1930 года, а затем его территорию занимали мастерские для ремонта автомобилей. До конца 1990-х годов здание конторы Новосухаревского рынка несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге кровля дома из плоской превратилась в скатную, был изменен цвет стен, а часть деревянных оконных рам заменили на пластиковые. При этом лестницу, ведущую на веранду, замуровали. Оригинальные двери за прошедшие годы были полностью утрачены.

Сейчас согласован проект реставрации и приспособления здания для современного использования. Ему также вернут исторический облик.

Москва, Большой Сухаревский переулок, д. 11, стр. 1
Смотреть на карте

Стиль архитектора

Современные исследователи отмечают, что на протяжении многих лет работы Мельникова характеризовали в духе конструктивизма из-за однобокой популяризации авангарда. В действительности, его стиль относится к архитектурному рационализму.

Стоит отметить, что при известных чертах и внешнем сходстве его творчество находилось вне популярных в те годы архитектурных течений. Так, основной тезис Мельникова формулирует намного сложнее основу функционализма, которая гласит, что форма должна следовать за функцией. Мельников часто вкладывал одну и ту же функцию в совершенно различные объемно-пространственные формы, причем работая над сериями типовых зданий, например, над гаражами или клубами. Своей работой он неоднократно доказывал, что ценность для самой формы и архитектуры состоит в способности вмещать в себя самые различные функции. Например, форму цилиндра он использовал при проектировании собственного жилого дома, а также клуба, помещения для коммуны.

Помимо формы и функции, Мельников также активно применял в творчестве архитектурные конструкции. В проектах он выдвигал большое количество конструктивных новаторских решений. Это могли быть кинетические сооружения, так называемые «живые стены», консольные выносы, оригинальные несущие конструкции, некоторые из них удалось реализовать на практике.

При этом нужно подчеркнуть, что отношения с конструктивистами у него откровенно не складывались. Те его считали формалистом, из-за его стремления к художественно-образной выразительности архитектуры, а также ее динамичности и экспрессивности, которые многих раздражали.

В 20-30-е годы существовал только один профессиональный журнал, который назывался «Современная архитектура». За все время в нем ни разу не был упомянут Мельников, хотя как раз эти годы пришлись на расцвет его творчества, реализовывались масштабные проекты, которые коренным образом изменяли внешний вид столицы. Также Мельникова никогда не приглашались на выставки, организаторами которых выступали члены Объединения современных архитекторов. В упор не замечаемый коллегами при жизни, после смерти герой нашей статьи стал одним из самых значимых российских архитекторов в XX веке.

Дом культуры имени Русакова

Уникальный ДК расположен на ул. Стромынка, д. 6 в районе Сокольники. Его построили в 1929 году по проекту Константина Мельникова.

Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Здание решили назвать в честь революционера Ивана Русакова.

ДК построили на небольшом участке и выполнили в форме сектора – зрительный зал в нем занимает 70% от площади помещения. Для этого балконы амфитеатра вынесли наружу и разместили в характерных выступах на фасаде. Кроме того, был разработан проект движущихся перегородок.

Сейчас мы бы назвали это сооружение трансформером, потому что три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя аудитории на 180 человек. Так, вместимость ДК варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для работы кружков – отдельных помещений для этого Константин Мельников не предусмотрел.

Первый этаж был отведен под служебные помещения, библиотеку и спортивный зал, который позднее переделали в фойе.

Окна планировалось изготовить из металла, но материала не хватило, и их сделали деревянными.

После окончания строительства архитектура ДК спровоцировала споры среди современников. Проект критиковали из-за:

  • неудачного расположения бельэтажа;
  • железобетонных балок, которые глушили звук и ухудшали слышимость на балконах;
  • нехватки места для кружков;
  • отсутствия спортзала.

В 1932 году, когда официальным каноном в архитектуре СССР был избран социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре. Но для Константина Мельникова оно осталось самым удачным в его практике, потому что проект ДК почти не претерпел изменения и был построен по исходным чертежам. Такого не случалось ни с одним зданием архитектора.

В советское время здесь располагался детский театр и кружки. В 1996 году ДК отдали Театру Романа Виктюка, а в 2012-м в здании началась масштабная реставрация. Основные работы по восстановлению исторического облика клуба закончились только в 2015 году.

Порядок в торговле

Желание советский властей упорядочить торговлю привело к необходимости построить рынок на пустыре, образовавшемся в районе Большого Сухаревского переулка. Для Ново-Сухаревского рынка Мельников предложил принципиально новый проект, который был реализован к 1926 году.

По его задумке, на всей площади, отведенной под застройку, должны появиться однотипные торговые павильоны из дерева. От 4 до 12 блоков собирались в ряды. Благодаря такой планировке, перед каждым киоском появлялось свободное пространство. Такой проект позволил рационально использовать территорию, возвести павильоны в короткий срок, создать комфортные условия для покупателей и продавцов. Особенности проекта позволили покупателям сразу видеть весь представленный товар.

Рынок проработал до 1930 года. После, на этом месте появилась автодормехбаза. В настоящее время сохранилось сильно перестроенное здание конторы.

Саркофаг Ленина

Мельников также является автором первого саркофага в здании мавзолея Владимира Ильича Ленина, в котором вождь пролежал с момента своей смерти в 1924 году до Великой Отечественной войны. Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырёхгранной удлинённой пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей на сказку о спящей царевне». Однако в процессе работы проект пришлось упростить. Сейчас саркофаг в разобранном состоянии находится на хранении в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова именно в этом проекте позже его не коснулись репрессии.


Рабочий клуб и крытый рынок. Забытые памятники архитектора Мельникова

Подробнее

Клуб фабрики «Свобода»

Мы переходим на ул. Вятская, 41А в районе Савеловский. В 1929 году здесь построили клуб для Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода».

Именно этот проект их всех сооружений Мельникова подвергся наибольшим изменениям.

Так, изначально под полом зрительного зала был предусмотрен плавательный бассейн, но его решили не делать, так как на этом отрезке улицы отсутствовало водоснабжение и канализация.

Входы в клуб были запроектированы в виде четырех пандусов, ведущих на второй этаж: два из них расположены со стороны Вятской улицы и два – со стороны парка. Но во время строительства они были заменены на лестницы, а со стороны зоны отдыха их вовсе убрали. Из-за этих правок даже пришлось менять конструктив и расположение помещений в здании.

Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно, а журнал «Строительство Москвы» назвал проект «образцом формалистического подхода».

За время эксплуатации здания многое поменялось, в нем располагались различные творческие коллективы и ДК. Сейчас он признан памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Здесь работает банкетный зал.

Постройки

На фото представлены некоторые из построек архитектора в Москве

Обратите внимание, что ни одно здание не повторяется, их формы и размеры отличаются друг от друга. Мельников никогда никого не копировал, даже себя, и терпеть не мог, когда другие архитекторы применяли идеи Мельникова в своих проектах

Клуб обувной фабрики «Буревестник», построен в 1929–1932 гг., 3-я Рыбинская, 17, сегодня в здании находятся офисы.

Контора первого в России автомобильного завода АМО, основанного в 1916 году Рябушинскими, спроектирована Мельниковым на преддипломной практике в 1916 году, впоследствии АМО был национализирован и переименован в ЗИЛ. Адрес : ул.Автозаводская, 23. Сегодня в здании располагается Музей хоккейной славы, и по билету можно попасть внутрь.

Бахметьевский автобусный парк, построенный в 1926–1928 гг., ул. Образцова,19а. Сегодня в здании находится Еврейский музей и центр толерантности, билеты продаются внутри.

Клуб Русакова Союза Коммунальников (именно так он первоначально назывался), был построен в 1927-1929 гг. Адрес: Стромынка, 6. Сегодня в здании находится театр Романа Виктюка.


Клуб Дорхимзавода имени Фрунзе, построен в 1929 году. Адрес: Бережковская набережная, 28. В здании находится магазин или галерея по продаже тканей.

Новосухаревский рынок, выстроен в 1924–1926 гг., Большой Сухаревский пер., 9.

Клуб Союза химиков «Свобода», 1927-1931, улица Вятская, 41. Сейчас здание закрыто, а в детстве я туда пару раз ходила в какой-то кружок.

Гараж интуриста, 1934–1936 гг., Сущевский вал, 33.

Гараж Госплана, 1936 г., Авиамоторная улица, дом 63.

[править] Деятельность

По его собственному признанию, Олег Мельников начал деятельность за освобождение рабов достаточно случайно, когда в 2011 году к нему обратился один из его знакомых, сказавший ему, что его родственник находится в рабстве в Дагестане. Не особо веря в это, он все же решил съездить с ним и в случае необходимости помочь знакомому при освобождении родственника. Мельникову вместе со знакомым удалось освободить в Дагестане пять человек, находившихся в рабстве, двух девушек и трёх мужчин, один из которых оказался родственником знакомого.

После этого случая Олег Мельников разослал в СМИ около пятьдесят пресс-релизов о том, что произошло, но это никого не заинтересовало. Тогда им было создано движение «Альтернатива», в которое вошли его единомышленники по Химкинскому лесу и другой волонтерской деятельности. В настоящее время это единственная организация в России, которая борется с рабством.

Таким образом, к 2019 году Мельников ведет поиск и освобождает людей, оказавшихся в рабстве, уже в течение 10 лет, хотя ранее никогда не предполагал заниматься этим. Возглавляемое им движение против рабства ведется почти исключительно на его личные средства (он занимается предпринимательством) и деньги волонтеров и лишь около пяти процентов бюджета движения составляют пожертвования обычных граждан. При этом никакой финансовой поддержки со стороны российского государства и местных властей его организация никогда не получала.

В 2018 году сообщалось, что фонд «Альтернатива» намерен выпустить собственную криптовалюту HumanCoin общим объемом 46 млн монет.

Все время прямо

Бахметьевский гараж, построенный по проекту Константина Мельникова, уже давно стал заметной культурной площадкой столицы. С 2008 по 2012 год здесь располагался центр современной культуры «Гараж», а сегодня – Еврейский музей и центр толерантности. 

Этот гараж построили в 1927 году, чтобы разместить более 130 пассажирских автобусов «Лейланд», закупленных в Великобритании. Это был новый вид транспорта – раньше в Москве не было ни одного автобуса и, конечно, гаражей, способных их разместить: британские автобусы квартировали буквально где придется – и в каретных сараях, и в складских помещениях.

В Бахметьевском гараже была впервые в стране реализована новая технологическая схема парковки – так называемая прямоточная, при которой автобусу не нужно двигаться задним ходом ни при въезде, ни при выезде.

Снаружи Бахметьевский гараж смотрится достаточно приземистым зданием, но если войти внутрь, то можно увидеть просторное помещение с высокими потолками. Они появились благодаря Владимиру Шухову: он придумал уникальную систему перекрытий – на площади 8,5 тысячи квадратных метров использовано всего 18 тонких опор, из-за чего пространство выглядит таким воздушным.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
Смотреть на карте

В 1929–1931 годах Мельников работал над созданием гаража на Новорязанской улице. Здесь архитектор продолжил развитие идеи прямоточной парковки. Здание имеет полукруглую форму, похожую на подкову. Грузовики въезжали с Новорязанской улицы, а выезжали с противоположной стороны. Благодаря такому решению внутри могло одновременно помещаться 110 автомобилей. Облик комплекса неоднократно менялся. Например, первоначально у гаража было 18 въездных ворот, но впоследствии некоторые из них были заложены. Кроме того, снаружи появились пристройки, а внутри – дополнительные помещения. Гараж-подкову ждет реставрация. На первом этапе специалисты укрепят фундамент и крышу, восстановят кирпичную кладку, демонтируют более поздние пристройки. Затем начнется основная часть реставрации. В будущем в здании гаража откроют музей и культурный центр «Московский транспорт».

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, Новорязанская ул., д. 27, стр. 3
Смотреть на карте

Гараж Госплана СССР на Авиамоторной улице – последнее крупное здание, созданное по чертежам Мельникова. Оно было построено в 1936 году и стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре.

Фото: mos.ru 

Мельников занимался только оформлением фасадов. По его задумке, композиция гаража напоминает автомобиль – с фарой, вытянутым крылом первого этажа и решеткой радиатора – вертикальными белыми колоннами. Госплан СССР занимал здание до 1955 года, потом оно был отдано в пользование 8-му таксомоторному парку Москвы. С 1990-х помещения сдаются в аренду.

Москва, Авиамоторная ул., д. 63, стр. 1
Смотреть на карте

А вот здание гаража «Интуриста», спроектированное Мельниковым в 1934 году, используется по прямому назначению и сегодня. Когда-то на улице Сущевский Вал можно было увидеть транспорт советской организации, работавшей с иностранными делегациями, а теперь здесь размещаются машины Федеральной службы безопасности.

Архитектор занимался не столько технической стороной (как при проектировании Бахметьевского гаража), сколько внешним видом здания: фасад рассекает стеклянная поверхность, стилизованное колесо, ленты. Должен был появиться и макет автомобиля, но по первоначальному проекту Мельникова была построена только правая часть здания.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, ул. Сущевский Вал, д. 33, стр. 1
Смотреть на карте

Дома для нового человека

Один из самых известных проектов Константина Мельникова – Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынки и Бабаевской. Здание, напоминающее формой огромную шестеренку, построено в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека – домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь – посещения клубов рабочих.

Мельников придумал установить места для зрителей в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, – такого до него никто в мире не делал. Еще одной изюминкой стал зал-трансформер, способный вместить от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. До наших дней этот механизм не сохранился – после войны здание перестроили.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

В 2015 году после реставрации в Дом культуры переехал Театр Романа Виктюка. Специалисты воссоздали исторический облик памятника архитектуры. В частности, были отреставрированы сцена, зрительные залы, балконы, фойе. В порядок также привели фасады, на которых восстановлены исторические надписи, воссозданы витражи. За основу планов по реставрации были взяты идеи самого Константина Мельникова. Буквально перед смертью архитектор составил проект по реконструкции памятника, который мог быть перестроен и переделан так, как бы он хотел. Реставраторы взяли это за основу и даже надпись о профсоюзе – школе коммунизма восстановили в полном объеме.

Инфографика: mos.ru 

Москва, ул. Стромынка, д. 6
Смотреть на карте

Трансформируемая сцена, передвижные перегородки и большое количество наружных лестниц – эти столь любимые решения Мельников использовал при создании других зданий. Так, основой клуба Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавод имени М.В. Фрунзе), сооруженного в 1929 году на Бережковской набережной, выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в фойе, вестибюль, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовую и кухню построили отдельно и соединили с основным корпусом переходом. Работы по реставрации здания проводились с 2003 по 2009 год.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, Бережковская набережная, д. 28
Смотреть на карте

За основу проекта клуба фабрики «Свобода», построенного в 1927–1929 годах на Вятской улице, была взята помещенная на корпусе первого этажа форма, напоминающая собой сигару. Она разрезалась на две равные части стеной, которая при необходимости могла подниматься. В результате получался зрительный зал вместимостью тысяча человек. После Великой Отечественной войны клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, переделали: окна заложили, лестницы убрали, а здание перекрасили. Таким оно простояло до 2000-х.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, Вятская улица, д. 41А
Смотреть на карте

Особенностью клуба завода «Каучук» стал круглый вестибюль, опоясанный наружными лестницами. К слову, для строительства здания Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Однако архитектору удалось выразительно вписать здание в городскую застройку.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, ул. Плющиха, д. 64/6с1
Смотреть на карте

Земельный участок еще более сложной конфигурации был отведен под строительство клуба «Буревестник» на 3-й Рыбинской улице. Территория представляла собой неправильный пятиугольник, который Мельников характеризовал как «узкий с косой линией». У здания есть изящная четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. В фойе на первом этаже был запроектирован плавательный бассейн. Однако в этом районе Москвы на тот момент не было водопровода и канализации, поэтому планы пришлось изменить. Сейчас в клубе проходит реконструкция. В будущем здесь планируют открыть частный художественный музей русского абстрактного искусства.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Москва, 3-я Рыбинская улица, д. 17
Смотреть на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector