Как получить жилье детям сиротам до и после 23 лет по новому закону: как изменилось законодательство по обеспечению жильем детей-сирот с 2021 года и как получить 1,5 млн рублей на покупку квартиры?
Содержание:
- Обеспечение жильем
- Сроки и последовательность принятия решения о включении в список на получения жилья
- «Мы детей социализировали, и отправляем их в никуда…»
- Давать ли детям-сиротам жилье в собственность
- Нюансы электронных торгов
- Дети-сироты теряют право на получение квартиры от государства при усыновлении?
- Ответы юристов (2)
- Перечень документов для постановки на учет для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- Как сирота получила квартиру быстрее ее продавть
- Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
- Растущая очередь
- Как сиротам получить бесплатное жилье в 2020 году: пошаговая инструкция
- Можно ли продать квартиру сироты
Обеспечение жильем
Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.
Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:
- Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
- Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
- Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
- Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.
Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.
Важные условия
Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.
Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:
- Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
- В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
- Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
- Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.
Сроки и последовательность принятия решения о включении в список на получения жилья
Значение и роль (органов опеки)
При решении вопроса о включении в список на обеспечения жильем, компетентность органов опеки сводится практически к тому, что они выступают некими посредниками при приеме заявления и всех документов. После того, как заявление принято, в течение 5 рабочих дней МФЦ должно передать полученное заявление в ГБУ Центр «Содействие» .
Компетентность ГБУ Центра «Содействие»
ГБУ Центр «Содействие» после получения заявления и всех документов от органа опеки не позднее 5 рабочих дней приступает к проведению межведомственных запросов. Делается это для того, чтобы подтвердить указанные в заявлении данные, а так же для получения дополнительных документов, если заявитель их не представил по собственной инициативе. После получения ответов на все поданные межведомственные запросы ГБУ Центра «Содействие» либо приступает к принятию решения по существу, либо, в случае если в документах и в заявлении чего–то не хватает, направляет уведомление заявителю о необходимости уточнения сведений.
Запрос об уточнении сведений
Данный запрос должен быть вручен заявителю , если документы, например, не соответствую требованиям закона, или в самих документах имеются какие–либо противоречия. В этом случае запрос направляется самому заявителю, который в срок не позднее 3 месяцев должен будет донести недостающие документы в орган опеки.
Если по каким–то причинам заявитель не донес документов, ГБУ Центр «Содействие» повторяет запрос по истечению трех месяцев.
Принятие заключения по заявлению
В течение 45 дней с момента получения заявления и всех документов ГБУ Центр «Содействие» подготавливает заключение, в котором указывается, имеются ли основания для принятия в список детей–сирот или таких оснований нет.
После получения заключения от ГБУ Центр «Содействие» ДТСЗН г. Москвы выносит окончательное распоряжение о включение в список или об отказе в включении в срок не более 15 дней.
«Мы детей социализировали, и отправляем их в никуда…»
У детей-инвалидов проблема еще усугубляется. Особенно остро она стоит, если жилье за ребенком закреплено, но жить в нем невозможно (в квартире проживают родители, пьют, ведут асоциальный образ жизни).
— Порой приезжаешь посмотреть такое жилье, а там и дома-то этого нет – он «сложился», — рассказывает Галина Епифанова. – Тем не менее, считается, что жилье у ребенка есть, и он уже не может претендовать на государственную субсидию.
— Очень обидно порой, — продолжает наша собеседница, — мы социализировали наших деток, научили их всему, а они потом уезжают к себе на родину, в незнакомый город, зачастую не имеющий возможности предоставить нормальные условия проживания. Что их там ждет?
Галина Епифанова, директор детского дома с большим стажем, кстати, твердо выступает за жилищные сертификаты.
Правда, не так давно в законодательство внесены поправки, позволяющие как-то регулировать вопрос с «проблемной» недвижимостью. Сегодня, по судебному решению, можно принудительно выселить нерадивых родственников (пьют, дебоширят, нигде не работают) с излишков квадратных метров или произвести обмен жилплощади.
Давать ли детям-сиротам жилье в собственность
«Мошенники часто договариваются с выпускником и помогают ему сдавать квартиру в аренду, забирая деньги себе и выдавая ему лишь небольшую часть. Но зачастую через пять лет все равно разными путями отбирают ее: обманных схем великое множество», — говорит член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Елена Альшанская.
По словам Елены Альшанской, в последние годы участились случаи, когда родители сами отказываются от детей-подростков, чтобы тех поставили в очередь на квартиру. «Бывает, что люди живут в тяжелых условиях, у них нет никакого шанса на приобретение жилья, и они видят единственное решение — отдать ребенка в детский дом, чтобы в будущем он смог получить квартиру от государства», — рассказывает Альшанская.
Нюансы электронных торгов
Регламент проведения торгов
Все операции разделяются по двум критериям:
- Сделки на сумму менее 3 000 000 рублей.
- Сделки на сумму более 3 000 000 рублей.
Вся информация размещается на электронных ресурсах, где заказчик (государственное учреждение) выставляет перечень необходимых требований к жилплощади, которую он желает приобрести.
Если бюджет менее 3 млн. руб., то эти требования должны быть размещены на ресурс не позднее, чем за семь дней до предполагаемой даты аукциона. Если – более 3 млн. руб., то за пятнадцать дней.
Если дата выпадает на официальный выходной, то она автоматически переносится на следующий рабочий день. При этом сроки, относительно выставления требований к жилплощади, должны соблюдаться согласно заявленному дню.
Заказчик (представитель государства) может вносить коррективы в заявленные требования. Но поправки он имеет право вносить не менее, чем за два дня до официальной даты проведения аукциона.
Возможен также полный отказ от проведения сделки, но это должно быть сделано не позднее, чем за пять дней до аукциона.
В ходе проведения самого аукциона потенциальные продавцы предлагают свои варианты, полностью предоставляя информацию о своей жилплощади.
Заказчик в течение семи дней рассматривает предложенное и выносит решение о покупке одной из квартир. Составляется список максимально подходящих квартир по стоимости, и он тут же размещается на всеобщее обозрение на той же электронной площадке.
Информация доступна всем. После того, как потенциальные варианты подобраны, через два дня намечается проведение аукциона, назначается дата и время.
Вторую часть заявок от продавцов, он размещает через час от начала. Позже – все эти данные анализируются, и государственное учреждение выносит свое решение, относительно победителя.
На проведение анализа дается не более трех дней. После вынесения решения на электронной площадке публикуется договор купли – продажи выбранной жилплощади без подписи сторон.
Если у какой – то из сторон имеются претензии, и какие – либо пункты договора категорически не устраивают, то есть возможность внесения коррективов (в течение трех дней с выставления договора на всеобщее обозрение).
После того, как обе стороны пришли к согласию, договор подписывается и вступает в силу. Деньги переводятся на счет продавца.
Если победитель исчез, или по каким – то другим причинам не осуществляет процесс купли – продажи, то автоматически такая привилегия переходит к победителю под вторым номером. Далее процесс выставления договора проводится по аналогичной схеме.
Необходимые документы
Для проведения торгов необходима соответствующая документация с обеих сторон.
Для заказчика необходимо предоставить основные свидетельства, подтверждающие его намерение- то есть подтверждение того, что квартира приобретается в качестве помощи несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения. Также выставляется документ с желаемой первоначальной стоимостью.
Для покупателя необходимо предоставить права на электронную подпись
В остальном, сделка купли – продажи осуществляется в реальном режиме и требует наличия стандартной документации на продаваемую недвижимость.
Особенности процесса покупки
Чаще всего при приобретении квартиры через электронные торги, возникают следующие проблемы:
- Несоответствие «уровня» жилплощади выдвигаемым характеристикам.
- Внезапный отказ от проведения процесса купли – продажи собственником.
- Прекращение строительства новостройки (если квартира покупалась в незаконченном здании).
Во всех этих случаях финансовых потерь администрация не несет, так как перечисление средств осуществляется только после полного перехода жилья в собственность покупателя.
Единственная проблема – это потеря времени и необходимость повторного проведения торгов.
Основые правила электронных торгов изложены в видеосюжете ниже:
Посредством проведения электронных аукционов, государство приобретает возможность приобретения жилья на более выгодных условиях, а также сокращается время на поиски подходящей недвижимости – собственники сами предоставляют все необходимые данные и характеристики.
Дети-сироты теряют право на получение квартиры от государства при усыновлении?
Наталья Карагодина
Добрый день. Органы опеки и попечительства, к сожалению, в очередной раз демонстрируют свою некомпетентность, например, в том, что по их мнению, процесс лишения матери прав, если бы вы того захотели, должен иметь неблаговидные последствия для ребенка. В вашем случае очевидно имеются все основания лишить мать прав, даже если она будет возражать, а также в связи с тем, что опека в отношении несовершеннолетних не прекращается только потому , что этого требует кровный родитель ребенка, без учета того, насколько это соответствует это интересам ребенка. Это означает, что если вдруг мать, давшая согласия на усыновление, появится и подаст заявление о возврате ей ребенка на воспитание, это не означает по закону прекращения опеки. Во многих случаях органы опеки и попечительства предлагают родителю обратиться в суд.
Однако если вернуться к существу дела, вы можете усыновлять, так как мать дала согласие на усыновление в роддоме, и нет никакой необходимости лишать родителей родительских прав. Органы опеки и попечительства должны лишь проверить, не отозвано ли согласие матери, причем Верховный Суд указал на то, что вызывать мать в суд необязательно.
Лишать мать родительских прав — это ваше право. Как указано выше, делать этого для усыновления в вашем случае необязательно, и по — житейски непонятно: если до сих пор ни прокурор, ни опека вам «не вменяют» того, что не лишили мать прав и не взыскали алименты, то почему они на суде по усыновлению вдруг станут поднимать эти вопросы?
Со вторым ребенком все еще проще, так как родители отсутствуют , то согласия родителей на усыновление, соответственно, не требуется.
Для усыновления вам нужно собрать те же самые документы, что и для опеки, получить новое заключение о возможности быть усыновителем так как срок прежнего (2 года) уже истек, а также оформить медицинское заключение на детей, подлежащих усыновлению по форме 160\у, подать заявление в суд, обо всем этом вам обязательно рассказывали на занятиях в школе приемных родителей. Если же сохранились вопросы, то предлагаю онлайн консультацию.
Полный перечень документов для усыновления определен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года № 275.
Региональные выплаты вам полагаются в соответствии с соответствующим региональным законодательством, о них вам обязаны пояснить органы опеки и попечительства, федеральные выплаты предусмотрены рядом законов, так с 1 января 2021 года возобновляется действие положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающих требование о ежегодном пересмотре размера материнского (семейного) капитала с учетом темпов роста инфляции (Федеральные законы от 02.12.2019 N 380-ФЗ и от 19.12.2016 N 444-ФЗ),вы имеете право на материнский капитал, Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 12.1, 12.2.), предусматривает единовременную выплаты при принятии ребенка в семью, при этом вы уже имели право на получение этой выплаты при установлении опеки, согласно этому закону первоначально установлено пособие в размере 8000 рублей, оно индексируется и в настоящий момент составляет более 20 000 рублей, в случае усыновления детей старше 7 лет размер пособия составляет 100 000 рублей на каждого ребенка.
Право на получение жилья от государства зависит от степени обеспечения детей жильем, в вашем случае, они, скорее всего, не имеют закрепленного за ними жилья. И в случае усыновления жильем их придется обеспечивать вам как родителю, однако следует понимать, что само по себе право детей-сирот на жилье в большинстве случаев, к сожалению, означает только право, а не безусловное приобретение жилья, кроме того, отселение ребенка в 18 лет в собственное жилье не всегда является безусловным благом для ребенка, который еще не социализировался в достаточной степени , чему служат многочисленные случаи злоупотребления в отношении детей-сирот, получивших жилье.
Я рекомендую вам определиться с приоритетами и своими целями, усыновление является приоритетной формой семейного устройства именно потому, что только усыновление дает наиболее полное слияние с принимающей семье и , безусловно послужит во благо ребенка в больше степени, чем жилье, порой весьма скромное, которое предоставляют детям органы власти и управления. Кроме того, при усыновлении вам будет полагаться материнский капитал, а также за ребенком сохранится пенсия по потере кормильца.
Ответы юристов (2)
Здравствуйте! С учетом изменений в 2013 году встать в очередь на жилье детям-сиротам можно только после того, как человеку исполнится 18 лет, а также это возможно в случае, если ребенок до совершеннолетия был признан полностью дееспособным на основании определенных причин
Однако важно помнить, что каждое региональное законодательство может предусматривать свои особенности и специфику в отношении такого решения. Как только человек получит жилье, он исключается из очереди на получение жилой недвижимости
Также важно отметить, что встать в очередь нужно до того момента, как человеку исполнится 23 года, поскольку в ином случае рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства не придётся.Важно то, что по новому порядку право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижению 23-летнего возраста. Ранее с наступлением указанного возраста такое право утрачивалось. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого взраста — право на получение жилья сирота утрачивает.
Если законным представителем (опекуном, попечителем) ребёнка-сироты до достижения им возраста 18-ти лет не было принято мер по постановке его на учёт, то в этом случае меры по постановке на учет должны приниматься ребёнком-сиротой самостоятельно. Для этого в орган местного самоуправления по месту жительства должно быть подано личное заявление о постановке на учёт в качестве ребёнка-сироты, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также должны быть представлены документы, удостоверяющие личность и статус подателя заявления как ребёнка-сироты, подтверждающие место его проживания, его семейное положение, отсутствие у него в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо — при наличии такого жилого помещения — подтверждающие обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства заявителя. О получении заявления со всеми необходимыми документами органом местного самоуправления заявителю выдается расписка. Решение о постановке на учет принимается органом местного самоуправления в течение не более 30-ти дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Об этом решении заявитель должен быть уведомлен в письменном виде
Перечень документов для постановки на учет для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
1) копии документов, удостоверяющих личность законных представителей, подавших заявления о постановке на учет;
2) копии свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, копии паспортов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 14 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) документы, подтверждающие утрату в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения:
а) копии свидетельств о смерти родителей;
б) справки органов записи актов гражданского состояния, подтверждающие внесение сведений об отце в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери ребенка;
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
в) копии решений судов о лишении родителей родительских прав (ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
г) копии решений судов об установлении факта оставления детей без попечения родителей;
4) документы, подтверждающие невозможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях:
а) вступившие в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилых помещений, право пользования которыми по договорам социального найма имеют лица, лишенные родительских прав (при наличии);
б) справки учреждений здравоохранения о наличии тяжелой формы хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным федеральным законодательством, у лиц, проживающих в жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии);
в) справки о составе семьи с указанием общей площади жилого помещения по последнему месту регистрации и по всем адресам его перерегистрации, начиная с адреса сохраненного за ним жилого помещения (при наличии). Справки действительны в течение 3 месяцев с даты выдачи;
г) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Делается это при соответствии следующим условиям:
- Официальное подтверждение статуса малоимущего лица;
- Отсутствие собственного жилья или проживание в помещении, которое непригодно.
При соответствии этим требованиям оформляется предоставление государственной помощи, путём соответствующего обращения к местной администрации или прочему ответственному учреждению, после подготовки целого ряда запрашиваемых документов.
Каждому поставленному на учёт присваивается изначальный номер, который по мере продвижения очереди будет меняться. Поэтому каждому участнику социальной программы необходимо периодически следить за продвижением списков.
Как сирота получила квартиру быстрее ее продавть
Это договор найма, рассчитанный на 5 лет, с обязанностью ответственных служб осуществлять присмотр за выпускником и помогать ему в адаптации к самостоятельной жизни. Через пять лет молодого человека могут признать адаптировавшимся и заключить с ним обычный договор найма жилплощади. Если адаптация не будет признана успешной, действие специализированного договора продлевается, но не больше одного раза.
- невозможность проживания с родственником, пораженным тяжелой болезнью;
- случаи, когда после выхода из детского дома молодому человеку придется вернуться в жилье к родителям, лишенным в отношении него родительских прав;
- проживание в помещении, признанном аварийным или несоответствующим ряду критериев;
- несоответствие занимаемой площади региональной норме на одного человека.
Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются
Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус
Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано
Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.
В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.
В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.
Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.
Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.
Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.
Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.
Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья
Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.
С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.
Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.
Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.
В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.
Ориентация на местное законодательство
Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.
Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.
Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.
Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.
Очередности для сирот не существует
Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.
Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.
В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.
Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.
Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.
Растущая очередь
Проблема обеспечения жильем детей-сирот, достигших совершеннолетия, не решается годами — долг государства перед ними постоянно растет. За последние пять лет очередь на жилье увеличилась на 50 тыс. человек. Этот рост продолжается и в этом году — в январе очередь (в нее попадают дети с 14 лет) составляла около 278 тыс. человек, сейчас превышает 284 тыс., рассказали «Известиям» в Счетной палате (СП). Из них 68% — более 192 тыс. человек — это совершеннолетние россияне, которые уже ушли из детдомов, но так и не получили квартиры своевременно.
Длительность ожидания жилья в среднем составляет семь лет, но в отдельных регионах, например в Забайкальском крае, республиках Бурятия, Тыва, Кабардино-Балкария, Мордовия, Ингушетия, — 20 и более лет. Ежегодно обеспечиваются жильем только около 10% сирот. В 2019 году квартиры получили 27,4 тыс. таких граждан, в 2020-м — 10,3 тыс., добавили в СП.
Основная проблема, не позволяющая решить вопрос, — недостаток финансирования. Ежегодно на предоставление сиротам жилья выделяется примерно 32 млрд рублей. Однако этих средств недостаточно — по оценке Счетной палаты, чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот, которые имеют на него право, но пока не получили квартиру, единовременно требуется примерно 265 млрд рублей.
Поддержат адресом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
В связи с этим ОНФ направил вице-премьеру Татьяне Голиковой предложение включить в нацпроект «Жилье и городская среда» целевой показатель по обеспечению жильем всех детей-сирот. С копией письма ознакомились «Известия». Это позволит ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера, уточнила руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова.
Также в числе инициатив — предусмотреть льготную ипотеку под 2–6% годовых для детей-сирот, которые воспользуются жилищными сертификатами — сейчас законопроект об их внедрении рассматривается в правительстве. Кроме того, предлагается распространить действие таких сертификатов не только на регион проживания льготника, но по всей стране.
В декабре 2019 года по итогам совещания в правительстве по вопросам обеспечения квартирами детей-сирот были сформированы поручения, в том числе о проработке возможности оформления специального жилищного сертификата. Механизм предусматривает поступление денег (стоимость положенной квартиры) на счет продавца жилья в безналичной форме. Сейчас такой механизм действует всего в нескольких регионах.
В пресс-службе Татьяны Голиковой сказали «Известиям», что письмо ОНФ получили и рассматривают.
Поддержат адресом
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
— Сегодня в нацпроекте «Жилье и городская среда» отсутствует целевой показатель по обеспечению детей-сирот квартирами. Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ тоже предлагает ввести его и определить Минстрой ответственным за исполнение, — сказал «Известиям» первый зампред комитета Сергей Пахомов.
Льготная ипотека для детей-сирот, которую предлагают в ОНФ, станет актуальной мерой поддержки. Профильный комитет ГД поддерживает это предложение, как и идею дать возможность таким гражданам пользоваться жилищными сертификатами не только в своем регионе, но и по всей стране, подчеркнул он.
— Низкие показатели по получению квартир сиротами говорят о неэффективности системы, — уверена депутат Госдумы Наталья Костенко.
Парламентарий согласна, что в нацпроект необходимо добавить целевой показатель. В этом случае решение вопроса сдвинется с мертвой точки.
Счетная палата поддержит все предложения, которые направлены на уменьшение и ликвидацию долга государства перед сиротами, сказали в СП.
Поддержат адресом
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
На момент публикации в Минстрое и Минпросвещения на запрос «Известий» не ответили.
Как сиротам получить бесплатное жилье в 2020 году: пошаговая инструкция
- на одного ребенка должно быть выделено не менее 36 м2;
- на семью сироты из 2 человек — от 42 м2;
- в случае, если у сироты имеется 3 члена семьи и более, он вправе обращаться за двухкомнатной квартирой, если она требуется для комфортного проживания семейства (по 12 м2 на одного родственника).
- достигшие 18-летнего возраста или признанные полностью дееспособными по решению суда, после заключения трудового контракта или после регистрации официального брака;
- отслужившие в армии по призыву;
- получившие образование;
- вышедшие из колонии для несовершеннолетних преступников по окончании срока наказания.
Можно ли продать квартиру сироты
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.