Капотня — район юго-восточного округа москвы
Содержание:
- Жить в Капотне – как расплачиваться за грехи в прошлой жизни
- Чистый воздух в Капотне: смотрите на большом экране
- История Капотни: зарождение населенного пункта
- Социальные объекты
- Московский нефтеперерабатывающий завод[править | править код]
- Транспорт[править | править код]
- «Капотня – Марьино» – велодорожка по евростандарту
- Парки, скверы и общественные пространства
- Лебединое озеро у заводской проходной
- ЕДИНСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — АВТОБУС
- Голубиный рай на огромном Птичьем рынке
- Примечания
- ПЕРЕМЕНЫ УЖЕ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА
- Обновление «под ключ»: первый пошел!
- Главные проблемы
- В Капотне появится благоустроенная набережная, в Лефортове — новое метро
- Примечания
Жить в Капотне – как расплачиваться за грехи в прошлой жизни
Московский район Капотня настолько оброс мифами, что правду о нем мало кто знает. Самый дешевый, самый грязный и неблагополучный –самые расхожие представления о Капотне. «Жители Капотни, сильно нагрешившие в этой жизни, в следующей опять будут жить в Капотне», шутят местные. Нефтеперерабатывающий завод, близость МКАД и ТЭЦ-22, удаленность от метро – это еще не все минусы жизни в районе. Обо всех бедах и тихих районных радостях РИАМО рассказала москвичка Виктория, которая с детства живет в Капотне.
Жить в Бирюлеве – делиться водкой и наслаждаться тишиной >>
Деликатесы «за вредность»
retromap.ru
Мы приехали в Капотню в 1982 году, поселились в коммуналке в длинном панельном доме. Мне было всего три года, и я мало что помню из тех времен. Мама говорит, что поначалу район ей очень понравился.
Тогда, в 80-х, в Капотне было великолепное снабжение, видимо, чтобы скрасить будни работников нефтеперерабатывающего завода. У нас была кулинария, как на Арбате! У нас были даже антрекоты, о которых другие москвичи могли только мечтать. А в универмаге продавали дефицитные синтетические ковры – паласы, которых днем с огнем не сыщешь.
Джинсы тогда можно было купить в двух местах – в универмаге «Москва» и у нас, в Капотне.
А вот с транспортом всегда было туго: до Капотни — «три дня на оленях» и никак иначе. До ближайшего метро – 30 минут на единственном маршруте автобуса 655. Автомобили были еще роскошью, и простому люду приходилось набиваться в «шестьсотку» и трястись по серым дорогам до метро «Кузьминки».
Даже сейчас у нас мало что изменилось в плане транспорта. Станций метро вокруг, казалось бы, много, но добираться до них далеко.
О метро в Капотне мы мечтали, сколько себя помню, а теперь надежды не осталось.
Жить в Коломенском – слушать «Ленинград» из окна и чувствовать себя в Петрограде >>
Злачные школы и ДК-оазис
Капотненские школы во времена моего детства не отличались высоким уровнем обучения – далеко не центр. В младшей школе помню близнецов Голубевых из параллельного класса, которые держали в страхе всех первоклашек. До старших классов многие не дошли: уходили в ПТУ или еще куда-нибудь, пошли по стопам родителей, на заводы-фабрики.
Школу свою я ненавидела и ходила туда, как на каторгу. Попыталась перевестись в школу в центре, но попытка не увенчалась успехом: разница в уровне преподавания была очень большая, и через полгода я вернулась в родные пенаты.
Сейчас у нас в районе есть хорошая школа – это центр образования № 1858. В этой школе 7 лет назад учился мой брат, и я сама видела, насколько там здорово организована жизнь учащихся.
Чистый воздух в Капотне: смотрите на большом экране
Было бы несправедливо забыть о главной «страшилке» про Капотню – Московском нефтеперерабатывающем заводе, территория которого занимает добрую половину района. Говорят, именно на фоне его труб снимались кадры о детских годах «бригадира» Саши Белого, да и сегодня многие стрит-фотографы считают МНПЗ одной из лучших локаций в Москве для съемки ночных индустриальных пейзажей.
И хотя заводской факел уже давно не горит и завод прошел череду капитальных модернизаций, слухи о вредных выбросах продолжают упорно витать в воздухе. Интересно, что сами жители Капотни не спешат выступать в роли «разрушителей мифов», желая оградить свой район от наплыва новых соседей и сохранить отличный от «большой» Москвы ритм жизни – тихий и спокойный.
А вот контролировать чистоту окружающей атмосферы, капотнинцам, в отличие от жителей столичного центра, проще простого. Во-первых, в районе постоянно работает станция измерения воздуха «Мосэкомониторинг», результаты замеров которой направляются в надзорные органы и на сайт. А во-вторых, все данные о состоянии воздуха также автоматически выводятся на огромный уличный экран «Экоинформер», установленный на ул. Капотня. К слову, ни на Тверской, ни на Остоженке подобных «эко-маячков» замечено не было.
История Капотни: зарождение населенного пункта
Современная Капотня — это важный промышленный узел Столичного региона. И вместе с тем, это одно из самых неблагополучных мест в Москве по состоянию экологии. Частью Москвы Капотня стала в 1960 году, когда реализовывался масштабный проект по расширению городских границ. До этого же, на территории современного муниципалитета располагалось несколько сел, которые известны их архивных летописей с давних времен. Это села Чагино (полностью уничтожено в 1904 году смерчем), Капотня и Рязанцево.
Впервые село Капотня появилось в архивных летописях в 1336 году, когда населенный пункт с прилегающими землями было подарено князю Симеону Гордому. На тот момент в деревне проживало свыше 700 человек, и Капотня считалась одним из самых больших сел Подмосковья.
Дальнейшая судьба Капотни покрыта мраком. Что происходило с населенным пунктом доподлинно неизвестно до первой половины XV века, когда в летописях появились данные, что деревня передана в управление Николо-Угрешского монастыря. Настоятели монастыря практически не занимались мирскими делами, и со временем село начало приходить в упадок. Постепенно численность населения снизилась, и если изначально в Капотне жило около 3000 человек, то уже к 1756 году крестьян оставалось чуть больше 1000 человек.
В этот же непростой период настоятель монастыря игумен Илларион решает обложить своих подданных большими налогами. Это привело к крестьянскому восстанию, которое не смогли подавить даже солдаты. Возмущенные селяне направили жалобу российской императрице Екатерине II, которая в 1764 году приняла решение провести масштабную реформу, и перевела земли Капотни в государственное подчинение.
Начиная с этого момента жизнь в селе начала кипеть бурной жизнью. Крестьяне начали активно выращивать овощи на продажу, и их единственным налогом был ежегодный денежный оброк. После того, как жители обратились к Павлу I, им предоставили право самостоятельно выбирать самоуправление.
Широкие делегированные права позволили жителям деревни быстро стать довольно зажиточными, и в Капотне начали появляться первые архитектурные достопримечательности, построенные на средства местных жителей. По некоторым архивным данным, жители Капотни считались одним из самых зажиточных в стране, и потому сюда вереницей потянулись новые жители, что привело к резкому увеличению числа жителей.
Социальные объекты
Всего в Капотне в 2018-2019 годах было благоустроено 65 дворовых территорий. При этом за весь период во дворах установили новых 49 детских и 10 спортивных площадок.
Показательным примером благоустройства служит детская площадка по адресу 5-й квартал Капотни, дом 23. Здесь коммунальщики полностью реконструировали игровую зону – установили красочные детские городки с видами Москвы. Проводить время на площадке теперь интересно не только детям, но и взрослым: достаточно навести камеру на QR-код картинок на фасаде игрового комплекса (обведен желтым квадратом), и смартфон предложит прочитать историческую справку о популярных местах столицы.
В 2019 году в 5-м квартале Капотни у домов №17 и №19 на месте старого, но популярного воркаута сделали универсальную спортивную площадку: заменили наливное полиуретановое покрытие, поставили новые тренажеры, отремонтировали хоккейную коробку. Работы выполнялись силами ГКУ «УКРиС» в рамках государственной программы «Развитие городской среды».
Также благоустройство коснулось высоток в Капотне: им обновили фасады, раскрасив в разные цвета. Внешний вид домов преобразился, добавив району красоты.
В 2019 году в Капотне было отремонтировано 5 образовательных объектов: ГБОУ «Школа в Капотне», дошкольное учреждение (3-й квартал, д. 23), ГБОУ «Школа в Капотне», корпус Бауманский (5-й квартал, д. 14, стр. 1), ГБОУ «Школа в Капотне», корпус Неглинный (4-й квартал, д. 5), ГБОУ «Школа в Капотне», корпус Камергерский (5-й квартал, д. 29), ГБОУ «Школа в Капотне», корпус Краснопресненский (2-й квартал, д. 19. стр.1 ). Работы по благоустройству прошли в зданиях и на пришкольных территориях.
В 2020 году в Капотне появится большой благоустроенный паркинг: за Капотненским рынком обустроят многоуровневую парковку на 330 автомобилей. На ее территории заменят старое асфальтовое покрытие и установят новые фонари, рядом высадят деревья и кустарники, разобьют газон.
Московский нефтеперерабатывающий завод[править | править код]
На территории района расположен Московский нефтеперерабатывающий завод, который был запущен в эксплуатацию 4 апреля 1938 года. На предприятии работает более 4 тысяч человек.
Основным видом деятельности Московского НПЗ является переработка нефти и производство топлива. Завод обеспечивает более трети рынка топлива столичного региона. С 2013 года завод полностью перешёл на выпуск бензина и дизельного топлива высокого экологического класса Евро-5. Использование такого топлива позволяет пятикратно (по сравнению с Евро-4) снизить нагрузку на атмосферу от автомобильных выхлопов. Помимо этого, на заводе производится следующая продукция:
- авиационный керосин, судовое топливо;
- полимеры для производства окон ПВХ, труб, упаковки;
- сжиженный газ для коммунально-бытовой сферы, нефтехимии и дальнейшего производства пластиков, синтетических каучуков;
- битум для дорожных работ;
- гранулированная сера для производства удобрений.
Модернизация заводаправить | править код
В 2011 году компания «Газпром нефть» начала масштабную модернизацию Московского НПЗ. Для улучшения экологической обстановки был принят широкий спектр мер, которые уже позволили снизить общее воздействие на окружающую среду вдвое, а к 2021 г. воздействие будет снижено еще на 50%.
С 2015 года на территории МНПЗ работает автоматизированная система мониторинга воздуха. Установлен экоинформер, чтобы жители прилегающих к заводу районов могли наблюдать за экологической обстановкой.
Транспорт[править | править код]
Капотня — один из немногих районов Москвы, находящихся в пределах МКАД (наряду с такими районами, как Ярославский, Ивановское, Можайский и Коптево), где до настоящего момента не построено ни одной станции метро. Ближайшая станция метро, к которой можно добраться из района на общественном транспорте — «Братиславская». Вообще, географически ближайшая станция метро — «Алма-Атинская», однако район Братеево, где расположена станция, от Капотни отделяет Москва-река, а прямое сообщение отсутствует.
В сентябре 2018 года стало известно, что в отдалённой перспективе в район планируется провести ветку метро, которая, по предварительным данным пройдёт от станции «Кленовый бульвар» через станцию «Братиславская». В настоящее время строительство подобной ветки метро запланировано не ранее 2030 года.
Есть только два выезда из района — к улице Верхние поля и к 16 км МКАД.
Наземный общественный транспортправить | править код
В районе действуют 7 автобусных маршрутов, обслуживаемых ГУП «Мосгортранс» и Трансавтолиз (Автолайн), а также 2 областных автобуса:
54 | Капотня — «Люблино» — «Текстильщики» |
95 | Капотня — «Домодедовская» — 7-й микрорайон Орехово-Борисова |
112 | Капотня — «Братиславская» |
112э | Капотня — «Братиславская» |
655 | Капотня — «Кузьминки» |
655к | Капотня — ТЦ «Мега Белая Дача» |
С9 | Капотня — «Марьино» — «Волжская» — Больница имени Демихова |
305 (областной автобус) | Площадь Святителя Николая — «Люблино» (с остановками в районе Капотня: «Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)», «Филиал больницы имени Демихова», «Стадион») |
1063 (областной автобус) | «Алма-Атинская» (южный вестибюль) — Университет «Угреша» (с остановками в районе Капотня: «Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)», «Филиал больницы имени Демихова», «Стадион») |
«Капотня – Марьино» – велодорожка по евростандарту
Фото: Юрий Климов
Велотрасса «Марино – Капотня», или, если хотите, «Капотня – Марьино» – безо всякого преувеличения, одна из лучших в городе. Шикарная велодорожка «дублируется» красной дорожкой из специального пружинящего прорезиненного покрытия для бегунов и пролегает по живописным местам Капотни. В том числе – вдоль зеленых холмов, которые благодаря ландшафтной геопластике стали похожи на террасные поля в Южной Америке.
Сама же двусторонняя трасса полностью обустроена по последним европейским стандартам: вдоль всего маршрута установлены перголы и предусмотрены места для отдыха, а благодаря указателям и регулирующим знакам исключены столкновения с пешеходами. К тому же все пять километров бего-вело-променада освещают фонари, поэтому перемещаться по нему можно даже после захода солнца. Кстати, да – теперь в Капотне есть и велопарковки, и велопрокат.
Парки, скверы и общественные пространства
В 2019 году в Капотне рамках программы «Мой район» стартовал масштабный проект комплексной реконструкции: здесь практически с нуля обустроили новые общественные пространства, оптимизировали транспортное и пешеходное пространство, благоустроили жилые дворы.
Работы по созданию парка на набережной Москвы-реки в Капотне начались в середине весны и закончились поздней осенью. Берег полностью преобразился: на заваленной мусором, местами заболоченной территории раскинулся большой парк с променадом. Протяженность береговой линии составила 2 километра. Парк стал продолжением ранее благоустроенного парка 850-летия Москвы в соседнем районе Марьино: общая длина единого велопешеходного маршрута от Капотни вдоль левого берега Москвы-реки до крайней точки парка 850-летия Москвы после окончания всех работ составит более 10 км. Берег реки сохранили в естественном состоянии. На набережной обустроили смотровые площадки с деревянными шезлонгами. Заболоченные участки не стали осушать, а сохранили, включив в эко-тропу: длина «воздушной» тропинки составила почти километр.
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
В дополнение к прибрежной была обустроена бульварная часть парка: там расположились площадки для отдыха и пикников с антивандальной уличной мебелью. В парке появились 8 детских площадок для ребят разных возрастов, спортивные зоны (воркаут, столы для пинг-понга, волейбольная площадка, уличные тренажеры), площадка для выгула собак.
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
Парк на набережной Москвы-реки в Капотне. Фото: mos.ru
В 2020 году работы по созданию нового парка и благоустройства близлежащих кварталов планируется продолжить. В районе 1-го квартала Капотни предполагается обустроить двухъярусную зеленую зону: на первом ярусе разместить смотровую площадку с ротондой, спортивные площадки и парковку на 50 машиномест, на втором – многофункциональные спортивные площадки для игры в волейбол и баскетбол, стритбол и мини-футбол. По всей территории квартала строители проложат удобные дорожки для прогулок, а также сделают велодорожку протяженностью порядка 300 метров и соединят ее с велотрассой в парке на набережной Москвы-реки и с улицей Капотня.
Лебединое озеро у заводской проходной
Фото: moscowalk.ru
Кстати, о пруде: обязательно в Капотне нужно посетить и небольшой водоем рядом с проходной нефтеперерабатывающего завода, где уже несколько лет живет лебединая пара. Берега пруда выложены камнем, а в центре бьет фонтан. Вода очищается системами фильтрации, благодаря чему здесь сложилась особая экосистема: сюда прилетают утки и чайки, здесь живут черепахи и водится рыба, которую ловят местные жители.
Лебеди на Капотнинском пруду – не дикие, перелетные, а полудомашние, «заводские»: зимуют в теплом вольере с бассейном, а весной их выпускают на «волю» – в деревянных домиках на пруду они высиживают птенцов. Потомство «разлетается» в добрые руки: в прошлом году несколько лебедят подарили Московскому зоопарку, годом ранее птенцов приютили в Николо-Угрешском монастыре. А этой весной ребята из социального провели акцию и придумали лебединым «детям» имена – Перышко и Пушинка.
2-й квартал Капотня, д. 37
Смотреть на карте
ЕДИНСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ — АВТОБУС
Сегодня это самый недоступный с точки зрения транспорта район города. Рядом МКАД, но это только усугубляет проблему. Бесконечные пробки из фургонов и фур тянутся к гигантскому рынку «Садовод» и торговому комплексу «Белая дача».
Разработчики дорожных проектов словно забыли о существовании этого депрессивного района, автобус на сегодняшний день — единственный вид транспорта, связывающий Капотню с соседними районами. Добираться на нем от метро можно и час, и полтора — об этом нам сообщает таксист и клянется мамой, что на его машине мы приедем всего-то за 40 минут.
На встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным капотнинцы попросили благоустроить свой район — единственный в Москве, где до сих пор можно найти проселочные дороги, которые в межсезонье превращаются в кашу из грязи и ходить по ним можно только в резиновых сапогах. Точно, как в отдаленных деревнях!
И еще люди хотели бы заасфальтировать набережную, окруженную древними заброшенными гаражами — пристанищами бомжей и прочих маргиналов и покрытую кучами мусора, оставленными местными жителями. Многие капотнинцы умудряются проводить здесь пикники!
Мэр объяснил, что основным тормозом развития района стало отсутствие проекта по разработке санитарно-защитной зоны расположенного здесь нефтезавода. Установить окончательные границы санитарной зоны можно будет только после того, как завершатся реконструкция и модернизация производства в 2020 году. Это позволит в перспективе развиваться и району: проводить реконструкцию, строить новые жилье и дороги, объекты социальной сферы.
И вот на днях появилось неожиданное известие: уже этим летом власти всерьез возьмутся за благоустройство района, да еще с утроенной энергией. «Вместе с жителями мы вдохнем в Капотню новую жизнь, сделав ее уютным и интересным местом», — на этот раз руководитель города был полон энтузиазма.
Голубиный рай на огромном Птичьем рынке
Фото: sadovodtk.ru
Известный на всю страну Птичий рынок на территории ТК «Садовод» — самый крупный в России, и тоже находится в Капотне. Есть версия, что название «Птичий» рынок получил в честь старинной традиции: 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, на волю отпускали птиц, чаще голубей.
История капотнинского Птичьего рынка началась 200 лет назад в районе Охотного ряда. В 1851 году рынок перенесли на Трубную площадь, где построили торговые ряды. В 1921 году Птичий рынок переехал к цирку на Цветном бульваре и, частично, на Конную площадь. Москва разрасталась, поэтому «Птичку» постоянно переносили на окраину города. В 1938 году рынок переехал в район метро Таганская на Калитниковскую улицу, а в 2001 году – на территорию ТК «Садовод».
Сегодня на «Птичке» есть свой «Голубиный рай» – это уникальный специализированный центр для заводчиков голубей. В раю продаются очень красивые декоративные и почтовые голуби, а в последние выходные каждого месяца здесь проходит Международная выставка-ярмарка породистых птиц.
В общем, даже если вы не планируете заводить домашнего питомца, здесь можно устроить себе бесплатную экскурсию в зоопарк и просто походить по бесчисленным павильонам с редкими рыбками, экзотическими рептилиями, породистыми животными и птицами.
14-ый км МКАД (внутренняя сторона), д. 30, ул. Верхние Поля
Смотреть на карте
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Дата обращения: 25 октября 2010.
- ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
- . www.mskagency.ru. Дата обращения: 2 октября 2020.
- .
- (2002). Дата обращения: 31 мая 2021.
- . Дата обращения: 16 августа 2014.
- . Дата обращения: 31 мая 2014.
- . Дата обращения: 16 ноября 2013.
- . Дата обращения: 2 августа 2014.
- . Дата обращения: 6 августа 2015.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
- . Дата обращения: 25 июля 2018.
- . Дата обращения: 31 июля 2019.
- . Дата обращения: 17 октября 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 августа 2017.
- (недоступная ссылка).
- . www.moscowmap.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . mos.ru. Дата обращения: 15 октября 2020.
- ↑ . mos.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- (недоступная ссылка). Благочиние Петропавловского округа города Москвы. Дата обращения: 1 апреля 2012.
- . oopt.aari.ru. Дата обращения: 7 октября 2020.
- (рус.). www.sobyanin.ru. Дата обращения: 7 октября 2020.
- (рус.). www.sobyanin.ru. Дата обращения: 15 октября 2020.
- . . Дата обращения: 7 октября 2020.
- . Сайт Москвы (15 апреля 2019). Дата обращения: 7 октября 2020.
- . moscowseasons.com. Дата обращения: 7 октября 2020.
- . Недвижимость РИА Новости (20191224T1100). Дата обращения: 7 октября 2020.
- . moskva.bezformata.com. Дата обращения: 7 октября 2020.
- . www.erapro.ru. Дата обращения: 7 октября 2020.
- . mnpz.gazprom-neft.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . mnpz.gazprom-neft.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . www.mskagency.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . m24.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . moscowseasons.com. Дата обращения: 12 октября 2020.
- . www.golfclub-tiger.ru. Дата обращения: 12 октября 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2018.
- . Портал открытых данных Правительства Москвы. Дата обращения: 2 января 2018.
ПЕРЕМЕНЫ УЖЕ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА
В первую очередь перемены ожидают берег Москвы-реки. Более 2 км превратятся в благоустроенную прогулочную зону. И это, пожалуй, самое логичное решение — все 5 районов Капотни расположены на небольшой возвышенности, с которой открывается очень симпатичный вид на город. Грех этим не воспользоваться!
«Мы планируем превратить территорию в новый зеленый парк, такой уютный и благоустроенный, как у соседей в Братееве и Марьине. Для отдыха и прогулок будут организованы велодорожки, променады, спуски к воде и пикниковые точки. При желании пешком или на велосипеде можно будет прогуляться от МКАД до крайней точки парка 850-летия Москвы — почти 10 км зеленого пространства вдоль реки», — рассказал мэр.
Большие работы запланированы и в жилой зоне: на улице Капотня, в 1-м Капотнинском проезде и Проектируемом проезде 5217. Тротуары здесь выложат плиткой, они станут большими, как в центре Москвы, вдоль проезжей части появятся плоскостные парковки и заездные карманы для общественного транспорта.
«Места под застройку здесь предостаточно, и это выгодно выделяет район из всех прочих локаций Москвы. Можно предположить, что в Капотне часть квартир отдадут переселенцам из пятиэтажек, но больше всего жилья чиновники планируют продать. Должно быть, это будут гигантские объемы строительства. Поэтому необходимо придать местности более-менее приличный вид и полностью изменить отношение горожан к этому району. С сегодняшней репутацией самого страшного гетто в городе желающих купить здесь жилье окажется немного», — считает урбанист Сергей Коростылев.
Он предполагает, что с этими планами связано и пристальное внимание властей к нефтеперерабатывающему заводу, который стал главным нарушителем экологического спокойствия. Известно, что в столице действует программа экологической модернизации МНПЗ, за соблюдением которой власти строго следят
И если у мэрии все получится, то через несколько лет Капотня превратится в городской остров-сад. Правда, МНПЗ при этом никуда не денется и мы еще посмотрим на результаты обещанного экологического и благоустроительного подвига
Известно, что в столице действует программа экологической модернизации МНПЗ, за соблюдением которой власти строго следят. И если у мэрии все получится, то через несколько лет Капотня превратится в городской остров-сад. Правда, МНПЗ при этом никуда не денется и мы еще посмотрим на результаты обещанного экологического и благоустроительного подвига.
Наталья Пуртова.
Фото: SOBYANIN.RU,
Обновление «под ключ»: первый пошел!
Фото: Департамент капитального ремонта
Фото: Департамент капитального ремонта
Фото: Департамент капитального ремонта
Фото: Департамент капитального ремонта
Фото: Департамент капитального ремонта
Фото: Департамент капитального ремонта
В 2019 году Капотня стала пилотным, то есть первым из московских районов, в котором по программе «Мой район» за один летний сезон был реализован крупнейший в столице проект комплексного, то есть тотального обновления. После проведенных масштабных работ бывшую депрессивную территорию стало не узнать – Капотня кардинально поменяла имидж, превратившись в один из самых красивых, комфортных и экологичных районов Москвы.
Фото: Юрий Климов
Раньше территория вдоль Москвы-реки была полузаброшенной, теперь же на месте диких зарослей появились яркие цветники и аккуратные газоны, новые детские и спортивные площадки, пешеходные дорожки, лавочки и фонари. По просьбе жителей вдоль береговой линии разбили парк со смотровыми площадками, шезлонгами и пикниковыми зонами, а спуски к воде обустроили в «театральном» стиле – по принципу амфитеатра.
Фото: Департамент капитального ремонта
Пешеходный променад украсил необычный арт-объект «Маяк», который привлекает внимание не только 15-метровой высотой, но и ярко-оранжевым цветом. Новыми красками заиграли и фасады жилых домов с видом на парк: теперь их номера видно, что называется, за версту
4-й квартал Капотни, д. 21
Смотреть на карте
Главные проблемы
В Москве за Капотней закреплена слава одного из самых криминальных районов города. Но аксиома верна только отчасти. За первое полугодие 2013 года, согласно отчёту местного ГУВД, в Капотне было совершено 104 уличных нападения, на 30 % больше, чем, например, в Лефортове. Но за те же шесть месяцев в районе ограбили только одну квартиру и украли всего шесть машин — почти в десять раз меньше, нежели в других районах. Преступная специфика объясняется особенностями планировки района. Самый криминогенный участок Капотни — два соседних рынка «Садовод» и «Птичий»: по статистике, здесь совершается треть всех преступлений. Чаще всего задержания связаны с нарушением миграционного законодательства, разбоем и кражами. Другая проблема — наркозависимые: в Капотне на учёте официально состоят 136 человек, чуть больше, чем в остальных районах.
Ещё одна визитная карточка района — неблагоприятная экологическая ситуация. Афоризмы о «капотнинском небе» преследовали район с момента основания: к нефтеперерабатывающему заводу быстро добавилось асфальто-бетонное производство, цех монтажных изделий и строительные мощности. Промышленные предприятия до сих пор занимают примерно две трети района. Но официальные показатели уровня загрязнения здесь оказываются схожи с соседними районами, а уровень шума и концентрация выхлопных газов — даже ниже из-за отсутствия крупных магистралей. Главная беда — эстетическая: концентрация производственных мощностей придаёт Капотне довольно депрессивный вид, который только подчёркивают расположенные здесь же учреждения ФСИН.
В Капотне появится благоустроенная набережная, в Лефортове — новое метро
Программа «Мой район» должна стать стратегией развития города на ближайшие годы. Какие поликлиники, дороги, спортивные комплексы и школы будут построены на Юго-Востоке столицы, выяснял наш корреспондент.
Метро — это наше все
Район Лефортово относится скорее к центру Москвы, чем к ее окраинам. Немудрено, что любая попытка проложить здесь новую транспортную магистраль становится задачей почти космического масштаба. Дома плотно прижаты друг к другу, огромное количество памятников истории и архитектуры, которые надо беречь. Но город растет и развивается, а значит, без новых линий метрополитена не обойтись.
Такой будет станция метро БКЛ «Лефортово» / Фото: stroi.mos.ru
В ближайшие годы по программе «Мой район» в Лефортове должна быть достроена одноименная станция метро. Она к тому же станет центром крупного транспортно-пересадочного узла. А на Большой кольцевой линии должна открыться станция «Авиамоторная», «однофамилица» уже существующей станции, вокруг которой тоже построят ТПУ. Новые станции соберут воедино пассажиропоток Калининской линии и Большого кольца метро, платформы Новая Казанского и Рязанского направлений железной дороги.
На краю географии по набережной гулять будем
От центра перейдем к настоящим окраинам. В районе Капотня по программе «Мой район» планируется реконструировать участок МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста. Над Кольцевой построят разворотную эстакаду, под улицей Верхние Поля — тоннель.
Главную магистраль района — улицу Верхние Поля — тоже реконструируют, вплоть до улицы Марьинский Парк. Ее проезжая часть увеличится: движение в каждую сторону будет осуществляться по трем полосам, а на Чагинскую улицу сделают правоповоротный съезд. Для пешеходов вдоль набережной Москвы-реки оборудуют современную прогулочную зону с новым плиточным покрытием и с деревянными настилами для отдыха на природе.
В районе отремонтируют детскую и взрослую поликлиники филиала «Капотня» ГКБ имени В.П. Демихова и детскую поликлинику № 148. Дворец культуры «Капотня» и библиотеку № 134 также ожидает капитальный ремонт. Приведут в порядок уже изрядно обветшавшее помещение детской музыкальной школы имени Н.Н. Калинина, вокруг школы всю территорию благоустроят по высоким столичным стандартам.
Школы ремонтируют капитально
В самом сердце Юго-Востока располагаются Кузьминки. Программа «Мой район» отзовется здесь прежде всего повышением качества и доступности образования. Здесь планируют построить блок начальных классов на 350 мест — на улице Окская. В новом здании обустроят лифты, пандусы, тактильные знаки, чтобы тут могли нормально учиться наравне со всеми дети с ограниченными возможностями. Капитальный ремонт запланирован в школе № 1208 на Волжском бульваре.
Приведут в порядок и помещение детской стоматологической поликлиники № 25 на Волгоградском проспекте, 110, корпус 2, и центра психического здоровья детей и подростков на Есенинском бульваре. А для того, чтобы жители могли заниматься спортом в свое удовольствие, на улице Заречье запланировано строительство футбольного поля, спорткомплекса с бассейном и новой дороги к этим спортивным объектам.
Примечания
- ↑ 123 Показатели муниципальных образования. Капотня. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 25 октября 2010.
- ↑ 12 Распределение численности населения г. Москвы по административным округам и муниципальным образованиям. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 25 октября 2010.
- Характеристика района на портале Юго-Восточного округа
- Смотри: Том 1.4 «Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населенных пунктов …» или сводную таблицу
- В ЮВАО выселят 8 должников по квартплате в Капотню (рус.). IRN.ru (18 июня 2008). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 30 марта 2012.
- Информационный портал «Инфоград»(недоступная ссылка)
- Закон № 13-47 от 5 июля 1995 года «О территориальном делении города Москвы» (редакция 4 декабря 2002 года)
- Закон № 39 от 15 октября 2003 года «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» (действующая редакция 28 ноября 2007 года)
- Информационный портал «Инфорград»
- Список школ района Капотня города Москвы// gdetomesto.ru
- Список детских садов района Капотня города Москвы// gdetomesto.ru
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне (рус.). Благочиние Петропавловского округа города Москвы. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 1 апреля 2012.
- Московские городские маршруты ГУП «Мосгортранс»