Великие стройки: какие грандиозные проекты остановила октябрьская революция

Как сибирским рекам планировали менять поток

Еще в 60-ых годах 19-го века существовал план по переброске нескольких сибирских рек в засушливые регионы тогдашней Российской империи. Впрочем, план принят не был, так как в его целесообразности и возможности выполнения очень сомневались. На том и сошлись, и о подобном проекте забыли практически на целое столетие. Забыли, чтобы в 1948-ом мимолетно вспомнить и снова отложить его в долгий ящик. Сталину он(план) не показался интересным и перспективным, ведь в то время вступала другая программа по изменению природы для борьбы с засухой.

Карта сибирских водных путей

Правда, в совершенно других регионах. Но, вскоре после смерти Сталина, об этом проекте снова заговорили, а в 1960-ых годах серьезно взялись за обсуждение реализации данной программы. В 68-ом Академия наук СССР получила госзаказ на разработку плана перераспределения стока различных сибирских рек. В итоге работы начали в 1971-ом году и были рассчитаны на 14-ть лет упорного труда.

В бой было брошено множество ресурсов. Так широко в прессе, как БАМ или Братскую ГЭС сей проект не освещали, но в научных кругах ним занимались очень обстоятельно. Задействовали более сотни научно-исследовательских институтов, множество министерств всесоюзного уровня и уровня республик.

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.

Использовали тысячи человеко-часов, затраченных на расчеты, прикладные научные исследования, составление топографических карт. И все это для того, чтобы под давлением общественной критики программу переброски стока сибирских вод официально закрыли в 86-ом году. Многие общественные деятели выступали против данных работ, называя их последствия катастрофическими не только для Советского Союза, но и для всего мирового сообщества. Впрочем, правительство СССР не очень то было и против, ведь реализация плана ложилась очень тяжелым грузом на бюджет страны.

В примерных подсчетах, сумма, которая требовалась для завершения “поворота рек”, составляла около 30-ти миллиардов рублей! Это было примерно 1/10 всех запланированных трат СССР на 86-ой год. А в стране еще начался кризис. Поэтому никто особо не жалел об окончании работ. Ну, кроме тех людей, которые года положили на разработку планов и вариантов оптимальной реализации программы. Ну, ничего, переживут.

Маржа застройщиков в регионах находится под сильным давлением

При переходе на проектное финансирование ключевую роль в строительной отрасли начинают играть банки. При принятии решения об открытии проектного финансирования для застройщиков одним из главных показателей, оцениваемых банками, является показатель LLCR, отражающий отношение выручки по проекту к его себестоимости. С высокой вероятностью может получить финансирование от банка проект, в котором модельный показатель LLCR превышает 15 %. Однако, по нашим оценкам, основанным на данных Союза инженеров-сметчиков, только в 40 % регионов валовая прибыль из расчета на 1 кв. м жилья превышает 10 %. При этом, если в оценке учесть коммерческие расходы, которые усредненно составляют около 3 % от стоимости проекта, и расходы на проектное финансирование с эффективной процентной ставкой в размере 5 %, то порядка половины регионов в стране на текущий момент будут характеризоваться околонулевой или отрицательной чистой рентабельностью жилищного строительства. Такая предпосылка гарантирует снижение объемов текущего строительства после завершения старых проектов через ДДУ.

Реальные располагаемые доходы населения уже снижаются последние пять лет. Вследствие этого девелоперы ограничены в возможностях повышения цен и потому стремятся реализовывать проекты в регионах с наивысшим покупательским спросом: Московском регионе, Санкт-Петербурге и крупнейших городах России. По данным аналитического центра «ДОМ.РФ», порядка 60 % реализуемых на текущий момент проектов через эскроу-счета по объему строящихся площадей приходится на проекты, реализуемые в 10 регионах России.

Перед отраслью жилищного строительства стоит задача по выходу в трехлетней перспективе на объем строительства в 120 млн кв. м. Эта цель не будет достигнута без экспансии в регионы с меньшим покупательским спросом. Однако в условиях, когда в большинстве регионов проекты не выдерживают входных тестов от банков на получение проектного финансирования, у девелоперов нет стимулов наращивать объемы строительства в регионах.

Жилье идет в рост

На днях заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин выступил с докладом на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, в котором подвел предварительные итоги работы строительной отрасли России в уходящем году. Из-за пандемии коронавируса по итогам первого полугодия был зафиксирован спад ввода жилья на 10%, а падение по ипотеке в марте-апреле составляло 17%. Однако благодаря мерам поддержки стройкомплекса ситуация выровнялась.

«По итогам 11 месяцев зафиксирован рост ввода жилья на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Есть высокая  вероятность выполнения программы строительства жилья на уровне прошлого года», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Во многом таких успехов удалось достичь благодаря льготной ипотеке. За время действия программы выдано около 350 тыс. кредитов, в экономику поступило около 1 трлн руб. Сумма налогов, поступившая в бюджет от строительной отрасли выше, чем в прошлом году. По данным «Дом.рф» средняя ставка по ипотеке снизилась на 2,5% и к концу года опустится ниже 7,5%. Объем выданных кредитов с учетом программы льготной ипотеки в январе-октябре 2020 года достиг 3,24 трлн руб. Это больше, чем за весь 2018 год (3,01 трлн руб).

Антон Детушев, генеральный директор IKON Development

— Уходящий год продемонстрировал, что в кризисных ситуациях одним из важных факторов является мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов. Компания IKON Development уверенно преодолела все препятствия и продемонстрировала высокую ответственность в реализации своих обязательств по строительству жилых и многофункциональных комплексов.

Пандемия показала востребованность недвижимости в качестве основного инструмента сохранения денежных средств и инвестирования, а также скорректировала представления покупателей о формате жилья и среды. Мы заметили еще больший интерес к квартирам с европейскими планировками, в которых единое пространство кухни-гостиной является местом притяжения всей семьи, пространством для общения и работы.

Самый главный и актуальный на сегодня тренд – это экономия времени. Именно среда вокруг квартиры – инфраструктура жилого комплекса создает такую экономию для жителей. И проекты застройщиков должны отвечать этим требованиям, независимо от класса жилья и его стоимости.

Транссибирская магистраль

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию.

Всего на сооружении Транссиба в 1891 году, в начале стройки, было 9,6 тысячи человек, в а 1895 1896 годы, в разгар строительных работ, – 84 89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек.

На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работали 20 тысяч человек.

В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и модернизировалась.

В 1956 году правительство утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен был стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска.

Это было осуществлено к 1961 году.

В настоящее время Транссибирская магистраль – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.

На Дальнем Востоке

Здесь ведется несколько крупных проектов.

Космодром «Восточный»

Самая масштабная стройка, стоимостью более 300 миллиардов рублей, реализуемая в настоящее время на Дальнем Востоке. Начало строительства грандиозного проекта на территории Амурской области пришлось на 2010 год. В рамках этой программы уже построен целый ряд объектов:

  • новая железнодорожная станция с вокзалом «Углегорск»;
  • закрытый город Циолковский с инфраструктурой;
  • 15 трансформаторных подстанций и 11 технических подстанций на территории космодрома;
  • более 100 км автомобильных дорог.

В начале 2019 года планируется активно разворачивать вторую очередь строительства. В феврале будущего года начнутся работы по возведению стартового стола для ракет повышенной грузоподъемности, типа «Ангара». Работы ведутся ускоренными темпами и уже к 2022 году должны быть полностью завершены.

Напомним, что Восточный займет площадь более 1000 кв. км, и станет первым космодромом гражданского назначения. То есть у России появится возможность независимого выхода в космос со своей территории.

Судостроительный комплекс «Звезда»

Еще один не менее амбициозный проект на территории Дальнего Востока. По распоряжению президента этот стратегически важный для судостроения проект реализуется в бухте Большой Камень. Внушительная часть объектов комплекса будет готова к сдаче уже в 2019 году. Суперсовременный, дорогостоящий сухой док, предназначенный для строительства всех типов морских судов, планируется построить к 2020 году. После того как верфь начнет функционировать в полную силу у России появится возможность самостоятельно выпускать ледоколы, газовозы и другие суда. Ранее техника подобного рода покупалась в заграничных странах.

Мост через Амур

Полным ходом идет возведение моста из России в Китай. Четверть века обсуждалась эта задумка и наконец результатом стал грандиозный проект — мост через Амур, оборудованный одновременно для автомобильного и железнодорожного движения. Работы по возведению сооружения осуществляются одновременно двумя странами. Китайская сторона начала строительство на два года раньше и уже выполнила свою часть работы. Российские генподрядчики обещают открыть движение между Благовещенском и Хэйхэ к концу 2019 года. Пока движение в страну восходящего солнца осуществляется по старому понтонному мосту. Кроме самого моста на российской территории в этом районе ведется стройка подъездных дорог, гостиничных комплексов для туристов и ряд других объектов.

Аэровокзальный комплекс

В Хабаровске по программе ускоренного развития Дальнего Востока в текущем году началось строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта «Хабаровск». Проект предусматривает реконструкцию старого аэродрома и зоны коммерческого развития AirCity. Стоимость строительства оценивается в 17 миллиардов рублей.

2.

Иннополис, республика Татарстан
Этот город можно назвать самым распиаренным новым поселением в России. Хотя бы потому, что в нём живёт всего 400 человек. Однако Иннополис – нестандартный город. Правительство хочет иметь собственную Кремниевую долину и поэтому привлекает сюда IT-специалистов со всей России.

По задумке Иннополис должен стать наукоградом, в котором будет сосредоточено большое количество программистов, тестировщиков и других компьютерных мастеров. Это поможет развить IT-сферу и создать высокотехнологичное производство.

В городе уже работают садики, школы и даже университет. Дома в городе малоэтажные. Город рад туристам, хотя достопримечательностей здесь мало. С 2018 года здесь проводится тестирование беспилотного такси. Вызвать его и покататься может любой.

Сталинское Великое преобразование природы

После окончания советско-немецкой войны, к разрухе и упадку экономики прибавилась еще одна проблема — массовый голод.

Отстройка городов после войны

Привела к нему политика партии, которая запасала в своих закромах зерно на случай новой войны(привет обострению отношений с США) и даже могла его экспортировать в соседние страны, чтобы получить нужное политическое влияние в появившемся после заключения мира так званом социалистическом лагере. Однако! Но также одной из причин голода считается засуха, которая существенно сократила количество собранного урожая по сравнению с довоенными годами. Ее вызвали жаркие юго-восточные ветра, которые и до этого время от времени негативно влияли на урожайность как зерновых, так и овощей с фруктами. И Сталин решил бороться с этой проблемой в своем стиле — глобально и с размахом! В 48-ом году Совет Министров СССР ввел в действие постановление, которое было в прессе и народе окрещено “Сталинским преобразованием природы”.

Какая стройка по вашему мнению была масштабнее?

Днепровской ГЭСБайкало-Амурской магистрали

Оно предполагало проведение работ невероятных, гигантских масштабов. До сих пор в мировой истории не зафиксировано подобных прецедентов, когда под засев деревьями(в основном — дубом и сосной) планировали отдать около 120 миллионов гектаров земли!!! что равно примерно 1/9 всей площади Европейского континента!

Посевы молодых деревьев

Таким образом планировались преградить путь так званым суховеям, от которых сильно пострадал урожай в 46-47-ых годах. Всего общая протяженность засаженных лесополос должна была достигнуть длины в 5300 км!, а ширина составляла примерно 50-120 метров. Также собирались построить около 4000 водохранилищ различных размеров и объемов, для улучшения орошения многочисленных полей и садов. Еще их могли и использовали для получения электричества с помощью массового строительства ГЭСов различных размеров и масштабов.

К реализации плана приступил 1949-ом году и рассчитывали закончить к 1965-ому. Были задействованы множество сельскохозяйственных университетов и учебных заведений со всех уголков необъятной страны. Массовая агитация в виде плакатов, статей в СМИ и объявлений на радио призывала все колхозы, принимающие участие в работах, делать все возможное и трудиться на пределе сил.

Как обычно, требовали “пятилетку в три года” и так далее. Многие тысячи аграриев, выжившие после войны, были приглашены(считай — согнаны) на работы в районы, которые нужно было засеять. Специально высчитывали и прикидывали, какие сорта деревьев, в каком количестве и каком порядке нужно высаживать, чтобы достигнуть максимального эффекта защиты от горячих ветров. Массово внедрялись более современные и эффективные способы обработки посевных полей, создавались новых культуры злаковых, более пригодных к данным климатическим изменениям.

Плакат сталинского преобразования

Был создан институт “Агролеспроект”. Его единственной задачей была координация усилий огромного количества специалистов различных направлений, от инженеров, создающих новые, более эффективные механизмы посева, до обычных работяг, занимающихся посадкой деревьев и рытьем водоемов. Также массово восстанавливали леса, уничтоженные во время войны.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Такие масштабные работы начали приносить свои плоды уже в первые года действия программы. Урожай зерновых вырос на треть, овощей стали собирать в полтора-два раза больше. К сожалению, после смерти Сталина программу начали сворачивать, а через некоторое время Хрущев приказал уничтожить часть высаженных лесополос и вырытых водоемов. Вместо этого он решил реализовать свой план по обеспечению продовольствием СССР, который сейчас известен как “освоение целины”.

Но он провалился, что вылилось в массовый неурожай в начале 60-ых годов. В дальнейшем план преобразования природы не реализовывался ни при одном из последующих правителей Советского Союза. В лучшем случае, занимались только работами по поддержанию текущего состояния высаженных лесов.

Расширение Панамского канала, Панама

Срок строительства: 11 лет. Стоимость: $ 5 млрд. 250 млн. долларов.

Панамский канал давно уже выполняет для всего мира важную роль. Напомним, что канал начал действовать в 1914 году, но на протяжении столетней истории вместе с техническим прогрессом менялись и размеры морских кораблей. В связи с этим ширина Панамского канала перестала удовлетворять современным требованиям безопасности и скорости прохода кораблей.

Именно поэтой причине 11 лет назад было принято решение расширить существующий Панамский канал. На протяжении этого времени для расширения канала понадобилось 4,4 миллиона кубических метров бетона. Примечательно, что помимо расширения канала строители также его и углубляют, чтобы по нему могли ходить огромные современные корабли. Проект планируется завершить в 2016 году. Длина нового расширенного участка канала будет составлять 3,8 мили (4,83 километров). 

Космодром «Восточный»

На Дальнем Востоке продолжается строительство космодрома «Восточный», которое было начато в 2012 году. Застройщик – ПСО «Казань» — ведёт стройку на этом участке с 2017 года. Сейчас стройка развернулась на второй очереди, как и было рассчитано. Масштаб работ, который запланирован до 2025 года, позволяет предположить, что первый пуск можно будет провести уже в 2023 году. Это будет ракета-носитель «Ангара-А5». Предполагается, что новый стартовый стол обеспечит запуск минимум 10 ракет в год.

Также в ходе второй очереди будет построен стартовый стол для ракет «Союз-5» и «Союз-6». Это позволит поддерживать имидж России как передового государства с развитой ракетной отраслью.

  • Карта метро Санкт-Петербурга в 2023 году: новые станции
  • Карта метро Москвы в 2023 году: новые станции

Крупные трубопроводы

Проект «Силы Сибири-2» уже на стадии воплощения в жизнь. От планирования перешли к прямым действиям: разрабатывается трасса для прокладки трубопровода. Пока что работы проводят в рамках установленной совместно с монгольской стороной программы. Генподрядчиком этой крупной стройки со стороны России является «Стройтранснефтегаз», который воплощал в жизнь и «Силу Сибири».

Эта стройка общероссийского значения привлечёт большое количество инвестиций. Уже созданы рабочие места, а с началом активной фазы их число вырастет до сотен тысяч. Высшее руководство «Газпрома» напоминает о том, что мощность этой линии будет в 1,3 раза больше, чем у его предшественника – «Силы Сибири».

После завершения стройки газ через территорию Монголии будет поставляться в Китай. Эта перспектива выглядит крайне привлекательной, так как укрепление отношений с китайской стороной даёт огромное преимущество в геополитической ситуации. Огромные территории могут воспользоваться газом из России, то есть«Сила Сибири-2» претендует на звание крупнейшей стройки в сфере трубопроводов среди подобных по всему миру.

Сначала прогнозировалось, что проекту потребуется 4-6 лет до момента сдачи и введения в эксплуатацию. Но на реализацию необходимо 1,5-1,6 трлн рублей. Сейчас эксперты отмечают, что стройка затянется ещё на год, если не произойдёт новых чрезвычайных обстоятельств.

Крупные космические проекты России

Как бы в Роскосмосе не старались развалить ракетно-космическую отрасль, Россия продолжает оставаться одним из лидеров в этом направлении. Одним из важнейших проектов, реализуемых на современном этапе, является орбитальная обсерватория Спектр РГ, которая построена совместно с Германией. Обсерватория уже запущена и в ближайшее время позволит построить полную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне.

Обсерватория Спектр РГ

Также взамен «Союзам» в России разрабатывают многоразовый космический корабль «Федерация», который в скором будущем планируют переименовать. Корабль позволит совершать дальние космические перелеты к Луне и даже Марсу, однако по некоторым характеристикам он уже уступает иностранным аналогам. Еще в Роскосмосе уже который год пытаются достроить космодром «Восточный», где сейчас началось строительство второго стартового стола. Ну а наиболее амбициозными проектами ведомства на сегодня являются ракеты-носители «Ангара» и «Енисей», которые позволят доставлять на орбиту тяжелые грузы, а в перспективе помогут России попасть на ближние планеты солнечной системы. 

Объемы текущего строительства сокращаются на фоне реформы отрасли, но цены снижаться не будут

Отрасль жилищного строительства реформируется. Первая часть реформы отрасли была связана с изменениями в законодательной базе, которые начинали действовать с 1 июля 2018 года. Они главным образом были направлены на усиление требований к застройщикам, увеличение за ними банковского контроля, а также предусматривали добровольную возможность перехода на эскроу-счета. Фактическим следствием этого этапа оказалось рекордное количество полученных девелоперами разрешений на строительство в первой половине 2018 года. Таким образом участники рынка старались максимально запастись земельными участками, строительство на которых можно было вести по прежним и понятным правилам. Такая политика позволила поддерживать объем текущего строительства на достаточно высоком уровне в последние годы. На текущий момент площадки, которые еще можно продавать по старым правилам с привлечением средств дольщиков напрямую, уже достраивают.

В начале 2019 года была запущена вторая часть реформы отрасли. С 1 июля 2019 года все проекты, не достигшие необходимого процента строительной готовности и процента продаж, а также новые проекты должны реализовываться через механизм проектного финансирования с участием банков. Однако до внедрения механизма проектного финансирования многие застройщики не имели опыта работы с банками. В сложной ситуации оказались и сами банки, которым нужно было менее чем за полгода радикально усилить компетенции в строительстве, а также выработать и предложить рынку новый продукт. В результате рынок жилищного строительства переносит реформу сектора болезненно. Так, за первый год с начала перехода на проектное финансирование объем текущего строительства снизился на 16 %, или на 20 млн кв. м.

При этом спустя год только около трети строящихся площадей реализуется через проектное финансирование. А значит, в ситуации отстающего замещения средств ДДУ проектным финансированием снижение объемов может стать еще более существенным.

Помимо того что девелоперы преодолевают естественные трудности, вызванные реформой, они осторожнее запускают новые проекты в связи со снижающимся спросом. Продажи жилья происходят неравномерно внутри года и имеют явный тренд на увеличение объема сделок от квартала к кварталу. Однако с III квартала 2019-го, начала обязательного перехода на проектное финансирование объем зарегистрированных договоров долевого участия (ДДУ) снижается каждый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В III квартале 2019 года объем зарегистрированных ДДУ снизился на 16 % по сравнению с III кварталом 2018 года, в IV квартале 2019 года объем зарегистрированных ДДУ снизился на 53 % по сравнению с IV кварталом 2018 года и в I квартале 2020 года снижение объема ДДУ составило 26 % по сравнению с I кварталом 2019 года и 7 % по сравнению с I кварталом 2018 года. При этом многие застройщики в конце I квартала 2020 года отмечали повышенный «защитный» спрос на квартиры, связанный со снижением курса рубля. Поддержать спрос не смогли даже снижающаяся ставка по ипотеке и рост объема выдачи ипотечных кредитов, которые традиционно служат ключевым драйвером продаж жилья.

Сокращение спроса, по нашему мнению, не заставит застройщиков снижать цены. История показывает, что даже в кризисный 2015 год, когда объем заключенных ДДУ сильно сократился после ажиотажного спроса в конце 2014-го, застройщики практически не корректировали цены, за исключением точечных действий по отдельным проектам. Запущенная в мае 2020 года льготная ипотека выступает мощным драйвером продаж жилья и одновременно помогает поддерживать цены. Также поддержку ценовой политике застройщиков оказывает снижение конкуренции на рынке, бенефициарами которой становятся крупнейшие и средние игроки, располагающие запасом прочности для недопущения демпинга. Их проекты, реализуемые через ДДУ, уже находятся в высокой стадии готовности и, как правило, со значительной долей проданного жилья, в результате чего необходимости форсировать продажи за счет снижения цен нет. А новые проекты, реализуемые через проектное финансирование, в принципе не нуждаются в притоке ликвидности от дольщиков и способны перенести временный спад продаж без снижения темпов строительства.   

«Арктик СПГ 2» в ЯНАО

Владельцы: НОВАТЭК (60%), а также Total, CNPC, CNOOC, Japan Arctic LNG B.V., у которых по 10%. Проектировкой занимается НИПИГАЗ. Оборудование предоставляет TechnipFMC. Завод будет состоять из трёх технологических линий, ежегодная производственная мощность составит 19,8 млн т СПГ (6,6 млн т на каждую линию).

Зачем нужен. Проект должен помочь России к 2035 году увеличить долю на рынке сжиженного газа до 20% и войти в топ-3 экспортёров СПГ. Помимо «Арктик СПГ 2», НОВАТЭК построил «Ямал СПГ» рядом с посёлком Сабетта: там сейчас завершают пусконаладочные работы на четвёртой (последней) линии, запуск которой неоднократно переносился.

Инвестиции. Проект оценивают в $20 млрд. Правда, с финансированием у него возникают проблемы: НОВАТЭК объявил в апреле 2021 года, что намерен заложить свою долю участия ради привлечения денег.

Ход строительства. Старт стройке дали в 2018 году. Запуск первой линии запланирован на 2023 год, а весь объект будут поэтапно вводить в эксплуатацию до 2025 года. По состоянию на конец марта 2021 года общий прогресс проекта почти достиг 40%. Первая очередь готова наполовину.

При этом весь газ от «Арктик СПГ 2» на 20 лет вперёд уже продан — долгосрочные контракты заключены в конце апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector