Между миром и тайгой: как живут тысячи старообрядцев в лесах на енисее
Содержание:
- Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев
- Антипины
- Из Бразилии в Туруханск
- Охота на Урале
- Промысловая охота в Восточной Сибири
- Список снаряжения
- «Промысел назвали браконьерством»
- На каких зверей можно охотиться
- На новом месте
- О современной промысловой охоте
- Пилят тайгу, осваивают бюджеты
- «Только сами»
- Зов души
Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев
Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.
Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.
Но наградой послужили утренние прекрасные виды на сопки, горные реки и все тот же туман над скрипящими деревянными мостами. Деревеньки спрятаны в таежных лесах, уютны и опрятны. Есть ощущение бедности, но нет уныния, как часто у нас. Деревня на 200 жителей может тянуться на пару километров. Дома сделаны из потемневшего бруса. Во дворах непременно маленькая банька, часто летний домик. Иногда есть и старый домик, итого четыре похожие, как матрешки, постройки. Участки в среднем по гектару. В окошках простенькие занавески, во дворах — старые японские пикапчики. Вдоль обочины в лесах грибов не счесть. За изгородью домов все скромно, но опрятно. В двориках часто цветочки. Кое-где газоны.
Исконно русские деревни. Крылечки, посиделки, дымящие мотоциклы с сивыми веснушчатыми мальчишками и — эка невидаль — прямо вдоль промышленных дорог тянут оптоволокно.
На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.
Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.
Страсти кипят потому, что и в таежной глуши есть место человеческой подлости и чистоте. Как борец за добро, Раиса Максимовна нас привлекает очень. Вот и она приветствует нас с крыльца. Ей 73. Ее домик опрятен, с колодцем и палисадником. Во дворе, как в кукольном домике, маленькие домики — погреб, баня, сарай. Воздухом не напиться. Пахнет детством, дровами и травой-муравой. А еще буйством трав и леса тайги.
Наш герой — председатель совета старейшин Союза коренных малочисленных народов Приморского края. Потомственная шаманка из рода Пионка. Местная глава администрации.
В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.
Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.
Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.
Антипины
С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.
Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены — Антипин. По его мнению, приставка «Анти» в ней обозначала его взгляды как «против», т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын — Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.
Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.
Из Бразилии в Туруханск
Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.
туруханск
Вид на Туруханск со стороны Енисея
Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин
В октябре 2018 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.
Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.
После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.
старообрядцы
Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой
Фото: vk.com/Полиция Красноярья
Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.
Охота на Урале
Промысел на Урале богат трофеями, охота в тайге позволяет добыть медведя, лося, горностая и волка. Помимо этих животных, таежная часть Урала богата волками, здесь же обитает северный олень. Такие трофеи придутся по душе многим профессиональным охотникам.
Здесь практикуются различные виды охоты. Большим уважением в среде охотников пользуются обученные собаки.
Помимо промысловой охоты, на Урале широко распространена туристическая охота. Любой желающий может попробовать себя в роли профессионального промысловика, для этого организуются специальные туры.
Сезон промысловой охоты в Сибири и на Урале длится от пяти месяцев до полугода
Охотник может по несколько дней проводить в лесу, поэтому в промысловой охоте важно не только умение, но и экипировка. Чтобы лучше понять особенности промысловой охоты, можно ознакомиться с видео, в которых охотники делятся своим опытом и в целом рассказывают о жизни промысловиков
Промысловая охота в Восточной Сибири
Профессиональная охота широко распространена на Севере Промысловой охоте в Якутии всегда уделялось особое внимание. Дело в том, что северо-восточная часть Сибири – это достаточно малонаселенный район
Основная часть населения проживает в крупных городах, где и сосредоточены все рабочие места. В небольших городах и поселках экономическая ситуация оставляет желать лучшего, поэтому промысловая охота в этом районе широко распространена и сегодня.
С давних времен охота на этой территории являлась основным занятием взрослых мужчин. Охота долгое время была основным источником дохода жителей Якутии и важнейшим ресурсом для пропитания. Впрочем, и на сегодняшний день промысловая охота в этом районе остается единственным источником дохода для множества людей.
Территория Восточной Сибири богата лесной и водоплавающей дичью. Распространена охота на кабана и лося, которые являются важнейшим источником мяса. Наибольшую ценность представляет соболь и горностай, мех которых очень ценится.
Охотники-промысловики в Сибири состоят в артелях, в которых проводится массовая заготовка и сбыт пушнины.
Добыча соболя
Мех соболя – ценный трофей для охотника. Удачливый и умелый промысловик в сезон может добыть такое количество ценных шкурок, что средств от их продажи хватит на безбедное существование и в межсезонье, поэтому охота на этого зверька в Сибири очень распространена.
Добыча соболя требует умения и сноровки.
Соболь обладает чутким слухом, быстро убегает. Подстрелить зверька очень сложно, да и выстрел может повредить ценную шкурку.
Испуганный зверек ловко забирается на дерево и прячется в дупле. Задача охотника – срубить часть дерева и установить на нем специальное приспособление для ловли соболя, представляющее собой прочную сеть. Затем в задачу промысловика входит загон зверька в сетку. Для этого пространство вокруг дупла, в котором спряталась добыча, простукивается, выгоняя зверя к проделанному в дереве отверстию.
Спустя некоторое время у соболя не останется иного выхода, кроме как через установленную сеть. Попав в сеть, зверек путается и может укусить, поэтому его необходимо схватить за шею и держать некоторое время, пока он не утихнет. Такой метод ловли соболя позволяет получить целую и неповрежденную шкурку.
Тем, кто собрался на промысел, следует завести обученную охотничью собаку. В ловле соболя дрессированная лайка является неоценимым помощником. Эти собаки способны долго бежать по заснеженным лесам и полям, преследуя добычу, не знают усталости и обладают сильным охотничьим чутьем.
Список снаряжения
- Обувь. Ботинки, сапоги болотные, кеды, валенки, унты.
- Одежда. Носки несколько пар, штаны 2 пары, несколько футболок, куртка, тёплая кофта (лучше флисовая), дождевик (не полиэтиленовый), накомарник, перчатки х/б, шерстяные носки, термобельё, п/комбинезон, зимняя куртка с капюшоном, шапка, шерстяной свитер с горлом, флисовая кофта, балаклава или платок «Арафатка», зимние ботинки, непромокаемые унты, перчатки/варежки.
- Снаряжение. Рюкзак не меньше 80 л., спальник, коврик-пенка, ножи, налобный фонарик (диодный), карты, компас, газовая горелка, лыжи, снегоступы, кусок полиэтилена для навеса.
- Инструменты. Скобель, циркуль, карандаши, ножовки, пила большая, отвес, два топора, стамески, напильники, точильные бруски, плоскогубцы, рубанок, полиэтилен для крыши, стекло (оргстекло), петли.
- Бытовые принадлежности. Ёмкости под воду (вёдра, тазик, канистры), котлы, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, лопата, свечи, верёвки (толстая и тонкая), банные принадлежности, набор для шитья, средства для разведения огня, сода, моток проволоки, ножи бытовые.
- Электричество. GPS навигатор, автономный источник питания, смартфон, запасные аккумуляторы, диодные фонари, диодные светильники, радио приёмник, рации.
- Запас еды. (см. ниже).
- Рыболовные снасти. Спиннинг, катушки, блесны, лески, поплавки, крючки, грузила, сеть.
- Охота. Ружьё, патроны, комплект для снаряжение патронов, капканы, петли на зайца и другую дичь.
- Медицина. Аптечка, репелленты от комаров, спирали.
- Для досуга. Гитара, книги (справочники по дикоросам, охоте, рыбалке, строительству, ремёслам, мед. помощи, скотоводству, садоводству), тетради, ручки, шахматы (если будет, с кем играть) .
«Промысел назвали браконьерством»
При этом в России с 2006 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По ней,в том числе старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться на Дальний Восток (еще один дореволюционный центр старообрядчества в России).
старообрядцы
Фото: ТАСС/Иванов Виталий
Тем, кто решится на переезд, предлагают помощь — в том числе финансовую, — при оформлении собственности на землю и строительстве домов. Однако в отношении староверов, Россию так и не покинувших, здесь возникает некоторая двойственность.
Автор цитаты
Такая несогласованность выглядит странно в том числе и для представителей общин из других стран — особенно учитывая, что многие общины поддерживают между собой тесные связи. В том числе и с Россией.
— Смотрится всё это так, что одной рукой мы приглашаем старообрядцев — мол, приезжайте к нам на Дальний Восток, будут вам и преференции, и документы. А с другой стороны, мы говорим о тех, кто уже живет на территории Российской Федерации: ребята, они совсем не наши. Пусть они сначала уберутся к вам — причем болезненно, через задержания, суды и решетки, а там мы посмотрим, может быть, потом они смогут к нам вернуться и на Дальнем Востоке жить хорошо и здорово, — указывает Ольга Суворова.
Так, например, серьезная проблема для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, — ужесточение правил рыболовства. Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.
старообряцы
Фото: РИА Новости/Борис Бабанов
Именно во время одного из таких участившихся рейдов рыбинспекции, например, на Енисее был задержан Ханофер Ефимов (что рыбу он ловил, получается, незаконно, он тогда не отрицал).
Автор цитаты
Ольга Суворова согласна с тем, что старообрядцам, ведущим уединенную жизнь в тайге, могут помочь квоты, аналогичные тем, что действуют для коренных народов Севера — в конце концов, указывает она, староверы живут здесь с XVII–XVIII веков. Примерно тогда же в России узнали и о существовании коренных народов Севера. Получается, что они существуют бок о бок уже почти три столетия, и те и другие живут довольно закрытыми сообществами, сохраняющими исторический уклад. И одинаково сильно зависят от традиционных промыслов. Однако у одних есть, скажем, квоты на вылов рыбы и охоту, а у других — нет.
Впрочем, в случае с Енисеем, такие дополнительные привилегии могут вызвать вопросы у жителей соседних деревень, даже несмотря на то, что вообще-то к старообрядцам жители относятся спокойно. Вопрос с ужесточением правил рыбной ловли здесь — больной для всех («У нас мало рабочих мест и много рыбы, охотники ею собак всегда кормили»).
старообрядцы
Фото: РИА Новости/Александр Полегенько
По данным, которые «Известиям» озвучивают сибирские правозащитники, до 70% мужчин на Енисее так или иначе уже имеют судимость из-за нарушений правил рыбной ловли. И вряд ли люди с пониманием отнесутся к тому, что староверов переведут на привилегированное положение, подчеркивает Николай Шляхов, — сибиряк, называющий себя старожилом Туруханского района.
На каких зверей можно охотиться
Поскольку лесными хозяйствами и самим государством регулируется поголовье, породы пригодные для отлова и сроки охотничьего сезона, обязательно примите их во внимание при планировании марш-броска в суровые таежные условия. Например, медвежья и лосиная охота имеет строгое количество особей, которых можно отловить ‒ большая цифра облагается штрафами, запретами и конфискацией лицензии
Итак, на какую живность может легально пойти охотник, не имея проблем с законом и местными лесничими (которые в разы строже блюдут таежные правила и обычаи, нежели правоохранительные органы)?
Например, медвежья и лосиная охота имеет строгое количество особей, которых можно отловить ‒ большая цифра облагается штрафами, запретами и конфискацией лицензии. Итак, на какую живность может легально пойти охотник, не имея проблем с законом и местными лесничими (которые в разы строже блюдут таежные правила и обычаи, нежели правоохранительные органы)?
Охота на кабана
Самым популярным зверем, на которого осуществляется поход в лес, является вепрь. Дикий кабан живет не только на таежных просторах, но и в самых обычных лесных посадках. Однако суровые северные кабаны обладают более диким дурным нравом и крупными габаритами. Давая мощный отпор более хищным лесным животным, они станут настоящим испытанием для любого зверолова (рисунок 3).
Существует три подвида добычи данного зверя:
- Загон: пожалуй, наиболее простой и распространенный способ. Базируется на скоординированной работе загонщиков и стрелков ‒ каждый член команды стоит на своей площадке, не двигаясь, не издавая резких звуков и не делая лишних движений, поскольку каждое из них может спугнуть дичь. Необходимо знать, где чаще всего происходит кормежка особей, и в этом вам поможет местный егерь или бывалый зверолов.
- Скрадом: вы сможете справиться даже в одиночку или группой из двух-трех человек. Основное правило ‒ нужно досконально знать абсолютно все повадки зверя и… красться. Да, абсолютно беззвучно, с заряженным ружьем, дыша только через нос и совершенно бесшумно ступая по насту или заснеженному хворосту. При достаточном уровне сноровки вы действительно сможете подойти к зверю на близкой дистанции и мгновенно атаковать. У вас даже будет несколько секунд в случае, если вы промахнулись ‒ кабан, хоть и быстрый, но достаточно грузный и, чтобы развернуться и резко побежать, ему понадобится немного усилий. Также возьмите на заметку, что провернуть подобное днем будет сложно, а вот ночью ‒ доступно даже полному новичку.
- С вышки: нет ничего более наивного, чем кормящееся животное и этой наивностью пользуется большинство охотников, не фанатеющих от связанных с загоном дичи рисков по открытой местности. Подстрелить кабанчика с вышки на местах привычного кормления, ‒ пожалуй, действительно самый простой способ ловли. Осуществляется также в ночное время.
Рисунок 3. Кабан — ценный трофей для любого охотника Пост на вышке рекомендуется занять непосредственно перед закатом, вооружиться тепловым биноклем или прицелом и ждать.
Охота на лис
Рыжая хитрая плутовка лиса ‒ одно из простейших животных, ловля которого доступна каждому новичку. Лучше всего выходить за ней зимой на лыжах с самым простым ружьем. Принцип ловли прост: узнаете приблизительное время кормления и распорядок дня местных лис у егеря или бывалых охотников, затем отправляясь в путь. Завидев животное за 100-150 метров, стреляйте, ‒ с максимальной вероятностью попадете (рисунок 4).
На новом месте
С собой они взяли только овощи, которые и выращивали на небольшом огороде. За последующие десять лет Акулина родила супругу еще троих детей – Наталью, Дмитрия и Агафью. Жизнь людей в тайге мало чем отличалась от их быта в городе. Единственное, в чем испытывали потребность Лыковы, – это соль. Добывали еду они с помощью охоты и рыбалки, а затем вялили и сушили мясо впрок. Без естественного консерванта их запасы имели небольшой срок хранения.
Акулина научила всех детей считать и писать. Девочки умели ткать и обшивали всю семью. В теплое время года члены семьи ходили босыми, а зимой изготавливали обувь из коры березы. Гораздо позже научились выделывать шкуры, и у них появилась кожа. В 1961 году от голода умерла Акулина. За несколько десятилетий Лыковы не потерялись во времени и точно знали, какой сейчас год и день. Они с удивлением узнали от геологов, что была Вторая мировая война, и люди теперь летают в космос.
О современной промысловой охоте
Промысловая охота – это абсолютно законное занятие, имеющее важное социально-экономическое значение. Она ведется с разными целями – это может быть добыча ценного меха, мяса, шкур животных, или даже целенаправленный отстрел слишком расплодившихся животных, которые представляют угрозу для сельского хозяйства и жизни человеческих поселений
Охотники-промысловики рассматривают такой вид охоты не только как хобби или развлечение, но и как официальный способ заработка. Помимо хорошего источника дохода, промысловая охота остается достойным занятием для настоящих мужчин, своеобразной проверкой сноровки и выносливости. Помимо того, что человек должен обхитрить зверя, в таком виде охоты немаловажную роль играет польза добычи, ведь шкурки, мех, мясо и прочие ценные ресурсы, добытые в ходе выслеживания добычи, затем идут во благо людям.
Для того, чтобы заниматься промысловой охотой, необходимо получить разрешение и иметь соответствующие документы. Такой вид занятости доступен юридическим лицам и частным предпринимателям, которые получили специальную лицензию.
Охота в промысловых угодьях без лицензии попадает под категорию “браконьерство”.
Сезон такой охоты устанавливается на законодательном уровне, нарушать сроки нельзя, иначе человек будет привлечен к ответственности. За нарушения правил промысловой охоты налагаются серьезные штрафы.
Наибольшую ценность в промысловой охоте представляет пушнина бобра, куницы и соболя. Их сдают в соответствующие компании по приемлемой цене, так как эти шкурки идут на экспорт. В целом, основной заработок промыслового охотника составляет именно продажа меха и шкур.
Пилят тайгу, осваивают бюджеты
Впрочем, с ее появлением в четыреъ поселках под ее руководством мало-помалу зашевелилась жизнь. Дороги, свет, ремонт школы, клуба. Ремонт человеческих душ. Всем этим глава овладела полностью. И простые люди благодарны ей. Мы идем по поселку, а с огородов порой кто-то уважительно здоровается. Удегейцы — необычной внешности, скуластые, плосколицые, похожи на якутов. Напротив друг друга хвастаются ассортиментом два сельпо. Правда, счеты вместо кассы есть только в одном, но ленты с мухами, ароматный стиральный порошок и консервы в ассортименте у обоих. Классика.
В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.
11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова… население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.
А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.
Горче нет той горечи, чем у трудового мозолистого народа, лишившегося даров родных рек и лесов, которым питался гордый род удегейцев ли, русских, китайцев ли — все одно хозяев тайги, с текущей, кажется, тайгой в самих венах их, проросшей тайгой в сами жилы их.
Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи… и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.
Слава богу, огород у нее не отняли.
Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.
Депутаты края же — вне законов и времени — охотятся с вертолетов … и ими же вывозят дичь и рыбу. Пилят тайгу. Осваивают бюджеты. Валят вековые сосны. Пьют вискарь и гоняют покер с прокурором на даче, где камин за два ляма, чучелов в избытке и натопленная пихтовая баня с портовыми владивостокскими шлюхами. В колоде в засаленных, жирных их, в семге, пальцах — менты, лесники и особисты. Гнилая рать прогнившего режима.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.
Так что, дорогие друзья из «Древа жизни», ваш девиз «Живите долго и вкусно» звучит теперь и в глухой тайге. Фото с Раисой Максимовной в национальном костюме с подарками — прилагаем.
Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.
Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.
Оригинал
«Только сами»
Пока основная нагрузка по выводу местных жителей «в правовое поле» ложится на местные сельсоветы. И там справляются с ней как умеют: иногда, рассказывают, оформляя документы, действовать приходится едва ли не насильно. Между тем рано или поздно наличие паспорта или того же свидетельства о рождении может оказаться важным.
Возможно, помочь может участие в этом процессе квалифицированных специалистов, умеющих и готовых убеждать, разговаривать и договариваться. Однако и правозащитники, готовые оказывать старообрядцам, например, консультативную поддержку, просто так сделать этого не смогут.
— Это закрытая сфера, куда ты не придешь сам — мол, я такой хороший и хочу вас защищать. Эти люди обращаются за помощью только сами, выбирая того, к кому обращаться, — говорит Ольга Суворова.
старообрядцы
Едва ли не самая известная представительница старообрядцев — живущая в Хакасии отшельница Агафья Лыкова. К ней регулярно приезжают журналисты, долгое время отшельнице помогал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Решать вопрос о том, как выстроить отношения между староверами и современным обществом на уровне, необходимом для того, чтобы обезопасить их при столкновении «с миром», но не разрушить традиционного уклада жизни, нужно на краевом уровне, считает Александр Корелов.
— Прежде всего надо вычленить спектр проблем, которые обычно возникают, и назначить людей, которые будут ответственны за решение связанных с ними вопросов, разработать краевую базу нормативных актов, касающихся организации взаимодействия с этими общинами, — перечисляет он.
В идеале, считает юрист и религиовед, принимать участие в этой работе должны также представители церкви и психологи, которые помогут жителям деревень частично адаптироваться к требованиям современного общества.
С вопросом о том, ведется ли какая-то работа по выстраиванию взаимодействия со старообрядческими общинами на Енисее и известна ли вообще властям примерная численность проживающего там старообрядческого населения, «Известия» обратились в пресс-службу правительства Красноярского края. Там пояснили, что вопросами, связанными с религией, занимаются в управлении по связям с общественностью губернатора края — его специалисты, в свою очередь, прислали изданию ответ, состоявший из двух предложений. В нем говорится, что «мероприятия есть в рамках программы «Сохранение единства российской и этнокультурное развитие народов Красноярского края». Точной информации о численности населения старообрядческих деревень у краевого руководства нет.
Автор цитаты
Зов души
Есть и такие, кто меняет успех и благополучие на жизнь в лесу или тайге. Виктор всегда любил охоту и однажды понял, что возвращаться домой после нескольких дней на природе ему уже не хочется. Он был бойцом спецподразделения и имел большое количество друзей. Все знакомые говорили о нем, как об очень отзывчивом и добром человеке. Уже десять лет мужчина живет в ста километрах от города и лишь по случайности его домик обнаружили грибники.
Виктор не нуждается в современных устройствах и гаджетах. Хорошая подготовка помогает ему не голодать, а тишина и покой леса настраивают на позитивную волну. Ему не скучно наедине с природой. За столько лет он отвык от городского шума и вечной суеты. Никто не трогает отшельника, ведь за ним не числятся никакие преступления и он сам волен выбирать, где ему жить.