Третьяковская галерея
Содержание:
- Анонс выставок
- Роль Игоря Грабаря в судьбе Третьяковской галереи
- Палаты Аверкия Кириллова и храм Николы на Берсеневке
- Илья Репин. Стрекоза. 1884.
- Где находится Третьяковская галерея
- Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.
- Архип Куинджи. После дождя. 1879.
- История Третьяковской галереи
- «Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий
- Третьяковская галерея
- В годы Великой Отечественной войны
- Художественный вкус П.М. Третьякова
- История галереи
- Третьяковская галерея на Крымском Валу
Анонс выставок
Информация о выставках, которые пройдут в основном здании и филиалах Третьяковки в ближайшее время (с официального сайта).
«Мир искусства» — Александр Бенуа
Выставка картин известного русского художника Александра Николаевича Бенуа.
- Где: Главное здание, Лаврушинский пер. 10 (залы 49-54);
- Когда: 26.11.2020 — 16.05.2021
Современное искусство Индии
Будут выставляться картины более 60 современных художников Индии, среди которых: Шилпа Гупта, Налини Малани, Дж. Равиндер Редди, Джитиш Каллат, Виван Сундарам, Даянита Сингх, Анита Дубе, Мриналини Мукерджи, Рохини Девашер, Бхупен Хахар, Амар Канвар и другие.
- Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (в западном крыле);
- Когда: Март 2021
Выставка картин Роберта Фалька
Картины русского художника еврейского происхождения Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958).
- Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (залы 39-42);
- Когда: 22.12.2020 — 11.04.2021
Константин Кузнецов
Константин Кузнецов — художник русского происхождения, эмигрировавший во Францию в конце 19 века. В России он пока не очень известен, и данная выставка — первая масштабная за всё время. Художник писал свои картины в импрессионистической манере.
- Где: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, дом 12 (на 3-м этаже);
- Когда: 17.12.2020 — 14.02.2021
Роль Игоря Грабаря в судьбе Третьяковской галереи
При Игоре Эдуардовиче поменялся состав совета: сам Грабарь, Вера Зилоти (старшая дочь семьи Третьяковых), русский архитектор и реставратор Роман Иванович Клейн и музеевед-федоровец А. Черногубов. Наблюдателем галереи назначили искусствоведа Николая Николаевича Черногубова.
Также было принято решение о преобразовании выставки. Идея Грабаря заключалась в распределение экспонатов в хронологическом порядке. Это стало первым шагом к перевоплощению частной коллекции Третьякова в один из величайших музеев современного искусства.
После Февральской революции в 1917 году началась национализация всего имущества граждан. Коснулось это и галереи Третьякова.
Палаты Аверкия Кириллова и храм Николы на Берсеневке
Адрес: Берсеневская набережная, дома 18 и 20
Старомосковский уголок на Берсеневской набережной — одно из немногих мест столицы, где можно увидеть сразу так много исторических памятников. Например, один из главных шедевров русского узорочья в гражданском зодчестве — палаты Аверкия Кириллова. Этот дом называли не просто украшенным, а изукрашенным. Даже если бы из всех построек XVII века остались только палаты Кириллова, мы бы имели полное представление об узорочье — главном архитектурном стиле времен первых Романовых. Наличники, кокошники, столбы-кубышки, гирьки, полуколонки, изразцы — здесь есть все основные элементы узорочной декорации.
Если кого-то интересует храмовое зодчество XVII столетия, он опять-таки не сможет пройти мимо Берсеневской набережной. Недалеко от палат Аверкия Кириллова стоит прекрасная церковь Николы на Берсеневке. Не нужно быть архитектурным экспертом, чтобы понять, что жилой дом и храм построены в одно время, в одном стиле и, вероятнее всего, одним зодчим (заказчик точно один — все тот же Аверкий Кириллов). Это не просто два здания середины XVII века — они образуют яркий и гармоничный узорочный ансамбль. Таких неповторимых комплексов в Москве очень мало.
Илья Репин. Стрекоза. 1884.
Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.
«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.
Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.
Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.
На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.
Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.
По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…
Где находится Третьяковская галерея
Главная выставка Третьяковской галереи, которую все посещают, находится в Лаврушинском переулке, 10, в 15-20 минутах ходьбы от Красной площади, Кремля или Храма Христа Спасителя.
Ближайшая станция метро к Третьяковской галерее – Третьяковская.
Главный фасад галереи (расположенной на Лаврушинском переулке, напоминает русскую сказку и был возведен между 1902 и 1904 годами. У входа в музей стоит статуя его основателя Павла Третьякова. В этом здании хранятся произведения искусства, которые идут с 11 века до начала 20 века, от знаменитых русских икон до домонгольских мозаик, не забывая, конечно, о русских шедеврах в виде портрета или пейзажа нового времени.
Вход в Третьяковскую галерею представляет собой памятник Павлу Третьякову. Затем, рядом с музеем, вы можете найти церковь Святого Николая, которая датируется 17 веком, в которой также выставлены художественные произведения, такие как иконы, так как это еще одна часть музея, которая сопровождает духовность этого места. Кроме того, к комплексу Третьяковской галереи были пристроены и другие сооружения, такие как инженерный корпус.
Выдающимся фактом было то, что в мае 2012 года Государственная Третьяковская галерея была штаб-квартирой чемпионата мира по шахматам, пытаясь продвигать спорт и искусство в унисон.
Любопытно и то, что во время Второй мировой войны, в 1941 году, коллекция была временно перевезена поездом в Новосибирск, столицу Сибири, и в Пермь.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова
Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.
Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.
Девица в чёрном — самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.
А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение — приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.
Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.
Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.
Архип Куинджи. После дождя. 1879.
Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.
Главный герой всех картин Куинджи — это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».
Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.
Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.
Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.
История Третьяковской галереи
Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».
В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.
В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.
В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.
«Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий
Картина написана в 1864 году, Третьяков купил ее для своей галереи уже после смерти художника.
Сюжетом произведения стало предание о гибели молодой женщины. Княжна Тараканова – самозванка, авантюристка, которая выдавала себя за наследницу русского престола (дочь Елизаветы Петровны).
На картине изображена девушка, которая стоит на кровати в тюремной камере. Комнату заполняет вода. У ее ног крысы, которые заползают на кровать. Они надеются на спасение, а княжна Тараканова понимает, что ей никто уже не поможет.
Девушка закрыла глаза и подняла лицо к небу. Картина основана на контрастах, благодаря мелким деталям ему удалось передать трагичность происходящего события. Царская семья была очень недовольна произведением Флавицкого.
Флавицкий решил написать картину на основании известного предания. Благодаря художнику, люди стали думать, что княжна действительно погибла от наводнения.
Третьяковская галерея
Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10
Третьяковская галерея не просто главная достопримечательность района — это важнейший символ Москвы, один из самых известных музеев России, с которым может соперничать разве что Эрмитаж.
Галерея расположена в бывшей усадьбе знаменитого коллекционера Павла Михайловича Третьякова. Когда ему было 28 лет, он написал завещание, согласно которому после смерти его дом и вся коллекция должны перейти городу для устройства общедоступного музея изобразительных искусств. Художники, вдохновленные благородной целью Третьякова, стремились продавать свои картины ему. В результате Павел Михайлович стал крупнейшим коллекционером своего времени.
Открытие галереи состоялось в 1893 году, еще при жизни Третьякова. Для ее организации он отдал часть своей усадьбы. Создание музея было делом всей жизни Павла Михайловича — последними словами, которые он произнес на смертном одре, стало напутствие потомкам: «Берегите галерею и будьте здоровы». После революции галерея стала государственной и коллекция начала стремительно пополняться произведениями искусства из частных собраний бывших дворян и купцов, а также иконами из закрытых и разрушенных храмов.
Сегодня в Третьяковке насчитывается более ста тысяч произведений. Конечно, не все можно увидеть в Лаврушинском переулке. У галереи есть несколько филиалов, а часть коллекции находится в запасниках. Третьяковская галерея продолжает расширяться: в 2018 году будет введен в эксплуатацию новый сверхсовременный музейный комплекс на Кадашёвской набережной.
В годы Великой Отечественной войны
Когда началась Великая Отечественная война, в галерее стали производить срочный демонтаж экспозиции, как и в большинстве остальных музеев Москвы. Ее готовили к эвакуации. Полотна перекладывали на специальные деревянные валы, обкладывали папиросной бумагой, хранили в водонепроницаемых ящиках. Уже в середине лета 1941 года 17 вагонов отправились из Москвы в Новосибирск. Произведения искусства эвакуировали вплоть до осени 1942 года. Когда перелом в войне стал очевиден, коллекцию стали возвращать. В мае 1945 года экспозиция вновь открылось перед москвичами и гостями столицы.
Художественный вкус П.М. Третьякова
Павел Михайлович Третьяков
Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
В. Перов «Тройка»
В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.
П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников
Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.
История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»
Портрет Толстого Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.
История галереи
Художественное собрание картин содержалось за счет завещанного капитала Третьякова – 125 000 рублей. Еще 5 000 ежегодно доплачивало государство. На проценты от денег мецената приобретали новые картины.
Галерея размещалась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Однако, коллекция постоянно росла, и места для нее не хватало. Музейное здание несколько раз перестраивалось. В начале прошлого века у него появился выразительный фасад, спроектированный архитектором Василием Николаевичем Башкировым по эскизам, которые создал художник Василий Васнецов. Сегодня красивый фасад в псевдорусском стиле стал одним из узнаваемых символов московского музея.
Зал № 25 — «Утро в сосновом лесу» — 1889 (Иван Шишкин, Константин Савицкий)
В 1913 году попечителем художественного собрания избрали живописца Игоря Грабаря. Вскоре после революции, коллекция получила статус государственного музея. Грабарь ввел расположение картин по хронологии и создал фонд, благодаря которому можно было пополнять музейные коллекции.
В 1920-е годы галереей заведовал известный архитектор Алексей Щусев. Музей получил еще одно здание, и там разместились администрация, научная библиотека и фонды графических работ.
Зал № 27 — «Апофеоз войны» — 1871 (Василий Верещагин)
В 1930-х годах в стране проводили активную антирелигиозную кампанию. Власти на местах закрывали обители и церкви, забирали принадлежащее им имущество и арестовывали священников. Под лозунгами борьбы с религией был закрыт Никольский храм в Толмачах. Освободившееся культовое здание пустовало недолго, и его передали музею в качестве запасника для хранения живописи и скульптурных работ.
Позже церковь соединили с музейными залами корпусом в 2 этажа, и здесь стали демонстрировать огромное полотно «Явление Христа народу», написанное художником Ивановым. Потом появился новый «щусевский» корпус. Поначалу там проходили выставки, но с 1940 года новые залы включили в главный музейный маршрут.
Иконы в Третьяковской галерее
В начале войны, когда фашисты рвались к столице страны, галерею начали демонтировать. Все полотна аккуратно вынули из рам, скатали на деревянные валы, и, переложив бумагой, упаковали в ящики. В июле 1941 года их погрузили в железнодорожный состав и вывезли в Новосибирск. Часть галереи отправили в Молотов – нынешнюю Пермь.
Открытие музея прошло уже после Дня Победы. Экспозицию полностью восстановили на прежних местах, и, к счастью, ни одна из картин не была утрачена или испорчена.
Зал № 10 — «Явление Христа народу» — 1837–1857 (Александр Иванов)
К 100-летию открытия музея был возведен зал для работ известного русского живописца Иванова. А в 1980 году перед музейным зданием появился монумент Павлу Третьякову работы скульптора Александра Павловича Кибальникова и архитектора Игоря Евгеньевича Рожина.
К 1980-м годам здесь хранилось более 55 тысяч картин. Количество посетителей настолько выросло, что здание необходимо было срочно расширять. Перестройка заняла несколько лет. Музей получил новые помещения для хранилища картин, депозитария и работы реставраторов. Позже возле основного здания появился новый корпус, который назвали «Инженерным».
Зал № 19 — «Радуга» — 1873 (Иван Айвазовский)
Третьяковская галерея на Крымском Валу
В этом здании экспонатов меньше, чем в галереи в Лаврушинском переулке. Однако произведения также расположены по хронологии — от мастеров авангарда начала XX столетия до работ современных художников XXI века. В первых залах представлены образцы экспериментального искусства — полотна, кинетические машины, диковинные скульптуры. Здесь показывают документальные фильмы об авангардистах в России. Киноленты помогают шире понять идеи и сами работы.
Новые направления искусства: примитивизм, символизм, абстракционизм
Посетители постепенно двигаются по комнатам с картинами первой половины XIX века. Полотна в Новой Третьяковке совершенно отличаются от работ классических мастеров, представленных в здании в Лаврушинском переулке. Изображения ещё не назовешь абстракциями, но и к реалистическому искусству они уже не принадлежат. В начале XIX столетия художники один за другим отказывались от привычной и реалистичной техники.
Лайфхак для туриста. В галерее работает программа лояльности “Друг Третьяковской галереи”. Посетитель оформляет персональную карточку и может бесплатно посещать выставки музея, мероприятия, мастер-классы, кинопоказы, лекции. Еще карточка дает скидки в кафе и магазинах внутри галереи. Абонемент можно оформить на 1 год. Карточка распространяется на постоянные и временные выставки во всех зданиях Третьяковской галереи.
Манера письма, перспективы, цветовая гамма — все изменялось постепенно. Удобно по порядку следить за эволюцией искусства, переходя из одного зала в другой. Самые знаменитые авангардисты, которые прославили новое течение — П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал. Без сомнений, самый яркий представитель авангарда Казимир Малевич. Если в Лувре все спешат увидеть “Мону Лизу” Леонардо да Винчи, то в Третьяковской галереи на Крымском Валу все хотят посмотреть на “Черный квадрат” Малевича. Противоречивое полотно, о котором уже больше 100 лет спорят профессиональные художники и любители искусства.
Кроме картин в стиле кубизм и авангард, в залах есть реконструкции павильона “Рабочий клуб” Родченко и мастерской Общества молодых художников. Экспонаты воссозданы в стилях конструктивизма и авангарда, которые в свое время сделали переворот в декоративном-прикладном искусстве и дизайне. В последних залах находятся полотна второй половины XX — начала XXI столетия. Художники создавали эти работы в самых разных направлениях.