Кто такие староверы?

Две церкви и молитвенный дом

В начале 1760-х Екатерина II своим манифестом позволила бежавшим на окраины страны староверам вернуться на родину. Среди разрешённых им мест для поселения была и тогдашняя Белгородская губерния.

Староверов подсчитывали периодически до начала XX века. Так, в 1897 году в Бирюченском уезде жили 365 староверов. Среди них, безусловно, были и палатовские. Краевед и журналист Борис Осыков в энциклопедии «Сёла Белгородские» пишет о Палатово: «В 1900 г. Бирюченского уезда волостное село… и слободка Карабутовка при овраге Сенном – 608 дворов, 4 246 жителей (2 203 муж., 2 043 жен.), две церкви, раскольничий молитвенный дом…»

Вероятнее всего, тот самый раскольничий молитвенный дом стоял на Ковалёвке – так называется часть села. По рассказам старожилов, со временем их «церкву» разобрали.

Напрашиваемся к ней в гости.

Каноны — фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие — перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста – это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) – знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Дорога длиной в 700 лет

Еще со времен Киевской Руси ведут свою историю староверы. «Кто они?» — вопрос, который требует глубокого анализа.

Зародилась теория их религии сразу после принятия христианства князем Владимиром. Тогда правитель взял за основу православие греков. С 988 года жители великой державы начали жить по новым законам, что во многом противоречило язычеству.

В ходе исторических событий, с 1439 года Русская церковь выпала из-под власти Константинополя и начала развиваться самостоятельно. Так происходило до прихода на патриарший престол Никона, который в 1653 году снова взял курс на греческие каноны. Конечно, решительные изменения правил вызвали значительное сопротивление со стороны народных масс, которые считали нововведения недопустимыми и неправомерными. Происходило публичное осуждение всех тех, кто игнорировал греческие законы и продолжал придерживаться обрядов предков, которые были известны еще со времен князя Владимира. Манера молитвы, возглас «аллилуйя», количество просфор и крест староверов были изменены.

Наибольшим ударом для них стало принятие новаций официально. Некоторое время страна была на пороге религиозной войны. Начались репрессии и погони за всеми теми, кто был против новинок церкви. Отныне несогласных не просто называли еретиками, отлучали от святой троицы и забрасывали проклятиями, а и физически истребляли. Причем делалось все это на общегосударственном уровне и при содействии царской власти.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

«Поповцы» и «Безпоповцы»

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.

О староверах на Правмире:

Купцы-староверы в 1917 году: пожертвовать для Родины всем
«Свобода веры, свобода проповеди — это очень важно для верующего человека»
Старый чин как признак новой эпохи
«Раскол» о расколе?

Сколько в России староверов сегодня

Согласно официальным данным в стране проживает около четырехсот тысяч староверов всех течений и обрядов. Однако ученые спорят с этими цифрами. По их мнению, даже в СССР более двух миллионов человек причисляли себя к старообрядцам, а если учитывать количество людей, крещенных в этой вере, то можно насчитать и все три миллиона человек. Кстати, сами староверы согласны с этой цифрой.

Политика по отношению к старообрядцам менялась от власти к власти. От полного запрещения всяческой деятельности до разрешения строить церкви без знаков отличия.

Подобные качели поддерживали интерес к староверию. Многие купцы-миллионщики вышли из этой среды.

В начале 20 века хранители старой веры наконец смогли легализоваться благодаря вышедшему в 1905 году указу «Об укреплении начал веротерпимости». Следующее за этим десятилетие было расцветом старообрядческой традиции.

В частности, в это время возводилось множество храмов, издавались печатные материалы, как грибы возникали культурно-просветительские общества. Представителей староверов можно было встретить в органах власти, например, в Государственной Думе.

Но после революции 1917 года гайки закручиваются вновь. К концу тридцатых годов двадцатого века закрываются последние храмы.

Сегодня в России легально присутствуют четыре согласия староверов: среди поповцев это Русская Православная Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древоправославная Церковь (РДЦ). Среди беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).

«Промысел назвали браконьерством»

При этом в России с 2006 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По ней,в том числе старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться на Дальний Восток (еще один дореволюционный центр старообрядчества в России).

старообрядцы

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

Тем, кто решится на переезд, предлагают помощь — в том числе финансовую, — при оформлении собственности на землю и строительстве домов. Однако в отношении староверов, Россию так и не покинувших, здесь возникает некоторая двойственность.

Автор цитаты

Отшельница Агафья

Как зимует в тайге единственная представительница знаменитой семьи Лыковых

Такая несогласованность выглядит странно в том числе и для представителей общин из других стран — особенно учитывая, что многие общины поддерживают между собой тесные связи. В том числе и с Россией.

— Смотрится всё это так, что одной рукой мы приглашаем старообрядцев — мол, приезжайте к нам на Дальний Восток, будут вам и преференции, и документы. А с другой стороны, мы говорим о тех, кто уже живет на территории Российской Федерации: ребята, они совсем не наши. Пусть они сначала уберутся к вам — причем болезненно, через задержания, суды и решетки, а там мы посмотрим, может быть, потом они смогут к нам вернуться и на Дальнем Востоке жить хорошо и здорово, — указывает Ольга Суворова.

Так, например, серьезная проблема для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, — ужесточение правил рыболовства. Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.

старообряцы

Фото: РИА Новости/Борис Бабанов

Именно во время одного из таких участившихся рейдов рыбинспекции, например, на Енисее был задержан Ханофер Ефимов (что рыбу он ловил, получается, незаконно, он тогда не отрицал).

Автор цитаты

Учитель по призванию

Как живут монахи-миллениалы в буддистских монастырях Монголии

Ольга Суворова согласна с тем, что старообрядцам, ведущим уединенную жизнь в тайге, могут помочь квоты, аналогичные тем, что действуют для коренных народов Севера — в конце концов, указывает она, староверы живут здесь с XVII–XVIII веков. Примерно тогда же в России узнали и о существовании коренных народов Севера. Получается, что они существуют бок о бок уже почти три столетия, и те и другие живут довольно закрытыми сообществами, сохраняющими исторический уклад. И одинаково сильно зависят от традиционных промыслов. Однако у одних есть, скажем, квоты на вылов рыбы и охоту, а у других — нет.

Впрочем, в случае с Енисеем, такие дополнительные привилегии могут вызвать вопросы у жителей соседних деревень, даже несмотря на то, что вообще-то к старообрядцам жители относятся спокойно. Вопрос с ужесточением правил рыбной ловли здесь — больной для всех («У нас мало рабочих мест и много рыбы, охотники ею собак всегда кормили»).

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

По данным, которые «Известиям» озвучивают сибирские правозащитники, до 70% мужчин на Енисее так или иначе уже имеют судимость из-за нарушений правил рыбной ловли. И вряд ли люди с пониманием отнесутся к тому, что староверов переведут на привилегированное положение, подчеркивает Николай Шляхов, — сибиряк, называющий себя старожилом Туруханского района.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

Сквозь века

Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.

Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.

Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.

Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.

Где живут староверы

Церковный раскол средины 17 века навсегда разделил духовную жизнь страны. Старообрядцы в течение следующих веков разделились на несколько течений: поповцев, в среде которых находили убежище священники, не принявшие новый уклад, и беспоповцев, не признающих никаких священников вообще.

Поповцы осели в основном в центральной части России и на юге империи, в тех местах где жители не представляли себе жизни без священника.

Беспоповцы отправились в сторону Севера. В этом районе исторически было мало попов. Местные жители привыкли вести свою религиозную жизнь сами. Службу вели грамотные миряне, а священник появлялся только во время великих праздников.

Это не было нарушением церковных устоев, так как согласно древним книгам без попа можно служить почти весь круг богослужения.

Именно поэтому жители Севера легко приняли беспоповскую практику. Кроме того, на решение северян остаться верными старым традициям повлиял разгром Соловецкого монастыря.

Тамошние монахи не приняли реформ. Они дали возможность уйти за пределы монастыря всем, кто был не согласен с их решением и стали ждать реакции Москвы. Как только до власти дошли сведения о непокорстве братии, был сформирован вооруженный отряд. Он должен был «укротить» один из самых авторитетных монастырей на Руси.

Где живут староверы

Карательный отряд осадил мятежников, надеясь на скорую победу. Но не тут-то было, осада длилась около восьми лет и была безуспешной до того момента, пока предатель не выдал осаждающим тайный ход.

Ворвавшись внутрь, каратели устроили настоящую резню, перебив большинство иноков. Уцелевшие бежали на побережье Белого моря, где и стали проповедовать. Кстати, эти события заставили местных жителей задуматься, на чьей стороне правда.

Авторитет старообрядчеству придала жизнь и мученическая смерть протопопа Аввакума, который проповедовал в этих местах и тут же был сожжен.

После этих печальных событий и начали возникать и расти общины староверов на побережье Белого моря и в Олонецком крае, на территории нынешней Карелии.

Течения и виды старообрядчества

Учитывая региональность и удаленность друг от друга
недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий
появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что
священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число
последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и
внедрить свои собственные идеи и убеждения.

Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.

Поповское
согласие

Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство».
Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично
православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми
для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в
Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область,
Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.

Священнослужителей старообрядцы принимали из
православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому
же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.

В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая
и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников
перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому
Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.

Единоверие

Единоверы, так называемые православные старообрядцы.
1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом
сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным
митрополитом были объявлены «пункты единоверия».

На сегодняшний день продолжают существовать
единоверческие общины.

Беспоповские
секты

Как следует из названия это течение старообрядчества
осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа
заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в
православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника,
староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось
отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом
богослужения продолжались проводиться.

Массовое место проживания беспоповских сект
относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское
и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но
как явление они встречались повсеместно.  

Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого
течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от
икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в
стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали
бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких
называли бегуны или странники).

Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО

Количество староверов

Согласно «Атласу религий и национальностей России», в стране проживает около 400 тысяч раскольников всех согласий и течений, что составляет 0,2% населения страны. 26% старообрядцев живет в крупных городах-миллионниках В 2021 году в стране насчитывалось 379 общин староверов, что составляло 3,1% от всех религиозных общин России.

Но в докладе Алексея Безгодова указываются иные цифры. Он считает, что даже в СССР в 1980-х годах насчитывалось около двух миллионов староверов. В 2012 году – из опрошенных 0,5% причислили себя к церквям старого обряда, что при экстраполировании на страну дает количество в 700 тыс. человек. При этом 31% старается соблюдать правила веры, а 3% – являются активными прихожанами.

Сами раскольники считают, что их никак не меньше 1 900 000 человек, а количество старообрядцев «по крещению» может быть еще больше – до 3 млн человек или 2% населения страны.

Из Бразилии в Туруханск

Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.

туруханск

Вид на Туруханск со стороны Енисея

Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин

В октябре 2021 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.

Старообрядцы из Южной Америки переселились в Приамурье за «гектаром»

Новое поселение, где проживают 24 старообрядца, сформировалось в 10 км от города Свободный

Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.

После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.

старообрядцы

Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой

Фото: vk.com/Полиция Красноярья

Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.

Старообрядцы получили почти 6 млн рублей на молочное животноводство

Исторические факты

К концу шестидесятых годов семнадцатого несогласных с церковными нововведениями было не меньше половины государства, но власть гнула свою линию, и в 1685 году при царевне Софье был принят документ «Двенадцать статей».

По сути это было согласие на физическое уничтожение староверов. На несогласных была объявлена охота. В стране происходили массовые казни.

Самыми известными жертвами репрессий стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был сожжен после четырнадцатилетнего сидения в ледяной земельной яме, вторую также приговорили к сожжению, но благодаря заступничеству бояр казнь заменили на заточение в земельную тюрьму, где она и скончалась от голода в 1675 году.

При Петре Первом в 1716 году драконовский документ, принятый во время правления Софьи, был отменен, и старообрядцы получили возможность существовать полулегальным способом, при этом все платежи для них увеличились вдвое, как плата за раскол.

Тех, кто отказывался платить двойной налог ссылали на каторжные работы. Любое богослужение по старому чину каралось смертной казнью.

Часто, видя приближающийся вооруженный отряд, староверы прибегали к самосожжению, не желая сдаваться.

Невзирая на всю жестокость мер, даже в 19 веке насчитывалось большое количество приверженцев старой веры.

Чем отличаются старообрядцы от православных

У каждого старообрядческого течения могут быть свои
исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их
объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных»
традициях.

Крестятся двумя перстами.

Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный
с Распятием.

Крещение проводится с троекратным погружением.

Все буквенные и текстовые изменения в богословных
книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают
по-старому.

Пение в церкви должно быть только унисонное.

Крестный ход совершается не против солнца, как в
православии, а по ходу солнца.

От них опылились

Я всё допытываюсь у Черных: что не разрешалось делать маленькой Жене-староверке из того, что могли позволить себе её подружки-ровесницы? Да кто его знает, разводит руками Евгения Антоновна. Разве что скоромное в пост не разрешали.

— Ваш нательный крестик отличается от привычного всем нам? – спрашиваю я у её свекрови: они у староверов другие по форме, и на обратной стороне не надпись «Спаси и сохрани», а молитва «Да воскреснет Бог».

— Да гляди, – Евгения Антоновна держит на ладони лёгкий, почти уже гладкий крестик на длинной верёвочке. – Он давношний, всё постиралось.

Как написанное на обороте её нательного креста, давно стёрлись все границы между двумя мирами – старообрядческим и традиционно православным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector