Растрелли биография и творчество кратко
Содержание:
- Биография
- Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне
- Посмертная слава
- Биография
- Растреллиевский стиль
- Творец русского барокко
- Интересные факты
- Талант, характер и монархи
- Церковное убранство
- Франческо Бартоломео Растрелли
- Отставка при Екатерине II
- Стиль Растрелли
- Величайший зодчий
- Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Биография
Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.
Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.
Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.
С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.
Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.
Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.
Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.
Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.
С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали. Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.
Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.
Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.
Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне
В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).
Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.
Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала — луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр — прямоугольных выступов — к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.
Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.
Посмертная слава
Растрелли — культовая фигура русского барокко . Его гравюры с пейзажами Царского Села распространились по Европе еще при жизни Растрелли, некоторые экземпляры есть в собраниях Украины и Германии .
- В Царском Селе установлен бюст Растрелли.
- Второй бюст знаменитого архитектора установлен на Манежной площади в Санкт-Петербурге.
- В 1972 г. снят документальный фильм « Архитектор Растрелли » (режиссер Мария Клигман, Леннаучфильм, Россия).
- Одна из площадей Санкт-Петербурга называлась площадью Растрелли.
- Квартет российских виолончелистов , в том числе Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев и Сергей Драбкиным, называется Растрелли. Квартет работает в Германии и исполняет музыку от барокко до современности.
Биография
Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца – скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. Помогал ему в выполнении заказов.
Сопровождал отца, приглашенного в Петербург (1715), где продолжал ему помогать. В частности, ими совместно разрабатывался проект Стрельнинского дворца-паркового ансамбля. Самостоятельно начал работать в 20-х. одной из первых работ стала отделка дома Шафирова на Петербургской стороне (1723-25), затем переехал в Париж, где обучался архитектуре. Между 1725 и 1730 годами постели Германию, Австрию и Италию.
В Россию возвратился в 1730 году и приступил к строительству Анненгофа — резиденции императрицы Анны Иоанновны в Москве. В 1732 назначен руководителем строительства первого Зимнего дворца и первым придворным «обер-архитектором». Замеченный Бироном, был направлен на постройку его дворцов в Курляндии (1734-36). Первый — дворец-резиденция в Митаве, и второй – дворец в Рундале. Постройка резиденции в Митаве отвлекла архитектора от дворца в Рундале, который был законен уже после ссылки опального герцога.
В 1732 году ему было поручено построить для Анны Иоанновны дворец на левом берегу Невы, использовав при этом дом Ф.М. Апраксина, в котором императрица жила с 1730 года. Характерно для творчества Растрелли то, что он никогда не прибегал к усложненным контурам и очертаниям стен в плане, не допускал разрывов или несоответствий внешних и внутренних объемов.
Эффект его парадных помещений был построен на применении системы больших двусветных окон, узкие простенки между которыми был закрыты зеркальцами в резных позолоченных рамах. Наборный паркет, плафонная живопись, «светоносные» поверхности стен, создающие зрительный эффект «дематериализации» массивов кладки, — все это производило огромное впечатление, еще более усиливающееся при вечернем освещении, когда зал освещался сотнями горящих свечей.
В 1736 году Растрелли был назначен придворным архитектором, двадцать лет состоял в этой должности и выполнял все крупные государственные заказы. К концу царствования Анны Иоанновны популярность Растрелли возросла настолько, что даже падение Бирона не отразилось на его судьбе, и взлет творчества зодчего приходится на первые годы царствования Елизаветы Петровны, когда им в Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский дворец (1747-52) и Царскосельский дворец (1752-57). Сильной стороной зодчего была умелая организация внутренних пространств.
Особенно это выявилось в Екатерининском дворце: подъезд к дворцу располагается так, чтобы посетитель сперва проследовал вдоль всего его протяженного фасада, любуясь богатством ритмически нарастающих звеньев композиции, и лишь затем, достигнув последнего элемента этого фасада, попадал внутрь. После подъема по парадной лестнице перед ним развертывалась сверкающая анфилада помещений, вплоть до Большого тронного зала. Интерьеры этого времени – бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы – поистине фееричные.
Уже в этих постройках выявились такие характерные для творчества зодчего приемы, как стремление к размаху архитектурного ансамбля, к развертыванию его композиции на плоскости. Зодчий сумел вписать в архитектуре принципиально нового качества такие традиционные для русского зодчества элементы, как колокольни, главки, крыльца, позолоту и полихромию.
Одновременно продолжал строительство Зимнего дворца. Здание строилось на протяжении 40-50-х годов. Чертежи нового дворца Растрелли начал готовить еще в Москве. Тогда же была учреждена «Контора строения Зимнего Ея императорского величества дома» (1754). Корпуса дворца составили замкнутое каре с большим крестообразным парадным двором. В четырех угловых ризалитах парадного этажа разместились главные помещения: Парадная лестница, Тронный зал, Церковь, Театр. Их соединили 4 анфилады, в которых умело учитывалась ориентация помещений по сторонам света. Наиболее пышные парадные помещения выходили окнами на север, на торжественные ансамбли Невы, личные апартаменты располагались в части, более всего согреваемой солнцем, — в юго-восточном углу дворца. При строительстве Зимнего дворца зодчий отступил от традиционной усадебной планировки и создал столичную императорскую резиденцию, рассчитанную на восприятие ее со всех сторон и с далеких расстояний. Грандиозное сооружение воплотило в себе эстетические принципы архитектуры русского барокко.
Наиболее естественно слияние западных и русских традиционных форм выявилось в соборе Святого Андрея в Киеве (1774-1848) и Смольном монастыре (1748-55).
Растреллиевский стиль
Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.
Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».
Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).
Творец русского барокко
Проект ансамбля Смольного монастыря
Царствование Елизаветы для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего, но именно в годы ее правления он создает свои самые значительные и великолепные ансамбли.
Смольный монастырь
Таков например, ансамбль Смольного монастыря, где самой значительно частью является собор. Растрелли соединяет традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко, он тяготеет к ясным и четким построениям и в Соборе Воскресения ему удается это сделать с величайшим мастерством. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли.
Петергоф
Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе. Франческо не просто построил верхние палаты, он полностью перестроил обветшалый дворец. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года, еще пять ушло на декоративное убранство интерьеров. 15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Екатерининский дворец
Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Как обычно, взявшись не просто достроить, а заново перестроить загородную резиденцию императрицы Расстрели и здесь достигает полной гармонии европейской красоты и пышности и русской простоты и точности.
Зимний дворец – вершина русского барокко
Зимний дворец
Но пожалуй самым известнейшим памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом. Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Он представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи.
Интересные факты
- Растрелли работал над проектом Гостиного двора и даже приступил к его строительству, но начавшаяся Семилетняя война и неприятие проекта купцами заставили его приостановить свою деятельность.
- Около 1732 года Франческо Бартоломео Растрелли обвенчался с Марией Уоллес. От брака с ней он имел троих детей: сына и двух дочерей. Сын Иосиф и дочь Элеонора скончались в детстве от холеры, до взрослого возраста дожила только Елизавета Катерина.
- Растрелли сотрудничал со многими архитекторами. Никто из них не подавал жалобу на итальянца.
- На закате своей жизни Растрелли часто повторял, что “архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются”.
Источник
Талант, характер и монархи
Загородная резиденция императрицы. Екатериниский дворец
Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.
Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год:проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.
Талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. Он состоял на службе у пяти русских монархов с 1736 по 1763 г. И хотя в признании и почестях не чувствовал недостатка, лишь Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал майора и орденом Св. Анны.
Церковное убранство
Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (Лиепая) (1742-58) с герцогской ложей.
В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собораНовоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.
Франческо Бартоломео Растрелли
Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700—1771) —
архитектор, сын Б. К. Растрелли. Учился в Италии, в 1730— 1763 — придворный
архитектор. Представитель барокко. Возвел Зимний дворец в Петербурге, Большой
дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. Разработал принципы
регулярного барочного парка (Царское Село, Петергоф). Им также построены
Андреевская церковь (Киев) и Смольный монастырь (Петербург).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.,
2012, с. 423.
Растрелли Франческо Бартоломео (1700, Париж — 1771, Петербург) — архитектор.
Родился в семье флорентийского скульптора
Б.К. Растрелли, в 1716
переселившегося в Россию. Достоверных сведений
об ученических годах Растрелли, проходивших за
границей, не обнаружено. Первой его
самостоятельной постройкой был не сохранившийся
дворец молдавского господаря Д.К. Кантемира,
имевший мало общего с последующим развитием
стиля Растрелли. После восшествия на престол
Анны Ивановны стал придворным
архитектором. Б.Р. Виппер писал о его работах:
«Растрелли не заимствует, не имитирует, он
вживается, впитывает в себя наиболее яркие,
наиболее специфические качества окружающей его
народной художественной стихии и перевоплощает
их в монументальный образный строй русского
барокко». За 48 лет работы в России Растрелли
создал великолепные дворцы, особняки, культовые
здания, среди к-рых поражают смелостью
архитектурных решений, масштабом: Большой дворец
в Петергофе (1747 — -1752), Смольный монастырь (1748 — 1754),
Екатерининский дворец в Царском Селе ( 1752 — 1757) и
самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 — 1762)
— одно из интереснейших сооружений в стиле
барокко в истории мировой архитектуры (площадь
10441 кв.м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117
лестниц). Занимавший более 20 лет пост
«обер-архитектора» двора, Растрелли являлся
официальным руководителем всей архитектурной
деятельности правительства и во многом
сформировал облик новой столицы России. После
воцарения Екатерины II Растрелли
оказался в подчинении у И. И. Бецкого,
начальствовавшего над Канцелярией строения имп.
домов и садов, убежденного сторонника
классицизма. В 1762 Растрелли получил отставку,
ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги
Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в
Петербург. В 1770 по прошению Растрелли Академия
художеств избрала его «вольным общником»
(почетным членом). Место захоронения Растрелли
неизвестно.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.
Отставка при Екатерине II
Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.
Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».
Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.
Источник
Стиль Растрелли
Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.
Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.
Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.
Величайший зодчий
В 1700 году, в Париже, в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки родился мальчик, которому было суждено стать величайшим зодчим XVIII века.
В 16 лет юный Франческо Бартоломео со своим отцом переезжает в Петербург по приглашению Петра I. В ту пору новая русская столица, с поразительной быстротой выраставшая на островах невской дельты, по размаху строительства превосходила все города Европы. Прошло более двух столетий, но Петербург и Растрелли вместе до сих пор.
Творческий путь будущего великого архитектора на российской земле начался под присмотром отца, но уже в 21 год он выполняет свою первую работу. Целеустремленность, увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, общение с поистине великими архитекторами оттачивали талант Варфоломея Варфоломеевича (так называли его на русский лад) с каждым годом, с каждым новым проектом.
Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко. Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.
Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)А.Д. Меншиков – сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.
Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.
Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».
Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-ПетербургеЕщё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.
Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.
Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского КремляНо, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.