Тарифы повышают, трубы не чинят

Содержание:

Перезапуск диспансеризации, особые права для переболевших COVID-19

Как и предлагал президент России Владимир Путин, с 1 июля в России возобновляется программа диспансеризации

Что немаловажно, особые права в этой программе получат те россияне, которые переболели коронавирусом COVID-19

В частности, для них предусмотрена углубленная диспансеризация, включающая два этапа:

  • первый этап – анализ крови (общий и биохимический), измерение сатурации, тест с 6-минутной ходьбой, спирометрия, рентген грудной клетки, анализ концентрации фрагмента белка D-димера в крови (определяет риск тромбообразования), прием терапевта;
  • второй этап – если на первом этапе будут выявлены проблемы со здоровьем, человека направят на эхокардиографию, компьютерную томографию легких и допплеровское исследование сосудов нижних конечностей, что поможет выявить риски и признаки хронических заболеваний.

Для всех остальных диспансеризация заработает в полном объеме по обычным правилам – пройти ее можно будет раз в 3 года, а после 40 лет – каждый год.

Общие моменты

Оказание услуг по содержанию жилой площади зависит от типа застройки и системы организации, избранной жильцами:

  • домовладельцы частного сектора получают коммунальные услуги непосредственно от компаний-поставщиков, согласно заключенным договорам. Вопросы содержания жилья собственникам приходится решать самим;
  • жители многоквартирных домов подписывают договора с ТСЖ или управляющими компаниями. Возможна организация жилищных кооперативов. Указанные структуры взаимодействуют с коммунальными организациями – поставщиками ресурсов, отвечают за содержание дома и прилегающей территории, вывоз мусора и решение других насущных вопросов.

У проживающих в многоквартирных домах нередко возникают сомнения в обоснованности полученного счета от управляющей компании.

Основные понятия

Платежи ЖКХ разделяют на две категории:

  • коммунальные – обязательные услуги по поставке энергоносителей, включая водоснабжение с водоотводом, подачу электроэнергии, газа и тепла, твердого топлива (при печном отоплении). Методики расчета расценок за поставленные ресурсы утверждают на общегосударственном уровне. Но окончательно тарифы назначают региональные власти, с учетом организации местного хозяйства;
  • жилищные – расходы на содержание общедомового имущества, ремонт строительных конструкций, вывоз твердых отходов и пр. Все жильцы многоквартирного дома вправе определять актуальность этих затрат и устанавливать размеры платежей. Решение утверждается на общем собрании, на основе сведений, предоставленных управляющими компаниями о характере предстоящих расходов.

Любое жилое помещение оборудуется следующими обязательными средствами:

  • душем, ванной, раковиной с исправным краном;
  • системой отопления;
  • электроснабжением с розетками и выключателями, другими электроприборами;
  • системой канализации.

Объекты из указанного списка, размещенные в пределах квартиры, относятся не к коммунальным услугам, а к средствам их предоставления. Содержание этого имущества входит в сферу ответственности владельцев.

Кто относится к обязательным плательщикам

Жилищный кодекс в ст. 153 предусматривает необходимость оплаты предоставленных коммунальных услуг следующими категориями субъектов:

  • съемщиками квартир или помещений – с момента подписания контракта;
  • арендаторами или нанимателями жилой собственности из муниципальных или государственных объектов – с начала действия договора;
  • членами жилищных кооперативных сообществ – после получения жилплощади;
  • собственниками жилья – с получения права владения помещением.

Законодательство обязывает оплачивать услуги ЖКХ граждан, зарегистрированных на жилплощади. Фактически проживающие в квартире лица могут оплачивать коммунальные услуги добровольно, после заключения договора с владельцем.

Но включение в оплату расходов на содержание общедомовой собственности не отменяется. Образовавшаяся задолженность – серьезное препятствие при намерении продать жилплощадь. Неуплата грозит владельцу исковыми заявлениями, поданными в судебную инстанцию коммунальными организациями. В результате придется в принудительном порядке погашать долги, вместе с начисленными штрафными санкциями.

Законодательные нормы

Вопросы законодательного регулирования вопросов оплаты жилищно-коммунальных услуг регламентируются следующими нормативными актами:

  1. Гражданским кодексом РФ.
  2. Федеральным законом № 261-ФЗ, подписанным в ноябре 2009 года и регламентирующим вопросы энергосбережения.
  3. законом РФ № 2300-1, принятым в феврале 1992 года и определяющим права потребителей.
  4. Жилищным кодексом РФ.
  5. Концепцией ценовой и тарифной политики в ЖКХ РФ.
  6. Правительственным постановлением № 354 от 06.05.2011 г., утверждающим правила предоставления населению услуг ЖКХ.
  7. Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
  8. Основными направлениями и механизмами энергоресурсосбережения в ЖКХ РФ.

Дополнительно указанные вопросы регулируются постановлениями местных органов власти.

Порядок повышения тарифов на коммунальные услуги в 2019 году

С 2019 года Кабинет Министров разработал обновлённую тарифную сетку оплаты услуг ЖКХ. Увеличение начнётся в пределах от 4 до 4,3 %. Рост ценника будет осуществляться в две ступени:

  1. Первого января дан старт внепланового тарифного повышения, связанного с ростом НДС.
  2. Первого июля – старт второго этапа, который является плановым.
Ступени повышения Ступени тарифного роста
Первая ступень (с 1 января 2019 г.) 1,8 % Тарифный скачок обуславливается увеличением НДС с 1 января 2019 года
Вторая ступень (с 1 июля 2019г.) 2,5 % Увеличение тарифов обуславливается инфляцией

Двухэтапный процесс индексации цен за предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2019 г., утверждённый Правительством, стал плачевной новостью для большинства россиян: особенно в сравнении с тем, что в прошлые годы ценник на коммунальные услуги увеличивался лишь раз в год, и только летом. Правительство, понимая, что коммунальные счета подорожают вдвое, и заранее предвкушая массовое недовольство народа, объясняет подорожание ростом НДС, которое без увеличения тарифной сетки ЖКХ станет непосильным бременем для большинства коммунальщиков.

Услуги ЖКХ, которые подорожают

Согласно статье № 151.1 ЖК РФ, запрещено увеличивать тарифные расценки на ЖКХ, делая их выше, чем уровень предельных индексов роста. В связи с этим увеличение цен на коммунальные услуги не может превышать 4,3 %, и должно равномерно распределиться на все виды услуг, не превышая границ предельного показателя.

В настоящее время российские коммунальные службы предлагают потребителям следующий перечень услуг:

  • снабжение горячей и холодной водой;
  • отвод воды;
  • снабжение газом;
  • отопление;
  • снабжение электричеством.

Согласно практике, самый высокий показатель индексации, в процентном отношении, приходится на компании, которые обеспечивают людей электричеством, теплом и газом.

В то время как тарифы водоканалов могут на протяжении нескольких лет оставаться без изменений. Поэтому многие граждане, особенно в регионах, жалуются на плохое качество воды: компании не могут купить необходимое оборудование и качественно очищать воду.

Тарифы ЖКХ: что они включают

Тарифы коммунальных услуг состоят из трёх основных компонентов:

№/№ Перечень тарифов
1. Оплата содержания и текущих ремонтных работ в жилом помещении Это спектр услуг, которые перечислены в тексте договора на управление
2. Погашение коммунальных услуг Это спектр услуг, без наличия которых нельзя вести комфортный уровень жизни: обеспечение электричеством, водоснабжением, теплом и газом
3. Погашение прочих услуг Это спектр дополнительных услуг, предоставляемых иными организациями гражданам, на основании заключения индивидуальных соглашений: обеспечение телевизионным вещанием, предоставление интернет-связи и др.

Что включает перечень жилищно-коммунальных услуг для граждан

Оплата услуг ЖКХ начисляется двумя способами:

  • по показаниям индивидуальных приборов учета;
  • по нормам потребления, рассчитанным согласно утвержденным методикам, в зависимости от количества прописанных на жилплощади.

Установленные индивидуальные приборы учета подлежат опломбированию перед пуском в работу. В обязанности потребителей входит регулярное предоставление информации о показаниях счетчиков в управляющую или коммунальную компанию. Владелец отвечает за целостность пломб и своевременность поверок счетчиков.

При неисправности прибора или просроченной поверке счетчика оплата производится по утвержденным нормативам. Далее – детальнее о предоставлении различных жилищно-коммунальных услуг.

Электроэнергия

Поставленная в квартиры электроэнергия оплачивается согласно показаниям установленных счетчиков. Потребители вынуждены платить за расход энергии, затраченной на обслуживание мест общего пользования – освещение лестничных площадок, подъездов, чердачных и подвальных помещений, работу лифтов.

Законодательство ограничивает максимальную продолжительность перебоев с поставкой ресурсов:

  • двумя часами ежемесячно, если объект запитан от двух независимых источников;
  • сутками за означенный период, если источник – единственный.

Поставщик обязан предоставлять электричество с установленными параметрами, без перепадов напряжения.

Горячее и холодное водоснабжение

При холодном водоснабжении потребителю предоставляется вода, очищенная от вредных элементов и болезнетворных возбудителей.

Допускаются перебои в течение месяца, с общей продолжительностью не более:

  • восьми часов – в обычных случаях;
  • двадцати четырех – при масштабной аварии.

Для системы горячего водоснабжения требования по продолжительности перебоев аналогичны. Дополнительные условия требуют соблюдения температурного режима:

  • при температуре воды ниже плюс сорока градусов потребитель может оплачивать услуги по тарифам холодного водоснабжения;
  • не допускается нагрев выше семидесяти пяти градусов.

При отсутствии общедомовых систем разводки коммуникаций должен обеспечиваться доступ к водоразборной колонке общего пользования.

Отопление

Отопление должно обеспечивать поддержание температуры воздуха в помещении в пределах не менее восемнадцати градусов выше нуля. В течение месяца общая продолжительность перебоев с теплоснабжением не должна превышать двадцати четырех часов.

Установлены следующие ограничения для разовых перерывов подачи тепла:

  • при температуре помещения свыше двенадцати градусов – не более шестнадцати часов;
  • в пределах от десяти до двенадцати градусов – до восьми часов;
  • от восьми до десяти – в пределах четырех часов.

На размеры платежа влияет общая площадь отапливаемого помещения. Тарифные планы утверждаются региональными нормативами.

Водоотведение

Дома должны оборудоваться канализационными коммуникациями, обеспечивающими отвод потребленной воды. Система водоотведения выполняется с условием обеспечения надлежащих экологических норм. От состояния канализационных стоков во многом зависит санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе.

Тариф назначается постановлением местных властей, но подсчитывается на основе утвержденных общегосударственных методик. Размер оплаты зависит от общего объема потребленной холодной и горячей воды.

Удаление твердых отходов

Вывоз мусора относится к жилищным платежам. Размеры платежа за удаление твердых отходов начисляются согласно площади квартиры. Но это положение вызывает массу вопросов у населения.

Большинство жильцов полагают, что целесообразнее определять расходы, в зависимости от количества зарегистрированных человек в квартире. При таком порядке начисления будет использоваться методика, аналогичная начислению коммунальных платежей.

Плата за ОДПУ

ОДПУ – общедомовой прибор учета. Эти средства используются для определения размеров платежей за энергоресурсы, потраченные на общедомовую собственность:

  • от показаний ОДПУ отнимается количество ресурсов по индивидуальным счетчикам в квартирах;
  • полученная разница разделяется в равных долях между зарегистрированными жильцами.

В результате управляющая компания получает возможность рассчитаться с поставщиками за энергоресурсы, дополнительно затраченные на содержание общедомового хозяйства.

Дополнительные услуги

Кроме обязательной коммуналки, управляющая компания или другие организации могут предложить дополнительно воспользоваться услугами:

  • кабельного телевидения или интернета;
  • радио;
  • домофона;
  • платной автостоянки и пр.

Владелец жилплощади вправе выбирать, пользоваться или нет указанными удобствами.

Как формируются цены на ЖКУ

Тарифы на любые коммунальные услуги складываются из многих показателей. Взять, например, воду. Сначала ее откуда-то выкачивают, потом воду нужно очистить и перенаправить конечному получателю в дом, поэтому в тариф на воду закладываются расходы на всех этих этапах. Плюс расходы на содержание инфраструктуры, в которые входит содержание труб, насосов и прочего оборудования, их плановое и аварийное обслуживание, а также зарплаты сотрудников, которые всем этим занимаются.

Эксперты говорят, что подача коммунальной услуги мало чем отличается от любого производства.

— Предприятия водоснабжения, добывая воду, несут определенные расходы, — объясняет эксперт в сфере ЖКХ Игорь Кокин. — Эти расходы учитываются в тарифе на воду. Это как любое производство. Из чего складывается производство автомобиля? Цены комплектующих, энергоресурсов заработной платы, ну и так далее. Так и тарифы на воду, тепло и свет. Примерно все одинаково формируются.

Рейтинг регионов по расходам семей на ЖКУ

Чтобы сравнить уровень платы за ЖКУ в 2018 и 1999 гг., воспользуемся результатами исследования аналитиков РИА Новостей.

В среднем по России в 2018 г. коммуналка «забирает» ежемесячно порядка 4,4 тыс. руб., это около 10% от среднего заработка. Однако разброс между регионами иногда превышает 6 тыс. руб.:

  1. Лидерами рейтинга значатся: Камчатка и Магаданская область. У их жителей в платежках суммы за 8-9 тыс. руб., или 14-15% дохода.
  2. В Дагестане и Ингушетии, где  ежемесячные платежи не достигают 2,5 тыс. руб., это 4,6 и 4,8% дохода, соответственно.

Справка: среднемесячная з/та за 2018 год – 43 400 руб., среднедушевой денежный доход – 32 635 руб.

Таблица 5. Группировка регионов  по доле расходов семьи на коммунальные и жилищные услуги, %

Количество субъектов РФ % от заработной платы
Всего по России 9,6
12 Менее 8
28 8,0-9,9
33 10,0-11,9
12 12,0-15,0

В 45 российских регионах на коммуналку сегодня тратится более 10% зарплаты.

Для сравнения! По информации Росстата, в 1999 г. среднедушевой доход в месяц 1 629,6 руб., из них на оплату ЖКУ уходило 4,7%.

Что необходимо указывать в платёжном документе согласно приказу № 43/пр

Примерная форма платёжного документа утверждена приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр, вступившим в силу 26 мая 2018 года. Форма включает всю информацию, обязательную к размещению на квитанциях за ЖКУ.

Приказ дополнил перечень, приведённый в п. 69 ПП РФ № 354:

  1. В шапке квитанции на оплату ЖКУ должны указываться идентификатор платёжного документа и единый лицевой счёт плательщика, сформированные в ГИС ЖКХ.
  2. Сведения, указанные в пп. «а» п. 69 ПП РФ № 354, должны быть дополнены данными о площади жилого или нежилого помещения, за которое вносится плата, и количестве проживающих в нём граждан (разд. 1 приложения к приказу № 43/пр).
  3. К информации об исполнителе услуг, которая вносится в документ согласно пп. «б» п. 69 ПП РФ № 354, добавлены сведения о режиме работы исполнителя (разд. 1 приложения к приказу № 43/пр).
  4. Форма платёжного документа предусматривает отдельный блок с данными об индивидуальных приборах учёта, установленных в помещении плательщика, и их показаниях за предыдущий и текущий расчётные периоды (разд. 2 приложения к приказу № 43/пр).
  5. Раздел 3 приложения к приказу № 43/пр подробно демонстрирует минимальный перечень информации, которую необходимо указать в платёжном документе при расчёте размера платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и капитальный ремонт:
  • Включены сведения о расчёте платы за содержание жилого помещения, в том числе за КУ, потреблённые на содержание общего имущества многоквартирного дома, а также данные о неустойках и штрафах исполнителя КУ.
  • К коммунальным услугам отнесены услуги по обращению с ТКО, ранее входившие в перечень жилищных услуг.

Остальная информация раздела 3 соответствует сведениям, указанным в п. 69 ПП РФ № 354.

6. Раздел «Справочная информация» включает требования пп. «в, г, д, е» п. 69 ПП РФ № 354, а также вводит обязательное указание сведений о нормативах потребления коммунальных ресурсов в помещениях собственников, а также нормативов на содержание общего имущества дома (разд. 3 приложения к приказу № 43/пр).

7. Раздел 4 приложения к приказу № 43/пр конкретизирует информацию о рассрочке или отсрочке внесения платы, указанную в пп. «к» п. 69 ПП РФ. Если потребителю предоставлена такая возможность, то в платёжном документе необходимо указать данные о рассрочке или отсрочке по каждому виду коммунальных услуг, в том числе сумму процентов за пользование рассрочкой.

8. Требования к информации о перерасчётах в разделе 6 приложения к приказу № 43/пр соответствуют пп. «ж» п. 69 ПП РФ № 354.

Насколько цены на коммунальные услуги «справедливы»?

На этот вопрос каждый из участников коммунального рынка ответит по-своему. Для среднестатистического жителя России цены на тарифы ЖКХ завышенные. Для ресурсного предприятия — тарифы слишком низкие и с трудом покрывают расходы на содержание. Они бы и рады поднять еще, но государство регулирует тарифы своими предельными индексами.

— Холодное водоснабжение в среднем по стране стоит 27 рублей за кубометр, это 2,7 копейки за один литр, — приводит пример Сергей Сохранов. — Ресурсники уверяют, и я здесь готов их поддержать, что такая стоимость воды чрезмерно низкая, она не позволяет вовремя производить модернизацию. Вовремя применять новые технологии, которых много. Например, отказаться от того же хлорирования. Если бы тарифы были бы чуть больше, то, думаю, ситуация с водой у нас бы была гораздо лучше. А сейчас у нас треть населения получает воду, которая не соответствует требованиям СанПиНа.

Повышение тарифов ЖКХ

Как мы уже писали ранее, с 1 июля будут повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги по всей России. По каждому региону ФАС установила предельные значения роста тарифов – например, больше всего можно поднять платежи в Чечне (на 6,5%), меньше всего – в Мурманской области (на 3,2%). Максимальный процент роста тарифов не коснется платы за обслуживание и текущий ремонт (она утверждается местными органами власти), а также взносов на капитальный ремонт (их определяет регион), и платы за интернет, кабельное телевидение или домофон.

По факту тарифы могут вырасти меньше, чем разрешает ФАС – в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. В целом по России тарифы вырастут примерно на 3,2-3,2%, сообщает ФАС – при том, что инфляция в прошлом году составила почти 5%.

Из-за чего растут тарифы ЖКХ?

Тарифы растут из-за того, что увеличиваются расходы на предоставление этих услуг.

— Например, зарплата сотрудников водоканала — она же не может оставаться всё время на одном уровне. Или стоимость материалов, или оборудования, которые используются для ремонта и эксплуатации сети. Цены на это тоже не стоят на месте и растут, — объясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. — Соответственно, тариф растет вслед за расходами на компоненты, которые влияют на установление тарифов.

Сергей Сохранов — исполнительный директор «ЖКХ Контроль», некоммерческой организации, деятельность которой направлена на решение проблем в жилищно-коммунальной сфере, повышение эффективности работы отрасли, улучшение качества жизни граждан.

Даже если цены на материалы или оборудование за год никак не поменялись, всё равно остается фактор инфляции. Выпадающие доходы ресурсные предприятия как раз компенсируют за счет ежегодного повышения тарифов.

Тушите свет

Премьеру Михаилу Мишустину предложили ввести прогрессивную шкалу по оплате электроэнергии: установить определённый тариф и делать надбавки тем, кто его превысит. Граждане, которые перешагнули за разрешённый объём, будут обязаны заплатить больше, чем экономные россияне. С таким предложением к Мишустину обратился Союз Потребителей России.

«Превышенцам» потребления электроэнергии придётся платить больше. Фото: pinimg.com.

За основу предлагают взять 100 кВт/час в месяц – социальную норму, рассчитанную на одного зарегистрированного в жилье человека. На каждого дополнительного добавляется ещё по 50 кВт/ч. При наличии электроплиты показатель умножат на 1,5.

В Союзе предложили дать право региональным властям устанавливать свои нормативы в зависимости от географической широты и длины светового дня. Таким образом решается проблема перекрёстного субсидирования, когда бизнес платит за свет больше граждан. И предприятия получат существенную скидку, говорится в обращении Союза к Михаилу Мишустину.

Как и почему росли тарифы

Попробуем оценить средние расходы за ЖКУ сегодня и двадцать лет назад, используя средние расценки на жилищные услуги, публикуемые Росстатом.

Если за квадратный метр общей площади в доме государственного и муниципального жилищных фондов в 1999 г. платили 1 руб., то в октябре 2019 г. – 30 руб. 44 коп. За 100 кВт·ч электроэнергии в 1999 г. насчитывали 25,40 руб., а сейчас – 368,46 руб.

Таблица 4. Изменение тарифов на ЖКУ, руб.

Виды услуг На конец 1999 г. Октябрь 2019 г.
За жилье за 1 кв. м общей пл. 1,00 30,44
Водоснабжение холодное и водоотведение, за мес. с чел. 10,87 54,76
Горячее водоснабжение, за куб. м 60,7 150,78
Газ сетевой, за месяц с человека 4,32 77,94
Электроснабжение, за 100 кВт·ч 25,40 368,46
Отопление 1,13 за м2 1 894,08 за Гкал

На повышение тарифов, конечно, особо повлияла инфляция. Правда, цены на потребительские товары и услуги в среднем выросли в 8,9 раза, например, картофель подорожал в 3,7 раза, а хлеб – в 7,6 раза.

Но есть и другие причины:

  • износ инфраструктуры и необходимость ее замены и модернизации;
  • преобразования в жилищно-коммунальной сфере, в результате которых потребитель практически полностью вынужден оплачивать услуги.

Отход государства от участия в управлении жилфондом и коммунальным хозяйством, а также от жесткого регулирования цен сделали обязательные затраты населения на ЖКУ весьма обременительными.

Отход государства от участия в управлении жилфондом и коммунальным хозяйством, а также от жесткого регулирования цен сделали обязательные затраты населения на ЖКУ весьма обременительными.

В чем причина повышения тарифов

Многие финансовые эксперты и аналитики утверждают, что главная причина поднятия цен на жилищно-коммунальные услуги – повышение налоговой ставки НДС в Российской Федерации, и называют решение об утверждении постановления поспешным. Однако, после указа, подписанного президентом России Владимиром Путиным, размер налога на добавленную стоимость поднялся на 2%, а это значит автоматическое повышение цены на 1,7% всех товаров и услуг, предоставляемых государством.

Связь цен на ЖКХ и НДС объясняется тем фактом, что при повышении суммы налога коммунальные предприятия вынуждены платить больше. Налоговую плату необходимо где-то получать, тем более что она немалая: на 4,5 трлн. необходимо уплатить государству 45 млрд. за 6 месяцев работы. Сумма существенная, поэтому для ее компенсации необходимо было повысить стоимость услуг для населения

Для решения проблемы было привлечено внимание Министерства экономического развития. Специалистами этого органа было отмечено, что рост тарифов ЖКХ – необходимое условие

Однако сделать это так, чтобы не нарушить действующий запрет – довольно сложно. Речь идет о постановлении, которое гласит, что цены на услуги 1 января 2021 не могут превышать те, которые использовались 31 декабря 2020. Дата индексации выплат – 1 июля текущего (2021) года. Чтобы законодательные нормы не опровергали друг друга, было принято решение повысить тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в два подхода:

  • возместить потери поставщиков, которые связаны с повышением налога в начале года;
  • с 1 июля индексировать тарифы с учетом инфляционных изменений. При этом ставка не должна быть выше 4%.

Инициаторами такого повышения тарифов стала «Ассоциация ЖКХ и городская среда», которая обратилась с письменным обращением к правительству. Впервые о возможном увеличении стоимости услуг компаний, которые предоставляют ресурсы и управляют ими, заговорил М. Орешкин – министр экономического развития еще в августе 2018 года.

Новые условия по льготной ипотеке

Действующая госпрограмма льготного ипотечного кредитования (от 2020 года – по ставке до 6,5% годовых) формально заканчивается с 1 июля 2021 года. Однако президент России Владимир Путин предложил продлить ее еще как минимум на год, изменив условия:

  • максимальная сумма кредита понижается до 3 миллионов рублей (было – до 6 миллионов в регионах и до 12 в столицах);
  • максимальная процентная ставка поднимается до 7% годовых (было 6,5%).

Соответственно, программа переходит в регионы с более дешевым жильем, а спрос на жилье перемещается в более бюджетный сегмент.

Что еще важно, обновляются условия другой госпрограммы – «Семейной ипотеки», которая действовала еще с 2018 года. Теперь поучаствовать в ней смогут семьи, в которых после 2018 года родился хотя бы один ребенок (ранее после 2018 года должен бы родиться второй или последующий ребенок)

Условия по этой программе остаются прежними – сумма кредита составляет до 6 или до 12 миллионов рублей, процентная ставка – до 6% годовых.

Отметим, что банки готовы снижать ставки ниже, чем максимальные разрешенные программой – например, по госпрограмме «Семейной» ипотеки можно взять кредит под 4,5% годовых, а по «общей» программе ставки падали до 5,5% годовых.

Рост тарифов ЖКХ в России в 2021 году – таблица по регионам

Единого для всей страны процента индексации тарифов ЖКХ в 2021 году не будет. Впрочем, это обычная практика – правительство ежегодно утверждает таблицу предельных процентов повышения тарифов для отдельных регионов страны.

В таблице указан именно предельный процент – тарифы в среднем не могут вырасти выше этих значений. Именно в среднем – отдельные услуги в том или ином регионе могут подорожать и сильнее, но тогда другие должны быть проиндексированы на меньший процент.

Сильнее всего тарифы ЖКХ в будущем году вырастут в Чеченской республике – на 6,5%. Меньше всего – в Мурманской области, на 3,2%. Для Москвы этот процент составит 4,6%, для Санкт-Петербурга – 3,5%.

Субъект Российской Федерации Процент индексации тарифов ЖКХ
1. Республика Адыгея 3,5
2. Республика Башкортостан 3,8
3. Республика Бурятия 4,0
4. Республика Алтай 3,9
5. Республика Дагестан 5,2
6. Республика Ингушетия 4,6
7. Кабардино-Балкарская Республика 5,4
8. Республика Калмыкия 3,4
9. Карачаево-Черкесская Республика 4,7
10. Республика Карелия 3,8
11. Республика Коми 3,8
12. Республика Марий Эл 3,4
13. Республика Мордовия 3,4
14. Республика Саха (Якутия) 6,0
15. Республика Северная Осетия – Алания 4,7
16. Республика Татарстан 4,4
17. Республика Тыва 4,2
18. Удмуртская Республика 3,4
19. Республика Хакасия 4,2
20. Чеченская Республика 6,5
21. Чувашская Республика 3,4
22. Алтайский край 3,8
23. Краснодарский край 4,0
24. Красноярский край 4,6
25. Приморский край 4,0
26. Ставропольский край 3,4
27. Хабаровский край 3,8
28. Амурская область 3,8
29. Архангельская область 3,7
30. Астраханская область 3,4
31. Белгородская область 4,0
32. Брянская область 3,4
33. Владимирская область 3,4
34. Волгоградская область 3,8
35. Вологодская область 3,4
36. Воронежская область 4,0
37. Ивановская область 3,4
38. Иркутская область 3,7
39. Калининградская область 3,4
40. Калужская область 3,4
41. Камчатский край 3,7
42. Кемеровская область – Кузбасс 4,4
43. Кировская область 4,2
44. Костромская область 3,4
45. Курганская область 3,4
46. Курская область 4,0
47. Ленинградская область 3,4
48. Липецкая область 4,0
49. Магаданская область 3,8
50. Московская область 3,6
51. Мурманская область 3,2
52. Нижегородская область 4,0
53. Новгородская область 6,4
54. Новосибирская область 4,6
55. Омская область 5,3
56. Оренбургская область 3,4
57. Орловская область 3,6
58. Пензенская область 3,4
59. Пермский край 4,0
60. Псковская область 3,4
61. Ростовская область 3,4
62. Рязанская область 3,4
63. Самарская область 3,6
64. Саратовская область 4,0
65. Сахалинская область 3,8
66. Свердловская область 3,4
67. Смоленская область 4,0
68. Тамбовская область 4,0
69. Тверская область 3,4
70. Томская область 5,3
71. Тульская область 4,1
72. Тюменская область 3,4
73. Ульяновская область 3,4
74. Челябинская область 3,4
75. Забайкальский край 4,6
76. Ярославская область 3,4
77. Город Москва 4,6
78. Город Санкт-Петербург 3,5
79. Еврейская автономная область 4,1
80. Ненецкий автономный округ 3,8
81. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 3,4
82. Чукотский автономный округ 3,8
83. Ямало-Ненецкий автономный округ 3,4

Отдельная таблица в правительства о повышении тарифов ЖКХ в 2021 году посвящена Крыму. Здесь вводится дополнительная величина – предельное отклонение от среднего тарифа для отдельных муниципалитетов.

Субъект Российской Федерации Процент индексации тарифов ЖКХ Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов)
Республика Крым 6,2 2,4
Город Севастополь 6,2

Заглавное изображение: mingkh.alania.gov.ru

Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!

Как изменилась плата за «коммуналку»

Надо сказать, что и жилищные, и коммунальные услуги дорожали почти одинаково. Госстатистика утверждает, что первые с 1999 года выросли почти в 39,5 и 37,9 раза, соответственно.

Таблица 1. Средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ

В месяц за квартиру по числу комнат 1999 г., руб. 2019 г., руб. Рост, раз
1 86,4 2 733 31,6
2 122,6 3 784,3 30,9
3 163,1 5 069,3 31
4 и больше 223 8 198,8 36,8
Среднедушевой доход 1 629,6 32 635 20,1

Таблица 2. Доля коммунальных расходов в месяц на средний доход

За квартиру по числу комнат 1999 г., % 2019 г., %
1 5,3 8,4
2 7,5 11,6
3 10 15,5
4 и больше 13 25

Для сравнения! За коммуналку в СССР платили 58 руб. в 1991 году.

Прежде чем говорить о размере «коммуналки», не лишним будет оценить, как за 20 лет сменились жилищные условия проживания россиян.

Таблица 3. Основные показатели

Наименование 1999 г. 2018 г.
Средняя обеспеченность, кв. м общ. площади 19,1 25,7
Типы занимаемых помещений (распределение домохозяйств по переписям 2002 и 2010 гг., в %)
отдельная квартира 66,4 74,6
дом или его часть 25,9 13,6

Очевидно, жить мы стали более комфортно. Но изменения эти несоизмеримы с ростом стоимости коммуналки.

Основа законодательства

Обратите внимание: до настоящего времени индексация коммунальных тарифов осуществлялась единожды в году, в рамках официального роста инфляции, но не более чем на 4 %. Поэтому нынешний двухэтапный тарифный скачок воспринимается большинством граждан, как крайнее нарушение привычного уклада жизни

Президентом – В. Путиным, ещё в 2013 г. было дано обещание о том, что тарифы ЖКХ не будут расти с опережением уровня прошлогодней инфляции. Но уже середина лета 2018 года ознаменовалась увеличением тарифной сетки на 4,3 %. И это при том, что, начиная с июля 2017 и заканчивая июлем 2018 гг., показатель инфляции зафиксировался на границе 2,4 %.

Законодательная инициатива

Следует знать: ноябрь 2018 года ознаменовался тем, что председатель Правительства страны – Д. Медведев, одобрил постановление относительно порядка увеличения тарифной сетки на оплату коммунальных услуг за 2019 год. Данное постановление информирует о том, что цифры платежей вырастут дважды, вместо привычного единовременного увеличения в середине года.

Сейчас Государственной Думой рассматривается законопроект под № 332647-7, посвящённый вопросу упрощения порядка льготирования коммунальных счетов. Важный блок поправок внесен в ст. № 159 и № 160 ЖК РФ, согласно которым люди не должны будут лично обращаться за справками об отсутствии долгов по коммунальным услугам, чтобы получить различные услуги и преференции в государственных органах.

Пересмотр тарифов, с целью их увеличения в два этапа, ещё совсем недавно противоречил законодательной базе. В середине октября 2018 года премьер-министр Д. Медведев подписал Постановление под № 1246 – об изменениях в правительственных нормативных актах, предусматривающих право пересмотра тарифной сетки ЖКХ на основании ряда решений на 2019 год.

Тарифный рост не сможет сказаться на порядке льготирования. Из государственной казны компенсация сможет быть выплачена лишь в том случае, если сумма оплаты по коммунальным счетам превысит установленные нормативы в отношении конкретных категорий граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector