Новая голландия в санкт-петербурге: историческое место для проведения досуга

История

В 20-х годах XVIII в

нужды кораблестроения заставили градостроителей обратить пристальное внимание на образовавшийся в результате появления двух новых каналов (Крюкова и Адмиралтейского) остров. Близость к Адмиралтейству, удобство наземных и водных подходов, относительная пожарная безопасность и обширная территория делали его идеальным кандидатом для постройки складского комплекса, отведённого под корабельный лес.

В 1732 г. под руководством Иван Кузьмича Коробова на треугольном острове появляются деревянные складские помещения. В это время на территории острова звучит речь приглашённых специалистов из Голландии, отстраиваются подвесные мосты через каналы, и вскоре петербуржцы именуют остров не иначе как Новая Голландия.

Во второй половине XVIII в. архитектор Савва Иванович Чевакинский разрабатывает план-проект перестройки территорий острова. По идее Чевакинского новые складские строения из камня помимо функциональной составляющей должны соответствовать архитектурному стилю города и служить украшением последнего. Новаторство заключалось в самом стиле хранения брёвен – Савва Иванович предложил концепцию вертикальной постановки леса. Проект был принят только в четвёртой редакции и, вместо организации строительства, Чевакинский вынужден был уступить место Жану Батисту Деламоту.

Деламот перерабатывает проект Чевакинского, стремясь выдержать фасады сооружений в любимом им классическом стиле. Однако неточность измерений и принципиальные несоответствия планов первого и второго архитектора Новой Голландии привели к отстранению обоих и привлечению третьего по счёту специалиста – Иоганна Герарда (Ивана Кондратьевича Герарда). Плодом кропотливой доработки планов Чевакинского и Деламота стало полное одобрение проекта. К 1773 г. склады стали использоваться по своему прямому назначению.

На протяжении XIX — начала XX вв. на территории острова последовательно появляются промышленные, лабораторные, испытательные объекты, среди которых выделялись: круглая морская тюрьма, особняк коменданта и жемчужина острова – испытательный бассейн для надводных и подводных судов, активно эксплуатирующийся до последней трети XX в.

От СССР до наших дней

Учреждения Новой Голландии сыграли значительную роль в период Революции и гражданской войны в России. Из трёхэтажного здания радиостанции 9 ноября 1917 г. В. И. Ленин сообщал о свержении царской власти. Фактически местная радиостанция стала основным пробольшевистским средством массовой информации тех лет.

При СССР так же активно использовался опытовый бассейн, где проходили испытания первых ледоколов и гидропланов, отправлявшихся на покорение северных акваторий Советского союза.

Огромный урон инфраструктуре был нанесён во время Великой Отечественной Войны. Ранее промышленный остров так и не смог до конца оправиться от массированных артиллерийских атак. Его возрождение в новом статусе пришлось лишь на начало XXI в.

В прошлом закрытый крупный промышленный центр полностью изменил свой статус и назначение уже ко второму десятилетию XXI века. Администрация Санкт-Петербурга пришла к решению превратить остров в центр культурного досуга граждан с сохранением исторически значимых сооружений, относящихся к XVII-XIX вв.

По проектной документации полное преобразование Новой Голландии произойдёт не раньше 2025 г., однако и к настоящему моменту единственный рукотворный остров Санкт-Петербурга уже успел стать одним из любимых мест отдыха петербуржцев и гостей города.

Архитектурный ансамбль Новой Голландии

Комплекс зданий на Новой Голландии — без преувеличения, многострадальных — и сегодня считается шедевральным образцом ранней русской архитектурной классики. Всё началось, когда на месте деревянных деревянных сараев решили возвести каменные здания.

Здания бывших амбаров на Новой Голландии. Источник фото

Амбары для хранения корабельных лесов

Первые деревянные амбары для хранения материалов возведены на Новой Голландии ещё в 1732 году. Но хватает пары десятков лет, чтобы здания обветшали — и на месте сооружений, построенных Иваном Коробовым, решают возводить новые каменные амбары.

Над проектом, его идеей и воплощением, работали сразу несколько архитекторов.

  • Первые четыре (!) плана разработал Савва Чевакинский. В последнем из них он предложил новаторскую систему хранения брёвен для судов — вертикальную. Так в центральных частях зданий предполагалось хранить самый длинный лес, по бокам — средний и ветвистый. Внутри двора планировалась техническая зона для обработки леса и строительства небольших судов.
  • Разработку фасадов поручили Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, главному фавориту императорского двора. Именно он предложил внести штрихи торжественности в оформление ансамбля. Так на Новой Голландии появился роскошный портал в классическом стиле, который стал визитной карточкой острова. Знаменитая арка Валлен-Деламота — один из самых узнаваемых силуэтов Новой Голландии.
  • Воплощал проект в жизнь архитектор Иоганн Герард. Строительство длилось с 1765 по 1784 год. Полностью проект сразу трёх архитекторов не был воплощён из-за участия России в Русско-турецкой войне: не доделали внутренний бассейн в технической зоне острова, не достроили вторую арку по Крюкову каналу, не оштукатурили все стены.

Арка Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота

В итоге здания успешно использовались по своему прямому назначения даже в незавершённом виде. В начале XIX века достраивалось несколько новых амбаров, поскольку вертикальная система хранения леса имела и свои проблемы: подгнивала нижняя часть брёвен, поэтому для их хранения понадобилось больше помещений.

Морская тюрьма

В середине XVIII века на Новой Голландии появляется здание Морской тюрьмы. Здесь планировалось разместить «первую в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств» (директор канцелярии Морского министерства Константин Манн). Суть системы сводилась к тому, что моряки, отбывая наказание, осваивали новое ремесло и получали за это оклад, который копился весь срок и выдавался заключённому в момент освобождения.

В центре — здание Морской тюрьмы. Источник фото

Кольцеобразное здание в три этажа придумал и всего за 2 года возвёл на острове архитектор Александр Штауберт.

За необычную форму строения новую тюрьму быстро прозвали в народе Бутылкой. По легенде, расхожее выражение «Не лезь в бутылку» пошло именно из Новой Голландии.

В 1863 году к зданию Морской тюрьмы пристроили комендантский особняк.

Лаборатория

В 90-х годах XIX века на Новой Голландии появилась научно-техническая лаборатория. Она расположилась в одноэтажной мясосольне, которая была реконструирована под новое назначение. В проекте переоборудования принимал участие сам Дмитрий Менделеев: с его помощью в здании появилась даже «комната для взрывов», где испытывали создание нового пороха.

Опытовый бассейн

Знаменитый учёный-химик Дмитрий Менделеев поучаствовал и в создании нового опытового бассейна — одного из сооружений, сыгравшего значительную роль в развитии русского флота.

В 1892 году на острове соорудили и забетонировали чаша канала, построили здания бассейна и служебные корпуса с подсобками. Это был первый в России и шестой в мире опытовый бассейн, где проходили испытания корабельных моделей. Именно отсюда начинался боевой путь броненосца «Полтава», крейсера «Россия», эскадренного броненосца «Ослябя», линкоров «Севастополь» и «Императрица Мария, первой отечественной подводной лодки «Дельфин», много других судов, а также гидросамолетов морской авиации, которая зарождалась в России в начале XX века.

Здание опытового бассейна

8 марта 1894 года, дата официального открытия опытового бассейна, считается днём основания НИИ имени академика А. Н. Крылова.

Радиостанция

В 1915 году на Новой Голландии появляется мощная искровая радиостанция. В её задачи входила бесперебойная поддержка связи с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Трёхэтажное здание радиостанции построено на том месте, где изначально планировалась вторая арка на Крюковом канале.

Радиостанция известна тем, что именно отсюда в ноябре 1917 года Владимир Ленин передал обращение о свершении революции.

Что делать зимой в парке

Что делать зимой в парке?  Более подробно о зиме будет пост отдельный, а если сейчас и быстро, то тоже самое, что и летом, только одеваться необходимо теплее. Народу зимой поменьше, чем летом и это заметно прямо на входе.

Главный вход на остров парк Новая Голландия зимой

Самое главное развлечение это каток, для катания на коньках (каламбур получился, но сейчас существуют катки и для других видов спорта). Вход на лёд платный, имеется прокат коньков и их заточка, то же платная. Но места для переодевания сделаны в павильоне и поэтому теплые и вполне комфортные.

Проход к раздевалкам и прокату коньковНовая Голландия каток

Вся площадь перед сценой, где в теплое время можно полежать на травке занято большим катком, который работает по расписанию. Между сеансами происходит уборка льда. Со слов администрации площадь катка более 2 000 м2 и на нём могут кататься 300 посетителей, так что места хватит всем.

Расписание и расценки на каток

Зимняя Новая Голландия менее интересна, но открытие остальных корпусов позволит более разнообразно проводить время. Так открытие в здание Кузни кафе «Волконский» DELI и  клуба и ресторана Kuznya House, стало меньше проблем с перекусом, а только были на улице и в плохую погоду было очень не комфортно, а сейчас все удобства.

В декабре 2017 года в Санкт Петербурге открылся исторический парк.  Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней. Рекомендуем.

Как появился остров

Несмотря на близость к основным историческим достопримечательностям, остров все же расположен в стороне от самых распространенных туристических маршрутов. Однако добраться до него стоит по следующим причинам: это памятник промышленной архитектуры эпохи раннего классицизма и один из важных культурных центров современного Петербурга.

Околоток в Санкт-Петербурге, где находится Новая Голландия, издавна был занят многочисленными промышленными предприятиями. Сегодня ситуация начала несколько меняться, но Адмиралтейские верфи — одно из крупнейших судостроительных предприятий России — все еще активно функционирует в шаговой доступности от острова.

Сам же остров является рукотворным, однако образовался он не в результате насыпи, но после прорытия двух каналов между реками Невой и Фонтанкой. Случилось это в 1719 году, еще при жизни Петра l. Именно поэтому существует легенда о том, что сам император дал название новому острову.

Достопримечательности Петербурга. Новая Голландия — таинственный остров

На Крюковом канале находится несколько особенных достопримечательностей Петербурга: Никольский морской собор, Семимостье, Мариинский театр, и еще одно замечательное место — Новая Голландия. Многие наверное слышали об этом месте, но мало кто знает, что это такое. Вот об этом сегодня наш небольшой, но, надеюсь, интересный разговор.

Новая Голландия — это один из 42 островов Петербурга. Таинственный остров, остров — загадка. Если так разобраться, мы очень много слышали о нем, но мало про него не знаем. Потому что для того, чтобы знать, надо хотя бы видеть. А Новая Голландия всегда была закрытой территорией и лишь недавно стала доступной для посещения.

Что же мы знаем о Новой Голландии?

Это искусственный остров (а по сути два острова) в форме треугольника, созданный руками людей. Остров ограничен рекой Мойкой, и двумя каналами: Крюковым и Адмиралтейским. В старину здесь находились склады, где хранился лес для строительства кораблей.

Арка Новой Голландии

Самая известная часть комплекса Новой Голландии — арка. Она сооружена над входом в канал. Автор проекта — Жан Батист Валлен-Деламот. Арка соединяет два корпуса, расположенных вдоль Мойки. Высота арки — 23 метра, ширина пролета — чуть более 8 метров.

Напротив арки Новой Голландии на другой стороне Мойки за воротами находится еще одна достопримечательность Петербурга — Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III (Набережная реки Мойки, 106).

Ворота дворца украшены вензелями княгини — буквами К и А

Ксения Александровна — родная сестра последнего российского императора Николая II. В отличии от своего брата она прожила долгую и счастливую жизнь. Была мамой шестерых детей, любящей и любимой женой. В 1919 г. она уехала в эмиграцию, благополучно жила в Лондоне и умерла в возрасте 85 лет.

Сооружения Новой Голландии

В середине 18 века на острове построили здание морской тюрьмы. Форма здания была особенная — круглая.За это его прозвали «бутылкой». Выражение «Не лезь в бутылку» пошло как раз тех времен. Также здесь по инициативе Менделеева был построен первый в России опытовой бассейн и создана лаборатория по разработке бездымного пороха. То, что остров был закрыт, это понятно. Здесь проводились испытания судов и лодок, велись различные исследования и разработки.

В июле 2011 г. остров открыли для посещения. Теперь Новая Голландия — культурный центр, где проводятся различные мероприятия: концерты, выставки, спектакли, лекции, различные спортивные соревнования.

На острове работают кафе, магазин, органический огород, арт-галерея и пр. Среди них выделю кафе «Голландия», которое располагается в круглом здании гауптвахты, и кафе-пекарню «Волконский». Это места, где можно приятно провести время, вкусно поесть, отдохнуть.

О том, как прошел предыдущий сезон «Лета в Новой Голландии», вы можете прочитать на сайте острова. Новую программу на это лето пока ждем.

В настоящее время на острове продолжается реконструкция, к 2017 г. она должна завершится

Впрочем и в нынешнем состоянии Новая Голландия остается одной из самых загадочных достопримечательностей Петербурга, таинственным островом, который привлекает к себе внимание туристов со всего мира. Приезжайте и убедитесь в этом сами

Некоторые правила посещения, на которые я обратила внимание:

На территории острова запрещается:

  • находиться детям до 14 лет без сопровождения родителей,
  • проносить напитки и еду, кроме детского питания,
  • профессиональная фото и видео съемка.

Полезная информация:

Адрес: Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала, 2Часы работы: Пн — чт: с 11.00 до 22.00Пт — вс: с 11.00 до 23.00

Вход бесплатный

Как добраться до острова Новая Голландия: от станции Сенная площадь, Садовая или Спасская идете до Театральной площади. Далее двигаетесь вдоль набережной Крюкова канала до его пересечения с Мойкой (в пути приблизительно 20 мин.).

Практическая информация

Вход на остров «Новая Голландия» свободный (бесплатный).

Остров «Новая Голландия» постоянно совершенствуется, вследствие чего может дополняться новыми объектами и зонами.

Часы работы острова: понедельник-четверг с 09:00 до 22:00 часов, пятница-воскресенье с 09:00 до 23:00 часов. Входы закрываются за полчаса до окончания рабочего времени острова.

Внимание! Часы работы острова могут меняться, также часы работы отдельных заведений на острове могут отличаться от общих часов работы острова. Часы работы острова и отдельных коммерческих помещений; какие именно заведения и объекты расположены на острове; а также план острова и помещений; программу событий на острове и всю прочую дополнительную информацию рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте

Часы работы острова и отдельных коммерческих помещений; какие именно заведения и объекты расположены на острове; а также план острова и помещений; программу событий на острове и всю прочую дополнительную информацию рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.

Как добраться

Остров Новая Голландия расположен в центре города Санкт-Петербурга, в 2-х километрах от Дворцовой площади.

Адрес острова «Новая Голландия: набережная Адмиралтейского канала, 2.

Ближайшие станции метро: Адмиралтейская — 1,9 км.; Сенная площадь — 2,4 км.; Невский проспект — 2,7 км.

— остановка «Улица Писарева»: маршрутные такси — К-124, К-186О.

Посетить остров Новая Голландия можно также с одной из экскурсий

Новая Голландия сегодня

Арт-пространство «Новая Голландия» — наследник исторического прошлого. На удивительном острове сегодня расположен большой многофункциональный комплекс для отдыха и развлечений. В культурном пространстве проходят концерты, спектакли, перформансы, кинопоказы, мастер-классы и игры, обустроены площадки для активного отдыха и спортивных игр, детские площадки, зоны для тихого отдыха. И всё это — в окружении уникального архитектурного ансамбля. Многие мероприятия проходят проходят под открытым небом, что позволяет ещё сильнее почувствовать атмосферу острова.

Реставрационные работы на Новой Голландии продолжаются и сейчас. Именно поэтому часть территории закрыта для посетителей, а служба охраны и администрация пространства следят за тем, чтобы самые смелые и самые юные посетители случайно не оказались в тех частях острова, где может быть опасно.

  • В знаменитой «Бутылке», которой вернули исторический облик и воссоздали интерьеры, сегодня расположены офисы. магазины, шоу-румы и рестораны.
  • Из здания радиостанции вещает NHI FM — онлайн-эфир, в котором музыка самых разных стилей дополняется прямыми трансляциями с мероприятий, проходящих на острове, авторскими программами и лекциями.
  • В Кузне — бывшей кузнечной мастерской, построенной ещё при Петре — работают ресторан и клуб. Посетителям доступны разные форматы: от демократичного кафе до роскошного банкетного зала.
  • Дом коменданта отдан детям. Здесь, в отреставрированном пространстве, весело и познавательно проводят время самеы юные посетители острова. Для них готовят специальные интерактивные программы, лекции, мастер-классы, развивающие занятия.

Новая Голландия летним вечером. Фото: Станислав Забурдаев

Культурная урбанизация — таков девиз современной Новой Голландии. На острове продолжаются работы по восстановлению исторического облика построек, а современное пространство гармонично развивается, подчёркивая уникальность территории и обеспечивая разнообразные форматы отдыха для горожан и гостей Петербурга.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Новая Голландия: история

Небольшой остров, образованный рекой Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналом активно использовался ещё во времена строительства Петербурга. В районе Адмиралтейства располагались верфи, которые всей своей рабочей «морской» атмосферой сильно напоминали Голландию. Название сохранилось и до наших дней. В 30-х годах 18 века на этой территории были построены деревянные амбары для хранения леса, который использовали при строительстве кораблей.

Буквально за 20 лет деревянные постройки износились. Тогда архитектором Адмиралтейства был Савва Чевакинский, которые предложил свои проекты по застройке территории. Здания должны были стать настоящим достоянием и украшать новый город. К тому же, он предложил новую систему для хранения леса — вертикальную. Новые амбары должны были выглядеть как каменные галереи с арками — высокие деревья тоже помещаться. Однако, проект перепоручили другому архитектору — фавориту двора Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту.

И у версии Чевакинского и у Деламота были свои неточности и проблемы в проектировании сооружения. В основном, всё упиралось в невозможность нормально измерить остров. Ошибки, достаточно грубые, привели к тому, что Чевакинского отстранили от этого проекта и передали его инженеру Иоганну Герарду. Последний хотел было «потерять» предыдущие чертежи, но в коллегии ему нашли копии.

Архитектурный комплекс так и не удалось довести до конца, так как в процессе стройки возникали проблемы, требующего серьёзного решения, а войны со шведами и османами не способствовали ускорению строительства. Тем не менее, те помещения, которые были возведены, активно использовались.

В начале 19 века оказалось, что вертикальная система хранения древесины дала сбой: у брёвен начали подгнивать нижние части. Амбары опустошили и перенесли склады в другое место. Опустевшие здания стали использоваться под экипажные и мундирные магазины. После того, как там появилась гауптвахта было решено построить там же тюрьму. Круглое здание назвали бутылкой, и фраза «не лезь в бутылку» тянется именно из этих времён.

                            Новая Голландия. Раскрашенная литография А.Е.Мартынова. Около 1820 года

Здание возвели буквально за два года, вместив в него не только камеры, но и госпиталь, швейную мастерскую и склады. Таким образом, в колонии заключённые могли работать, получая оклад, которых копился вплоть до освобождения.

В конце 19 века в одной из построек расположилась лаборатория Морского ведомства со специальной «комнатой для взрывов», в которой проводились испытания по производству бездымного пороха. Для испытания корабельных моделей по инициативе Дмитрия Менделеева соорудили опытовый бассейн.

Несмотря на то, что изначально остров был предназначен для хранения древесины, потому что окружён водой и недоступен для постоянных пожаров, которые случались в Адмиралтействе, в начале 20 века пожар всё-таки случился на самом острове. Сгорели все оставшиеся деревянные постройки, сильно пострадали и остальные здания. Поэтому после пожара все здания получили металлические конструкции.

В 1915 на территории расположилась радиостанция, связывающая корабли в Балтийском и Чёрном морях. Примечательно, что именно этой радиостанцией воспользовался Ленин в 1917, чтобы объявить о революции военным комитетам.

В советские годы опытовый бассейн стал основой для создания Научно-исследовательского института военного кораблестроения. Адмиралтейский канал был переименован в канал Круштейна, вдоль его берега возвели новые производственные корпуса. Во время Великой Отечественной войны Новая Голландия сильно пострадала из-за обстрелов.

К концу 20 века вновь проснулся интерес к историческому месту, но уже совсем с другой стороны. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий и Галина Ковалёва предложили идею переобустройства территории в центр культуры и сотрудничества. Но последующие события в стране — распад СССР и дефолт 1998 — помешали реализации проекта.

Кафе и магазины Новая Голландия здание Бутылка СПб

На против располагается здание Бутылка. Здание бывшей тюрьмы возведено архитектором Штаубертом в ХIX веке. Оно имеет характерную круглую форму и напоминает горлышко бутылки. По легенде, именно отсюда появилось выражение «не лезь в бутылку». Для заключенных моряков действовала прогрессивная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали зарплату, которая выдавалась перед освобождением.

Здание тюрьмы Бутылка Новая Голландия

Если пройти главный вход здания Бутылка, то окажишься в круглом внутреннем дворике, в котором обустроена сцена, а по кругу небольшие навесы кафешек.

Бывшее здание тюрьмы Бутылка внутренний двор

И это не удивительно, так как первый этаж отдан по различные кафе. Их много, они расположены в небольших помещениях, что создает уединение и уют. Реставраторы здания бывшей тюрьмы Бутылка оставили отделку стен из красного кирпича, что получилось круто, стильно и оставляя напоминание о первозданном виде.

Коридор первого этажа

Но если подняться по лестнице на второй этаж, а лестница получилась тоже очень красивая и широкая,

Лестница и лестничный  холл на втором этаже в здании Бутылка

то интерьеры коридоров меняются на более современный вид.

Коридор второго этажа

Второй этаж отдан по магазины. Магазины различные женская и мужская одежда, галерея эксклюзивной фотографии или например магазин комиксов.

Магазин комиксов второй этаж

Магазин комиксов оригинальный стеллаж

Третий этаж посвящен красоте и здоровью. Ознакомившись с Бутылкой, выходим из здания и продолжаем знакомиться с территорией острова.

Двигаясь по ухоженной аллеи, проходим мимо оригинального сооружения — туалета. Не плохо оформлен, единственное, что будет не удобно пользоваться, некоторым слоям населения, это его углубленность на 3 этажа вниз и спускаться необходимо по ступенькам ,

Подземный туалет

но не стоит расстраиваться  туалеты были и в Бутылки и имеется в Кузне, где расположены кафешки и там он на первом этаже. Подходим к временному павильону, в котором проходят выставки подготовленные музеем современного искусства «Гараж».

Фото временного павильона

Перед входом в павильон была не большая очередь, которая двигалась хорошо, но за это время успеваешь прочитать информацию о выставке.

Анонс выставки

Внутри просто и лаконично, как и сами работы. Осмотр займет в зависимости от Вашего интереса от 5 до 30 минут.

Внутри выставочного павильона

И самое большое пространство занимает открытое пространство. Это открытое пространство засеянное травой и разбита на зоны только тропинками. На этой открытой площадки Новой Голландии проходят различные мероприятия под открытым небом. Для ограждения от возможных дождей натягивают тент.

Открытое пространство

Шатёр от дождя

На травяном саду проходят множество мероприятий, к которым можно присоединиться или просто посидеть на травки. Можно сделать гимнастику для тела.

Множество мероприятий, на пример гимнастика

У детворы несколько центров развлечений. Один располагается в Фестивальной аллеи рядом со зданием Кузня, где можно узнать много интересного и почувствовать в викторинах и получить приз.

Так же большой популярностью пользовалась интерактивная инсталляция, в которой овощи и фрукты звучат своим звуком. Таким образом можно исполнить музыку овощей и фруктов если к ним прикасаться рукой.

Новая Голландия Петербург фото интерактивная инсталляция

Грустная история со счастливым концом

Появление Новой Голландии связано с военно-морской историей нашей страны. Петр I, искусный стратег военного дела, разместил в новорожденном Петербурге верфь для строительства русского флота — Адмиралтейство. Территория для производства требовалась немалая: необходимо было место не только для сооружения кораблей, но и для хранения и своевременной доставки леса и материалов.

Сплав материалов осуществляли по воде – для этого были специально прорыты Адмиралтейский и Крюков каналы. Между рекой Мойкой и каналами возник остров в форме практически правильного треугольника. Довольно скоро у острова появилось имя – «Новая Голландия». Считается, что сами жители города стали так называть это место за то, что на работах было занято много иностранных мастеров, отовсюду была слышна голландская речь, да и вся местность вокруг главной верфи Петербурга напоминала Голландию – центр мирового судостроения того времени.

Макет территории острова

С начала XVIII века на территории острова стали размещать склады для хранения лесоматериала. Было создано несколько проектов по использованию острова. В их разработке принимали участие знаменитые архитекторы.

Первые склады и сеть прудов были устроены по проекту Ивана Коробова – архитектора существовавшего в то время здания Адмиралтейства. Основную часть территории занимали деревянные сараи со строительным материалом и инструментами. Постепенно свободного места стало не хватать.

В середине XVIII века ученик Коробова, Савва Чевакинский, разработал несколько проектов по реорганизации деревянных построек Новой Голландии в каменные с инновационным вертикальным способом хранения леса. Параллельно с решением производственных вопросов, другой архитектор, Жан-Батист Валлен-Деламот, проектировал фасад зданий Новой Голландии, в том числе символ острова – арку над внутренним каналом. Остров находился в центре морской столицы и должен был выглядеть нарядно.

Новая Голландия. Февраль 2019 года.

Однако оба архитектора в своих расчетах допустили технические ошибки. В результате, разработка итогового проекта была поручена новому специалисту – военному инженеру Ивану Герарду. Строительство было окончено к середине 1780-х годов.

В XIX веке функция острова изменилась. Вертикальная система хранения леса не оправдала себя, в складах устроили место для хранения морского инвентаря. На территории Новой Голландии стали появляться новые постройки под магазины, а в 1830 году – здание морской тюрьмы. Оно было построено по чертежам архитектора Александра Штауберта, автора проектов нескольких сооружений в стиле классицизм в Петербурге. Первоначально в помещениях размещались арестантские роты и госпиталь, а с 1863 года здание стало использоваться по прямому назначению. Благодаря необычной форме идеального круга здание тюрьмы получило в народе название «Бутылка», которое сохранилось до сих пор. Рядом с тюрьмой был построен дом коменданта.

Здание тюрьмы получило в народе название «Бутылка»

В конце XIX века на острове была организована военная лаборатория по производству пороха, в которой работал знаменитый химик Дмитрий Менделеев, и специальный бассейн для проведения военно-морских опытов и испытаний моделей кораблей.

В 1900 году в Новой Голландии случился серьезный пожар, в котором сгорели многие деревянные постройки и пострадали каменные корпуса. За несколько лет здания были в основном восстановлены. Остров продолжали использовать для судовых испытаний.

К концу XX века начали появляться идеи о восстановлении острова, однако долгое время они не находили своей реализации в связи с трудной финансовой обстановкой в стране в 1990-е годы.

Сцена перед катком

С приходом XXI века началась новая жизнь Новой Голландии. В 2004 году администрация города объявила конкурс на реконструкцию острова. В том же году здесь произошел еще один масштабный пожар, после которого было принято решение о сносе нескольких особо пострадавших зданий, в том числе бассейна для опытов, лаборатории и радиостанции, и более серьезной реорганизации пространства острова.

В конкурсе победил проект Нормана Фостера, однако ему не суждено было осуществиться из-за проблем с финансированием. Через десять лет был проведен новый конкурс, в котором победила компания West8. По проекту ее инженеров, архитекторов и специалистов по ландшафтному дизайну восстанавливается и реорганизуется территория острова. Окончание реконструкции запланировано на 2025 год.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Государственный Эрмитаж

5 отзывов

Храм Спаса на Крови

7 отзывов

Большой Дворец

3 отзыва

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Исаакиевский собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Фрегат

Ребятам постарше будет очень интересно на площадке «Фрегат» Большинство посетителей с детьми приезжают в Новую Голландию только из-за этого деревянного чуда. Огромный каркас корабля, прототипом которого служит фрегат «Петр и Павел» выполнен почти в натуральную величину. Его длина — 26 метров, а высота 6 метров.

Внутреннее пространство корабля состоит из несколько уровней, которые сообщаются между собой лесенками и канатами. На капитанском мостике можно покрутить штурвал и посмотреть в подзорную трубу. Фрегат окружают строительные леса, в которых много различных переходов и лазов.

Для игр на фрегате допускаются только дети старше 5 лет. Взрослым разрешается сопровождать детей не старше 6-летнего возраста.

Однако встречаются отзывы, в которых родители выражают обеспокоенность тем, что дети могут травмироваться.

В целях безопасности детей не стоит оставлять их без присмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector