Галереи вместо подъездов. история самого старого жилого дома москвы дом ярошенко, куда писатели и художники приходили вдохновиться атмосферой упадка

Гранатный двор

Основан в XVI веке. Здесь находилось производство артиллерийских гранат. Двухэтажное здание с двухскатной крышей и высоким каменным крыльцом относится к образцам гражданской архитектуры допетровской эпохи.

В 1712 году сильный пожар в Москве повредил постройки. Отстроенное после пожара здание мало чем напоминало прежний Гранатный двор, да и назначение у него теперь было совсем другое. В 70-х годах XX века здание отреставрировали и заодно точно определили год строительства. Постройке решили вернуть облик XVII-XVIII вв. Реставрационные работы полностью восстановили здание по образцам того времени: вернули высокое крыльцо с шатровой крышей, белокаменный декор на фасадах.

Адрес: ул. Спиридоновка, дом 3-5, стр. 1.

Как формировался район Хитровки

В XVII веке наш район был элитарным, после вложений Хитрово превратился в торговый. А пресловутой Хитровкой стал после отмены крепостного права — 50 лет спустя. Торговая площадь превратилась в биржу труда. Бывшие крестьяне приезжали сюда на поиски работы. Многие ждали найма не один день. В это время выходцам из деревни надо было где-то спать и есть. Тогда в районе появились дешевые гостиницы — ночлежки, открылись трактиры и харчевни. Усадьбы перестроили в ночлежные дома. К ним добавили галереи в их современном виде.

По словам знаменитого москвоведа Гиляровского, в доме была ночлежка, а на первом этаже один из самых злачных хитровских трактиров — «Каторга». К слову, мы не обнаружили никаких подтверждающих это документов. На мой взгляд, Гиляровский сгущает краски, старается показать Хитровку как бандитское место, чтобы читателям было интереснее.

Тем не менее в этот дом писатель водил Станиславского и театрального художника Симова, чтобы вдохновиться атмосферой упадка. Они готовили постановку пьесы Максима Горького «На дне».

Хрущевская оттепель.

«Хрущевки» Москвы

(Возведение панельных «хрущевок»)

Смена диктатора (после смерти Сталина) на более мягкого и хозяйственного Хрущева, переключило строительственные мощности с показательного монументализма на конкретные вопросы жилищно-хозяйственной политики. Так началась реализация переселения из одноэтажного жилья в многоквартирники. В огромном количестве возводилось массовое жилье, так называемые «хрущевки» (пятиэтажные дома с упрощенной планировкой).

В 1960 году границей Москвы стала кольцевая автомобильная дорога и площадь города достигла 878 км2. Строительство в центре города приобрело безвкусный стиль, простой и пренебрежительный к историческим и национальным наследиям.

(Строительство Проспекта Калинина)

Так был построен проспект Калинина (Новый Арбат в наст.время)  в прямолинейных чертах и домах в виде распахнутых книг, лишенный эстетического вкуса. В 1961 году в Кремле возвели Кремлевский Дворец Съездов, нарушивший исторический облик внутри стен Кремля. В 1964—1967 годах построена гостиница «Россия» (в наст.время на этом месте Парк Зарядье) сместив на себя фокус со всей панорамы Красной площади.

Доходный дом Ивана Исакова

Это изящное здание в стиле модерн работа архитектора Льва Кекушева. 5-этажную постройку задумали в начале прошлого века и возвели уже к 1906-му году.

Гордость этого дома выразительный фасад, богатое скульптурное наполнение. На самом верху по центру фасада большое окно круглой формы. Слева и справа от него эффектные женские силуэты. В руках у одной факел, у другой книга. Этим архитектор символизировал просвещение и тягу к познанию мира. Пространство под крышей украшают львиные маски. Кстати, на самой крыше когда-то красовалась скульптура льва, но до наших дней этот элемент не сохранился.

Кекушев специально старался сделать здание максимально ассиметричным. Так, внутренняя часть здания насчитывает шесть этажей, а внешняя (выходящая на улицу) только пять. Если присмотреться к фасаду, можно заметить, что оконные рамы на каждом этаже различаются.

Уже с 1925-го года дом использовали как жилищное товарищество. Сегодня это жилое здание, защищенное статусом объекта культурного наследия.

Адрес: Пречистенка, 28

Дом Анны Монс в Немецкой слободе

На самом деле, этот дом — единственный сохранившийся пример того, как застраивали Немецкую слободу в допетровское время. Но к Анне Монс он не имеет никакого отношения.

Палаты XVII века принадлежали врачу царя Алексея Михайловича Ван-дер-Гульсту. Дом Монсов стоял где-то неподалеку. Но именно эти палаты носят имя фаворитки Петра I. О возрасте палат говорят остатки кирпичного допетровского узорочья на заднем фасаде.

Позже дом перестраивали в стиле раннего московского барокко: парадный фасад богато декорирован. В советское время дом Анны Монс оказался на территории завода НИИ точных приборов. В 80-е годы завод начал строительство нового цеха, которое полностью перекрыло доступ к дому Анны Монс. Сейчас завод не работает, но и доступа к древнему зданию нет. Дом Анны Монс ветшает.

Адрес: улица Бауманская, 53, стр. 8.

Палаты Украинцева

Палаты Украинцева / фото Википедии CC-BY-3.0

Белое двухэтажное здание с толстыми стенами и красными наличниками стоит на Ивановской горке в Белом городе.

Палаты эти построены в 1665 году думным дьяком, дипломатом Емельяном Украинцевым. Выстроены они в форме буквы «Г», что объяснялось четким делением дома на женскую и мужскую половины.

В здании два этажа. На первом размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги, на втором этаже жили хозяева. Палаты выходят на Хохлов переулок задней стеной, фасад здания обращен во двор. Но частые перестройки палат за столетия привели к тому, что именно задняя стена стала считаться фасадом.

С 1770 года в здании палат разместился главный архив Москвы. Через 100 лет палаты передали Московской консерватории, потом Русскому музыкальному обществу. Здесь размещалась типография Юргенсона, печатавшая произведения Чайковского, Римского-Корсакова.

После революции типография преобразовалась в издательство «Музыка».

В наши дни в палатах Украинцева размещаются книжный магазин, бутики, культурный центр, где занимаются танцами и читают лекции. Здание палат нуждается в реставрации.

Адрес: Хохловский переулок, 7.

Зачем перемещали дома?

Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.

И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.

Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.

Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Этот двухэтажный особняк долгое время практически не привлекал к себе внимания. Заподозрить его в некой значимости можно было только по тому, что фасад его выступает за красную линию переулка. Этот факт указывает на возраст.

Основу дома составляют палаты середины XVII века, которые принадлежали роду Зиновьевых. Хозяева соединили в одно здание две небольшие постройки и надстроили второй этаж. Во второй половине XVIII века домом стал владеть граф А. Толстой, прадед великого русского писателя. В XIX веке дом дважды перестраивали: сначала в стиле ампир, потом в стиле эклектики, даже надстроили третий этаж. В советское время палаты Зиновьевых были обычным жилым домом.

В 2000 году палаты стали лишаться своих соседей, благодаря которым они держались. Вскоре вокруг них вырос современной жилой комплекс. Несколько лет древнее строение стояло бесхозным и ветшало. Но в 2010 году его начали реставрировать. Палатам Зиновьевых вернули их внешний вид рубежа XVII-XVIII веков.

Сейчас там Музей Международного нумизматического клуба.

Адрес: Большой Афанасьевский переулок, 24.

Дом Моссельпрома

Еще один памятник советского конструктивизма, Дом Моссельпрома, в 1920-х годах был самым высоким зданием в столице. Архитектурой здания в разное время занимались такие специалисты, как Николай Струков, Давид Коган, Артур Лолейт и Владимир Цветаев, кузен Марины Цветаевой. Декоративное панно с рекламой продукции Моссельпрома спроектировали художники-авангардисты Александр Родченко и Варвара Степанова, а знаменитый лозунг «Нигде кроме как в Моссельпроме!» придумал поэт Владимир Маяковский.

Изначально в подвале дома находился склад муки, на первом этаже были администрации московских магазинов, выше – дирекция, бухгалтерия и прочие службы Моссельпрома. На верхних этажах жили работники кондитерской фабрики.

В 1930-х годах дом достался Наркомату обороны и стал полностью жилым. В нем селились высшие военные чины, а после войны – генералы и герои Советского Союза. В 1960-х годах дом передали Мосгорисполкому. В это время в доме проживал известный лингвист Виктор Виноградов, а на верхнем этаже находилась художественная мастерская. В наши дни кроме жилых квартир в доме располагается факультет Российского института театрального искусства.

Фото: mos.ru

Москва, Калашный пер., д. 2/10
Смотреть на карте

Здание исторической мечети

Старейшая московская мечеть построена в 1823 году, расположена в центре татарской общины в Замоскворечье. Вообще, первая московская мечеть появилась веком ранее, но не дошла до наших дней: то ли ее снесли из-за ветхости здания, то ли она сгорела в знаменитом пожаре 1812 года.

В 1823 году московский генерал-губернатор разрешил строительство мечети с условием, что у здания не будет признаков исламского религиозного культа. Лишь в 1881 году мечети позволили придать канонический вид, построили купол и минарет, расширили. До 1904 года мечеть была соборной, а после постройки Большой московской мечети ее стали называть исторической.

В годы советской власти в здании размещались разные организации —от типографии до штаба гражданской обороны. В 1967 году снесли минарет. В 1991 году мечеть вновь вернули общине, через два года провели масштабную реконструкцию, восстановили минарет. С 1993 года мечеть открыта для верующих.

Адрес: Большая Татарская улица, 28, стр. 2.

Критика[править | править код]

Личность и творчество Ковалёва активно освещается в масс-медиа, получая противоречивые отзывы от журналистов и критиков.

Виктор Шендерович выпустил несколько разгромных статей о группе «Пилигрим», где написал, что в песнях и исполнении Ковалёва отсутствует душа, а «вместо осмысленного действия — пошлый показ, рассчитанный на публику-дуру. И излишки темперамента вырываются не из тех мест». Также у журналиста крайнее недовольство вызвал ремейк песни Виктора Цоя «Перемен».

Такого же мнения о Ковалёве был Николай Фандеев. Рецензируя альбом «Неба синь», он написал, что это «тщетная попытка незадачливого певца исполнять смесь ресторанной музыки и безвкусной советской эстрады 1970-х годов прошлого века».

Соня Соколова оценивает Андрея Ковалёва и результаты его творческой работы более позитивно: «у Андрея Ковалёва всё получается весьма и весьма неплохо: с ним работают одни из лучших аранжировщиков и музыкантов, он организовывает Фестивали и активно помогает молодым группам, а заодно стал совладельцем крупного информационного агентства», «если присмотреться к Ковалёву внимательнее, понимаешь: перед тобой — человек, очень искусно и с юмором сконструировавший себе public image и кропотливо работающий на него»

В СМИ имеются упоминания о том, что в 1990-е годы Ковалёв был связан с криминальными разборками.

Много нейтральных и позитивных публикаций посвящёно борьбе с выступлениями под фонограмму.

Экскурсии и праздники во дворе

В доме изменился климат после того, как в него въехала церковь. Здесь расположены курсы церковного пения. В Пасху в нашем дворе собираются церковные музыканты и поют.

Еще на атмосферу влияла семья кинооператора Кочубея — она, правда, уже съехала. Когда сыновья Кочубея учились во ВГИКе, здесь постоянно собиралась молодежь из кинотусовки. Они ставили небольшие сценки по группам, смотрели кино на проекторе во дворе. Еще я помню их необычную свадьбу на велосипедах. Мы надели ретрокостюмы и поехали праздновать вместе с ними.

Жители дома достаточно близко общаются между собой. Раньше мы организовывали субботники, а теперь выносим столы и вместе пьем чай из самовара. Еще устраиваем праздники. Например, фестиваль «Хитровская осень», где играет джаз. Это камерное, более-менее закрытое мероприятие.

Галереями в доме мы пользуемся мало — только для входа в квартиру. Разве что можем там иногда постоять и полюбоваться садом. Проблем с ними тоже не возникает. Протекала крыша, но после одного звонка соседки ту починили.

Как застраивалась Москва

Самое большое количество домов в процентном соотношении в Москве было построено через десять лет после Войны, когда страна уже оправилась от потрясения и промышленность показывала значительный рост (с 1956 года по 1965 год). Во время ВОВ строительство новых зданий в столице практически сошло на нет. После 1965 года начинается массовая застройка домами, этажность которых начинает превышать цифру 5. Бум строительства продолжается вплоть до 1980-хх годов. По количеству возведенных зданий этот период опережает даже современность (например, в 2005 году было введено всего 365 домов), а вот по количеству новых квадратных метров, то есть по другому способу подсчета, на первом месте окажется период после 2000 года. Период между этими двумя лидерами ничем не примечателен – например, с 1980 по 1990 год всего возвелось 4 тысячи жилых построек.

Если застройка Москвы началась уж в 1956 году, то назревает вопрос – а не устарело ли жилье, построенное еще в советское время? Обратим внимание, что срок службы советских панелек начинается от ста лет, а кирпичных домов и вовсе может составлять более ста двадцати лет. Статистика аварийного и ветхого жилья в 2000 года демонстрировала своеобразную стабильность – количество домов в неудовлетворительном состоянии росло на тысячу каждый год, что в том числе и стало причиной запуска программы реновации жилого фонда

Олимипиада-80 в Москве

(Знак Олимпиады в Москве в 1980 году)

Осенью 1974 года столицей проведения XXII летних олимпийских игр была выбрана Москва. Город задолго начал готовиться к этому грандиозному событию тех, довольно «размеренных и скучных» застойных лет. Была построена гостиница «Космос», Олимпийская деревня и целый район в Тропарево, где будут останавливаться олимпийские спортсмены и гости Олимпиады. В 1976—1979 годах был капитально отремонтирован главный стадион «Лужники», где был зажжен олимпийский огонь. 19 июля 1980 года прямо к началу олимпийских игр был открыт крытый спортивный комплекс «Олимпийский».

XXII Олимпийские игры в Москве прошли с 19 июля по 3 августа 1980 года.

(Знаменитый олимпийский мишка улетает)

Палаты Долгоруковых

Палаты Долгоруковых / фото Википедии CC-BY-4.0

Многие палаты XVII века в следующем столетии были перестроены. Такая  судьба у палат Долгоруковых.

Этот особняк в стиле барокко построен на основе палат предыдущего века. Между тем, сами палаты стоят на подклете XVI века, и подклет этот прекрасно сохранился. С начала XVIII века хозяева дома менялись часто.

В 1744 году его купил князь А. Долгоруков. Он перестроил и расширил дом к 1764 году. После этого переустройства в центре дома сделан каретный въезд, который отделял старую часть дома от новой. Гости въезжали на карете в здание и по боковым лестницам поднимались в вестибюль.

Пожар 1812 года дом не тронул, Наполеон разместил здесь управление французской полиции. Позже в этом доме состоялся суд над русскими поджигателями Москвы.

В 30-х годах XX века рядом с домом Долгоруковых построили многоквартирный жилой дом, из-за чего пришлось разобрать угол самой древней части палат. В 90-х годах дом Долгоруковых отреставрировали, но шахта лифта жилого дома не позволила восстановить утраченный угол. Бывший главный фасад палат XVII выделен реставраторами белым цветом.

Адрес: Колпачный переулок, 6, стр. 2.

Палаты Крутицкого подворья

Крутицкое подворье

Чудесный архитектурный ансамбль, сохранившийся в столице почти полностью.

Когда-то на месте подворья располагалось село Крутицы (название идет от высоких берегов Москвы-реки рядом с устьем Яузы). Потом на этом месте возник мужской монастырь. В XIV веке монастырь преобразовали в подворье Сарайской епархии.

С XVI века начался расцвет подворья, которое к тому времени уже прочно стало именоваться Крутицким. Его возвели в ранг митропольичего, патриархи любили бывать здесь. Началось большое строительство. Построили Митрополичьи палаты (годы строительства: 1655 — 1670).

После упразднения патриаршества в 1721 году Крутицкое подворье переживало не лучшие времена: и оскудение, и сильные пожары, и передача подворья в военное ведомство не улучшали его состояния и положения. В годы советской власти в помещениях подворья размещались военные казармы, гауптвахта, и другие, далекие от церковных дел, ведомства.

С 1991 года Крутицкое подворье возвращено РПЦ как подворье Патриарха Московского и Всея Руси. С 2001 года в его зданиях размещается Синодальный отдел по делам молодежи.

Из строений Крутицкого подворья сохранились:

  • Митрополичьи палаты,
  • Крестовая палата — храм Воскресения Словущего на Крутицах (1650-е гг.),
  • Набережные палаты (1719),
  • Приказные палаты (вторая половина XVII в.).

Самые старые — Митропольичи. Это большой двухэтажный терем из красного кирпича, к которому пристроено роскошное крыльцо, ведущее сразу на второй этаж. Там располагались парадные залы и жилые комнаты, на первом этаже — хозяйственные помещения.

Все палаты Крутицкого подворья выстроены из кирпича, все они красивы. А весь комплекс зданий Крутицкого подворья — счастливый уголок той старой Москвы, который удивительным образом сохранился в наше переменчивое время.

Адрес: улица Крутицкая, 11.

Интересная экскурсия по Крутицкому подворью:

Москва. Время перемен

(Митинг в Москве, 1991 год)

В 1990 году был провозглашен суверенитет России, а 12 июня 1991 года Борис Ельцин народным голосованием избирается первым Президентом РСФСР, набрав 45 552 041 голосов (57% от всех голосов), с огромным разрывом опередив тогдашнего председателя Советов Министров СССР Николая Рыжкова. 10 июля Борис Ельцин приняв присягу на верность народу официально вступил в должность Президента РСФСР.

(Танки на Васильевском спуске во время государственного переворота, 1991 год)

19-21 августа 1991 года в Москве совершались события, названного в истории Августовским Путчем. Была совершена попытка  государственного переворота, которая окончилась провалом и в декабре 1991 года Советский Союз прекратил своё существование.

(Б.Н. Ельцин и Новая Россия)

Москва становится столицей Российской Федерации.

События в Москве 3-4 октября 1993 года произошли в следствии внутриполитического конфликта, получившего своё название, как Конституционный кризис. Сопровождались событие вооруженными столкновениями на улицах Москвы, был обстрелян Белый дом, и сопротивление в итоге было подавлено. В это время в Москве в ночь с 4 на 5 октября с 23 часов по 5 часов утра был введен комендантский час.

В едином стиле

Сегодня созданием и поддержанием единой системы уличной навигации в столице занимаются сотрудники Московского аналитического центра в сфере городского хозяйства (ГБУ «МАЦ»). Именно они устанавливают домовые и городские указатели.

Постановление о создании единой системы навигации было принято Правительством Москвы в 2013 году. Вскоре были определены основные принципы уличной навигации: цвета, способы размещения, размеры табличек. Сегодня как домовые, так и городские уличные указатели оформляются в единой стилистике. Это белые буквы на синем фоне.

«Цвет должен деликатно встраиваться в архитектурное пространство города, но не увеличивать количество визуального шума. Также цветовая схема не должна создавать проблем участникам дорожного движения. Именно поэтому не используют зеленый и красный цвета. Темный фон не дает пятен засветки и, в отличие от светлого, смотрится более ровно, и пыль и потеки на нем менее заметны», ― поясняет Наталия Ремезова.

Дом авиаторов на Беговой улице

Дом авиаторов на Беговой улице (также известен как «Дом-сороконожка», «Дом-осьминог», «Дом на ножках»

) — 13-этажный 299-квартирный панельный жилой дом оригинальной планировки в стиле брутализма. Построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселён работниками авиационного . Главная особенность постройки — 40 железобетонных опор-«ног», поднимающих первый этаж на уровень четвёртого.

Строительство «дома на ножках» по проекту архитектора Андрея Меерсона началось в 1973 году. Изначально его планировали построить на берегу Химкинского водохранилища рядом со станцией метро «Водный стадион» под гостиницу. Так возникла идея разместить дом на железобетонных опорах: это позволило бы оживить пространство у водоёма, не нарушая естественной циркуляции воздуха. Однако впоследствии городские власти решили перенести сооружение на территорию одного из главных въездов в Москву — на Беговую улицу, неподалёку от Ленинградского проспекта. Это место до начала строительства можно увидеть в фильме Ролана Быкова «Семь нянек», вышедшем в 1962 году. По плану высотность дома должна была составлять 16 этажей, но затем их число сократили до 13 плюс два технических этажа и опоры, соразмерные уровню четырёх этажей. Несмотря на смену места, дом всё же решили строить на опорах: согласно распространённой версии, это было сделано для создания «эффекта сквозняка», чтобы в помещениях не скапливались выхлопные газы от интенсивного движения на Ленинградском проспекте. Строительство завершилось в 1978 году: это был первый жилой дом в СССР с применением монолитного железобетона. От идеи гостиницы решили отказаться по техническим причинам и квартиры в новом доме получили работники авиационного — отсюда название «Дом авиаторов». На 2020 год здание используется как обычный жилой дом.

«Дом авиаторов» насчитывает 13 жилых и два технических этажа (нижний — под опорами, верхний — между последним жилым этажом и крышей). Длина здания составляет 130 метров, фасад разбит на три широкие секции. Сорок железобетонных опор-«ног» (по 20 пар) в нижней части дома сужаются книзу настолько, что в нижней части их могут обхватить два человека. Из-за этого создаётся иллюзия неустойчивости постройки, хотя на самом деле опоры и основание дома выполнены из монолитного железобетона. Основание имеет трапециевидную форму и крепится на 20 брусьев, расположенных непосредственно над «ногами». Свободное пространство под опорами жители дома используют для парковки автомобилей. Жилые этажи собраны из стеновых панелей. В период, когда велось строительство, возможности для архитектурных решений были ограничены едиными стандартами строительных изделий заводского изготовления. Меерсон использовал серийные панели и наложил их внахлёст одну на другую. В результате «дом на ножках» визуально расширяется кверху, а его отделка внешне напоминает чешую или черепицу. Иллюзия «игры мускулами», свойственная архитектуре брутализма, перекликается с эстетикой московского художественного андеграунда 1970-х годов. По фасаду дома расположены три подъезда. Они вынесены за пределы основного строения и соединяются с ним через лестничные марши и лифтовые шахты. Окна подъездов напоминают по форме бойницы и сохраняют элементы изначальной деревянной опалубки. Лестничные клетки сообщаются с этажами с помощью наружных незадымляемых переходов. К лифтовым холлам через открытый переход присоединены эвакуационные лестницы, заключённые в овальные бетонные шахты. Кровля дома мягкая, плоская, оборудованная системой внутреннего водоотвода. В то же время на ней отсутствуют защитно-улавливающие решётки, из-за чего козырьки лоджий приходится очищать от снега и наледи в зимний период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector