Граффити
Содержание:
- Кодекс чести райтера
- Какая инфраструктура возникла вокруг уличных художников
- «С Рождеством». 2018 г.
- «Крыса в часах». 2018 г.
- «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
- Sasha RTS
- Ради чего все это? В чем смысл твоих работ?
- Граффити «Поцелуй Брежнева и Хонеккера
- Мировой опыт противостояния граффити и государства
- «Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
- Художник без лица
- Улица Дзамбони, Болонья
- DAIM
- Майя Плисецкая
- Юрий Гагарин
- Добавьте энергии в ваш дизайн
- Как относишься к тому, что твои работы закрашивают?
- «Потребительский крючок». 2006 г.
- История стрит-арта с момента появления и до наших дней
- Виды граффити
- «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
- Известные представители направления
- Blek le Rat
- Используйте граффити в брендинге и корпоративном стиле
Кодекс чести райтера
У художников граффити есть свой кодекс чести. Неизвестно, кто его придумал, но эти десять правил встречаются на любом сайте, посвященном граффити.
1. Необходимо всегда придерживаться норм, принятых в обществе.
2. Помнить о коллективе, если приходится работать в команде.
3. Нельзя писать на памятниках культуры, на домах, представляющих культурную ценность, а также на мемориальных стенах и надгробиях.
4. Нельзя навязывать людям собственные художественные пристрастия, в частности, писать на стенах жилых домов и машинах.
5. После завершения работы следует за собой убрать.
6. Нужно постоянно развиваться, повышая уровень своей культуры.
7. Райтер должен всегда помнить о чести и любить то, чем занимается.
8. Нельзя писать на чужих работах и именах других райтеров.
9. Нельзя портить чужие работы.
10. Призвание райтера — украсить серый мир.
Фото: www.daim.org
Какая инфраструктура возникла вокруг уличных художников
Фестивали. Это площадка для широкомасштабного высказывания. Чаще всего художники не зарабатывают на создании росписей, но благодаря интернету и соцсетям их уличные работы становятся отличной рекламой собственного творчества — и они получают деньги за продажу студийных или галерейных произведений.
Агентства. Они работают с граффити-райтерами и уличными художниками, приглашая их для взаимодействия с брендами. Это могут быть как творческие проекты и коллаборации, так и просто росписи (в этом случае художник выполняет роль ремесленника, которого приглашают расписать офис, нанести какую-то рекламу и так далее).
Издания. В Европе существуют целые издания, посвященные искусству уличной волны — urban contemporary art. Во Франции уже несколько лет издается ежегодный альманах Le Guide de L’art Contemporain Urbain — с подборкой художников, которые пришли с улиц и чьи работы можно купить в европейских галереях.
Галереи. Естественно, по всему миру существует огромное количество галерей, которые сотрудничают исключительно с художниками уличной волны. Многие из них стали очень успешными, как, например, галерея Стива Лазаридеса, который раньше был агентом Бэнкси. В последнее время работы художников уличной волны стали появляться на аукционах современного искусства даже в России. Например, на аукционе, который стал результатом сотрудничества фонда RuArts и биеннале «Артмоссфера». Там представлены только художники с уличным бэкграундом.
Ярмарки. В Европе проходят даже специализированные ярмарки, та же Urban Contemporary Art. Некоторые известные уличные художники участвуют и в известный ярмарке Art Basel. Ярмарки — это хорошие площадки для взаимодействия с коллекционерами и галеристами. Художники уличной волны обязаны тем, кто на ранних этапах увидел в них потенциал, стал покупать их работы и сводить с теми людьми, которые могут организовать их музейные выставки.
Независимые институции. В конце концов, кроме музеев, где такие выставки периодически проходят, в Европе и России стали появляться независимые институции, посвященные уличному искусству. Такие как, например, Музей стрит-арта в Петербурге или музей MIMA в Брюсселе.
«С Рождеством». 2018 г.
Бэнкси. Мальчик радуется «снежным» хлопьям. 2018 г. Бристоль
В конце 2018 года на стене обычного гаража маленького городка Порт-Талбот (Уэльс) появился рисунок, изображающий мальчика. Довольный ребёнок ловит ртом снежинки.
Но, когда Вы заглядываете за угол, видите … продолжение работы. И сразу же понимаете, что на ребёнка летит вовсе не снег, а пепел из дымящегося мусорного бака!
На этот раз Бэнкси решил высказаться на тему экологии. И, как обычно, выбрал для этого место, которое идеально сочетается с самим посланием.
В городке находится сталелитейный завод, который время от времени накрывает городок серой сажей. Дымящиеся трубы легко разглядеть недалеко от этого гаража.
Интересно, что владелец гаража продал эту работу коллекционеру за 100 тыс. фунтов. Но с условием, что работа останется в городе. Возможно, ей удастся изменить жизнь городка к лучшему. И подобный «снег» в городке прекратится.
Как вы понимаете, Бэнкси и с этой работы не имел никакой прибыли. Ведь здание принадлежит не ему. И его совершенно не смущает, что доход с продажи его произведения достаётся другому.
Такое легкое отношение к деньгам подкупает, согласитесь.
«Крыса в часах». 2018 г.
Бэнкси. Крыса в циферблате часов. 2018 г. Манхэттен, Нью-Йорк
В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.
Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.
Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.
Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).
Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.
К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.
Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.
Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.
Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.
Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.
Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.
«Мытьё полосок зебры». 2008 г.
Бэнкси. Мытьё полосок зебры. Где-то в Мали, Западной Африке (предположительно)
Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!
Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).
Граффити Бэнкси в Мали «Мытье полосок зебры»
Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.
Так в чем же состоит послание художника?
Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.
Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.
Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.
Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.
Sasha RTS
Sasha RTS, он же Саша Рисуй Тусуй, известен в арт-сообществе своим диким стилем и безумными персонажами. Он работает со многими поверхностями, выставляется в России и за рубежом, а также сотрудничает с известными брендами, в числе которых Nike, Puma, Vans и другие.
В то же время Саша не забывает об улице и вносит свой вклад в облик города. У него всегда с собой авторские стикеры, которые он расклеивает в самых неожиданных местах. Получаются такие пасхалки, которые заметит только внимательный прохожий.
Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?
Стрит-арт, как и стрит-культура в целом, давно имеют масштабное влияние на мировую визуальную среду, благодаря которому они могут не только существовать в условиях каких-то границ, но и создавать свою самостоятельную экосферу.
Культурное, региональное и этническое разнообразие, которыми наполнялась Россия в течение своей богатой на события историей, принесли с собой множество архитектурных форм и интересных элементов градостроения. Экспериментальные постройки эпохи советского модернизма также дают пищу для объемно-пространственных размышлений относительно практического и эстетического ощущения жилых пространств и инфраструктур. До неприличия большое количество плотно застроенных «спальных» районов мегаполисов, которое резко контрастирует с региональными просторами двухэтажной России, вдохновляет на поиск новых форм и образов. Кроме этого, по всей стране существует достаточно объемная масса заброшенных и не всегда реставрируемых объектов
Таким объектам «самовыражение» стрит-артистов часто дает новый функционал, это самовыражение привлекает внимание к забытым, но от этого не менее интересным местам
Следует помнить, что настоящий стрит-арт – это обширное понятие, наполненное не только картинками на зданиях, но и перформансами, выступлениями уличных музыкантов, поэтов, танцоров и другими формами творческого выражения, происходящего под открытом небом или в переходах. Мне нравится наблюдать такие явления в сюрреалистических и разнообразных пейзажах России.
View on Instagram
Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?
Любое изобразительное искусство – это способ общения с миром в глобальном смысле. Художник не всегда ждет ответа на свое высказывание, будь он выражен в виде эмоции или словесно. Иногда творческая работа предлагает пообщаться зрителю с самим собой, иногда рефлексия от просмотра работы срабатывает не сразу, а спустя какое-то время. Я не стремлюсь накопить ответных зрительских эмоций в том виде, в котором мы привыкли их выражать
Для меня более важно, чтобы у человека, который увидит мои картинки, теги или стикеры, зародились благостные нейронные связи, основанные как на его личном ассоциативном ряде, так и на совершенно свежих для него образах. И чтобы связи эти привели зрителя к добрым действиям с его друзьями и семьей, где мое творчество, очевидно, уже не будет принимать прямого участия
Бывало такое, что после одного приклеенного стикера зритель вспоминал о своих увлечениях искусством, возвращался к книгам, изучению кинематографа, вспоминал о своих сильных качествах, то есть вдохновлялся. Конечно же, среди всех этих «социально значимых» выражений существует еще и множество штук, которые я делаю смеха ради, чтобы разок-другой вызвать у зрителя простую улыбку и как-то, хотя бы минимально, его подбодрить.
View on Instagram
Каким ты видишь идеальное городское пространство?
В моем городском пространстве есть много раскидистых зеленых деревьев на главных улицах, чистые водоемы, хорошо спроектированные велодорожки. Хорошие велодорожки ну очень важны для здоровья и долголетия людей. В моем городе не пресекаются и не осуждаются здравые творческие и социальные инициативы. Красивые и сложные рисунки не закрашиваются в сотни оттенков серого. Люди чаще улыбаются. А безликая реклама ненужных продуктов и услуг уступила место образовательным плакатам об истории искусств, актуальных музыкальных событиях и выставках по-настоящему молодых художников. И конечно же, как сказал один из классиков современной поэзии: «Покажи мне город, где ни**я не решает валюта, где люди просыпаются от залпов салюта утром…»
Ради чего все это? В чем смысл твоих работ?
Beat.c:
Когда человек только начинает рисовать, всегда присутствует азарт: быть самым узнаваемым, популярным, чтобы все видели и знали, что вот такой персонаж есть. Зачастую это связано с подростковым максимализмом, примерно в этом возрасте большинство будущих членов субкультуры в нее и попадают. Со временем вырабатывается свой индивидуальный почерк и тактика рисования.
При этом, перед художником граффити есть две задачи: пробиться сквозь назойливый шум городской рекламы, в то же время, сделать это эстетически красиво, как минимум для тех, кто в этом что-то понимает. А все это в реалиях архитектуры коробочно-кирпичных домов и зачастую неумелого, непродуманного градостроения. Получается целая наука. Где-то пересекается с архитектурной деятельностью, где-то с графическим дизайном. Только вот нет никаких брендбуков, дедлайнов, очереди согласований и вечно недовольного руководства.
Вообще очень интересно наблюдать, как власти пытаются выживать граффити из городской среды. Частое закрашивание рисунков толкает людей изобретать интересные способы как можно дольше оставаться на месте. Некоторые на стенах города уже 20 лет, и это прямо в центре Москвы.
Gesh:
Для меня граффити — это процесс и знакомства.
Очень классно то, что ты можешь приехать в любой город мира и там найти людей, которые просто занимаются тем же, чем ты, и встретят тебя, как своего.
Крутое Пике:
Я не стараюсь найти для себя какой-то смысл. Не поддерживаю какую-то идею. Я просто делаю то, что люблю. Я люблю эту движуху в целом. Общение для меня стоит на равном месте с рисованием. Это, на самом деле, очень большое комьюнити. У меня есть много знакомых из других городов и стран.
Blot:
Прежде всего, ради себя, я вижу в этом способ самореализации. Я достаточно интровертный человек, а рисуя на улице и на зданиях, там, где люди могут это увидеть, я высказываюсь. Это некий диалог и с самим собой, и с людьми, которые это видят.
Я испытываю большое удовольствие от самого процесса рисования в открытом пространстве. Нигде больше такого нет: ни в студии, ни в мастерской. Там есть свои плюсы, но именно на улице и в заброшенных зданиях я получаю удовольствие от нанесения краски на стену, на интересные фактуры. Это необычные материалы на необычной поверхности. И если ты понимаешь, что ты сделал именно то, что ты хотел, — это такая «пилюля радости».
Я люблю работать с формой, мне важно передать через форму настроение, идею, взять несколько аспектов и совместить их во что-то одно. Мне нравится иносказательность, метафоричность, когда ты можешь глубокий смысл внедрить в минимальную форму
Лучше говорить простым языком о чем-то сложном, нежели сложным о простом.
@gesher_uno
Граффити «Поцелуй Брежнева и Хонеккера
Погрузивший страну в дремотный застой, изредка Леонид Брежнев радовал общественность своими выходками. Его привычка трижды целовать при встрече политиков породила название поцелуя «Тройной Брежнев». В аэропорту Шереметьево Брежнев так лихо засосал руководителя ГДР Эрика Хонеккера, что этот факт влип в историю. В 1990 году художник Дмитрий Врубель на уцелевшей после падения части Берлинской стены изобразил исторический поцелуй. Это граффити считается самым известным в мире. Правда, в 2009 году в рамках реставрации стены рисунок стерли. Но позже власти все же разрешили его восстановить. Что и было сделано.
Фото: www.kolbasaclub.ru
Мировой опыт противостояния граффити и государства
Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.
В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.
Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art
В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.
При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.
Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.
Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014
Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Фото: Jonas K. / flickr.com
«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Фото: / it.wikipedia
Фото: Sailko / commons.wikimedia.org
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
DAIM
DAIM, немецкий райтер, известен тем, что первым сообразил рисовать на стенах трехмерные объекты. Теперь 3D-граффити называют Daim Style. Выглядят они крайне эффектно: так и хочется подойти поближе и потрогать «выпрыгивающие» из стены буквы, животных и абстрации. Знаменитые объемные граффити на асфальте — «бассейн», «обрыв» посреди проезжей части и другие — тоже Daim Style. А ещё Daim попал в книгу рекордов Гиннеса вместе с группой райтеров, создавших самое высокое граффити в мире.
Фото: www.daim.org
Серым ноябрьским днем получить дозу цветотерапии можно прямо на улице. Если, конечно, знать правильную улицу, где стены расписаны граффити. Где в Челябинске найти красочные уличные картины читаем в статье «Челябинские граффити: диагноз психиатра». Мы не просто сдаем вам координаты главных явок граффитчиков. Но ещё и предложили психотерапевту прокомментировать творения челябинских уличных художников.
А чтобы влиться в тусовку райтеров, недостаточно уметь держать баллончик и что-то им малевать. Надо уметь и ввернуть словцо в тему. Прочитав наши интересные факты о граффити и вызубрив , вы заткнете в беседе за пояс матерого райтера.
Майя Плисецкая
В 2013 году на Большой Дмитровке появилось яркое граффити размером 18 х 16 м с изображением советской и российской балерины Майи Плисецкой в образе Одетты из «Лебединого озера». Авторы портрета — бразильские художники Эдуардо Кобра и Агналдо Брито. Они стремились сделать портрет максимально узнаваемым, поэтому, работая над эскизом, использовали архивные фотографии балерины. Сама Плисецкая видела граффити и высоко оценила творчество художников.
В начале 2020 года появились слухи, что московская мэрия хотела закрасить граффити, поскольку его размещение не было согласовано. В мэрии эту информацию не подтвердили и заверили, что портрет останется на своём месте.
- РИА Новости
Юрий Гагарин
Граффити с изображением первого лётчика-космонавта Юрия Гагарина есть во многих российских городах, но самое масштабное появилось в подмосковном Одинцове летом 2019 года (на фасаде дома №25 по улице Кутузовская). Там в микрорайоне Трёхгорка проходил международный фестиваль уличного искусства Urban Morphogenesis «Культурный код», в рамках которого на многоэтажки города было нанесено более 50 изображений.
«Я создавал портреты уже многих знаменитых людей. Но Юрий Гагарин и вообще русский человек для меня — новая тема. Его история невероятно вдохновляет. Гагарин вырос в обычной советской семье, ходил в обычную школу, но стал примером для миллионов людей», — рассказал Йорит Агоч.
- АГН «Москва»
Добавьте энергии в ваш дизайн
Многих людей поражает, насколько живым выглядит граффити. Отчасти это качество у данного вида искусства появилось из-за «подпольности» работы художников. Им приходится работать быстро и скрытно, и это чувство поспешности ощущается при взгляде на результаты их творчества. Часто художники пытаются выразить себя в собственных граффити, подпитывая свои работы энергетикой субкультуры, к которой они сами принадлежат.
Многим может показаться, что Расс Миллс, создавая портреты женщин, придерживается достаточно «грубого» стиля. Однако нельзя усомниться в том, что при взгляде на его работы можно почувствовать вибрацию, исходящую от каждой из изображенных девушек.
Возьмите это себе на заметку, когда будете работать над собственными дизайнами; вдохните в них жизнь, одухотворяя какую-то идею или бренд. Мастера граффити способны это сделать за очень короткий промежуток времени, поэтому смело используйте данный прием в своих дизайнерских работах, когда вы не строго ограничены во времени.
Испанский дуэт Pichi & Avo решили совместить в своем проекте подрывные элементы (разместив рисунки на транспортных контейнерах и изобразив одновременно античные и современные образы) и передать невероятную энергетику с помощью цветовой гаммы и масштаба работы.
Художник Rone смог вдохнуть жизнь в свое произведение, используя в качестве основы лишь один цвет.
ДИЗАЙН-СОВЕТ: Если хотите привлечь большую аудиторию, добавьте жизни в ваши дизайны. Нельзя пройти мимо арта, который переполняет бешеная энергетика.
Как относишься к тому, что твои работы закрашивают?
Beat.c:
Если жизнь граффити коротка, то только в двух случаях: либо ты осознанно миришься с тем, что это закрасят наутро, либо ты не понимаешь, где рисунок/тэг уместен, а где нет. Я стараюсь выбирать места, которые меньше подвержены тому, чтобы быть закрашенными быстро. К примеру, недавно рисовал на заброшенном здании, фасад которого выходит на шоссе. По сути, очень просматриваемое место, вокруг постоянная пробка из автомобилей, но вот здание это уже никому не нужно. Другой вопрос, что ради этого пришлось рисовать валиком вниз, лежа на краю крыши, что не очень удобно. Однако в этой ситуации я понимаю, что усилия оправдывают результат.
Gesh:
В этом есть свой шарм. Конечно, прикольно, когда, приезжая, видишь свои работы. Но все в нашей жизни скоротечно, поэтому отношусь к этому как-то по-философски.
@sashablot
Крутое Пике:
Я считаю, что если бы их не закрашивали, то пропал бы интерес. Конечно, очень обидно, когда ночью ты сделал крутое место, а с утра приехал его сфоткать, и бам… уже все закрашено. Но бывает и такое, когда работа на видном месте висит несколько лет.
Blot:
Со временем я начал спокойно к этому относиться. Это улица, это открытое пространство, и если ты делаешь работу в публичном пространстве, которое не принадлежит тебе, то абсолютно логично, что работу могут рано или поздно закрасить. Когда-то меня это и правда напрягало, потому что ты вкладываешь силы, время, а работу закрашивают и все сводится к нулю. Но ты же идешь не только за результатом, а еще за процессом, за вдохновением, за атмосферой. Соответственно, ты реализуешь свои цели, которые даже важнее, чем то, что работу могут закрасить.
«Потребительский крючок». 2006 г.
Бэнкси. Потребительский крючок (Фраза на плакате «Распродажа заканчивается сегодня»). 2006 г. Частная коллекция
Эту работу Бэнкси так же, как и «Девочку с шариком», создал акриловыми красками в 2006 году.
Понятно, что на этом рисунке художник сильно иронизирует над сознанием потребителя. Над теми, кто чуть ли не с религиозным трепетом относится к распродажам.
Бэнкси здесь играет на грани кощунства и юмора. Ведь он взял образы близких Иисуса, оплакивающих его у креста. И поместил их перед плакатом «Распродажа заканчивается сегодня».
Что ж, художник не жалеет нас. А прямо указывает, что погоня за товарами становится главным смыслом жизни. Когда люди чуть ли не молятся на бренды.
История стрит-арта с момента появления и до наших дней
Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.
Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.
Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.
Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.
VK
Виды граффити
Tagging
Tag — это подпись художника, которую он оставляет либо на своем большом рисунке, либо просто на стене или вагоне. Тэги получили свое широкое распространение в 70-х и до сих пор являются неотъемлемой частью граффити, поскольку качественный и уникальный тэг является брендовым знаком художника, по которому его работы узнают везде.
Все начиналось с самых простых тэгов, которые рисовались “на скорую руку”, но со временем райтеры стали уделять им все больше внимания, придумывая новые шрифты и усложняя надписи дополнительными эффектами (о лучших шрифтах граффити читайте здесь). На сегодняшний день tagging по-прежнему остается начальным уровнем в граффити, но от этого не перестает быть менее важным, чем раньше.
Bombing
Так называемый “скоростной” вид граффити. Bombing также стоит у истоков развития культуры, поскольку именно он был самым широко используемым видом рисования в 70-80-х годах. Изначально “бомбили” в основном поезда или другие средства передвижения, но сейчас этот термин применим и к другим местам нанесения рисунка (выполненным, например, на экстремальной высоте). Суть “бомбинга” заключается в скорости выполнения рисунка на видном месте. Отсюда вытекает то, что часто таким работам не достает детализации. Но для “бомбинга” это не является приоритетной задачей.
Writing
Пожалуй главный вид граффити, поскольку writing обобщает практически все стили, в которых присутствуют буквы (а это основная масса граффити-рисунков). Тут стоит сказать, что в writing иногда выделяют своеобразный подстиль — lettering. Это рисование уникальных букв, отличающихся от других, зачастую разработанных конкретными райтерами. Lettering лежит в основе развития многих стилей граффити.
Writing подразумевает тщательную подготовку рисунка и в отличии от бомбинга на него затрачивается не один час работы.
Scratching (scrabbing)
Этот вид граффити не сильно распространен, поскольку выглядит не особо эстетично. Его суть в том, что тэг или какая-либо другая надпись царапается на твердой поверхности, оставляя след. В основном scratching используется в вагонах поездов: райтеры оставляют на окнах свой тэг. Подобные “художества” легко можно увидеть и в отечественных электричках.
Clean advertising
Clean advertising или “чистая реклама” по-нашему, часто не воспринимается как отдельный вид граффити. И это можно понять: коммерческая реклама массовых продуктов употребления или организаций — это не то, что идет рука об руку с оригинальным духом граффити, родившимся в 70-е годы как своеобразный протест против власть имущих. Но времена меняются и сейчас граффити воспринимается по-другому. Поэтому многие деятели в сфере рекламного бизнеса нанимают райтеров для того, чтобы те создавали рисунки определенного содержания в поддержку нужного продукта. Clean advertising абсолютно легален и его можно расценивать как обычную работу для тех, кто хоть немного умеет держать баллон в руке.
«Беженец Стив Джобс». 2015 г.
Бэнкси. Стив Джобс – беженец. Пригород г. Кале во Франции (палаточный лагерь беженцев)
На окраине французского города Кале Бэнкси нарисовал Стива Джобса. Миллиардера он изобразил в культовой чёрной водолазке. За спиной тот держит вещевой мешок, а в руке — старенькую модель компьютера Apple.
Рисунок появился посреди палаток сирийских беженцев. В лагере для тех, кто ожидает, пустят их жить в страны Евросоюза или отправят домой.
Бэнкси. Стив Джобс – беженец. Пригород Кале
Почему же Стив Джобс изображён беженцем?
Дело в том, что отец Джобса — эмигрант из Сирии.
Так что послание художника адресовано тем, кто считает эмигрантов чужаками, которые только вредят их стране.
Но стоит лишь задуматься: если бы когда-то отца Стива Джобса не пустили в США, не было бы Apple и нескольких миллиардов налоговых отчислений. Уже не говоря о тысячах рабочих мест, которые возникли благодаря … сыну эмигранта.
Известные представители направления
В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:
- Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
- Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
- Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
- Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
- C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
- Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.
Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.
Blek le Rat
В Европе, куда в период расцвета в США тоже пришла субкультура граффити, был популярным мастер Blek le Rat из Парижа. В 80-х он начал рисовать на стенах Парижа крыс с помощью трафарета. Крыс он называл единственными свободными существами во французской столице, поэтому именно они были главными героями его сюжетов. Позже художник переключился на портреты – первым стал трафаретный портрет ирландца, кричащего на английских солдат, которые в него стреляли. Рисунок был сделан по настоящей фотографии-исходнику. С 2000-х годов регулярно проходят его персональные выставки по всему миру – в Лондоне, Лос-Анджелесе, Мульбурне.
Используйте граффити в брендинге и корпоративном стиле
Как мы видели, многие компании и организации используют стиль и приемы граффити для создания уникальных логотипов и брендинга, которые могут выделить их из толпы.
Хотя, как я уже говорил, логотип Олимпийских игр в Лондоне не был горячо воспринят людьми, все же он был динамичен, необычен, и выделялся среди предшествующих ему логотипов.
И даже дизайнеры такого гиганта спортивной одежды как Nike поняли, что граффити имеет большое влияние на брендинг. Выпущенная ими бейсбольная бита Perfect Game не просто уникальна, я бы ее назвал настоящим произведением искусства.
Конечно, очевидно, что не получится использовать стиль граффити для брендинга абсолютно любой компании. Всегда будут встречаться клиенты, для проектов которых данный стиль будет просто неуместен. Однако, пусть и не в таком масштабе, вы все же можете опираться на работы художников граффити — скажем, при работе с текстом или цветовой гаммой бренда.
И последнее, но не менее важное: как лучше всего одновременно сыграть на вашем собственном деле и вовлечь ту самую «субкультуру», против которой технически вы и работаете? Почему бы не попробовать оформить вход в ваш офис в стиле граффити?
ДИЗАЙН-СОВЕТ: Работаете ли вы на собственный бренд или выполняете заказ клиента, иногда использование техники граффити может оказаться козырем, который поможет вам выделить бренд среди остальных.