Франгулян, георгий вартанович

Дом Георгия Франгуляна

Особняк в два этажа расположен в поселке Снегири в Истринском районе. Он очень простой и в тоже время достаточно функциональный. На первом этаже — гостиная со столовой, а также просторная терраса. На верхнем: спальня хозяев, детская и гостевая.

Так как новый особняк строили уже на имевшемся участке и хозяева не хотели рубить любимые деревья, то и само строение получилось слегка вытянутым. Зато удалось сохранить все насаждения.

В гостиной преобладают белые цвета с коричневыми нотками. Труба камина, выложенного в центральной части помещения, специально закручена, чтобы обойти балку, расположенную на потолке.

Такой прием активно применялся в строительстве всего коттеджа. Проход в столовую повернут по диагонали, а стены под определенным углом друг к другу. И даже зеркало, купленное в Переславле-Залесском, в форме овала висит не для того чтобы в него смотреться, а чтобы в нем красиво отражалась поляна.

В столовой стоит большой деревянный стол и стулья, а так же антикварный буфет — такой же, как в отчем доме в Тбилиси. С потолка свисает оригинальной формы люстра, подчеркивающая индивидуальность помещения.

В коттедже много свободного пространства и света, который поступает из многочисленных окон. Их хозяин создавал много и старался делать по возможности большими и открытыми. Даже в спальне он «прорубил» окно в потолке, чтобы можно было любоваться рассветом и звездами по ночам. Спальня отделана вагонкой, вся мебель здесь изготовлена из дуба.

По данным ЦИАН в данном поселке можно приобрести недвижимость от 15 млн. до 25 млн. рублей и выше, но предложений очень мало.

Мастерская Георгия Франгуляна

В доме 1842 года постройки по адресу Земледельческий переулок, 9 расположилась мастерская народного художника РФ. Это строение досталось ему в аварийном состоянии, и приводить его в порядок ему пришлось более трех лет.

До этого момента скульптор одиннадцать лет работал в бомбоубежище на Ленинградском проспекте. Новое здание оказалось деревянным и чтобы хоть что-то здесь изменить пришлось пристраивать несущие стены и колонны. Сейчас эта мастерская является его вторым домом.

Просторная комната со вторым светом высотой в одиннадцать метров наполнена скульптурами, фресками и статуэтками — здесь мастер работает. На втором расположилась небольшая жилая часть

Здесь привлекает к себе внимание светлый камин, выложенный собственноручно Георгием Вартановичем. В отделке использованы изразцы, найденные в основании самого здания

Здесь же рядом есть небольшая галерея, экспонаты в которой можно не только посмотреть, но и потрогать. Только первый эскиз на надгробие Ельцину закрыт стеклом.

Спустившись вниз, попадаешь на просторный двор, в котором художник работает преимущественно летом. А отсюда уже можно пройти в другую часть здания, где у скульптора расположен уютный кабинет. Здесь установлено множество винтажных вещей, сохраненных из прошлого. На почетном месте стоит трюмо, принадлежавшее маме хозяина, а стол принадлежал деду — довольно известному доктору. Кресло и стулья привезены из Тбилиси.

В этой части здания есть небольшая спальня, соединенная с миниатюрной мастерской, на случай позднего окончания работы. На стене висит подаренный друзьями ковер, купленный в Тунисе, а у окна стоит небольшой столик, на котором было придумано и нарисовано большинство работ мастера.

В Земледельческом переулке сохранилось всего две исторические постройки, одна из которых принадлежит Георгию Франгуляну, а вторая не продается.

Основные выставки[править | править код]

  • 1967 — Первое участие в художественной выставке в Москве
  • 1984 — участие в Молодёжном соборе в Париже (Франция)
  • 1986 — «Московские скульпторы» в Национальной галерее Болгарии
  • 1990 — «В саду Миллеса», Стокгольм (Швеция)
  • 1990 — «50 anos de arte sovietico», Барселона (Испания)
  • 1991 — выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия)
  • 1992 — «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия)
  • 1993 — Персональная выставка «Скульптура Франгуляна» Российская академия художеств, Москва
  • 1993 — Персональная выставка «Rome» Палаццо Альбертони, Рим (Италия)
  • 1994 — «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия)
  • 1994 — Персональная выставка в г. Кольмар (Франция).
  • 1994 — «Белая скульптура и рисунок». Персональная выставка Галерея «Московская палитра», Москва
  • 1998 — Персональная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия)
  • 1999 — Персональная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия)
  • 2001 — «Иисус Христос» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2002 — Персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Москва
  • 2002 — Выставка, посвященная А. С. Пушкину, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва
  • 2006 — Персональная выставка «Георгий Франгулян. Пространство скульптуры» ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
  • 2019 — Персональная выставка «Георгий Франгулян. Твердая линия», Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург

Биография[править | править код]

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси в старинном районе Сололаки. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни:

Имеет армянское происхождение.

Бабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось всё, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определённую ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.

В 1956 году семья Франгуляна переехала в Москву. Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую «Вторую школу», известную тем, что помимо мощного математического образования давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников и Израиль Сивашинский. Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам запрещённых авторов, в том числе одного из любимых писателей Франгуляна — Исаака Бабеля. Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в Одессе в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали:

В школе также работал шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение скульптуры Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова. В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ — Георгия Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось ещё год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный почерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью.

Ещё учась в Строгановке, Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок. На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем в 100 выставках.

В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство. В то время в СССР существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в СССР стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если нужно, использует воск, стекло, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика.

Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков, отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали древние египтяне, создавая знаменитые фаюмские портреты. В своей авторской технике художник использует графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е годы Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» — оригинальные по своему образному воплощению функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни).

Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР, а также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.

Авторские знаки и премии[править | править код]

  • Знак музыкального фестиваля «Crescendo»
  • Премия «Выбор» правозащитного движения «Сопротивление»
  • Премия имени раввина Иммануэля Якобовица Конференции Европейских Раввинов (CER) — Тора из литого серебра
  • Поэтическая премия Московский счёт — бронзовая «Арка»
  • Премия журнала Огонёк — «Лучший вратарь года»
  • Серия подарков для членов правительства и глав государств
  • Медаль Данте биеннале мелкой пластики на тему Божественной комедии Данте в Равенне
  • Медаль международного конкурса Сергея Михалкова «Сегодня — дети, завтра — народ»

Работы скульптора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Государственном Русском музее, в музеях Сочи, Томска, Тбилиси, Тамбова, Бердянска, Калининграда, а также за рубежом — в Австрии, Венгрии, Болгарии, Италии и др. В частных собраниях России, Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии, Чехии, Болгарии, Австралии, Англии, Японии.

В фойе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора (1983).

Творчество[править | править код]

Мастерскаяправить | править код

Предмет отдельного интереса представляет собой мастерская художника, расположенная в старинном бревенчатом особняке недалеко от Арбата. Когда-то в соседнем доме работал Илья Репин, а Валентин Серов брал здесь уроки рисования. Помимо пространства мастерской, во дворе расположен литейный цех и галерея скульптурных и живописных произведений. Уникальное, живое пространство, созданное художником, несёт атмосферу прекрасного мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над повседневностью.

Во всех произведениях Франгуляна сочетается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, тонкая интуиция и высокая профессиональная культура, открытое жизнелюбие и склонность к профессиональному анализу. Фраза скульптора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств — определяет творческое кредо художника: «Можно разрушить храм, но каждая его часть будет нести в себе дух созидания».

Монументальное творчествоправить | править код

Основные монументальные работы
  • 1977 — «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза)
  • 1986 — фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза)
  • 1990 — «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом)
  • 1994 — аллегорические фигуры на здании Российской академии наук, Москва (бронза)
  • 1998 — памятник Петру I (Антверпен), Бельгия (бронза)
  • 1999 — памятник Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза)
  • 2002 — памятник Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза)
  • 2004 — памятник Елизавете Петровне, Балтийск (бронза)
  • 2006 — памятник Араму Хачатуряну, Москва, Брюсов переулок (бронза)
  • 2007 — «Ладья Данте», Венеция (бронза)[источник не указан 2729 дней]
  • 2008 — надгробие Бориса Ельцина на Новодевичьем кладбище, Москва (белый мрамор, голубая византийская мозаика, красный порфир)
  • 2011 — памятник Борису Ельцину, Екатеринбург (мрамор)
  • 2011 — памятник Иосифу Бродскому, Москва (бронза)
  • 2011 — памятник Исааку Бабелю, Одесса, (бронза)
  • 2013 — памятник Егору Гайдару, Москва
  • 2014 — скульптурная композиция «Белый город», Москва (нержавеющая сталь)
  • 2015 — памятник Дмитрию Шостаковичу, Москва (бронза)
  • 2015 — памятник Альберту Эйнштейну, Иерусалим (бронза)
  • 2017 — монумент «Стена скорби», Москва (бронза)
  • 2018 — памятник Анатолию Тарасову, Москва
  • 2018 — памятник Михаилу Афанасьевичу Булгакову, Москва, Большая Пироговская улица
  • 2019 — памятник Евгению Примакову, Москва
  • 2020 — памятник Каро Алабяну, Москва (бронза)

Станковое творчествоправить | править код

Одна из главенствующих тем в станковом творчестве художника — тема обнажённой натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в бронзе, реже в камне, дереве и керамике, детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.

Основные станковые работы
  • Серия фигурок «Чертики», керамика, 1965 г.
  • «Античный цикл», 1980 г. (Государственная Третьяковская галерея)
  • Натюрморты с включением конных статуй, 2001 г. (Собрание автора)

НАШИ ЛЮДИ

Янсонс, Карлис
Скульптура

латвийский скульптор

Янкелевич, Идель
Скульптура

бельгийский и французский скульптор и график

Янделл, Энид
Скульптура

американский скульптор

Якопо делла Кверча
Скульптура

итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения

Яковлев, Борис Иванович
Скульптура

русский и советский скульптор, работал большей частью в области станковой скульптуры

Якерсон, Давид Аронович
Скульптура

советский скульптор, график, оформитель

Яворский, Игорь Теодорович
Скульптура

советский и российский скульптор

Юрьевич, Сергей Александрович
Скульптура

французский скульптор русского происхождения; камергер при дворе Николая II

Награды[править | править код]

  • 1979 — Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке
  • 1982 — «Гран-при» Международного конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия)
  • 1986 — Орден «Знак Почёта»
  • 1987 — «Гран-При» Международного конкурса скульптуры (Познань, Польша)
  • 1988 — Приз жюри Международного конкурса скульптуры Центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
  • 1990 — Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
  • 1996 — Серебряная медаль Российской академии художеств
  • 1998 — Золотая медаль Российской академии художеств
  • 1999 — Диплом Российской академии художеств
  • 1999 — Золотая пушкинская медаль Союза художников Российской федерации
  • 1999 — Медаль муниципалитета Антверпена, Бельгия
  • 2004 — Заслуженный художник Российской Федерации
  • 2011 — Высший орден Российской Академии художеств Золотой крест
  • 2011 — Народный художник Российской Федерации
  • 2015 — Медаль Российской Академии художеств «За заслуги перед Академией»
  • 2015 — Золотая медаль Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»
  • 2015 — Орден «Серебряный крест» Общероссийской общественной организации «Союз армян России»
  • 2015 — Медаль Мовсеса Хоренаци за выдающиеся творческие достижения в областях армянской культуры, искусства, литературы, образования, гуманитарных наук
  • 2017 — Юбилейная медаль в память 100-летия геноцида армян
  • 2019 — Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector