Статья 225. бесхозяйные вещи

Бесхозяйная вещь

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.



Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности. Например, в случаях кода право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет собственника – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Выявили, что дальше?

Выявив объект и его хозяина, исполнительная власть подготовит проект решения. В решении будет:

  • кадастровый номер, вид, площадь, адрес и другие сведения об объекте
  • ФИО правообладателя, дата и место рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, номер СНИЛС, адрес регистрации
  • сведения о юрлице — правообладателе
  • документы, подтверждающие собственность выявленных лиц (если есть)

После подготовки проекта решения, в Интернет будет вывешено сообщение о праве заявить возражения относительно фигуры правообладателя. Затем, проект решения направят выявленному хозяину по предоставленному МВД (ФНС) адресу. Решение можно будет получить и под расписку. К слову, лицо будет считаться получившим решение, если конвертик почта вернёт отправителю. На возражения отводится 30 дней с момента получения (возврата).

Если возражений не заявлено, орган госвласти решает, кто же является правообладателем. Самостоятельно. Если же органом будут получены возражения, орган не примет решение сам, но пойдёт в суд.

Как приобрести право собственности

Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.

Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.

Недвижимость может не иметь хозяина, при этом право собственности ранее регистрировалось в ЕГРН. Перерегистрация в таком случае осуществляется по решению суда.

Чтобы стать собственником объекта, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Поставить объект недвижимости на учет вне зависимости от того, проживает ли кто – то из граждан в здании или нет.
  2. На втором этапе необходимо подать заявление по установленной форме.
  3. Подача иска на рассмотрение в суд, вынесение судебного решения, на основании которого заявитель сможет пользоваться имуществом и владеть им.
  4. Оформление документов и регистрация в Росреестре.

Лицо, получившие разрешение на пользование и владение брошенными объектами недвижимости будет считаться субъектом приобретения права собственности.

Если за время ожидания после подачи заявления о намерении оформить право собственности заявляют и другие граждане, а также муниципалитет, гражданин, подавший прошение первым, может подать исковое заявление на основании того, что: объект уже был ранее признан бесхозным, вещь обнаружена конкретным гражданином, который является претендентом на пользование и владение имуществом.

Подавать заявление в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования.

В частности, лицо, желающее получить право собственности на недвижимый объект, обязано подать соответствующие документы в государственную организацию, и выждать полгода, в течение которых может объявиться тот, кто в действительности является собственником. Если этого не происходит, суд принимает исковое заявление и начинается процесс его рассмотрения.

Признание права собственности на строение, у которого нет владельцев – сложная и длительная юридическая процедура, через которую должен пройти каждый гражданин или предприятие, а также муниципалитет, желающий оформить объект в свое владение. Важнейшим этапом является подготовка доказательной базы ,которая должна быть представлена в суде.

Процедура оценки ущерба имуществу описывается в статье: оценка ущерба имуществу.

Как происходит раздел имущества при разводе, .

С видами права собственности .

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Муниципальным образованием может быть приобретено право муниципальной собственности на такую вещь при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права муниципальной собственности осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. В случае если суд откажет в признании права муниципальной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Аналогичный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Если такие вещи находятся на территориях данных городов, то в Росреестр обращаются уполномоченные государственные органы этих городов. Полагаем, что данный перечень городов федерального значения необходимо дополнить таким городом федерального значения, как Севастополь.

3. Применимое законодательство:

— ГПК РФ;

— проект Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (см. URL: https://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/b52aab804cb7d2948585af12ac4184fa/pp.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=b52aab804cb7d2948585af12ac4184fa).

4. Судебная практика:

— Определение Свердловского областного суда от 22.05.2013 по делу N 33-5661/2013.

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

Пояснения

Присутствие в ЕГРП записей о наличии обременения/ограничения на момент направления заявления выступает в качестве основания для приостановления процедуры. Структура, уполномоченная на осуществления госрегистрации, прекращает процесс и незамедлительно извещает об этом территориальный орган власти. В случае поступления в ходе рассмотрения предоставленной документации сведений об аресте либо запрете законному владельцу осуществлять сделки с объектом, приостановив процедуру, также уведомляет об этом уполномоченную структуру местной администрации. Орган, прекративший процесс, должен известить заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество не регистрируется. При этом субъект может предоставить дополнительные сведения, выступающие в качестве основания для продолжения процедуры. При направлении уведомления законному владельцу, в нем дополнительно указывают, что цель отправки сообщения состоит в необходимости получения письменного отказа от объекта и возможностей распоряжаться и пользоваться им.

Что это такое?

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Если стоимость вещи превышает обозначенную минимальную стоимость – её присвоение может осуществляться через суд, в порядке возбуждения искового производства. Исключение составляет нахождение кладов, их присвоение запрещено законом.

Однако собственник земельного участка, на котором был обнаружен клад или лицо его нашедшее имеют право на материальную компенсацию. Для того чтобы её получить, также необходимо сдать находку в фонд государства, оформив её надлежащим образом. В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.

В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным.

При условии, что владелец объекта предъявит на него свои права – администрация может, как передать объект в собственность на основании решения административной комиссии, так и лишить его права на владение объектом. В этом случае претенденту на право собственности в отношении бесхозного объекта придётся обращаться в суд.

Рассмотрение дела

Разбирательство осуществляется с привлечением всех заинтересованных лиц. При подготовке к заседанию суд выясняет круг субъектов, которые могут предоставить сведения о принадлежности спорного объекта, направляет запросы в соответствующие организации. После установления факта отказа законного владельца принимается одно из следующих решений:

  1. Признать имущество бесхозяйным и предоставить его заинтересованному лицу, вступившему во владение.
  2. Передать объект муниципалитету или городу фед. значения. Данное решение принимается в отношении недвижимости.

Соответствующие записи вносятся в ЕГРП.

Что это такое?

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Если стоимость вещи превышает обозначенную минимальную стоимость – её присвоение может осуществляться через суд, в порядке возбуждения искового производства. Исключение составляет нахождение кладов, их присвоение запрещено законом.

Однако собственник земельного участка, на котором был обнаружен клад или лицо его нашедшее имеют право на материальную компенсацию. Для того чтобы её получить, также необходимо сдать находку в фонд государства, оформив её надлежащим образом.

В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.

В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным.

При условии, что владелец объекта предъявит на него свои права – администрация может, как передать объект в собственность на основании решения административной комиссии, так и лишить его права на владение объектом. В этом случае претенденту на право собственности в отношении бесхозного объекта придётся обращаться в суд.

Бесхозяйная вещь

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности. Например, в случаях кода право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет собственника – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Заключение

После госрегистрации права собственности (кроме государственной/муниципальной) уполномоченный орган в пятидневный срок направляет в исполнительную структуру города фед. значения или местного самоуправления извещение. Операции осуществляются в порядке, установленном для уведомления законного владельца о внесении записей об обременении/ограничении, введенном не по инициативе последнего. При проведении госрегистрации прав муниципальной/госсобственности на объект, уполномоченная структура обязана направить извещение субъекту, отказавшемуся от законного владения. В уведомлении указываются реквизиты судебного решения, в соответствии с которым была осуществлена процедура. Операции осуществляются по правилам, предусмотренным для уведомления собственника о выполненной процедуре госрегистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ на земельный надел либо долю участка, от законного владения которыми отказался прежний хозяин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector